В этом году исполнилось 30 лет, как я ежегодно езжу в походы на мотоцикле. Казалось бы, что может быть нового, поучительного? А нет, неудачный, поход принёс опыт, которого до этого не было. Скажете, каждый раз мы возвращаемся другими? Да, но на сколько? Давным-давно обучая играть шахматы, отец меня учил – не сожалей когда проиграл, ты научился больше, чем тот, кто выиграл, так устроен этот мир – поражения нас учат больше!
После того, как в том году пробил картер, добираясь до Печерского тракта, в подготовке мотоцикла, главное внимание было направлено на двигатель. 50 кубовый китайский моторчик Дельта удалось форсировать до 137 (56Х55,5) кубиков и добиться крейсерской скорости 80 км в час, (максимальная 110 км в час), что при сухом весе 76 кг очень не плохие характеристики. Теперь ограничением скорости служили только ямы на дорогах, которых найти на российских просторах с каждым годом всё трудней. Так же была сделана новая лебёдка, которая наматывает трос прямо на заднее колесо. Испытания показали, что идея очень успешная. При этом трос не ломается, а главное наматывается со скоростью движения мотоцикла, держа трос постоянно в натяжке. А что бы трос не слазил с колеса грунтозацепы были сделаны такой формой, чтобы уложить трос по колесу. Пневмоколёса, передний привод с вторым мотором и передней второй лебёдкой, плюс второй задний привод. Две электропроводки с двумя коммутаторами и бобинами. Бак на 23 литра. Реальный расход топлива 2,7л на сотню или 11 литров по тракту, а главное любые детали за копейки в любом магазине Украины, России, Белоруссии… и где угодно в мире – кабовский двигатель! Ломаю в удовольствие!
Также для новой поездки на тракт удалось найти попутчиков. Мой давний товарищ Антон с Перми, с которым мы ездили на гору Народную, согласился поехать, но с условием, что я помогу подготовить его XR 250, а именно сделаю ему «примочки», которые у меня. Для этого мне надо приехать заранее в Пермь, где есть гараж со сваркой, болгаркой и токарем по соседству. А ещё с зимы наблюдал за перепиской на форуме ленд-крузеров, по поводу поездки по «Трахту», как они его называют. Джиперы готовили машины, оговаривали технику и тактику на тракте, и искали попутчиков. За несколько недель до выезда джиперы так и не собрали коллектив, и я уже думал, что они не поедут. Мой звонок к Жене с Новосибирска, меня успокоил, они едут с нами, но на квадроциклах, так, как машины не готовы из-за бюрократии в России с оформлением переделок машин. И так два мотоцикла, два квадроцикла и пять человек. С Новосибирска едут Женя на BRP, и отец с сыном Саша и Егор на YAMAНА. Егору всего 15 лет и он школьник.
Первая загвоздка началась с определения сроков поездки. У Жени свадьба дочери, но через три дня он готов ехать, у Антона отпуск могут не дать сейчас, а только когда-то, мне 2500 км добираться до Антона, да и пропустят на границе или нет? За два часа дискуссии в WhatsApp сроки перенесли на неделю вперёд. Хм? Так это, я уже опаздываю на 3 суток, для подготовки техники Антона!
Как собирался, просто не помню. Аврал! Привязал нестиранную палатку к мотоциклу, схватил одежду, в которой всегда езжу, а продукты куплю по дороге. Полетел.
Через три с половиной дня Антон перехватил меня на въезде в Пермь. Я Антону объяснил, что мы уже сильно опаздываем, и отдыхать некогда. Бросив мопед в гараже, сразу в воскресенье после обеда поехали искать материалы для переделки мотоцикла Антона. По плану надо сделать следующее:
1. Перейти на цепь 428. Для этого сделать со старых передних звёзд шагом 520, новые звёздочки шагом 428. Методом, болгаркой вырезать новые зубья. После проточить 520 заднюю, большую звёздочку и приварить на нее звёздочку на 70 зубов шагом на 428 .
$
1. Найти материал и сварить с нуля выхлопную трубу (прямоток). За 360 рублей на металлоломе купили три трубы с нержавейки 51мм и 38мм, 20мм. Привёзти с деревни стекловаты, выточить шайбы, просверлить трубы, поварить.
