ПРОЛОГ
Мысль об одиночном, автономном мотопутешествии давно не давала мне покоя. За год до отъезда обострение усилил теплый бриз сансета на берегу бывшей португальской колонии, в тихом поселке под названием Ашвем, омывающего Аравийским морем Индийского океана. Отрезав себе все пути к отступлению, в тот вечер, я решительно убедил себя: во что бы то ни стало, путешествие состоится.
Последующие дни я уже не мог думать ни о чем другом. Витающий дух приключений, овладевал мной, как узник вожделеющий свободы. Опыт прошлых путешествий говорил, нужно поставить дату отъезда, запустив стрелку отсчета. Обвожу дату в календаре: 7 июня 2015 года.
Ориентировочное время прохождения маршрута - месяц-два. За это время я должен: пересечь путь от 38 меридиана, передвигаясь по восточному полушарию севернее экватора, вплоть до 107 меридиана, в широтах от 39 до 57 градусов. Пройти через несколько временных и климатических зон с перепадами температур от – 5 до + 45 и покрыть расстояние в 20.000 км. Подняться на 4500 метров над уровнем моря в самой высоткой точке. Который в свою очередь проходит по заснеженной высокогорной дороге Памирского тракта, будучи когда-то маршрутом известного во всем мире - шелкового пути.
Так как большая часть пути пролегает по странам бывшего союза, а именно: России, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Монголии. Изучив погодные капризы регионов, выбираю наиболее благоприятный период – начало лета. На следующее утро начинается долгая, но увлекательная подготовка к путешествию.
Карту
лучше проклеивать до того как она промокла. 8 часов
непрерывной работы и карта готова
Астрахань. Россия.
Как
запланировал, утром 7 июня 2015 года, выдвигаюсь на
Волгоград
Старт. МКАД. Москва.
Проезжая Астрахань, хотел было искупаться в Волге. Взял полотенце, плавки, спустился к воде. Не тут-то было! Астрахань запомнилась только жутким гнусом. Я бывал тут уже однажды лет 7 назад. Столько мошкары я ещё никогда ни видел. Очень тяжело дышать в закрытом шлеме, с полным носом и ртом, мошкары. На ум пришла мысль: «А что если тут случайно пробить колесо?» Не представляю, как его бортировать. Дышать просто нечем, жарит под 35 градусов.
Местные, сказали, что у них так, каждый июнь. Для меня это перебор. Огнемет бы сейчас не помешал! Начал понимать, почему в республике Калмыкия у людей такие узкие глаза.
Астрахань. Гнус.
Рядом с моим ночным обиталищем наткнулся на целое семейство самых крупных жуков Европы. Здоровенный жук семейства рогачей, с своими длинным рожкам, по праву носит заслуженное название – Жук-олень. Жук больше 10 см в длину, фактически с ладошку. Является довольно редким насекомым, и, оказывается, относится к охраняемым видам. Но мы с ним подружились, и ни доставляли хлопот друг другу. Говорят, большая удача, встретить такого жучка в живой природе. А удача мне очень пригодится!
Астраханский Жук-олень
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
мать её трасса! Протяженность около 300км.
Идет из Казахстана в Узбекистан.
Казахстан. Федеральная трасса.
Федеральная трасса берет начало в Казахстане, в поселке - Бейнеу, и заканчивается в Узбекистане, в первом населенном пункте – Жаслык. Протяженность этой яйцетряски почти 300 км. Машины раз в час шныряют, людей и заправок нет. Жара и песок. Возьмите с собой запас воды, и горючего, чтобы вам хватило на 400 километров хода.
Познакомился с велопутешественником Люция из Италии. Он объездил на
велосипеде полсвета. Парень везет с собой груза на 25 кг! 80% - вода. Жара
жуткая, пью по 5 литров воды в день, и два литра лью под куртку, для
кондиционирования. То ли мне так напекло голову, то ли дорога не дает времени
на здравую работу мозга. Совсем забыл стравить давление в шинах. Шел на 3
атмосферах в каждом баллоне. Лишь когда вышел на асфальт вспомнил об этом. Не
делайте так. Багаж и задница вам спасибо не скажут. В Атырау многолюдно, город
большой, есть все за ваши деньги. Цены соответствующие.
