Для авторизации в аккаунт, вам необходимо восстановить пароль с помощью почты, которая была привязана к аккаунту на старом форуме. ПРОВЕРЯЙТЕ ПАПКУ СПАМ!
Если в течении 10 дней аккаунт будет не подтвержден - он удаляется.

Jump to content

Узкоколеечной дороги мир иной. Фоторассказ.


BOB4IK

Recommended Posts

Это не имеет отношения к мототеме, но, думаю, любому романтику (а их тут много) будет интересно smile Камнями просьба не кидаться, если что smile

Мы собирались поехать на узкоколейку еще в прошлом году, но по некоторым обстоятельствам, к сожалению, не сложилось… А началось все с того, что я однажды, давным-давно, увидел по телевизору мало кому известный документальный фильм «Колея», посвященный Семигородней узкоколейной железной дороге. В этом фильме основным сюжетом, пожалуй, была не сама «железка», а жизнь людей, простых людей, которые живут в глухой деревне среди леса, напрочь отрезанной от какой-либо цивилизации, и единственное, что их связывает с миром – это, как раз, узкоколейка… Меня этот фильм тронул до глубины души, я пересматривал его несколько раз на протяжении нескольких лет, и каждый раз у меня невольно, да наворачивалась слеза! Но люди, их сложная, но порой такая непосредственная и умиротворенная жизнь – это, конечно отдельная история, о которой можно говорить вечно, но наряду с этим меня так зацепили эти маленькие зеленые вагончики, эти кривые рельсы, уходящие на многие десятки километров вглубь леса по узенькой заросшей просеке, проходящей среди красивейших болот, рек и озер, этот миниатюрный состав, который, не спеша, двигаясь, раскачивается влево-вправо, разводя по сторонам густые заросли деревьев… И я, однозначно себе сказал: «Во что бы то ни встало, я обязательно попаду туда и прокачусь на этом поезде!». И вот, совершенно случайно выяснилось, что Олег тоже переживает все то же самое, что и я, и даже немного больше и глубже, потому что его отец родился и вырос в похожей деревне в Костромской области, которая также была одной из станций местной УЖД, и он там тоже бывал и сильно по этому ностальгировал. Так, найдя, друг в друге «брата по разуму», мы и решили, что однозначно надо ехать!

Но дело в том, что после распада СССР, в 90-х годах начали загибаться все совхозы, леспромхозы, и узкоколейные дороги стали не актуальными, и их активно начали разбирать на металлолом, а деревни вследствие этого вымерли! Какие-то, конечно же, остались в частных предпринимательских руках, но они все либо лесовозные, либо работающие на торфоразработках, да и совсем уж коротенькие - в лучшем случае 5-10км. А узкоколеек с регулярным пассажирским сообщением, с этим маленьким уютным зеленым вагончиком, да и еще чтобы на десятки километров уходили в лес, фактически не осталось, а уж особенно где-то в приемлемой близости к Санкт- Петербургу… Есть Кудемская УЖД под Северодвинском, но она совсем уж "городская", почти как трамвай. Была потрясающая Белоручейская УЖД в Вологодской области протяженностью аж 63км, но и она полгода назад закрылась. Но все же мне удалось найти еще живую пассажирскую узкоколейку в 800км от Питера, в Плесецком районе Архангельской области – это Липаковская УЖД. Она соединяет три глухие, но жилые деревни: Липаково, стоящую на берегу р.Онеги, Лижму и Сезу, последняя (конечная) из которых стоит в 32км в глухом лесу, среди болот, рек и озер! Мне удалось найти контакты одного из местных жителей, я с ним связался, и он мне рассказал о расписании поездов, как добраться и другие подробности, за что ему огромное спасибо!

И вот, в июне 2014 года, со второго раза мы все-таки собрались, взяли фото и видеокамеры, и поехали!

