Греция. Говорящий на русском таможенник редкость. Но эта гадость, не только говорила, он сразу прицепился, где я работаю в Греции.
Дам совет – лучше сами сразу отдайте несколько евро за автобан, чем проклинать знаки, ведущие в Салоники. Следуя знакам, вам не всегда удастся выехать, даже на то место, где вы съехали с автобана, не то, что бы продвинуться вперед. Поверьте на слово. Салоники я проехал, вдоль, а потом возвратился этим же вдоль только на километр южнее. 40% транспорта двухколесные. И 90% из них до 125 кубов. Среди улиток мотороллеров, мой рычащий по львиному козел, был на высоте по скорости. На фоне лениво сидящих людей, в летних кафе, все остальные куда-то страшно спешат, словно два параллельных города в одном месте и в одно время. Запахи еды у меня вызывали слюни, тогда я из торопливых присоединился, к ленивым людям. Съев кусок пиццы, ехать от сюда не хотелось, но меня ждал Олимп, самая высокая гора Греции.
От Салоник дорога долго лезла вверх. Качество покрытия – Аля-Украина, в селах плохо заасфальтированные поперечные рвы от коммуникаций, коровий помёт раскатан скользкой плёнкой по всей дороге, на 100 метров дороги 101 поворот объезжая каждую хату. И вот в какой-то момент дорога выходит из леса и перед глазами огромный горный массив в лучах восходящего солнца. Есть указатель на гору Олимп. Сначала я еду асфальтным серпантином, потом по глиняной дорожке выезжаю на гравиевый серпантин, идущий на Олимп. Уклон местами до 30%, между стеной и обрывом не более 3 метров. Если уметь ездить, можно и на Голд-винге здесь ехать, главное не пробить картер, выскочившим из-под колеса камнем. Так в гору и гору двигаюсь 20 км. Температура падает, закладывает уши, чем выше, тем сильней ветер.
Мотор греется, как утюг, часто останавливаюсь, тогда на холодном ветре, выхлопной коллектор, сужаясь, трещит. Как трещать перестал, завожусь и еду дальше. Сначала красивейшие виды с высоты. Потом под ногами пролетающая туча, заволакивающая, словно дымом, все красоты внизу. Глазам остаются только переливы горной породы с красными и почти чёрнимы прожилками, на серой стене скалы. На высоте выше 2км, перевал, с которого дорога немного уходит вниз, а потом опять лезет вверх. Ветер на перевале сдувает с ног. Я остановился, что бы мотор остыл. Смотрю, подходит странный мужик, с бородой и в руках с большой палкой. Что-то говорит и тянет меня в сторону за руку. Отойдя метров 50, пропадает ветер, намного теплей, а главное два камня, как два стула возле огромной стены горы. Я вспомнил, что в телефоне есть гугл переводчик, с нужной начинкой словарей. Сначала беседа шла очень медленно, но потом мы приловчились. Он пастух, который здесь на высоте ищет заблудившуюся овцу.
