BOB4IK Posted June 18, 2014 at 01:02 PM Share Posted June 18, 2014 at 01:02 PM Это не имеет отношения к мототеме, но, думаю, любому романтику (а их тут много) будет интересно Камнями просьба не кидаться, если что Мы собирались поехать на узкоколейку еще в прошлом году, но по некоторым обстоятельствам, к сожалению, не сложилось… А началось все с того, что я однажды, давным-давно, увидел по телевизору мало кому известный документальный фильм «Колея», посвященный Семигородней узкоколейной железной дороге. В этом фильме основным сюжетом, пожалуй, была не сама «железка», а жизнь людей, простых людей, которые живут в глухой деревне среди леса, напрочь отрезанной от какой-либо цивилизации, и единственное, что их связывает с миром – это, как раз, узкоколейка… Меня этот фильм тронул до глубины души, я пересматривал его несколько раз на протяжении нескольких лет, и каждый раз у меня невольно, да наворачивалась слеза! Но люди, их сложная, но порой такая непосредственная и умиротворенная жизнь – это, конечно отдельная история, о которой можно говорить вечно, но наряду с этим меня так зацепили эти маленькие зеленые вагончики, эти кривые рельсы, уходящие на многие десятки километров вглубь леса по узенькой заросшей просеке, проходящей среди красивейших болот, рек и озер, этот миниатюрный состав, который, не спеша, двигаясь, раскачивается влево-вправо, разводя по сторонам густые заросли деревьев… И я, однозначно себе сказал: «Во что бы то ни встало, я обязательно попаду туда и прокачусь на этом поезде!». И вот, совершенно случайно выяснилось, что Олег тоже переживает все то же самое, что и я, и даже немного больше и глубже, потому что его отец родился и вырос в похожей деревне в Костромской области, которая также была одной из станций местной УЖД, и он там тоже бывал и сильно по этому ностальгировал. Так, найдя, друг в друге «брата по разуму», мы и решили, что однозначно надо ехать! Но дело в том, что после распада СССР, в 90-х годах начали загибаться все совхозы, леспромхозы, и узкоколейные дороги стали не актуальными, и их активно начали разбирать на металлолом, а деревни вследствие этого вымерли! Какие-то, конечно же, остались в частных предпринимательских руках, но они все либо лесовозные, либо работающие на торфоразработках, да и совсем уж коротенькие - в лучшем случае 5-10км. А узкоколеек с регулярным пассажирским сообщением, с этим маленьким уютным зеленым вагончиком, да и еще чтобы на десятки километров уходили в лес, фактически не осталось, а уж особенно где-то в приемлемой близости к Санкт- Петербургу… Есть Кудемская УЖД под Северодвинском, но она совсем уж "городская", почти как трамвай. Была потрясающая Белоручейская УЖД в Вологодской области протяженностью аж 63км, но и она полгода назад закрылась. Но все же мне удалось найти еще живую пассажирскую узкоколейку в 800км от Питера, в Плесецком районе Архангельской области – это Липаковская УЖД. Она соединяет три глухие, но жилые деревни: Липаково, стоящую на берегу р.Онеги, Лижму и Сезу, последняя (конечная) из которых стоит в 32км в глухом лесу, среди болот, рек и озер! Мне удалось найти контакты одного из местных жителей, я с ним связался, и он мне рассказал о расписании поездов, как добраться и другие подробности, за что ему огромное спасибо! И вот, в июне 2014 года, со второго раза мы все-таки собрались, взяли фото и видеокамеры, и поехали! Чтобы добраться до станции, нужно было проехать 800км, минуя Лодейное Поле, Вытегру, Пудож, Каргополь, и не доезжая пяток десятков километров до Плесецка свернуть направо и переправиться на пароме через Онегу. Паром ходит с 7 утра и до 23 вечера. Поезда ходят два раза в сутки по понедельникам, средам и пятницам. И вот в