кРАЙ земли
Идея побывать за Мурманском появилась примерно три года назад, после первой встречи с Заполярьем (поездка в Северодвинск на YBR-е). Белое море, сильное, настоящее, суровое, но одновременно поразительно родное моей душе, необычайное северное небо, замечательные люди, красота, нет, КРАСОТА природы и дикость мест – все это влюбило, влекло, звало.

И вот срок поездки примерно определен, провиант и недостающие вещи закуплены, а главное, размечен предполагаемый маршрут (огромное СПАСИБО Антону Т. за советы, помощь и терпение. Без твоих подсказок, Антон, я пожалуй пропустил бы очень много всего интересного). Когда до старта оставалось уже относительно недолго, знакомый кинул мне интересную ссылочку… Самый северный мотослет в России, а может быть и во всем мире, проводится как раз в местах, которые я собирался посетить. Поселок Териберка на берегу Баренцева моря, т.е. уже настоящий Северный Ледовитый…и совсем рядом с Дальними Зеленцами, до которых я очень хотел доехать (даже 15 литров бензина я вез специально для этого участка с самого начала, учитывая что заправок там нет, а бака хватает всего на 200 км). Правда слет проводится примерно на неделю позднее расчетного времени, в которое я уже туда должен был доехать. Подумав, я решил не загадывать, но по возможности на мотослете побывать - работы нет, так что сроки совсем не поджимают, да и стартануть можно попозже.
День 1
Когда все готово и собрано, а главное ты уже настроился ехать, откладывать старт очень сложно ) Мне удалось потерпеть всего два дня ) По традиции утро выезда выдалось хмурым, на небе висели сплошные дождевые облака, без единого просвета или намека, что где-то там вообще может быть солнышко. А как только я выкатил мотоцикл из гаража и одел шлем, с неба стали падать первые мелкие капли. «Ничего, выезжать в дождик хорошая примета» - утешил я сам себя и провожающую меня девушку. Дождевые штаны были уже на мне, а вот верхнюю часть одевать я поленился, да и было довольно тепло – потеть и париться под дождевиком совсем не хотелось. Минское шоссе, МКАД, съезд на Ленинградку – дождик не усиливался, но и не прекращался, все та же мелкая морозь. Остановишься, вроде его и нет почти, едешь хотя бы 120-130, и забрало шлема надо постоянно протирать рукой от мелких капелек и оседающего тумана. Сколько же на трассе Москва-Питер камер! Практически в каждом населенном пункте, пока не отъедешь километров 200 от Москвы, стоит тренога на въезде и выезде! Причем если первая делает снимок спереди, что для мотоцикла не страшно (номер то сзади, а оставить портрет на память я не против), то на выезде камера вполне может снимать хвост мотоцикла, и скорость приходилось скидывать до неприличных значений.
Примерно через 150 километров я остановился на заправке, где и обнаружил, что лень, даже и оправданная логическими причинами, до добра не доводит – куртка, водолазка и даже футболка были совсем мокрыми.

Пришлось исполнить импровизированный стриптиз, доставать сухую одежду из багажа, и на этот раз натягивать поверх и куртку от дождевика. Хорошо хоть фотоаппарат и мобильники я завернул в пакетики, уже наученный горьким опытом. Тем временем от колонки отъехала машина и остановилась рядом со мной, под навесом у входа в магазинчик на заправке. «Бират, куда едиш?» - в авто сидела семья, дети с интересом меня разглядывали. «Как пойдет, сначала к Белому морю, а если силы останутся, за Мурманск». «Эй, вай, а сколико это кильометаров»? «В сумме тысяч 5-6 за поездку должно получиться». Рядом останавливается вторая авто с земляками моего собеседника. «Ай, он за восимь тысячь кильометаров едет, а! На мотоцикале! А мотоцикаля доедита, а?» - последнее адресуется уже мне. «Должен» - отвечаю я, натягивая шлем, и снова дорога, дождь, фуры, поднимающие облака взвеси или брызг из колеи. Дорога местами отвратительная, когда колесо попадает в колею, заполненную водой, его срывает в пробуксовку даже на 130 км/ч, что конечно совсем неприятно. Но мы ведь едем осторожно и плавно, да FZX? Ты ведь помогаешь мне? Так мы и валим, быстро, но без резких движений и маневров. Все приходится делать плааавнооо, растянуто, постепенно.
После Чудово ухожу с трассы направо. Первый ночлег запланирован у реки Волхов, где по идее должны быть хорошие места под палатку. Пройдено уже почти 700 километров, а учитывая погоду и состояние дороги они дались довольно непросто. В районе Киришей пролетаю мимо аэроклуба – вижу стоящие за забором маленькие пилотажные самолетики, ангары… «Эй, нам надо туда заехать! Смотри какой газончик на аэродроме, палатку там поставить просто идеально. Да и даром ты что ли всего Ричарда Баха читал, летчики те же байкеры, но летают повыше» - это внутренний голос довольно бесцеремонно обращается ко мне. Учитывая, что я уже пробовал заехать куда-нибудь подальше от дороги и поставить палатку, но в результате только вымазался сам и чуть не засадил груженый мотоцикл (пришлось тянуть его с пыхтением и криками, которым могли позавидовать лучшие бойцы Шаолиня - все размыто, почва глинистая, скользкая и словно старается затянуть все в себя), я послушался. Хотя не очень то верил в успех затеи – кто пустит ставить палатку на аэродроме??? Тормоз, разворот, и вот я подъезжаю к воротам. В общем, меня пустили, и палатку я поставил. Даже денег не взяли, хотя и предлагал. Пришлось угостить шоколадками ) Спасибо двум Олегам!