Где-то в степи Казахстана.
Дорога плавно закатывается в асфальт и настроение улучшается. Места радуют глаз. Никого, ни души, только степной ветер и просторы. "Кэмолы" дикие повсюду. Жрут всякую гадость. Жара на солнце уже под 40, а они улыбаются.
Казахстан. Дикие «Кэмолы»
"Звездопад"
в степи Казахстана как в сказке.
Так освещает, что все вокруг светится как днем.
Нукус. Узбекистан.
В Нукусе потратил 4 часа на то, чтобы заправить бак и поехать дальше. Карты VISA тут не берут нигде. Надеюсь, что это не во всем Узбекистане! В итоге поменял все тенге и часть рублей. Если дальше VISA принимать не будут, то жопа. Надеюсь на удачу. До Самарканда 787 км.
Узбекистан уже начинает нравиться. Яркий закат и эти приветливые,
дрыгающиеся головы людей на ишаках вызывают неотразимую симпатию.Чего не скажешь
о границе. Потерял 2-3 часа. Узбекские таможенники очень муторные, неторопливые
и похуистичные. Тут прокатил только один верный прием: с одеванием шлема на
голову и активным хождением в нем у будки с
таможенниками. В идеале, если на вашем шлеме ещё будет камера.
Вот ведь интересный факт. Во-первых, всего один банк на весь Узбекистан, который принимает Visa международных банков. Валюту выдают только в долларах США. Но! Внутри банка тебе сразу никто не поменяет эти доллары на сомы. Только через время. Если ты ещё раз сюда придешь. А суть вот в чем. В банке официальный курс за 100$ ~250.000 сом. На базаре у барыг те же 100$ меняют на 430.000 сом!!! Сначала подумал, что меня разводят, шутка, мол, такая. Отсюда много ограничений в банковской сфере и спекуляция как факт. Любой местный житель у вас с радостью примет доллары, но готовьтесь торговаться, курс может быть очень разный. Вывод: везите с собой доллары и много! Главное, на таможне в декларации об этом не писать. Иначе тюрьма.
Никого
не грабил. Поменял деньги. В руках у меня
эквивалент 100$. По сегодняшнему курсу это 430.000 сом.
Сделал крюк в 100 км. Еще дома на картах гугл нашел старую крепость, хотел
воочию её пощупать. Находится в пустыне, слеплена из песка и глины. Крепость
интересная, народу почти нет, ибо находится в ебенях. Попались какие-то мутные
туристы на машине. А жара жутка, показывает +42. Попросили воды, я в ответ,
мол, давайте кружки, чтобы я мог с канистры налить. Набрал кружку до краев, как
принято у нас в России. Так турист выпил пару глотков и остальное вылил. Вылил
воду просто так на песок!!! У нас бы за такое рыло начистили бы, и для этого
совсем не обязательно должна быть жара в 42 градуса.
Но я сдержался. А зря видимо. Поднялся на стену крепости, а оттуда вижу, как
этот чурка из машины баклажку 5-ти литровой воды достает и пьет.
Многие мотоциклисты, и я в том числе, дабы не перегреться, позаимствовали очень эффективный метод борьбы с жарой у туарегов. Чтобы спасти кожу от ожогов, а тело от перегрева, делается следующее. Самое важное, сначала максимально защитить тело от воздействия прямых солнечных лучей. На тело, под штаны и куртку, поддевается термо-белье или обычная нижняя одежда. Все это дело предварительно смачивается водой. Не выжимая, надеваем на себя, а сверху куртку и штаны. С головой проделываем то же самое, намочив подшлемник. Как только начинается движение, горячий воздух попадает в вентиляционные карманы экипировки, и тело начинает стремительно остывать! Во время движения по «вкусу» можно добавлять водички прямо на ходу. Но не переусердствуйте, можно простудиться. На полном серьезе!