пятницу рано утром мы таки добрались до Липаково, где тут же увидели стоящий в тупике тепловоз с двумя вагончиками – тем самым зеленым пассажирским и грузовым. Поздоровались с машинистами, решили поинтересоваться у них что, да как, когда отправляемся, можно ли поснимать и так далее, а они любезно пригласили нас к себе в кабину тепловоза на чай, за которым мы познакомились и приятно пообщались. Павел, машинист, и Александр, его помощник, сидели в кабине и ждали, когда все погрузятся. И вот, начали подтягиваться пассажиры, подъехала машина с продуктами, которые нужно отвезти в магазины в Лужму и Сезу. Потом тепловоз заправили соляркой, мы взяли с собой из машины все необходимое и тоже уселись в вагон. Вот и паром! Гениальная простота конструкции - он абсолютно автономен и передвигается исключительно за счет течения Онеги! Вид с парома Утренний Алюляй Поезд стоит в тупике Пока пассажиры подтягиваются к поезду, машинисты готовят чай на костре "Буханка" подвезла товары в магазины Лужмы и Сезы До полного, пожалуйста... Некоторые садятся прямо в тупике, мопеды берут с собой Кто-то садится на платформе Так выглядит сама станция Онега в Липаково А с платформы вперед открывается такой вот красивый вид, нам туда! Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - Лужма! И вот настал он, тот долгожданный момент – поезд тронулся, и мы медленно поехали к первой станции, Липаково. Все станции выглядят примерно одинаково и очень просто – маленькая деревянная платформа метров 10 длиной со скамеечкой и двумя деревянными пеньками, которые служат ступеньками, чтобы забраться в вагон. Последние пассажиры сели в поезд, и мы поехали дальше, к станции Лужма. Вагончик был почти полный, среди пассажиров были и местные пенсионеры, бабушки, которые ехали к себе домой, и девушки с сумками и собачками, которые ехали в деревню к бабушкам и дедушкам на праздничные выходные, и дети, у которых начались летние каникулы. Конечно же, увидев незнакомые лица, да еще и с видеокамерами, все начали с неподдельным интересом спрашивать кто мы такие, зачем и откуда пожаловали. И мы все дружно начали беседовать, мы им рассказали о себе, что приехали окунуться в эту тихую и спокойную жизнь, посмотреть на красоты северной природы, и конечно прокатиться на столь романтичном и вымирающем виде транспорта, ну а заодно и снять небольшой видеофильм обо всем этом. Они же с удовольствием рассказывали нам об их жизни, о том, что про них и их деревни все забыли, что работы, а соответственно, и денег нет… Бабушки просили нас рассказать Путину, чтобы он в своем плотном графике нашел секундочку и вспомнил, что есть на севере ввеленой ему страны такое место, как Липаковская узкоколейка с ее тремя деревнями и немногочисленными жителями! И хочу сразу сказать, что они ни в коем случае не жаловались, а просто с доброй улыбкой на лице с нами делились, нам рассказывали о своей жизни. У всех, без исключения в глазах читалось какое-то простое человеческое счастье, доброта и открытость, несмотря на их не легкую жизнь! А все потому, что это просто их обыденная жизнь, жизнь к которой они привыкли, жизнь, которой жили их отцы и матери, они здесь родились и прожили долгие годы, они другой жизни не знают, они так жили всегда, поэтому и радуются тому, что есть! Но я к этому разговору еще вернусь… Поезд, сильно раскачиваясь на извилистых рельсах, шел по узенькой заросшей просеке вглубь леса, по вагону то и дело хлестали ветки, слева и справа иногда показывались то маленькие озерца, в зеркальной глади которых отражалось голубое небо с нежными белыми облаками, то красивые живописные болота, на которых краснела еще прошлогодняя клюква, вот мы медленно проезжаем деревянный мостик через