Босния и Герцеговина.
Хоть горы Маглич я не видел, но бездорожье нашёл сразу. Дороги в Боснии почти, как в Албании, только без красной глины. Грязно, словами не описать, но не от глины.
Боснийцы выбрасывают мусор себе под ноги, и так он лежит вечно. Дорога R433a, R433, R425 примечательна не только отсутствием асфальта на сотни километров, она параллельно имеет дороги. Зачем? Нет, не угадаете, не тужьтесь, ответ отгадать не возможно… Для воровства леса. Вся горная Европа отапливает дровами, практически во всех странах, которые сейчас проехал. Воровство везде!!!

А осенью, этот вопрос самый актуальный, ведь по ночам в горах не более 3 градусов тепла. Пока пытался проехать по лесовозкам, попал на останки подбитой техники гражданской войны в Югославии, а рядом с искореженным металлом зенитки, военное кладбище. Одни мужские имена, все погибли в 1992 году. По количеству фамилий на обелиске примерно рота. Возраст погибших от 16 до 76 лет.

Вспомнил фильмы Куштурицы. Прокрутил в голове. Тогда было смешно, что просидели в подвале 40 лет не знали, что война закончилась, сейчас стою и думаю, на Украине уже больше чем Отечественная война, и мысль о 40 годах не смешна. Смешно или страшно – зависит от жизненного опыта. Мне страшно от того, что фильмы Куштурици теперь для украинцев не смешны…

На одном из множества перевалов дороги R433 разбросаны большие камни разной формы. На некоторых ели, ели видны следы рисунков. Некрополь. В Боснии, Хорватии, Черногории, и Сербии таких могил десятки тысяч. Называются они Стечки. Этим камням от 700 до 900 лет. Стечки охраняются Юнеско, и даже рядом с надгробиями валяется табличка.

А еще попадаются могилы 1942 года, с фамилиями убиенных, в той войне фашистами. Могилы, это то, что остается после войны, дольше всего. Новые поколения, интересы народов меняются, народы мирятся. Лишь могилы и сущность человека не меняется.
Хорватия.
Еду от холодных осенних гор немного погреется на берег средиземного моря. Нахожу место в 20 метрах от моря, с зарослями кустарника на котором висят, как в магазине огромные красные плоды граната, только без ценников и грузинских джигитов, как на московских, или киевских базарах.
Съедаю несколько плодов кислятины, и вспоминаю, что клялся в Молдавии - халявой не объедаться. Вечером вышла луна и проложила по морю дорогу со света – от меня прямо к себе. Теплынь под 30 градусов, сверчок, не зная календаря, выдает осень за лето своим стрекотанием. Я утром не лезу под все одежды, наоборот, вылезшая пятка со спальника вполне комфортно себя чувствовала. Рай. Но мне неймется.
И вот мой мотоцикл везет меня опять в горы, теперь к самым высоким вершинам Хорватии горе Динара 1831м и Троглав 1913м. Проезжаю курортное побережье, набираю высоту, нахожу не туристическую дорогу на вершину (Есть дорога ещё и с красивыми табличками). Еле заметный поворот с асфальта на гравий, с опущенным шлагбаумом без всяких запрещающих знаков. Дорога с гравия переходит скорей в дорогу с тёсаного камня, много серпантинов, уклон до 30% не более. Через 10 км затяжного подъема, на очередной остановке для охлаждения двигателя всматриваюсь в покрытие дороги. Часть, по бокам уже заросла травой, а ведь когда-то дорога была вдвое шире. Да и остальная поверхность не видела колес, наверное, уже не один год, промоины тонкие. Промыть вода больше не может, фактически еду по оголённой скале, но если бы проехала машина обязательно разрушила, хоть чуть-чуть стенку промоины. Так блуждая взором по дороге, попадаю глазами на выгоревшую на солнце табличку.
Начинаю читать, у-у… перечитывать и еще раз все по буквам… мины. Блин, проезжаю еще немного, еще табличка, теперь без сомнения кругом мины. Стою, стараюсь проанализировать ситуацию. Хм, на такой скале мину не зароешь. Если была растяжка, то за 30 после военных лет уже бы кто-то напоролся, да и когда ставили знаки ездили по дороге. Вывод: дорога точно чистая, а вот на обочину ни шагу, или срочно возвращаться?

Вспоминаю рассказы со школы о зверствах фашистов, и комок в горле, словно в те времена на машине времени меня перенесли. Проезжаю деревню, заканчивается лес, вижу, сидит в 20 метрах лиса и не убегает, но у меня же прямоток! Она, что человека не видела? Хотел ее сфотографировать, смотрю, а под ногами свежий помет медведя, ещё пар идет. У-у это хуже мин!
Бросаю лису. Еду дальше и дальше в надежде встретится с пограничниками и повернуть обратно. Но пограничников или хотя бы чего-то, напоминающего границу я не видел. Выйдя на хребет, поехал по нему дальше, минуя дзоты. Проехав несколько километров, смотрю в GPS. Бля…ць. Да я уже давно проехал границу и нахожусь опять в Боснии и Герцеговине, только теперь незаконно.
Давай срочно назад, пока не поймали погранцы, за переход границы точно посадят! Так в ручку газа закрутил, что слышу, как пробивает задний амортизатор, тут цепляю камень чем-то снизу мотоцикла, и прихожу в себя. Спокойней! Смотрю GPS. Закон восстановлен, я опять в Хорватии. Теперь ищу вершины Динару и Триглав. Не смотря, на то, что обе горы почти рядом Динара 1831м на 50 метров ближе к Хорватии, а Троглав 1913м к Боснии и Герцеговине. Поэтому Динара самая высокая вершина Хорватии.