2. Сделать шноркель. Он был сделан по технологии 3D. Ну, естественно тут без ошибки не обошлось. Нет, все алгоритмы Антон правильно написал, ошибся, забыв умножить 8 на 2. Спешка!
3. Сварить с нуля багажник. С Квадратной трубы на 16мм.
4. Изготовить с лопат 12 грунтозацепов на заднее колесо ( здесь можно написать отдельную статью)
5. Сделать лебёдку (направляющие для троса, через весь мотоцикл)
$I
1. Изготовить два пневмоколеса (видно на фотографии) Их сделали с цветочных горшков, но лучше делать их с алюминиевых тазиков.
2. Сделать две ступицы для пневмоколёс и поставить их на мотоцикл. (нашли сверхлёгкие подшипники, по два на колесо.) Много токарной работы, правда, зато лучше получилось, чем на мопеде.
Антон ещё переделал всю проводку, убрав спидометр и ключ зажигания. На всё про всё 7 дней.
Рабочий день составлял 16 часов. На улице +32, в гараже еще жарче. Где-то вспотевший, выскочил на улицу и простудил поясницу. Я свариваю, а Антон мажет меня мазями, иначе не могу разогнуться. Звоним Жене, ты когда выезжаешь? Говорит мы уже в Екатеринбурге, мы скоро будем у вас. Как? Они что за сутки, от последней связи, проехали с перегруженным прицепом 2000 км? Понимаю, что Женя и Саша не болтуны с интернета, а водилы высокого уровня. Говорю Антону, нужно оставаться на ночь в гараже иначе не успеваем. Получилось 30 часов без сна. Тут звонок Жени, мы в Перми, встречайте. Вместо радости встречи мы оправдываемся, как школьники, нам не хватило дня, что бы закончить работы. Мы подвели! Что делать? Нам еще бы проверить, что и как мы наварили и насверлили, надо ещё день, или два, для испытания самоделок. Говорим, ребята давайте езжайте вперёд, мы вас догоним, или пойдём за вами через несколько дней.
Но ребята оказались и терпеливей и спокойней нас, а говоря откровенно – очень благородными людьми! Надо подождём сутки, но не больше – доделывайте, сказали они. Надо сказать, что дело пошло быстрее. Ребята с Новосибирска помогали, и сверлить, пилить, и собирать Антона мотоцикл. Скрутив последнюю гайку дали Антону 2 часа на все сборы вещей. Мой мопед поставили на прицеп с квадроциклами, что бы быстрее приехать на место старта. Вы спросите, зачем такая спешка? Дело в том, что Женя и Саша бизнесмены, по их словах они каждый день теряют 100000 рублей заработка пока не на работе.
Потеряв Антона первый раз, мы поняли, Антон на мотоцикле едет только впереди с присмотром, а машина с прицепом сзади. Скорость около 100 км в час. Женя с Сашей меняются за рулём машины, мы с Антоном меняемся за рулём мотоцикла. В одном месте (не скажу в каком, секрет) зарыли в лесу не нужные вещи, на обратном пути заберём, так тащить груза меньше. Остальные остановки только для заправки и еду в кафе у дороги. В Коми вечером температура упала до нуля градусов, и вся трава покрылась белым инеем. Мотоцикл Антона без щитка. Больше 60 ехать просто не возможно – холодно не то слово. На зимнюю езду летом мы-то не готовились! Поздно ночью мы упёрлись в реку Печёру и уснули впятером сидя в машине, первый паром только в семь утра. Через час выскакиваю с машины, так всё затекло, что еле вышел. Кроме нас ещё куча вещей, машина гружена под завязку. Понимаю, что накапливаю усталость, надо было ставить палатку, а тут утро северное в 3 ночи. Не сообразил, что светло и утро это разные вещи, украинская ментальность. На пароме узнаем график движения следующих паромов. Нам надо за полтора часа успеть проехать 50 км убитой гравийки, заправить все емкости, это в Усть-Цильме последняя заправка, и найти новый паром. Антон вырвался вперёд и потерялся. Мы заправились, час ждали и о чудо, Антон сам нашёлся. Оказывается он поехал по знакам, а мы по интуиции. Думали, опоздали, пошли в кафешку, а она закрыта. Едем к парому, а он тоже на час опоздал, и мы оказывается вовремя. Будь кафе открыто, ждали бы до вечера. Вывод – боритесь до конца, делу время… короче вы меня поняли.