очередной журчащий ручей, и все это под звуки завораживающего скрежета вагонов и бередящего душу стука колес… А мы стоим на передней площадке тепловоза, нас приятно обдувает встречный ветер, и мы наслаждаемся этой красотой. У меня не хватит слов, чтобы передать те чувства, которые мы испытывали в тот момент, мы просто стояли, любовались и нас переполняло счастье! Ведь, во-первых, уже сбылась наша маленькая мечта – мы здесь и мы едем на этом поезде, во-вторых, нам просто сказочно повезло с погодой – три дня подряд было тепло, ярко светило солнце, и небо было голубым-голубым с красивыми белоснежными облаками, в-третьих, мы познакомились с потрясающими людьми! Проезжаем какое-то озерцо Еще одно Мостик Болотце Пробираемся сквозь заросли Наш паровоз летит вперед... Link to comment
BOB4IK Posted June 18, 2014 at 01:03 PM Author Share Posted June 18, 2014 at 01:03 PM Депо А вот и наш пятизвездочный отель! В нем есть все: и комары, и слепни, и буржуйка, и доски чтобы спать... Оег готовит итальянскую пасту балоньезе с соусом пармезани. Ну бичпакет, если короче... В 7 утра мы проснулись от звука заводящегося дизеля – второй тепловоз завелся в депо и уже выехал на путь. Олег вскочил практически в трусах и побежал тормозить поезд, а я судорожно начал собрать вещи и одеваться. Машинист нас подождал, мы закинули в кабину вещи, и тронулись в сторону в Лужму. «За рулем» был уже другой машинист, Владимир. Мы приехали в Лужму, где попили чаю в диспетчерской с начальником, прицепили вперед паровоза лесовозную платформу, залезли на нее и поехали в Липаково. По дороге попросили Владимира разок остановиться, чтобы снять со стороны проезжающий поезд, и через полчаса были уже на станции. Попрощались с ним, попрощались с узкоколейкой, закинули вещи в машину, и поехали к переправе. На удивление, мы так быстро все сделали, успели и со всеми пообщаться, и 4 раза проехаться туда-сюда по узкоколейке, и обойти все вокруг, что в 10 утра были уже на асфальте и ехали в направлении Каргополя домой! Правда, без приключений доехать все же не удалось – по дороге у нас отказал один цилиндр и отвалился глушитель. Глушитель Олег подвязал найденной на обочине проволокой, а в Петербург мы так и въехали на трех цилиндрах! Дорога домой! Пионерка в Лужме Подводя итоги, хочу сказать, что наша мечта осуществилась на все 100%, а наши ожидания не то чтобы оправдались, а все получилось в сто раз круче, красивее и полнее, чем мы ожидали от этой поездки! И я уже в который раз, восхищаясь русским севером, гостеприимством и добротой его жителей, его красотами, хочу возвращаться сюда вновь и вновь! Спасибо за внимание Link to comment
Schmied Posted June 18, 2014 at 01:14 PM Share Posted June 18, 2014 at 01:14 PM Вовчик, рассказ и фото на 5+, очень понравилось! И мотоцикл даже в рассказе есть! Link to comment
FZX Posted June 18, 2014 at 01:39 PM Share Posted June 18, 2014 at 01:39 PM Вот это да! Супер! Спасибо, очень интересный отчет! Сначала не читая стал смотреть фотки, удивился увидев Алюляя, думал показалось. Ан нет )))) Link to comment
adel Posted June 18, 2014 at 01:40 PM Share Posted June 18, 2014 at 01:40 PM спсибо, когда то про нее вроде показхывали передачу, оттуда и вспомнилась она Link to comment
АрхангельскийМотоцик Posted June 18, 2014 at 01:45 PM Share Posted June 18, 2014 at 01:45 PM Красивые фото, хороший рассказ, прочитал с удовольствием! Link to comment
BOB4IK Posted June 18, 2014 at 02:03 PM Author Share Posted June 18, 2014 at 02:03 PM Через пару недель будет НАШ фильм! Он должен получитсья фееричным и трогательным, наснимали столько отличных кадров, что у самого терпения не хватает Тем более, что его будет монтировать Олег Алюляй, а он-то толк в кино знает А пока, если кому интересно, то можете посмотреть старый фильм "Колея", который и заставил меня поехать в этот сказочный, другой мир! http://www.youtube.com/watch?v=qtAEcZextFM Link to comment
