отчет Город не велик, не мал. Путешествие в Нарьян-Мар. Часть 1.
Куда ехать, куда ехать? Неопределённость цепко захватила мой мозг. Жена Алеся периодически спрашивала, - "Куда едем в этом году и когда?". Мои мучения в первую очередь были по поводу мотоцикла. Трансальп с прошлого года стоял полуразобранный и на ремонт мотора я так и не выделил время и финансы. Работа и лень овладели моими телом и разумом. Ничего страшного, успокаивал я себя, есть Явы. В крайнем случае поедем на одной из них, не в первый раз. К июлю месяцу подошёл плановый отпуск Алеси, но я не готов и мы решаем отложить отпуск на начало августа. Предварительно я сообщил что едем на Кавказ, Дагестан и в секретных планах, в Азербайджан. Но Азербайджан так и не открыл наземную границу. Время шло и не ждало. Я периодически обращал свой взор к небесным силам и спрашивал, - "Куда? На чём? Когда?". В ответ Кавказ запретили и указали на северо-восток. А точнее Нарьян-Мар. Ну и как не захватить тупиковое направление, это Архангельск. Между тем, примерился к мотоциклу товарища БМВ F800GS, который был выставлен на продажу. Проехались с Алесей по лесу, гравейке и асфальту. Вроде неплохо, но что-то не зашло. Не наш. И вот небеса проделали свою работу и в местном кругу Слоноводов предложили Априлия Капонорд 1000. К слову говоря, я к тому времени уже накопил информацию о нём, просматривал ролики и имел представление что это за зверь. Даже договаривался об осмотре такого мотоцикла на продаже, но его состояние не заинтересовало меня. И вот встреча с моим будущим другом! Красавец, с виду и на словах ухожен, инжектор, 100 лошадей, 6 передач, надёжный мотор не кушающий масла, прекрасная посадка как для меня так и для пассажира, хороший свет. Всё чего не хватало в Трансальпе. Беру. Это я знал ещё до осмотра, это судьба. Послушный, мощный Нордик, как я его назвал, радовал всем. Около месяца я его обкатывал, тестировал, залезали с Алесей на бездорожье и получали только удовольствие. Правда в песке было тяжело, не его это, особенно с двойкой и гружёным. Ближе к выезду я добрался до осмотра и обслуживания мотоцикла. И тут выявились неисправности. Подшипники в прогрессии давно без смазки и люфт в нижней опоре амортизатора. Всё смазываю, так как подшипников нет и собираю обратно. Делаю заказ на один подшипник в Москве у Мишутки, с мыслями по дороге заехать и положить его в ЗИП на всякий случай. Передняя вилка также безбожно стучала, пришлось разбираться в чём дело. А дело оказалось в регулировке конусных подшипников, которые меняли до меня. Поменял масло в перьях, собрал необходимый инструмент, на перед поставил старую зубастую резину Хайденау Скаут К60, которая досталась в подарок к мотоциклу. На заднее колесо решил купить тоже злую резину Мишелен Вайлд, но в Москве. Всё же дешевле долларов на 40-50. Время выезда вышло на среду 9 августа. Спокойно собираемся, я еду в гараж подготавливать мотоцикл, Алеся собирает вещи и еду дома. В обед она приезжает в гараж и мы уже вместе пакуем кофры и равномерно распределяем поклажу по мотоциклу. Беру с собой сапёрную лопатку, ОЗК бахилы, набачную сумку, сзади три кофра и три гермомешка. Видя как я увязываю гермомешки, сосед Андрей вручает мне дополнительные стяжные ремни, которые очень кстати пригодились. Спасибо Андрюша.
Сосед Денис делает съёмку прощального выезда и мы прорезая городской час-пик, ведь уже семь вечера, выезжаем на московскую трассу. Делаем привал-ужин на АЗС и радуемся что начали новое путешествие.
Алеся прикалывается.
У нас есть гарнитуры для общения в пути и нам удобно общаться. Первые километры после нескольких фраз замолкаем и едем со своими мыслями. У каждого в голове что-то творится, мысли прыгают то туда, то сюда, а не забыл ли чего, а как мотоцикл, а что у родителей, да ну эту работу, нужно и отдыхать и тп. Чему быть, того не миновать! Ещё засветло подъезжаем к границе. Алеся засекает протяжённость очереди из фур и выдаёт 16 км. Ого! Сочувственно просачиваемся сквозь это ого, показываем на Российской меже паспорта и гоним до нашей любимой столовой "Белорусская кухня" в Мушковичах. Квк всегда хвалим поваров и богатый выбор вкусностей. Уже темно, около 11 вечера и мы решаем остаться в соседнем отеле. Мотоцикл вне всяких похвал, ехал бодро и нам было очень комфортно.