Когда я залез в палатку и лег, горло дало знать, что оно думает о моей утренней езде без дождевика. Глотать больно, чувствуется небольшая температура, и даже пара глотков джина из фляжки не помогли. «Плохо, очень плохо, вот так заболеть в первый же день» - с этой мыслью я заснул. В какой-то момент мне приснился очень реалистичный и необычный сон. Ко мне спускается ангел, скорее она, чем он, и целует меня. Во сне, но уж очень реалистично-ощутимо ) Мне становится тепло-тепло, и тело словно расслабляется. А потом снится солнце, сад с яблонями, и будто оба Олега (хозяин аэродрома и работник) зовут есть яблоки. С виду маленькие и зеленоватые, но когда я кусаю, насколько же они вкусные! В жизни таких не ел. На этом моменте я и проснулся, абсолютно здоровый и полный сил.
День 2
Утро порадовало солнышком и отличным самочувствием, от вчерашней хвори не осталось и следа. А что еще нужно для счастья! Собираю палатку, завтракаю шпротами с сухариками, еще раз спасибо хозяевам, и снова вперед. Правда уже на подъезде к Волхову опять начинается дождь, и не отпускает меня весь день. Подъезжая к Карелии хороший, только недавно уложенный асфальт внезапно заканчивается, переходя в ужасно разбитую и убитую дорогу. Ехать приходится стоя, и километров 50-60 в час, не быстрее – вилку пробивает, мотоцикл скачет как бык на родео. Зато успеваю заметить указатель «Александра Свирского монастырь», и сворачиваю налево.