BOB4IK Posted June 18, 2014 at 05:52 PM Author Share Posted June 18, 2014 at 05:52 PM Если на фотки нажать, то попадете в альбом и увидите все фотографии Link to comment
rus Posted June 18, 2014 at 07:19 PM Share Posted June 18, 2014 at 07:19 PM BOB4IK, Очень здорово, спасибо! Люблю узкоколейки! Link to comment
skuns99 Posted June 18, 2014 at 09:30 PM Share Posted June 18, 2014 at 09:30 PM Тронут.... Очень-очень... Link to comment
JSM Posted June 18, 2014 at 09:37 PM Share Posted June 18, 2014 at 09:37 PM Цитата BOB4IK ()нам туда! ...удивительное рядом. Link to comment
DeS Posted June 19, 2014 at 03:35 AM Share Posted June 19, 2014 at 03:35 AM BOB4IK, реально вовлек в состояние души, заставил пережить все как там и был! Спасибо, это мне по душе!) Link to comment
иваныч Posted June 19, 2014 at 06:22 AM Share Posted June 19, 2014 at 06:22 AM Цитата BOB4IK ()Магазин. И телефон, по которому никто никогда не звонил и звонить не будет... Спасибо за рассказ. Очень интересно. Всегда с удовольствием читаю Ваши рассказы. По теме - а почему никто не звонил и звонить не будет, в этих деревнях есть сотовая связь? Так понял - основная масса жителей пенсионного возраста, а как выживают остальные, как зарабатывают на жизнь? П.С. Всегда интересовала способность человека жить и выживать почти в любых условиях. Link to comment
BOB4IK Posted June 19, 2014 at 06:28 AM Author Share Posted June 19, 2014 at 06:28 AM Сотовая связь есть, но только мегафон и ловит на горе Да во всей России этими синенькими телефонами никто не пользуется, потому что сотовая связь есть - она и дешевле, и проще Со всеми не общался, но многих кормит лес! Т.е. рыбалка, охота, ягоды, грибы... На огороде растет картошка-морковка вякая. Все это заготавливается и для себя, и на продажу. Плюс мужики металлолом собирают по-тихоньку Link to comment
АрхангельскийМотоцик Posted June 19, 2014 at 07:58 AM Share Posted June 19, 2014 at 07:58 AM Вспомнилась байка: В одной деревне, после строительства вышки сотовой связи к администрации стали приходить бабульки и жаловаться: " то болит, это ломит. Все из-за этой вашей вышки!" Администрация: "да это все ерунда, то ли еще будет, когда мы её включим!" Link to comment
лука Posted June 19, 2014 at 09:12 AM Share Posted June 19, 2014 at 09:12 AM Эх Рассея-Матушка. Вот в таких местах душа прям оживает и воли просит. Вовчик спасибо. Link to comment
JSM Posted June 19, 2014 at 11:33 AM Share Posted June 19, 2014 at 11:33 AM Цитата BOB4IK ()"Сежанки" вышли на прогулку ...глубочайшей красоты природа , печечка в вагоне, не все запущено в плане с "борьбой полов"... Вот же-ж люди путешествуют!!!))))))))) Link to comment
BOB4IK Posted June 19, 2014 at 12:04 PM Author Share Posted June 19, 2014 at 12:04 PM Через полтора месяца в Костромской полетаем еще на рейсовом кукурузнике за 1000 рублей Link to comment
JSM Posted June 19, 2014 at 12:14 PM Share Posted June 19, 2014 at 12:14 PM Цитата BOB4IK ()еще на рейсовом кукурузнике ...на брата? (1000 руб)... и какой продолжительности рейс?? км-время? Интересно просто... Рейсовый кукурузник)) Link to comment
lexkiy Posted June 19, 2014 at 03:21 PM Share Posted June 19, 2014 at 03:21 PM потрясающий репортаж! спасибо! Тоже в планах одно интересное место посмотреть в тех краях Link to comment
BOB4IK Posted June 20, 2014 at 06:27 AM Author Share Posted June 20, 2014 at 06:27 AM lexkiy, уж поделитесь, не томите Так-то я про Архангельскую знаю все, но вдруг... Link to comment