Я путешественник, приехавший в Грецию посмотреть место, где родилась демократия, основы правового государства, где жили предшественники современного общества. Пастух только засмеялся, ничего здесь не родилось, все было до людей, есть и будет. Говорит мне, ты что думаешь, люди могут, что-то придумать? Они могут лишь понять или ещё не понять, то, что давно уже существует. Хм…Демократия? Перебивая, говорю, говорят лучше ещё не придумано. В ответ – и не будет придумано, в демократии есть отрицательная обратная связь – делаешь не правильно, другой раз не выберут. Я прямо вскипел, а чего тогда столько не справедливости и беззакония, если демократия такая хорошая. В ответ, демократия лишь формула, одни не знают, что с ней делать, другие пользуются этим незнанием, и самое главное человек обычно винит в своих ошибках, кого угодно, но не себя, а тут, что выбрал, то и терпи. И то, что большинство всегда само виновато в неправильном выборе, а он всегда неправильный, всегда могло быть лучше, останавливает это большинство искать виноватых. И вот это чувство неправильного выбора, своей ошибки, лучшее лекарство терпимости, для большинства людей. Говорю, а я верю, что будет, что-то лучше, чем демократия, ну.. например коммунизм, или еще чего люди придумают? Говорю тебе, ничего люди не придумали, все давно существует. Тот же коммунизм, был, есть и будет. Спрашиваю есть? Да, есть. Вот скажи, он ко мне, ты, что дома ешь и одеваешься только на те средства, которые зарабатываешь? А кто кормит твоих детей, жену, родителей? Не ты ли? А твоя жена, разве воспитывает, только своего ребёнка, а не ваших детей? Каждый в семье приносит в дом для всех домашних, всё, что может принести, и берет с дома, столько, сколько ему надо. От каждого по способностям, каждому по потребности. Ну, говорю, так это семья, в обществе разве так бывает? Говорит, бывает, когда-то добывали мамонта молодые мужчины. А потом ели этого мамонта, всем племенем, по-нынешнему, всем народом, все и дети и старики. Сегодня фундаментальная наука головная боль единиц, а завтра будет кормить всё человечество. Коммунизм это формула, а все остальное в руках человека. Я в недоумении, говорю, в Украине сегодня национализм правит. А он говорит, ты думаешь, национализм придумали? Я вопросительно молчу. Многие звери инстинктивно имеют потребность в норе. Маленькая ямка гарантирует спокойный сон, целостность потомства, убежище от холода и ветра, не взирая ни на чьи аппетиты над норой. У человека тоже есть потребность угла, за которым ни вас, ни вашей семье, ни вашему народу ничего не угрожает, этакий свой неразрушимый домик. Понимаешь, спрашивает меня? Я сижу в шоке, я понимаю, это тоже только формула!
Он ко мне, а скажи. Ты помогал, когда нибуть людям безвозмездно, зная, что тебе никогда за это не отблагодарят? Я вспомнил, как когда-то отдал все деньги на дороге незнакомым людям, оказавшимся в затруднительном положении. Киваю да! А почему ты так сделал. Говорю, потому, что на своей шкуре знаю, как бывать в разных затруднительный ситуациях. Говорю, кстати, и мне много в жизни помогло людей, просто так, и я им очень благодарен. А он спрашивает, а как такое взаимоотношение людей в обществе называется? Ы…Ы…Ы? А он говорит, всё, что связано со словами социализм, всё имеет в основе помощь людям в затруднительной ситуации. У кого-то болезнь – больничные, у кого-то пришла старость – пенсия, кто-то меньше зарабатывает с него меньший налог. Так почему же в стране все иногда так плохо. В ответ: скажи в вашем государстве государство для людей или люди для государства? Я задумался. Скорей люди для государства. Он мне, а должно быть наоборот. Я было хотел спросить ещё, но у меня сел телефон. Пока я побежал подключить телефон к мотоциклу, пастух где-то исчез, наверно ушёл своих овец пасти. Я заводится, а мотор так остыл, что с подсосом еле, еле. Смотрю, а мы три с половиной часа проболтали, а мне как миг.
Проехав ещё несколько километров, уперся в каменную тропу, уходящую на вершину. Оставив мотоцикл, пошел пешком. Идти вверх всегда тяжело. Налетела туча, видимость упала, 10 метров не видно, еле нашёл мотоцикл. Туча улетела, да так, что вершина Олимпа, как на ладони. Блин, а кто же этот пастух, не вылезала мысль с головы.
Северная Македония.
Граница скорей условность, притормозил, не глуша мотор, сунул паспорт, поставили штамп, я поехал дальше. В Македонии, свои деньги Динары. Я в банк, вечер, все закрыто, посоветовали на рынке обменник. Нашёл обменнык, сунул 20 президентов, а мне назад пачку купюр. Блин, какой курс, сколько здесь? Прошу чек. Здоровенный громило типа Кличка, только цыганской внешности, говорит «моя твоя не понимает» Я нахожу в кармане, какой-то старый чек с супермаркета и показываю, что я хочу. Тут громила начал возмущаться, за каких-то двадцати долларов ему чек. Да где я наберу на всех чеков. Вырывает у меня с рук кучу купюр и отдает моих двадцать долларов, и показывает рукой иди от сюда. Я произнес, мол, вызову полицию, меняй, мне не за что купить бензин и продукты. Услышав слово полиция, громило сбесился, думал убьет. Начал сбегаться народ, он всем, что-то говорит, и я понимаю, что все за громилу, надо бежать. Расталкиваю толпу и со всех сил бежать к мотоциклу. Завелся, заскочил, и куда нибуть, по дальше от рынка.