Мощи (тело) святого Александра Свирского абсолютно нетленны, суставы подвижны, кожа упругая и не имеет каких-либо следов тления вот уже сотни лет, при том, что тело каким-либо процедурам мумификации конечно не подвергалось. Студентов медакадемий и мединститутов даже раньше возили ознакомиться с этим феноменом. Как не побывать в таком месте? Да и просто побывать в монастыре мне почти всегда приятно и за счастье. Оставляю мотоцикл под присмотром женщины, торгующей перед монастырем медом, и иду навстречу чуду. Сам монастырь состоит как бы из двух частей – одна из них не восстановлена, совсем недавно там еще располагалась психиатрическая лечебница… Тоскливо и неприятно смотрятся пустые храмы, в которых гуляет ветер. На выходе с территории разговорился с мужчиной, который поет в церковном хоре и проводит экскурсии по монастырю. Слово за слово, и оказывается, что он тоже заядлый путешественник и турист, поговорили мы с ним замечательно и душевно. Вторая часть монастыря полностью действующая и полна жизнью. Побывал у святого Александра, задумался над многими событиями своей жизни…
Но и ехать пора в конце концов, по плану надо доехать почти до Петрозаводска и расположиться там (Антон в отчете писал о неплохом месте для ночлега у реки Нива, и я решил им воспользоваться. Но почему-то понял так, что она находится до Петрозаводска. Как оказалось, понял я неправильно )) ). На въезде в Республику Карелия на посту меня тормознули гаишники (или как там они сейчас правильно называются). На разбомбленном участке дороги фару я выключил – мотоцикл скакал на ямах и ухабах так, что нить лампочки вполне могла оборваться. А включить перед постом забыл. В результате долгое и нудное выписывание штрафа на 100 рублей, воспитательная беседа о том, что деньги надо давать сразу им, активно предлагая, тогда и ехать можно сразу и быстро, и все в том же роде. В общем, очень неприятный осадок, похожи эти гайцы на противных карельских комаров, но видимо это для сохранения баланса – столько хороших впечатлений было после монастыря.
Уже в Карелии вижу на дороге двух мотоциклистов на спортах (оба кажется литры), едут они километров 120 в час. Обгоняю их, помахав рукой, т.к. асфальт начался просто ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ – ровный, зацепистый, и мне комфортно идти 130-140. В какой-то момент дождь опять начинается в полную силу, и пока я остановился натянуть дождевик, ребята меня догоняют. Оказалось, тоже путешествуют, побывали в Москве, потом кажется Воронеже, сами из Мурманска, и, поскольку палаток с собой нет, этим же днем хотят доехать домой! Удалось ли им это (забегая вперед скажу, что трассу Питер-Мурманск активно строят, и есть довольно продолжительные участки покрытые щебенкой или песком. Да и циклон стоял как раз до самого Мурманска), не знаю, тем более, что вместо нормальных дождевиком у них были накидки, вроде армейских плащ-палаток, поверх кожаных комбинезонов. В общем отважные ребята ) Под дождем валю все те же 130-140, иногда в поворотах попадаются пятна битума, кто не знает, они когда мокрые очень скользкие. Но ширина дороги и практически полное отсутствие движения позволяют проскользить обоими колесами порой почти полметра наружу поворота и плавно поймать «держак». Первые пару раз адреналин выбрасывался хорошей такой порцией (нет, из штанов его вытряхивать не приходилось).
Проезжаю Петрозаводск, а реки Нивы нет! Решаю искать место для ночлега наугад. Через какой-то время вижу указатель: клуб «РетроАвиа», и стрелку налево. Снова Авиа! Поворачиваю, через километр или два асфальт переходит в грунтовку, и вот я подъезжаю к шлагбауму. За ним стриженные газоны и ухоженные коттеджные домики, на въезде флаги нескольких стран и огромный гранитный валун, наподобие памятника. В целом довольно пафосно. Охрана отправляет меня решать вопрос ночлега в домик. Там очень милая девушка на ресепшене предлагает домик за 3500 рублей в сутки, или номер за сколько-то там. «А поставить палатку возможно? Что-то вроде кемпинга у вас есть?» Девушка слегка виновато улыбается и разводит руками. Что ж, значит на этот раз не судьба )
Возвращаюсь на дорогу, вперед и вперед. В какой-то момент утыкаюсь в пробку – впереди строят дорогу, и движение только по одной полосе, причем отсыпанной раздробленными камнями. Пускают то встречных, то нас. Как раз справа вижу широкую отворотку в лес, и сворачиваю туда. Постепенно полноценная грунтовая дорога заканчивается (по ней Камазы ездят к огромной горе щебня, где их загружают) и переходит в изрытую ямами лесосеку. А поскольку дождь тут видно шел не одну неделю, ямы полны жижей и грязью. Не думал раньше, что FZX умеет лазить по таким местам… «Но главное сноровка-тренировка» (с)

Проехав мимо нескольких горок опилок в мой рост, решаю, что места уже достаточно глухие, и палатку вполне можно ставить. В этот момент сзади раздается шум, и мимо меня проползает лесовоз. Минут через 10 второй. Приходится свернуть на наименее наезженную дорожку – вовсе не хочется встречать ночью пьяных незваных гостей, и ползу километра два по ней. Т.е. гостей конечно может и не быть, а лесорубы могут оказаться милейшими и интересными людьми, и даже скорее всего так и было бы. Но когда ты один, за тысячу километров от дома, на привлекающем внимание японском мотоцикле… В общем, лучше не рисковать и соблюдать правила безопасности. Вижу подходящее местечко у озера или речки, но как только снимаю шлем, в лицо впивается такое количество комаров, что спасаться приходится бегством. В конце концов, измученный и грязный, сворачиваю в какой-то закуток, колеи там заросли травой, значит точно давно никто не ездил, и ставлю палатку прямо на дорожке.