Чтобы добраться до станции, нужно было проехать 800км, минуя Лодейное Поле, Вытегру, Пудож, Каргополь, и не доезжая пяток десятков километров до Плесецка свернуть направо и переправиться на пароме через Онегу. Паром ходит с 7 утра и до 23 вечера. Поезда ходят два раза в сутки по понедельникам, средам и пятницам. И вот в пятницу рано утром мы таки добрались до Липаково, где тут же увидели стоящий в тупике тепловоз с двумя вагончиками – тем самым зеленым пассажирским и грузовым. Поздоровались с машинистами, решили поинтересоваться у них что, да как, когда отправляемся, можно ли поснимать и так далее, а они любезно пригласили нас к себе в кабину тепловоза на чай, за которым мы познакомились и приятно пообщались. Павел, машинист, и Александр, его помощник, сидели в кабине и ждали, когда все погрузятся. И вот, начали подтягиваться пассажиры, подъехала машина с продуктами, которые нужно отвезти в магазины в Лужму и Сезу. Потом тепловоз заправили соляркой, мы взяли с собой из машины все необходимое и тоже уселись в вагон.

Вот и паром! Гениальная простота конструкции - он абсолютно автономен и передвигается исключительно за счет течения Онеги!





Вид с парома



Утренний Алюляй



Поезд стоит в тупике



Пока пассажиры подтягиваются к поезду, машинисты готовят чай на костре



"Буханка" подвезла товары в магазины Лужмы и Сезы



До полного, пожалуйста...



Некоторые садятся прямо в тупике, мопеды берут с собой



Кто-то садится на платформе



Так выглядит сама станция Онега в Липаково



А с платформы вперед открывается такой вот красивый вид, нам туда!



Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - Лужма!



И вот настал он, тот долгожданный момент – поезд тронулся, и мы медленно поехали к первой станции, Липаково. Все станции выглядят примерно одинаково и очень просто – маленькая деревянная платформа метров 10 длиной со скамеечкой и двумя деревянными пеньками, которые служат ступеньками, чтобы забраться в вагон. Последние пассажиры сели в поезд, и мы поехали дальше, к станции Лужма. Вагончик был почти полный, среди пассажиров были и местные пенсионеры, бабушки, которые ехали к себе домой, и девушки с сумками и собачками, которые ехали в деревню к бабушкам и дедушкам на праздничные выходные, и дети, у которых начались летние каникулы. Конечно же, увидев незнакомые лица, да еще и с видеокамерами, все начали с неподдельным интересом спрашивать кто мы такие, зачем и откуда пожаловали. И мы все дружно начали беседовать, мы им рассказали о себе, что приехали окунуться в эту тихую и спокойную жизнь, посмотреть на красоты северной природы, и конечно прокатиться на столь романтичном и вымирающем виде транспорта, ну а заодно и снять небольшой видеофильм обо всем этом. Они же с удовольствием рассказывали нам об их жизни, о том, что про них и их деревни все забыли, что работы, а соответственно, и денег нет… Бабушки просили нас рассказать Путину, чтобы он в своем плотном графике нашел секундочку и вспомнил, что есть на севере ввеленой ему страны такое место, как Липаковская узкоколейка с ее тремя деревнями и немногочисленными жителями! И хочу сразу сказать, что они ни в коем случае не жаловались, а просто с доброй улыбкой на лице с нами делились, нам рассказывали о своей жизни. У всех, без исключения в глазах читалось какое-то простое человеческое счастье, доброта и открытость, несмотря на их не легкую жизнь! А все потому, что это просто их обыденная жизнь, жизнь к которой они привыкли, жизнь, которой жили их отцы и матери, они здесь родились и прожили долгие годы, они другой жизни не знают, они так жили всегда, поэтому и радуются тому, что есть! Но я к этому разговору еще вернусь…

Поезд, сильно раскачиваясь на извилистых рельсах, шел по узенькой заросшей просеке вглубь леса, по вагону то и дело хлестали ветки, слева и справа иногда показывались то маленькие озерца, в зеркальной глади которых отражалось голубое небо с нежными белыми облаками, то красивые живописные болота, на которых краснела еще прошлогодняя клюква, вот мы медленно проезжаем деревянный мостик через очередной журчащий ручей, и все это под звуки завораживающего скрежета вагонов и бередящего душу стука колес… А мы стоим на передней площадке тепловоза, нас приятно обдувает встречный ветер, и мы наслаждаемся этой красотой. У меня не хватит слов, чтобы передать те чувства, которые мы испытывали в тот момент, мы просто стояли, любовались и нас переполняло счастье! Ведь, во-первых, уже сбылась наша маленькая мечта – мы здесь и мы едем на этом поезде, во-вторых, нам просто сказочно повезло с погодой – три дня подряд было тепло, ярко светило солнце, и небо было голубым-голубым с красивыми белоснежными облаками, в-третьих, мы познакомились с потрясающими людьми!