Оглядываюсь, нет ли погони. Залетел на какую-то заправку, думаю людей много, ну не будут тут бить при свидетелях и камерах наблюдения, да и за что? Подходит заправщик, о, Украина, я когда-то у вас был. А чего не заправляешься? Говорю динаров, нет. А евро есть? Говорю, да. Так заправляйся за евро. А продукты тоже можно за евро? За евро можно всё. В стране две валюты, в булочной за 5 евро, столько в среднем в Украине стоит обед в кафе, я купил 10 порций пицц. Когда мне это все завернули, мне потребовался огромный целлофановый пакет, который просто подарили, поняв, что это я купил все для себя. А откуда мне знать, что у них такая дешёвая пицца? Выехал за город, думал поем. Ага, где не стану, а там мусорка, куда не посмотрю мебель, сантехника, стройматериалы, продукты, резина и ещё тысяча мелочей на обочине. Грязней Македонии страны не встречал.
Высочайшей вершиной Македонии и Албании есть гора Кораб 2764м. Гора находится прямо на пограничной линии с Албанией. Понимаю, что к пограничной территории не подъехать. Сосредотачиваю, свои усилия на дороге R2246 между городами Извор и Дебар, на карте обозначена, как грунтовка сокращающая путь на 100 км. Сначала гравийный, серпантинный подъем до 20% уклона. Стена справа, обрыв слева, потом стена слева, обрыв справа и одни повороты. Следы, вроде есть какие-то, но наверно недельной давности. Поворот, за поворотом и вдруг выходя и очередного поворота еду прямо на какающего, на дороге медведя. У меня рефлексы и реакция, на встречный транспорт, на вдруг огромную яму, или забытый валяющийся глушитель, на дороге моментальная – подсознательная. А тут как парализовало голову.
Валю на второй передаче в стойке в гору прямо на медведя, и понимаю, что надо что-то срочно делать, но не соображаю, что. В Канаде в такой же ситуации с медведем, тормозил пока не остановился, а тут… Наверно увидав мои квадратные глаза, медведя, как животное, более адекватное, одним прыжком перепрыгнуло дорогу с двойным запасом, и улетело вниз. Не знаю, что со мной, но я направил мот за медведем в пропасть. Меня спасла глубокая колея и маленькое колесо спереди, а также прошедший ночью дождь. Выбило руль, я оттолкнулся левой ногой от бруствера и полетел с мотом на стену с иной стороны. И только тогда у меня включились, мозги и я начал вытягивать мотоцикл, от столкновения. Все эти события произошли за одну секунду. Перелетел на иную колею, пришёл в себя и не оглядываясь додал газу. В голове медведь в 3 метрах от меня длиной в ширину дороги. Я разглядел темно-коричневую блестящую шерсть, его морду, выражение или гримасу, и даже, мне послышались маты в мою сторону от него. Остановился только через 3 км. Сначала оглянулся, потом заглушился. Я всегда боялся встретится в России с медведем, а оказывается они все в Европе нынче. Начался дождь, смотрю на карту в телефоне, я рядом с дорогой, но не на ней, а в двухстах метрах над ней, а той дороги, на которой я нет в карте.
Туман, такой, что видимость не более 20 метров. GPS медленный. Лужи, колея, на дороге лежат поперек деревья, в этом году, тут не ездил никто. И мне стало страшно. Возвращаюсь назад, промок, застрял, несколько раз упал, грязь несусветная, но все мысли о медведе. Если бы он не прыгнул вниз, а встретил меня грудью…
Нашел дорогу ту, что надо, она почти заросла, видно следы воровства леса, пням не более недели, лужи по колена, дно не всегда твердое, но у меня с собой трос и лебедка, не меряя, прусь в препятствие. Серов в грязи ТАНК! За перевалом дорога пошла вниз, а со временем я выехал в селе Гари, о чём сообщала табличка над родником. И тут я понял – оффроуд в Европе есть.
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now