С обеих сторон плотные заросли, это хорошо, значит меня не видно. Комаров правда тоже море, спрей почти не помогает, зато крем работает! Намазываю руки и лицо, и ставлю палатку под все непрекращающимся дождем. Перекидываю в палатку вещи, накрываю мотоцикл чехлом и иду немного прогуляться по окрестностям. Стоит присесть под кустиком, как комары облепляют все что только можно. В общем искусали меня тогда качественно, местами стал пятнистый в крапинку ) Рядом со своей стоянкой нахожу странное место – явно могила, сверху насыпаны камни. Рядом лежит кучка мелких камушков (не помет, именно камушки, но ровные и круглые, один к одному). И словно развалины строения какого-то. В глухом лесу… что это, интересно? Прохожу подальше, и вижу в просвет между деревьями лагерь лесорубов, или дорожных строителей. Он на основной дороге, но совсем рядом, заметят конечно вряд-ли, но костер значит вечером не разведешь. Общая усталость, бесконечные атаки комаров, дождь, дающий за два дня лишь непродолжительные моменты отдыха, все это накладывается друг на друга и заставляет задуматься: зачем, ЗАЧЕМ я поперся сюда? Что я тут вижу? Грязь, мокрый лес, тучи комаров? Ведь мог бы лежать на пляже, под жарким солнцем, и не один. А еще если в руке ром с соком, холодный, а спать в номере, с нормальным ужином. Вот не дурак я? Зачем, зачем я поехал, где радость, где удовольствие? Перекусил орехами и сухарями и полез в палатку.
Ночью началась буря, порой казалось, что палатку сейчас унесет со мной вместе (как раз в эту ночь под Петрозаводском упал самолет). Деревья гнуло к самой земле, ветки бьют по палатке, дождь, даже ливень, хлещет. Палатка постепенно начинает протекать. Когда ветер чуть стихает, вокруг палатки слышны уж совсем странные звуки – какое-то кряканье-кваканье-кряхтенье, словно что-то скрежещет, как если тереть камнем о камень, только сильно тереть, очень сильно. И ползает при этом. Вокруг палатки. Но честно говоря усталость сильнее, и слышится все это через тревожный сон.
День 3
Проснувшись утром вижу, что отсырело абсолютно все. Местами палатка протекла, и внутри стоят лужицы, а вещи, разложенные сверху сушиться, намокли еще сильнее от влажности. «Вставать ли вообще, или никуда не ехать и просто лежать?». Так я всерьез думал почти полчаса, но в конце концов нашел в себе силы вылезти из спальника и натянуть сырую одежду. Снаружи все оказалось не так плохо – облака расползались, и местами виднелось чистое синее небо. Временами даже выглядывало солнышко! Настроение сразу улучшилось, несмотря на комаров. Развел небольшой костерок (пусть даже и заметят, мне тут больше не ночевать) и сварил каши с рыбными консервами. А потом чай! Горячая еда, чай, солнышко и дым, почти полностью разогнавший комаров, подняли настроение и вовсе выше отметки «нормально».
Собираю палатку и вещи (все мокрое, противное занятие), навьючиваю мотоцикл, и вперед, будем пробиваться к выезду из леса. Лужи после ночной бури конечно стали пообъемнее, но не так критично, как думалось. Мы с FZX-ом справились, и вот снова дорога. Навстречу начинают попадаться горы и озера, дорога местами идет через прорубленное в сопках ущелье, а одежда постепенно подсыхает на ветру, хотя солнышко и спряталось. Когда начинается небольшой дождик, опять натягиваю дождевик, заканчивается – снимаю, давая возможность лишней влаге выветриваться. В какой-то момент дорога идет вперед прямо как стрела, километров 20 наверное практически без поворотов и изгибов. И вдалеке перед собой я вижу СОЛНЦЕ на асфальте, огромная туча, висящая надо мной заканчивается, и солнце заливает дорогу. Но это там, впереди, а я еду в серой хмури. Этот свет бежит по асфальту примерно 110 км/ч, но мы с FZX-ом быстрее ) И вот мы словно переступаем порог, будто заходим в уютный дом из под дождя… Все залито солнцем, над нами синее небо, и сзади машины едут в дождливой серости. Непередаваемое ощущение…да, такого не почувствуешь на пляже, даже с бокалом рома с соком. Все внутри становится на свои места, теперь я понимаю, ЗАЧЕМ, мне хорошо ) Правда скоро светлая полоса заканчивается и въезжаю под новую тучу, но внутри ЗНАЮ – и она кончится ) Солнце есть )

Доезжаю до реки Онигма, сразу за ней, со слов Антона, должно быть отличное место для стоянки. Мототуристы даже называют его Энигмой, проехать мимо никак нельзя. Хотя времени еще немного, и за день можно проехать очень даже порядочно, куда нам торопиться? Не сомневаясь сворачиваю, и выбираю место для палатки. Место действительно волшебное! На берегу озера, без подлеска, а значит, если есть ветер, он выдувает комаров и мошку.