Проезжаем какое-то озерцо



Еще одно



Мостик



Болотце



Пробираемся сквозь заросли



Наш паровоз летит вперед...

Link to comment
  • Replies 60
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Депо







А вот и наш пятизвездочный отель! В нем есть все: и комары, и слепни, и буржуйка, и доски чтобы спать...







Оег готовит итальянскую пасту балоньезе с соусом пармезани. Ну бичпакет, если короче...





В 7 утра мы проснулись от звука заводящегося дизеля – второй тепловоз завелся в депо и уже выехал на путь. Олег вскочил практически в трусах и побежал тормозить поезд, а я судорожно начал собрать вещи и одеваться. Машинист нас подождал, мы закинули в кабину вещи, и тронулись в сторону в Лужму. «За рулем» был уже другой машинист, Владимир. Мы приехали в Лужму, где попили чаю в диспетчерской с начальником, прицепили вперед паровоза лесовозную платформу, залезли на нее и поехали в Липаково. По дороге попросили Владимира разок остановиться, чтобы снять со стороны проезжающий поезд, и через полчаса были уже на станции. Попрощались с ним, попрощались с узкоколейкой, закинули вещи в машину, и поехали к переправе. На удивление, мы так быстро все сделали, успели и со всеми пообщаться, и 4 раза проехаться туда-сюда по узкоколейке, и обойти все вокруг, что в 10 утра были уже на асфальте и ехали в направлении Каргополя домой! Правда, без приключений доехать все же не удалось – по дороге у нас отказал один цилиндр и отвалился глушитель. Глушитель Олег подвязал найденной на обочине проволокой, а в Петербург мы так и въехали на трех цилиндрах!



Дорога домой!









Пионерка в Лужме







Подводя итоги, хочу сказать, что наша мечта осуществилась на все 100%, а наши ожидания не то чтобы оправдались, а все получилось в сто раз круче, красивее и полнее, чем мы ожидали от этой поездки! И я уже в который раз, восхищаясь русским севером, гостеприимством и добротой его жителей, его красотами, хочу возвращаться сюда вновь и вновь!

Спасибо за внимание smile
Link to comment
Через пару недель будет НАШ фильм! Он должен получитсья фееричным и трогательным, наснимали столько отличных кадров, что у самого терпения не хватает smile Тем более, что его будет монтировать Олег Алюляй, а он-то толк в кино знает smile
А пока, если кому интересно, то можете посмотреть старый фильм "Колея", который и заставил меня поехать в этот сказочный, другой мир!
http://www.youtube.com/watch?v=qtAEcZextFM
Link to comment
Цитата BOB4IK ()
Магазин. И телефон, по которому никто никогда не звонил и звонить не будет...


Спасибо за рассказ. Очень интересно. Всегда с удовольствием читаю Ваши рассказы.
По теме - а почему никто не звонил и звонить не будет, в этих деревнях есть сотовая связь?
Так понял - основная масса жителей пенсионного возраста, а как выживают остальные, как зарабатывают на жизнь?
П.С. Всегда интересовала способность человека жить и выживать почти в любых условиях.
Link to comment
Сотовая связь есть, но только мегафон и ловит на горе smile Да во всей России этими синенькими телефонами никто не пользуется, потому что сотовая связь есть - она и дешевле, и проще smile
Со всеми не общался, но многих кормит лес! Т.е. рыбалка, охота, ягоды, грибы... На огороде растет картошка-морковка вякая. Все это заготавливается и для себя, и на продажу. Плюс мужики металлолом собирают по-тихоньку smile
Link to comment
Вспомнилась байка:
В одной деревне, после строительства вышки сотовой связи к администрации стали приходить бабульки и жаловаться: " то болит, это ломит. Все из-за этой вашей вышки!" Администрация: "да это все ерунда, то ли еще будет, когда мы её включим!"
Link to comment
Цитата BOB4IK ()
"Сежанки" вышли на прогулку