Утром сходили в столовую, покушали и взяли с собой еды на обед. Ну очень там вкусно готовят и цены приемлемые. По плану заехать в мотомагазин к Мишутке, забрать подшипник, затем на минутку заехать к другу детства и потом на ночёвку к однополчанину Саше на дачу под Дрезной. На выезде из Москвы у Измайлововского парка заезжаем проверить, а не пришла ли моя резина ? Менеджеры ведут себя немного по-московски и точно сказать не могут, когда будет покрышка. Говорят должна быть завтра 11 августа. Нам 80 километров и мы в гостеприимных объятиях Саши. Но самый радостный, это бульдог Кай. Есть кому почесать и есть для кого похрюкать.
11 августа пятница. День ожидания и неопределённости. Хочется двигаться дальше, но приходится ждать информации по покрышке. Многочисленные звонки на фирму ни к чему не приводят. Ну не знают они когда машина приедет из Казани (склад у них там), когда водитель привезёт резину в магазин. К концу дня я перехожу из режима ожидания в режим отдыха. Смысла на ночь ехать в магазин, если её привезут к закрытию, нет. Решаем что спокойно поедем утром, переобуемся и поедем под Муром на мотовечеринку "Синий вечер на Колпи". Это река такая, Колпи. Саша с женой уговаривают остаться и съездить куда-нибудь отдохнуть на машине, но мы и так уже зависли по времени. Ведь у меня в голове постоянно просчитывается маршрут, время, сроки и тп. Задержка на сутки чревата сбоем в цепочке путешествия. Нет, мы не гоним к конкретному времени в конкретное место, мы в режиме лайт, но нужен запас, чтобы в конце этот лайт не превратился в хард. Утром подтвердили что резина нас ждёт. Снова возвращаемся в Москву. При магазине шиномонтаж. На шиномонтаже работает Егор с которым я предварительно договорился об переобувке. Кто приезжает в Москву наверное тоже видит некое высокомерие местных. Хотя большинство приезжают работать сюда из глубинки и приезжают вполне душевными, но этот город делает из них жёстких, холодных людей. Уж простите, но как есть. Егор вначале холодно и сухо принял меня как клиента, ведь ему приходится встречать разный контингент по работе. Но потом мы вместе сняли колесо, он переобул его в новую резину и немного пообщавшись он оттаял и общение стало намного приятнее. Я оставил старую покрышку ему на хранение, пообещав что вернусь за ней. Со спокойной душой мы снова едем в сторону Нижнего Новгорода. Прошло достаточно времени, а расстояние до Колпи приличное с учётом незнания местности. 300 километров и мы уже в темноте пытаемся найти место дислокации мототусовки. Два часа потратили на поиски из-за некорректной схемы проезда. Нас встретила подгулявшая компания. Часть уже спала, часть завершала трали-вали у фортепьяно. Да да, на поляне стояло фортепьяно, которое каждый год хотят сжечь. Как нам сказали, есть нет, пить есть. Мы достали еду, плеснули пару капель коньяка и улеглись спать. Утром, пока мы встали, половина людей уехало.
Воскресенье. Меня одолевали смутные мысли. Лёгкие переживания, что я не поехал по маршруту в сторону Сыктывкара, а ушёл на юг и теперь нужно возвращаться по той же дороге и уходить на север. Но там наверху всё видят и знают. Значит так должно было быть. Едем на Кинешму в уже знакомое место на берегу реки Волга. Мотоцикл радует, на нём так не устаёшь как на Трансальпе, по крайней мере ногам комфортнее.
13 августа вечер воскресенья-14 августа. Понедельник. Заволжск - Никольск. 430км.
Город Заволжск и Волга. Место нам знакомое. Разбили лагерь, уселись у костра снова ругая людей, которые устраивают срач, где отдыхают. Через реку огни Кинешмы радуют глаз и мы вспоминаем, что ровно год назад, в этот же день, мы здесь остановились. Это знак! Значит всё как надо и там наверху с нами. Вспомнили как впервые увидели тут спутники Илона Маска. Погода все эти дни была вполне комфортная, не жарко и не холодно. Сегодня вечером слегка слегка что-то капнуло.
Вторая ночёвка в палатке, утром сборы и путь в сторону Сыктывкара. Решаю ехать не по федеральной трассе до Кирова, а свернуть в Шарье на север и через Великий Устюг выехать на трассу Киров-Сыктывкар-Ухта. О боже! Хотелось проехать местными дорогами, но это было издевательство, а не дорога. Убитый, побитый, горбатый асфальт. Неужели не хватает денег для себя? С горем пополам доехали до Никольска. Пора швартоваться на ночёвку. Заехали в гостиницу "Камелия", услышали ценник за ночь и быстро удрали в забытую временем гостиницу "Юг", времён СССР. Душ и туалет в номере, стол, стулья, шкаф, приличная кровать. Нам этого более чем достаточно.