Сразу ставлю палатку, развожу костер и готовлю обед. Правда вода из озера кишит личинками, но значит наваристей будет ) Пока ем, поражаюсь двум вещам – во первых, комаров нет совсем, вообще! Во вторых, за это непродолжительное время палатка абсолютно просохла, не только верхний чехол, но и внутри! Постоянный сильный ветер с озера, и все чаще выглядывающее солнце… Это действительно так походило на рай. Заготовив кучу дров и развесив сушиться все, что можно, я просто ходил, сидел у воды на камне, смотрел на меняющиеся облака. Как хорошо ни от кого не отмахиваться, никуда не торопиться, просто жить. Заметил, что в березе, прямо перед которой я поставил палатку, гнездо синичек в дупле. Пока я располагался, они затихли, а теперь, когда отошел, поднялся настоящий переполох. Переставлять палатку я уже не стал, но старался насколько возможно их не тревожить. Засыпал я сытый, сухой и согревшийся )
День 4 и 5
Я решил остаться на этом месте еще на несколько дней – времени, если я буду дожидаться мотослета, полно, даже слишком много. А отдохнуть и отъесться очень даже здорово и полезно. Поскольку впереди был целый день, я сделал основательное костровище подальше от дупла синичек, чтобы не беспокоить их. С рогульками по краям, на которые положил ровную сосновую ветку, и повесил на нее котелок. Вода была опять с личинками ) Минут через 10 пошел посмотреть, как там она, закипела ли и можно ли сыпать макароны. Несмотря на хороший огонь под котелком, вода закипать даже не собиралась. Я подкинул пару полешек пошел вешать свои мотоперчатки – с собой у меня было 2 пары, и тонкие, в которых я ехал первый день, успели слегка подплесневеть в рюкзаке, т.к. просушить их вчера я забыл. Пока я их почистил, пока придумал как расправить и повесить в этом положении, прошло еще минут 10. Вода все так же не закипала. В общем почти час я бегал вокруг котелка, с пакетом макарон и бурчашим животом, требующим горячего питания – вода не закипала. Сухой хворост с хвоей, сосновые сучья и березовые полешки, все это горело жарко и ярко, но котелок не кипел! В конце концов я не выдержал и снял его, пинками поопрокидывал рогульки в огонь, и поставил котелок прямо на горящие палки. Только после этого удалось достичь нужного результата – вода вскипела! Как я думаю, с озера все время шел такой сильный и прохладный ветер, что жар выдувался из под котелка, не давая возможности воде закипеть. Как бы то ни было, потом я все время кипятил воду установив котелок непосредственно на толстые палки по краям небольшого костерка – оказалось, что так на весь процесс готовки вполне достаточно десятка маленьких щепочек!
Плотно поев, я подогрел воды из озера, и слегка ополоснулся. До чего же приятно омовение на свежем воздухе! Потом залез на поваленную сосну – ветер выдрал ее с корнями, но упала она не до конца, оперевшись на ветви, и нарубил сучьев на дрова. Про запас ) А потом был чай (поскольку заварки оказалось мало, и ее надо было еще приберечь, в ход дополнительно пошли осиновая кора и березовые листья )) ) с шоколадкой. Наверное, я был по настоящему счастлив )
День 6
Проснулся я примерно в 2.30 ночи от звука проезжающего рядом с палаткой мотоцикла БМВ, как мне показалось. Неужели Антон все-таки смог вырваться и поехал? Вылез из палатки, на всякий случай прихватив с собой топор-мачете, и реши сходить на разведку. Неподалеку у озера я увидел Нисан Патрол, а в глубине, у самой воды, между деревьями, черную тень. Если вы смотрели Гарри Поттера (кажется первая часть, я видел всего одну), там был упырь в ночном лесу, сосавший кровь единорога )) Ну так вот, вижу я черную тень, словно парящую над землей между деревьями. Но поскольку внутри никакого напряжения или беспокойства не ощущалось, а в руке надежно лежал топор ) , я громко окликнул эту «тень».
Оказалось, что это священник или монах, с попутчиком (он тем временем был в джипе) возвращается с Соловков в Тверь. И по пути туда они останавливались на том самом месте, где сейчас стоит моя палатка. Немного поговорили, и я пошел спать дальше. Под утро приснился необычайно яркий и захватывающий цветной сон – словно фильм посмотрел! Будто снимается какой-то ролик, наверное рекламный, о новом дорожном покрытии, темно красного цвета. И идет такая динамичная музыка, очень красивый женский голос поет, припев там «Belong to yourself and GO», а я вижу тропу, уводящую с дороги на холм, и понимаю, что все это ерунда, мне надо туда, и лезу на холм, ложусь наверху лицом к небу, и мне на лицо падает снег. И звучит эта мелодия, красивая и динамичная. Проснулся я просто переполненный силой и энергией, таким бодрым я кажется никогда не бывал ) Только если в совсем раннем детстве ) Днем в лес, поближе к дороге, загнали какую-то большую машину – видно не было, но слышно вполне хорошо. Потом звук мотора, как мне показалось, моторная лодка или катер. Но на озере их так и не видно. В конце концов любопытство победило, и я пошел посмотреть. Оказалось, это была водовозка, то ли сбросившая что-то в озеро, то ли наоборот накачавшая воды. И шумел так мотор ее помпы. Пока пробирался обратно по тропинке вдоль берега, старался раздвигать перед собой ветки – на мне был шерстяной свитер, и я немного опасался, как бы не собрать клеща. Из под ноги что-то выпрыгнуло. Лягушка, подумал я, т.к. одну уже видел утром. Раздвинул куст и вижу – от меня со всей прытью, на какую способна, удирает змея. Самая натуральная гадюка! Да, оказывается они тоже слегка умеют прыгать )
В предыдущие ночи я оставлял боковые сумки с бензином и инструментом на мотоцикле. Однако Нисан и водовозка, встреченные за сегодня, явно намекали, что люди здесь бывают. И обнаружить утром, что остался без сумок, совсем не хотелось. Перетащил их в палатку и лег спать. Проснулся ночью совершенно прибалдевший. Оказалось, что на одной из канистр прохудилась пробка, и палатка заполнилась парами бензина. Пришлось пошатываясь вылезать наружу, вешать сумки обратно на мотоцикл, проветривать палатку и потом уже спать дальше. Что интересно, на этот раз цветных снов не было )
День 7
Хоть Онигма и замечательное место, а как же тянет дальше в дорогу! Готовлю завтрак, он же и обед сразу ) Собираюсь, и вперед. Ближе к выезду из леса вижу: стоит палатка, а рядом мотоцикл БМВ.