Ночь была самая холодная за всю поездку, ведь я на высоте свыше полутора километров. Натянул все, что вез, а спать не спится – холодно. Дождавшись утра, начинаю собираться. Кругом все белое, вода в бутылке немного замерзла. Еду медленно, потом метров 100 толкаю мотоцикл, потом опять еду 10км. Тут вижу домик, на котором написано кафе, а с трубы идет дым. Захожу, никого нет. Видно, что в кафе целую ночь, шёл праздник, и ещё никто не убирался. Думаю, если не куплю чай, то хоть погреюсь, пока не выгонят. Минут через 10 заходит мужик. Объясняю, что хочу чаю. Он на плохом русском языке, говорит, что рад мне, что будет и чай, и к чаю. Не спросив, что я хочу к чаю, а я хочу все, что у него есть, накрывает поляну, с водкой, горячим типа пловом, ветчиной, фруктами и чаем с типа кексами и конфетами. Говорит, что вчера его дочь вышла замуж. Я приношу свой телефон переводчик, и через 5 минут, мы общаемся, словно 100 лет знакомы. К сожалению, забыл, как звали хозяина кафе.
Сразу пошел разговор об Украине, и конечно о Донбассе. Говорит, я понимаю, что там делается лучше, чем ты, я это уже когда-то пережил. Говорю, там продолжается то, что было на майдане 5 лет назад, только в Киеве с этим были согласны, а в Донецке нет. А он мне – э-э и вы теперь выражаетесь осторожно, чтобы не убили. Говорю, убить может, не убьют, а окна побьют, так точно. Смотрю, уже третья стопка пошла, я от водки отказался сразу. Хозяин развеселился, говорит здесь тебя не побьют. Скажи честно, американские оккупанты Украину захватили? Так эти америкосы Югославию тоже! Здесь такое, тебе никто не скажет, разве в Сербии, а думают так многие. Возражаю ему, ну теперь вы самостоятельная Хорватия. Что, самостоятельная, криком он! Пол страны разрушено, пол страны заминировано. Кто америкосам прислуживал - патриоты! Теперь у корыта! Знаешь, какая мафия управляет Хорватией! А у вас патриоты есть, они тоже все теперь у корыта?
Говорю я родом с западной Украины, меня с детства воспитывали патриотом. В школе патриотом советского союза, во дворе патриотом независимой Украины. А когда советского союза не стало, я узнал, что больше всего коммунистов на душу населения было в львовской области, а кандидатов в коммунисты в тернопольской, это и есть западная Украина, где больше всего и всегда этих патриотов. Поэтому цену этим всем патриотам, давно знаю. Смотрю, хозяин бутылку допивает, и почти со слезами говорит, а знаешь, что о патриотах в библии написано? Что? Привели к мудрейшему Моисею двух женщин, и обе орут, что ребёнок её. И просят Моисея определить, какой из женщин отдать дитё. Моисей, говорит, надо ребёнка разрубить надвое и отдать одну часть ребёнка одной матери, другую часть другой матери, так будет справедливо. Одна мать обрадовалась, вторая говорит, не рубите дитя. Отдайте целого ребенка иной матери, а не мне. Тогда Моисей сказал, хоть орали вы обе, мать та, что убить не дала.
Вот так и наши патриоты, будут рвать до конца. Независимость, то есть им корыто, свыше всего! Самый большой патриот в истории был Гитлер. Кто больше него германию любил? А? А после него немцы доныне вину искупают, ни армии, ни внешней политики, без разрешения америкосов, а за войну поляки еще и денег требуют. Тут вошла женщина равносторонняя, ну в смысле в ширину, длину и в высоту где-то по метр восемьдесят, и начала орать на хозяина кафе. Он, что-то сказал, и она рванула его за воротник, а другой рукой меня за рукав и потянула нас на выход. Я в принципе, с вежливости не сильно сопротивлялся, хотел расплатиться. Мы с хозяином оба еле пролезли в дверь одновременно. На пороге женщина меня отпустила и со всего маху дала рукой по голове хозяину кафе. Потом развернулась с замахом ко мне.
Я начал говорить на русском, мол, гость я. Её на замахе словно ударило током. Она развернулась, и начала толкать хозяина кафе в спину и гнать его через дорогу в дом напротив. Я вспомнил, что телефон остался в кафе, зашел, взял телефон, вышел. Женщина увидела, что я ходил в кафе, дала мужику в ухо и начала возвращаться ко мне. Блин, у меня в одной руке, телефон, в другой вилка с мясом. Сунул что в рот, что в карман, а вилку куда? Замешкался. В кафе отнести, не успею, надо было ее оставить когда телефон забирал. В карман сунуть, подумает вор, на землю бросил, а она в трёх шагах! Ключ в замок зажигания, стартеру старт, поворот, первая, вторая, третья передача. Разбирайтесь сами.
Еду и думаю, это точно самый опасный момент в этом путешествии, да что в этом! А может этот мужик совсем не хозяин этого кафе? Включил шестую передачу, добавил газу.
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now