Никольск Вологодской области словно из старой России, но вполне приличный провинциальный городок на берегу реки Юг. Пока мы ехали Алеся сделала заключение что название Великого Устюга и произошло от реки Юг, где она сливается вместе с рекой Сухона и образуется Северная Двина, которая впадает в Белое море возле Архангельска. Интересно вот так вживую изучать географию, видеть, проживать, чувствовать окружающий тебя мир. В последствии мы обратили внимание что в этих северных широтах многие населённые пункты названы с приставкой "усть", что значит в устье реки. Усть-Цильма, Усть-Лыжа, Усть-Ижма.
15 августа. Вторник. Никольск - Сыктывкар. 600 км.
Продвигаемся дальше на север. Впереди город на слуху, родина Деда Мороза, Великий Устюг.
Дорога прорезает край города, но мы решаем проехаться по нему и посмотреть место слияния рек Сухона и Юг. В городской черте заканчивается асфальт и мы по пыльной дороге упираемся в паромную переправу. Ощущение что мы не в 2023 году, а в 1923-м. Думаю что лет через сто тут построят мост. Стоя на берегу, наши взоры обращены на гору Гледен на которой находился древнерусский одноимённый город. В 9-м, 10-м веке здесь образовалось финно-угорское поселение и затем сам город. Но со временем река Сухона подмывала правый берег и люди переселились на Чёрный Прилук на противоположном берегу, где сейчас находится Великий Устюг. Вот так мы познаём что-то новое для себя.
Едем дальше. Город Котлас, как потом оказалось, знают некоторые мои знакомые, которые были там во времена СССР. Город индустриальный, это видно проезжая через него по дороге А-123. Кругом железные конструкции, промышленные зоны, железнодорожный узел, тут река Вычегда впадает в Северную Двину. Это уже Архангельская область, а некогда называвшийся город Кодлас, стал Котласом и если покопаться в истории, тут кругом были финно-угорские поселения. Естественно и названия населённых пунктов и рек соответствующие. И ещё чем интересны здешние места, тут проходил водный путь Голландских и других заморских купцов из Архангельска в Вологду по Северной Двине и Сухоне. Проезжаем Коряжму (красивое название) и снова Никольск, только уже Архангельской области. Мы могли бы в Коряжме переехать через понтонный мост и выехать по убитой дороге уже за Сыктывкаром, тем самым сократить путь на 120 км. Но кто-то мне советовал не ехать той дорогой, мол там дорога лесовозов, сами понимаете какая она без асфальта, да и навигатор говорил что по времени выигрыша практически нет. Петляя по извилистой красивой дороге, останавливаемся на обед в лесу. Тут нам и брусника и черника. А ещё я наткнулся на миллион лисичек. Подозвал Алесю и она ахнула, сколько их кругом. Стоя практически на лисичках мы набрали пакет грибов, в надежде их пожарить вечером.
Заканчивается Архангельская область и мы останавливаемся у большого знака-стелы республики Коми. Рядом тормозит джип и оттуда с восклицаниями выходит мужчина и мальчик лет 13-ти. Они восхищены увидеть нас тут, фотографируют нас на наши телефоны, мальчика на мотоцикле, расспрашивают про путешествие и предостерегают от медведей. При слове тут есть медведи, у Алеси загораются глаза и потом всю дорогу она высматривает их в лесу. Уж очень она хотела их увидеть, но естественно боялась встретится лицом к лицу.
После стелы дорога становится военной. Не думаю что немцы её бомбили, наверное град побил. Но скоро выезжаем на трассу Р-176 Киров-Сыктывкар-Ухта и дав газу уносимся на север. Уже стемнело, в стороне остался Сыктывкар, температура понизилась, накрапывал мелкий дождь. Место для палатки в таких условиях найти проблематично и мысли про мишек навело наше желание остановиться в гостинице. Звоню по разным номерам и нахожу в Сыктывкаре на улице Мира 64 небольшую гостиницу на первом этаже жилого дома. Нас хорошо встретила администратор и поселила в последний оставшийся номер. На общей мини-кухне мы жарили грибы и старались чтобы запах от них не разбудил уже спавших постояльцев, а иначе пришлось бы делиться со всеми 🙂 . Покушали в номере, попробовав какой-то вкусный напиток из магазина. Спать.
16 августа. Среда. Сыктывкар - Кожва. 570км.