BOB4IK Posted June 20, 2014 at 06:32 AM Author Share Posted June 20, 2014 at 06:32 AM Цитата JSM ()...на брата? (1000 руб)... и какой продолжительности рейс?? км-время? Интересно просто... Рейсовый кукурузник)) Да, 1000р в один конец по маршруту Кострома-Шарья-Боговарово! Если вдруг по каким-то причинам не удастся в поездке нашей на кукурузнике полетать, то сделаю отдельный выезд на 4-5 дней туда! Там недалеко от Боговарово (на такси можно доехать) ходит жд автомотриса АС-1, наверное единственная оставшаяся, ходит от Малого Раменья до Супротивного, что на трансибе! Можно объединить полет на кукурузнике и покататься на автомотрисе, а оттуда домой на поезде! http://ivan-da-maria.org/2012/08/kostroma-bogovarovo/ http://imesta.ru/places/show/269/ Link to comment
JSM Posted June 20, 2014 at 07:56 AM Share Posted June 20, 2014 at 07:56 AM Цитата BOB4IK ()Да ...интересно очень.. спасибо.. Под впечатлением плотно засел за карту области и разобщенные фоты поездок... Удивительное рядом)) Link to comment
di_mot Posted June 20, 2014 at 04:32 PM Share Posted June 20, 2014 at 04:32 PM +500! - Так нас всех и их тоже! - Ногами по почкам и фотами по мордАм, по мордАм! Link to comment
LOTOS Posted June 20, 2014 at 05:18 PM Share Posted June 20, 2014 at 05:18 PM Цитата BOB4IK () в 90-х годах начали загибаться все совхозы, леспромхозы, и узкоколейные дороги стали не актуальными, и их активно начали разбирать на металлолом, а деревни вследствие этого вымерли! Цитата BOB4IK () любому романтику (а их тут много) будет интересно BOB4IK, обычно "не прохожу" мимо твоих "опусов", всегда нахожу что-то интересное, в первую очередь для себя. Сейчас, именно выбрал две цитаты, подчеркивающее мое настроение к таким замечательным материалам. Как-то не привык делить делить Украину-Россию на две страны, может потому, что друзей в России у меня наверное больше, чем в Украине, но Родина уже выбрана давно и менять ее в полтинник лет не совсем "прилично", вроде как расписываешься в собственной бездарности - может слишком жестко, но для меня именно так. Поэтому с болью смотрю на чудесную русскую природу и в тоже время не крашенный "паравозик", нищие, ветхие дома ... Особенно отсюда, с Балкан, где , как и у нас, был социализм, потом война и разная хрень. Мы по факту все были в одинаковых условиях в начале 90-х, но здесь народ ушел ВПЕРЕД, а мы продолжаем вымирать в своей России-Украине. ТВОЙ БЕСПРИСТРАСТНЫЙ РЕПОРТАЖ - ТОМУ ПРЯМОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО. Добавлю немного тех впечатлений, которые увидел вчера-позавчера здесь: в Черногории и Словении, бывших странах социалистического ЛАГЕРЯ Джип в цвет флага Украины, как видно хватило денег на перекраску вполне приличного авто, а на ПАРАВОЗ с ВАГОНАМИ не хватает. Набережная черногорского порта БАР. Здесь вывесок на русском наверное больше, чем на местном языке. Дальше пошла Словения. Глубинка бывшей социалистической Словении. Именно глубинка, вдали от столицы Любляны. Церкви никто не разрушал, как у нас - все постройки старых времен, аккуратно ухоженные. Специально пришлось тормозить, чтобы сделать фото этого дома - одного такого на 200 км пути по сельской провинциальной Словении. Сельские дорожки с велолюбителями, таких компаний встретили не одну. Ну а Хорватия просто "сразила наповал" новым ПЯТИСОТКИЛОМЕТРОВЫМ автобаном, с 20-ти или 25-ти( не считал, но много!) тоннелями на всем пути от Дубровника до Загреба ! КАК ИМ ЭТО УДАЕТСЯ !!! Через те горы, что вдалеке на фото - никаких СЕРПАНТИНОВ, только прямые тоннели. В итоге мы прокатили 600км за 6 часов, это с остановками и заправками. Легко, непринужденно, никаких страшных аварий на пути - все максимально безопасно! Link to comment
Recommended Posts