Крепость Аяз-Кала. Узбекистан.
Вечером поел манты в придорожном кафе и выпил лучший домашний компот, что я пробовал когда-либо. Если подвернется в Узбекистане попробовать, не отказывайтесь! Попросил литр с собой в термос.
Разбил лагерь, не доезжая берега озера. До Самарканда 563 км, навигатор пишет 8ч 24мин ходу, надеюсь, завтра к вечеру буду там.
Температура
воздуха летом, достигает 40 градусов.
Узбекистан.
Утро под дулом автомата, Узбекистан.
Заночевал на прекрасном озере. В 100 метрах от берега, не смог спуститься к воде. Глубокий песок, обратно мы со Смелым не поднялись бы обратно. Проснулся утром от голосов и стучащему звуку АК-47 о мою палатку. Выглядываю через сетку в окошко, а там люди, человек 5, в форме и с автоматами! Ясное дело, пересрал )). На английском меня просят выйти из палатки. Вылез из палатки и началось.
- Your terrorist??!
- No, tourist!!!
- Your terrorist??!!!!
- No, no I tourist!!! No shoot!
Оказывается, я разбил лагерь прям на границе Узбекистана и Туркменистана. А
я еще, блин, думал, не сходить ли искупаться. Ребята оказались узбекскими
погранцами. Как потом мне сказали, что по мне бы открыли огонь на поражение за
нарушение границы, если пошел бы купаться. Дали команду срочно сворачивать
пожитки и валить по добру по здорову. Старший сел в джип с тремя подчиненными и
уехал. Осталось двое молодых ребят. Собрался, упаковался, завелся. Смелый
поработал 1 мин и заглох. Ну думаю, попал я. Погранцы с недобрым взглядом
переглянулись и попросили поторопиться. Так они делали ещё
много-много раз, последующие несколько часов.
Вот уже несколько часов мы с пацанами ковыряем весь мот. Проблема была в
том, что как только поворачиваешь ключ, горит предохранитель на фазе. Значит
где-то "КоЗа” Всю проводку перетряхнул, все без успешно, ребят по рации
постоянно отчитывают, успех найти неисправность тает на глазах. Потеряв всякую
надежду, предлагают вызвать по рации бобик и отвезти к ним в часть к тамошнему
механику. И тут в голову приходит проверить реле-регулятор. До этого и не думал
о нем, так как был почти новый. И точно, это оказался он! Замыкают все три
фазы. Вспоминаю, что до этого вольтметр изрядно чудил. Видимо,
без последствий, федеральная дорога в Казахстане меня не оставила. Быстро
поменял на старую, убитую запаску и ушел на Самарканд, до которого ещё 563 км
хода.
Убитое,
от вибраций реле, на разбитых дорогах
Узбекистана.
На подъезде, уже затемно, началась сильная гроза. Все в раскатах, и ни капли воды с неба. За несколько км до города старое реле начало делать последние вздохи. Пришлось выключить все потребители, и идти уже в потемках за фурами до города. Поискав жилье, уставший, заселился в дорогой (30$) мини-отель Kamila.
Самарканд. Узбекистан.
Утром позавтракал и начал искать пути отступления отсюда. Нужно было новое реле, но для начала стоило наладить связь с миром. С коей, как выяснилось, тут все не просто.
В Самарканде – красота! Будучи бывшей столицей Узбекистана, город очень ухожен, везде милиция. Одному по городу можно свободно гулять. С безопасностью тут полный порядок. Я бы даже сказал чересчур.
Решил оформить местную симку. Но сразу столкнулся с проблемами. Резидентам
других стран не оформляют. Только в главном офисе, который по воскресеньям закрыт.
Попытался поймать местного жителя, оформить на него. Но у них поголовно нет
паспорта с собой, либо не хотят связываться. Познакомился с таксистом Уктамом.