Глушусь и иду знакомиться ) БМВ старый, GS100, я раньше таких и не видел! Хозяина не видно, явно спит в палатке. Подумав, что хуже – разбудить человека (хоть и часов 10 уже, а все ж таки), или уехать не поздоровавшись и не познакомившись, иду к FZX-у, завожусь и….хорошенько газую )) Хозяин БМВ не вылезает. Жду минуту и газую еще лучше ) На третий раз, когда я крутнул пару раз до отсечки, он все таки вылез )) Познакомились, парень оказался немцем, путешествует на мотоцикле один, изъездил Европу, Украину, Белоруссию, Россию частично. По-русски совсем не говорит, общались мы с ним по-английски. Весь изъеден комарами, я ему спрей подарил ) Еще он, когда речь зашла о Сталинградской битве (он как раз с тех мест ехал) явно застеснялся, видимо того, что немец. Поговорили мы с ним кажется обо всем, начиная от маршрутов и интересных мест, которые стоило бы посмотреть, и заканчивая проблемой пьянства и бессмысленности жизни ) Пожелали друг другу удачи, и я снова еду. Вперед.

Отличный асфальт сменяется длинными участками пыльной дороги, отсыпанной камнями.

Иногда вообще начинаешь сомневаться, не свернул ли куда, эта узкая россыпь камней и есть трасса? Но потом снова нормальный асфальт и нормальная скорость. Кстати, о скорости – днем догоняю колонну из трех свежих армейских Камазов, шпарят они почти 130! Опережая легковушки, идущие в среднем около сотни. С трудом обгоняю, но когда асфальт становится похуже, и я сбрасываю до 120, обгоняют уже они меня ) потом встретил их на заправке. Не думал, что Камазы так умеют, даже новые и в руках бойцов… )) Но самое интересное – на заправке вижу скутер, слегка навьюченный вещами, и мужичка в полном экипе рядом.