...глубочайшей красоты природа , печечка в вагоне, не все запущено в плане с "борьбой полов"... Вот же-ж люди путешествуют!!!)))))))))
Link to comment
Цитата BOB4IK ()
еще на рейсовом кукурузнике


...на брата? (1000 руб)... и какой продолжительности рейс?? км-время? Интересно просто... Рейсовый кукурузник))
Link to comment
Цитата JSM ()
...на брата? (1000 руб)... и какой продолжительности рейс?? км-время? Интересно просто... Рейсовый кукурузник))

Да, 1000р в один конец по маршруту Кострома-Шарья-Боговарово! Если вдруг по каким-то причинам не удастся в поездке нашей на кукурузнике полетать, то сделаю отдельный выезд на 4-5 дней туда! Там недалеко от Боговарово (на такси можно доехать) ходит жд автомотриса АС-1, наверное единственная оставшаяся, ходит от Малого Раменья до Супротивного, что на трансибе! Можно объединить полет на кукурузнике и покататься на автомотрисе, а оттуда домой на поезде!
http://ivan-da-maria.org/2012/08/kostroma-bogovarovo/
http://imesta.ru/places/show/269/
Link to comment
Цитата BOB4IK ()
Да


...интересно очень.. спасибо..

Под впечатлением плотно засел за карту области и разобщенные фоты поездок... Удивительное рядом))
Link to comment
Цитата BOB4IK ()
в 90-х годах начали загибаться все совхозы, леспромхозы, и узкоколейные дороги стали не актуальными, и их активно начали разбирать на металлолом, а деревни вследствие этого вымерли!


Цитата BOB4IK ()
любому романтику (а их тут много) будет интересно


BOB4IK, обычно "не прохожу" мимо твоих "опусов", всегда нахожу что-то интересное, в первую очередь для себя.

Сейчас, именно выбрал две цитаты, подчеркивающее мое настроение к таким замечательным материалам. Как-то не привык делить делить Украину-Россию на две страны, может потому, что друзей в России у меня наверное больше, чем в Украине, но Родина уже выбрана давно и менять ее в полтинник лет не совсем "прилично", вроде как расписываешься в собственной бездарности - может слишком жестко, но для меня именно так.
Поэтому с болью смотрю на чудесную русскую природу и в тоже время не крашенный "паравозик", нищие, ветхие дома ...
Особенно отсюда, с Балкан, где , как и у нас, был социализм, потом война и разная хрень.
Мы по факту все были в одинаковых условиях в начале 90-х, но здесь народ ушел ВПЕРЕД, а мы продолжаем вымирать в своей России-Украине.

ТВОЙ БЕСПРИСТРАСТНЫЙ РЕПОРТАЖ - ТОМУ ПРЯМОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО.

Добавлю немного тех впечатлений, которые увидел вчера-позавчера здесь: в Черногории и Словении, бывших странах социалистического ЛАГЕРЯ sad


Джип в цвет флага Украины, как видно хватило денег на перекраску вполне приличного авто, а на ПАРАВОЗ с ВАГОНАМИ не хватает.



Набережная черногорского порта БАР. Здесь вывесок на русском наверное больше, чем на местном языке. wacko



Дальше пошла Словения.


Глубинка бывшей социалистической Словении. Именно глубинка, вдали от столицы Любляны.





Церкви никто не разрушал, как у нас - все постройки старых времен, аккуратно ухоженные.










Специально пришлось тормозить, чтобы сделать фото этого дома - одного такого на 200 км пути по сельской провинциальной Словении.


Сельские дорожки с велолюбителями, таких компаний встретили не одну.



Ну а Хорватия просто "сразила наповал" новым ПЯТИСОТКИЛОМЕТРОВЫМ автобаном, с 20-ти или 25-ти( не считал, но много!) тоннелями на всем пути от Дубровника до Загреба !

КАК ИМ ЭТО УДАЕТСЯ !!!









Через те горы, что вдалеке на фото - никаких СЕРПАНТИНОВ, только прямые тоннели. В итоге мы прокатили 600км за 6 часов, это с остановками и заправками. Легко, непринужденно, никаких страшных аварий на пути - все максимально безопасно!





Link to comment

×
×
  • Create New...
Вверх