Долго гоняли по городу, пытаясь на него
оформить симку. В итоге не вышло, так как у него при себе была только копия
паспорта без страницы с пропиской. Для оформления нужна прописка. Принял
решение ехать в отель и просить администратора помочь. Шухрат - отличный
парень. Приложив достаточно немало усилий, нам удалось оформить симку Билайна.
Симка включилась, но интернет так и не завелся. Погуляв под палящим солнцем по
памятникам архитектуры, вернулся в салон, где мне оживили связь. Но знал бы про
их интернет, оставил бы эту затею в самом начале.
Старбазар. Самарканд. Узбекистан.
Netpolice тут кроет все, 20 кб интернет трафика не уходят в мир. Говоря русским языком, покупать местную симку для интернета, не целесообразно. Весь интернет под большим запретом. Тупо загрузить текст, например, в соцсеть почти нереально, про фотки вообще молчу.
Регистан. Самарканд. Узбекистан.
Понимая, что быстро отсюда я не выберусь, нашел более доступный вариант проживания. На утро переехал в гест Irgashev’s guesthouse. Гест оказался очень уютным местом. С более разумным ценником в 10$. В Компактном номере есть теплый душ, туалет, кровать, вай-фай, что ещё нужно?
Мавзолей Тамерлана. Самарканд. Узбекистан.
Запреты везде, не только в IT. Так, например, в кинотеатрах почти нет мировых премьер, а фильмы, которые транслируются, имеют просто дикую для глаз и слуха цензуру. Мало того, что "запикивается", так еще и квадратики включают на обычных поцелуйчиках )). Чистой воды гестапо.
Старбазар. Самарканд. Узбекистан.
Долго искал оригинальную зарядку в прикуриватель на телефон. Моя
старая от вибраций сдохла. Тут интересный случай. Если на отдельном здании
висит вывеска Samsung и написано официальный дилер, это ничего не значит.
Дилера тут нет, а есть
простой базар алиэкспресс. Везде Китайский ширпотреб.
Но как чертовски красива архитектура тех времен. Мозаика кстати, очень хорошо сохранилась. Вообще, памятникам архитектуры был сильно удивлён. Почти 90% тут в первозданном виде. Климат, отсутствие дождей делают свое дело.
Регистан. Самарканд. Узбекистан.
Сломанное реле. Друзья и человечность.
Началась головная боль с моим сломанным реле. Поиски и обзвоны почтовиков желаемого результата не дали. Самое быстрое, когда я получу через них реле на руки - 20-30 дней, это в лучшем случае.
Мой хороший друг Олег Кондаков подал хорошую мысль. Суть проста: найти того, кто сгонял бы в аэропорт и передал бы с узбеком мое реле. Начинается процесс поиска ответственного лица. Напрягаю всех, кто был в Москве, у каждого свои дела, свои проблемы, все заняты. Помочь вызвался мой друг Андрей Турков. Если у него все получится, реле будет у меня через пару дней.
Рейсы Москва-Самарканд летают два раза в неделю. Завтра как раз мой рейс. Отправка оказалась сложнее, чем все ожидали. Проблемы начались сразу. К вечеру завтрашнего дня, в маленьком аэропорту Самарканда, сижу на бордюре перед терминалом: зала ожидания не предусмотрено, ровно как и нет мест ожидания. Жду сообщения от Андрюхи. Оказывается, он давно выехал в аэропорт, прихватив мое реле и пару друзей для храбрости. Но на пути в аэропорт случился казус. На единственной трассе, загорелся автобус, опрокинулся, и полностью парализовал движение транспорта. Чудом добравшись до аэропорта до вылета рейса, Андрюха вещает: «Много отказов. Никто ни берет реле, либо не хотят вскрывать сумку, либо, не выслушав, просто проходят мимо». У людей нет времени до моих проблем. Сижу на тротуаре и думаю. Отчасти я их понимаю: брать на себя ответственность от незнакомца везти неизвестный предмет, выглядящий как нечто металлическое с пучком проводов..