Теперь я открою вам нестрашную тайну. Подозреваю что большинство из вас этого не знали. Знаете кто такие Зыряне? Ага! Полезли в поисковик? Так вот, жители республики Коми и есть Зыряне. Зыряне это финно-угорский народ России, коренное население Коми. Теперь сами почитайте об этом в интернете. Недалеко от Сыктывкара есть город Евма, а сразу за городом, на развилке, есть АЗС и очень хорошее придорожное кафе "Татьяна". Рекомендую. Дорога далее вполне хорошего качества. Проехали через центр небольшой Ухты, проехали Чикшино и тут асфальт закончился. Дорога белая словно в муке.
Где-то недалеко ходили грозовые тучи, мы даже слышали гром, но дорога была сухая и пыльная. Ехать за большегрузом нереально. Приходилось пережидать и ехать в гордом одиночестве. Только встречные машины периодически покрывали нас белыми облаками. Нужно обязательно заправиться и в посёлке Изъяю я нахожу АЗС. Спрашиваем где тут можно остановиться на ночлег и нам подсказывают хорошее место на базе "Альфатранс". В этих местах всё заточено на вахтовиков, которые приезжают работать на север и я вам скажу, условия для проживания оказались довольно хорошими.
Дежурный мужчина принял нас как родных, поселил нас двоих в просторный 4-х местный номер, показал где душ, туалет, питьевая вода из артезианской скважины и цивильная столовая. Мы переоделись и пошли кормить местную мошку. Надолго нас не хватило и мы вернулись в столовую, где нам также были очень рады. Вот приятно, когда кругом такое доброжелательное отношение. Ещё светло у нас много времени на вечерний отдых. Алеся особо изучала самую значимую достопримечательность Коми, девственные леса. Оказалось что сейчас мы в самой близости от этих лесов на нашем пути, до них около 50 километров и расположены они на другом берегу Печоры. Это самые большие нетронутые леса в Европе и это первый российский природный объект, включенный в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
17 августа. Черверг. Кожва - паром Усть-лыжа 85 км. Водный путь 60км. Парма - Усинск 10 км.
Выезжаем не очень рано. Нам нужно проехать всего 85 км до парома. Время отправления зависит от загрузки. Сам паром идёт сначала по реке Печора, потом по реке Уса около 5 часов. Что интересно, в Беларуси тоже есть река Уса. Дорога гравийная и достаточно ровная. Часа через полтора мы спустились к реке и к берегу был пришвартован один паром. Сумму за перевозку мотоцикла мне назвали 2000 рублей. Немного погодя подошёл ещё один паром и в переговорах с молодыми ребятами, которые для консультации бегали к капитану, нас согласились перевезти за 1000 рублей. Первый паром уже практически был заполнен, а наш так и стоял только с моим мотоциклом. Мне сказали, что если никого не будет, повезут одних нас. Я взялся наколдовать им машин и долго ждать не пришлось.
Первый паром уже отчалил, а мы потиху заполнялись. Пока ждали, я взял у ребят спиннинг и пытался словить рыбу на вечер. Но остался без улова. Мы отчалили. На борту оказался ещё один мотоциклист на мало кубатурном мопеде. В пути мы познакомились с Михаилом из Ухты, который не имея категории "А" проходил "Зырянскую тропу", для чего нужно выполнить ряд условий. Сейчас его цель, достигнуть северного полярного круга. Мы обменялись контактами, мало ли что!
Пока шли по воде, я созвонился с хозяйкой квартиры в Усинске, которая сдаётся посуточно. Цена ниже гостиничной, нет проблем с оформлением, нам никто не мешает. Одни преимущества. Причалили к берегу. 10 километров до Усинска. Миша уходит налево в сторону Нарьян-Мара, а нам в центр. Уже темно, но город в огнях и на въезде очень чистый и аккуратный. Вдруг сзади мне моргают фарами, думал мешаю, но мне дают знать, чтобы я остановился. Паркуюсь у обочины и из кроссовера радостное лицо предлагает помощь. Максим тоже мотоциклист и увидев нас специально развернулся и догнал. Нас это конечно приятно поразило. Спасибо Максим! Мы обменялись номерами телефонов. Квартира была рядом. Пока заселялись, к нам заглянул человек за оплатой. Квартира была супер. Сходили с соседний магазин, закупились на вечер и на завтра. День был лайтовый, но с впечатлениями. Долго сидели на кухне и вели разговоры под "Таёжный Романс". Завтра самый тревожный и волнительный путь в Нарьян-Мар, поскольку мы не знаем что от него ждать.
Конец 1 части.
- 8
5 Comments
Recommended Comments
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now