На пароме знакомимся с местным парнем, который обещает найти нам в Филипово человека, который нас перевезёт через последнюю речку, и мы окажемся на Печерском тракте. У него же можно оставить и машину. Всё пошло дальше как по маслу. С парома мы попадали на следующий паром, в Филипово сразу нашли Степана Яковлевича, у которого оставляли машину, который хозяин парома в Филиппово. Его телефон 89121152625. С ним можно договариваться по всем вопросам в этом регионе. Охота, рыбалка, ночлег, бензин, паромы, заброска груза по речке… одним словом по его словам, он готов помочь и решить многие ваши вопросы, за ваши не маленькие деньги. Мне он показался доброжелательным и добросовестным бизнесменом.
Ребята сняли квадроциклы с прицепа, загрузили груз, мы перешли на большие звёздочки сзади и маленькие спереди, поставили грунтозацепы, загрузили вещи и поехали на паром. Надо отметить, что Женя и Саша забрали все продукты, сильно облегчив наши мотоциклы. Женя прицепил флаг десантников на квадроцикл и проезд по Филипово мне напомнил парад в советское время. Всё село вышло к калиткам посмотреть на «столичных клоунов».
За минуту самодельный паром всех вместе перевёз через реку. Стоимость 2000 руб. Это на много дороже предыдущих паромов. Паром нас перевёз на 3 км ниже по течению от тракта, где селян он перевозит каждое утро на сенокос. Дорога вдоль берега к тракту оказалась мало накатана, и мы часто искали в высокой траве колею. Тактика движения такова, я первый, Антон второй, Саша с сыном Егором третьи, последний Женя.
С берега речки крутой подъем, в конце которого развилка, а ещё через 100 метров столб на котором надпись «Печёрский тракт». Дорога с песка перешла в глиняную колею в траве. Дорога портилась постепенно, лужи больше, колея глубже. Я начал останавливаться, что бы найти с какой стороны лучше проезжать преграды. То, что мотоциклы проходили с трудом, квадроциклы проходили играя.
Вечером пришло понимание я уже 48 часов на ногах, за прошедший день не было и минуты на отдых. За неделю полноценно спал два раза. Утром Саше надоели наши поиски пути, и он настоял, что бы мы проходили без разведки, если что - у них лебёдки, нас вытащат. Я сначала сопротивлялся, так я никогда не делаю, но со временем принял эту тактику. Тактика, конечно, уменьшает время прохождения препятствия, но как окажется скоро, вылезет мне сильно боком. У Антона в одной из болотин спала цепь. Я грешил на самодельные (резаные болгаркой) звёздочки, но оказалось, что один из грунтозацепов прокрутился немного вбок и начал сбрасывать цепь. Забегая вперёд, скажу, сейчас, когда пишу эту статью, уже есть идея, как с этим бороться, что бы зафиксировать грунтозацепы от проворачивания, а без них там просто нечего делать. Такой кроссовой резины в природе просто не бывает.
Все решения приходят с ошибками, поломками, неудачами. В одной из болотин, Женя решил не ждать пока мотоциклы пройдут болотину, и поехал с иной стороны по не разведанному месту. Зелёный мох, по которому, только что ходили ногами - под колёсами квадроцикла, проваливался и вылезти с грязи ставало возможным, только благодаря лебёдке. У нас же мотоциклистов главная проблема остатки гатей. Клиренса не хватает катастрофически, палки, торчащие где-то в воде, цепляют мотоцикл за раму, потом колесо цепляется за бревно и от этого мотор глохнет, словно в цилиндр засунули топор. Болотная трава набивается в цепь, сжимается цепью в камень, и сбрасывает цепь. У нас не было направляющих цепи, а они ох, как бы пригодились, но кто знал. Дома анализируя проблему, понял, что задние звёзды у нас то были облегчённые с множеством отверстий для станта, их там выгибало, как хотело. Жалко, только дома удалось понять причину наших бед – надо туда цельные звёзды делать.