На площади Самаркандского аэропорта. Узбекистан.
Хотел бы пару строк написать про людей, которые просто проходили мимо. Которым не было до этого никакого дела. Не выслушав просьбы. Опустив глаза, как многие часто делают это в метро, на улице, когда к ним подходит попрошайка, алкаш или бабушка. Однажды наблюдал, как в метро, утром в час пик, бабушке стало плохо, и она легла на ступеньках. Большинство, в спешке, просто переступали через неё.
Когда мне пришло это сообщение, что никому нет дела до моей проблемы, я
задумался, побледнел и разревелся (без шуток). Я это понимал. Большой город,
много людей, эта постоянная атмосфера социального напряжения, эффекта стада,
делающая из людей волков. Каждый сам за себя. Но в тот момент мне было особенно
больно не от того, что я не получу свое реле. Я понимал, что сам был такой же!
Что уж скрывать, были моменты, когда я также, как многие, опуская глаза,
пролетал с наушниками в ушах мимо мутных, в моем понимании людей, проходил
мимо. Но жизнь учит, и, как говорится, пока сам не попадешь в безвыходную ситуацию,
ничего не изменится. Пока ты живёшь в своем микромире, в своей зоне комфорта, в
которой ты чувствуешь себя защищенным и обеспеченным, где у тебя есть что
покушать, где спать, выбирая с кем общаться, а с кем нет. Пока ты не выйдешь за
рамки своей зоны комфорта, случайно, или умышленно, ты будешь жить как все те
многие зомби, что идут в 8 утра в метро, переступая через людей, которым плохо,
которым нужна помощь. И все от того, что ты
считаешь, что у тебя нет на это времени, или тебе просто не нужны чужие проблемы.
Жизнь сложная штука, она учит и наказывает нас снова и снова, учит жизни,
правильной или нет, рисует стереотипы, правила и запреты. Я ни навязываю свое
мнение и не прошу большего, чем попросил бы от себя сам. Будьте человечнее, не
будьте бессердечны, помогайте людям! Даже если внутри есть сомнения. Вы
спешите, или говорите по телефону, отвлекитесь, хотя бы
просто выслушайте. Даже, если не сможете ничем помочь, ведь возможно те 2
минуты своей жизни, что вы потратите, спасёт чью-то жизнь или даст надежду! Мы
все люди, любому из нас может понадобиться помощь. Не становитесь теми, кто
будет вас переступать в метро, когда вам нужна будет помощь!
Места ожидания. Аэропорт Самарканд. Узбекистан.
Надежда гаснет. 95% пассажиров, летевших на этом рейсе, уже отказались. На голове появляются новые седые волосы. Начинаю продумывать другие варианты, но в переполненную мыслями о жизни голову ничего не приходит.
Отчаявшись, встаю и собираюсь уходить. И тут короткое сообщение: «Боря..» Сердце колотится.. от волнения закружилась голова. И тут я понимаю, что все удалось! Мое реле на борту! Ура!!
Моей радости нет предела. У ребят все получилось, и мое реле на борту! Боря, по описанию мужчина в возрасте из Самарканда, за 500р согласился взять реле. Рад как слон, даже прослезился еще раз. Всех поблагодарил, а сам скорее в гест, собирать вещи. Собрался быстро. Прилег вздремнуть, но поспал от силы 30-40 минут. Такое волнение, как тут поспишь. Скоро рассвет, бегу в аэропорт.
Площадь ожидания. Аэропорт Самарканда. Узбекистан.
В аэропорту оживление, все встречают своих. Ждал долго, больше часа. Дождался! Встретил, пообщались немного, забрал реле. Боря пригласил к себе, но я так хотел двинуться в путь уже скорее, вежливо отказался. Забрал реле и пулей в гест, быстрее устанавливать и стартовать!
Новенькое реле.
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now