Средняя скорость упала до 1 км в час. На 12 км до села Мыла уходит вечер и пол дня. Селяне, видя нас, подсказывают, где брод. Уровень воды в речке Мыла оказался выше среднего, глубина выше метра,
XR –у по фару, но главное сильное течение. Тактика для квадроциклов пройти брод, как можно быстрее, чтобы не набрать воды в агрегаты. Для мотоцикла иная тактика – замотать выхлопную целлофаном, поднять повыше шноркель, и перекатить реку. Тут главное удержать мотоцикл в руках, с чем сильно несогласно течение. Первая попытка пройти брод неудачна. Мой мопед поплыл. Пневмоколеса спасающие в лужах, в броде не давали зацепиться за дно. Сняв колеса, вчетвером перекатили сначала сузуки, затем хонду.
Начали ревизию на берегу техники. Квадроциклам, как с гуся вода, мопед просох и завёлся, а вот у Хонды масло, словно белая сметана. Подтёки воды через воздухофильтр не в счёт, тут, наверно, давно дырка в моторе. После поиска нашли проблему. Когда слетела цепь, она проломила крышку, где генератор. Пока ребята клеили крышку, я пошёл в деревню искать масло. Село Мыла это 30-40 домов, которые не все жилые. Население всё на сенокосе, в селе 5 детей школьного возраста, которые учатся в интернате в районе, а сейчас каникулы, поэтому они дома. Есть магазин, где есть всё, но масла нет. Нахожу местного жителя, Савелий. Мы идем по дворам за маслом. Вы скажете, а как же запас масла с собой? Он есть, но он сейчас должен быть пополнен, дальше людей то нет 200 км. Находим у кого сколько. Масло всё 10w40, но разных производителей. Цена разная, как договоришься.
Приношу масло к мотоциклу. Дырку заклеили, масло поменяли, но отказал аккумулятор. У нас был тестер, меряем… он не сел, он кончился! Напряжение не более 1 вольта, но когда закорачиваем клеммы – тока ноль, даже искры нет. Новый, Бошовский, гелевый… и внутренний обрыв. У меня на мопеде есть кикстартер, на хонде нет. Меняемся с Антоном аккумуляторами, только бошовский 120 ампер стартовый ток, а у меня китайский на 30 ампер. Хонда заводится с трудом и не всегда, но достать здесь аккумулятор нереально.
У меня же проблема не порвать сапоги о кикстартер. На ночь остались ночевать в селе у Савелия. У него сын Сергей и брат Иван, помогают нам, чем могут, натопили в сарае, принесли мяса лося, рыбы хариуса, наши водкой благодарят – за понимание! Савелий по пяни ребро сломал, Иван и Сергей в запой ушли, а мы с утра в бой на тракт.
Дорога заросшая. Видно, что в этом году здесь ещё никто не ездил. Тактика прежняя, я влетаю в препятствие, остальные по моим следам.
Преимущество квадроциклов тотальное в глубокой воде, а она необъезжаемая. Дорога с водными преградами лучше, чем с боку бурелом с деревьев. По нему пешком не пойдёшь. Но достается всем, то Женя перевернулся вверх колёсами, то Антон упал, то меня толкают, то Сашу на лебёдке тянем. В какой-то момент у меня слетает цепь, потом через 500 метров рвётся цепь, и всё под дождём. Мы её заклепали намертво. Появился сильный треск в цепи. Опять слетела, натянул цепь как струну, а она всё равно слетает. Вывесили мопед на пенёк, колесо крутится в воздухе, щелкаю передачи, цепь не спадает, не дернется даже, только нагрузка в болоте слетает моментально. Что не делал, причину найти не могу. Вот чудеса! Ну что спецы скажете? В чём причина? Смотрим, может, согнул заднюю звезду? Нет вроде? За полдня прошли 8 километров, (25 км тракта), и всё из-за поломки цепи. Ребята говорят, таким темпом за месяц не пройдём. Ищи причину, а найти я её не могу. Почистил от травы, регулировал правым, левым натяжителем, спадает и всё.
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now