Как оказалось - итальянец. Скутеру 51, да, пятьдесят один!!! год, маршрут у них на двоих 11000 километров. Посидели, поболтали (опять по-английски, русского он не знает), я помог с заказом в кафе на заправке (хотя помог относительно )) С чем пироги? С сосиской, мясом и печенью. Вы знаете, как будет по-английски печень? Вот и я не знаю. Пришлось объявить итальянцу All with meat ))) ).
Чем дальше, тем красивее местность, больше гор и простора что-ли.

Доехав до указателя на Кандалакшу, сворачиваю на нее, и меня застигает сильнейший ливень! Натягиваю дождевик на автобусной остановке, местные смотрят на это с огромным интересом, и потихоньку еду через город. Мне надо на Умбу, но я не знаю, где именно сворачивать, указателей нет. Помогает местный таксист, совершенно бесплатно проводив до нужного поворота. Спасибо! Заправляюсь и еду дальше. Дорога становится похожа на южные серпантины, и внезапно, именно внезапно, впереди и вокруг остается только пронзительное синее небо. Все облака и хмурь словно испарились, буквально за несколько минут!

А за следующим поворотом открывается вид на море.

Это не возможно передать словами…самая яркая зелень, какую я видел в жизни, все словно переполнено жизнью, обрывы и виды на море, сосны и камни, яркое, родное небо. Меня переполняет, накрывает с головой, уносит куда-то. Я стараюсь ехать, но после каждого поворота вновь и вновь останавливаюсь и достаю фотоаппарат.

В какой-то момент вижу большой холм, или маленькую гору, наверное сопка будет правильным названием, из моего сна!

Именно на нем я лежал лицом к небу, и слышал эту песню. И музыка снова звучит внутри. За деревней Колвица я сворачиваю в лес, и минут через 10 упираюсь в быструю чистейшую реку. Крутой, почти вертикальный берег, шум перекатывающейся через камни воды внизу, вид на горы вдалеке над рекой…как мне здесь хорошо.

Только комары немного портят идиллию, но без этого я почувствовал бы себя совсем небожителем ) Часа полтора я наверное просто любуюсь, стою у воды, фотографирую, впитываю эту красоту. В конце концов нахожу силы собраться и поставить палатку, развести костер и поесть. И понимаю – эх, еще бы помыться…а собственно, почему бы и нет. Конечно уже вечер, и вовсе не жарко, а водичка в реке и вовсе свежа (мягко говоря). Но зато я буду чистый. И помыться в таком месте, в такой речке, как можно от этого отказаться ))) В общем я спускаюсь по склону вниз, к воде, и моюсь в лучах заходящего солнца. С шампунем, хорошенько промыв голову, и качественно намылившись ) Потом правда вспомнил, что полотенце забыл наверху – пришлось лезть по склону в мотоботах. В смысле только в мотоботах, больше на мне ничего не было, мокрый ведь – со стороны наверное смотрелось шикарно )))

День 8
Утром я обнаруживаю, что ночью у меня кто-то был. Лавочка на соседней стоянке у воды перевернута, а пройти туда можно только мимо моей палатки. Значит ночевать на этот раз лучше на новом месте – скорее всего детвора местная шастала, расскажут про мот и палатку в лесу, мало ли кто знакомиться придет из деревни. На самом деле шансы на неприятности не так велики, но как я уже говорил – когда ты один за тысячу (а теперь уже почти за две) километров от дома, в лесу и с японским мотоциклом, лучше лишний раз перестраховаться… Собираюсь, кушаю и вперед!

Сегодня хочется заехать к Безымянному иноку Терскому. Есть такой святой, и часовня в его честь на берегу Белого моря. Заправляюсь в Умбе, и еду на Кашкаранцы. Сначала вполне сносный асфальт, потом становится даже очень хорошим.
Поразительно яркая зелень, свет Заполярного Солнца, синь неба – кажется что люди здесь должны жить тысячу лет, не меньше. Нет, «кажется» не то слово, я просто в этом был уверен на 100% в тот момент!

А еще очень четкая мысль появляется в голове – если бы я не увидел этих мест при жизни, как бы мне было потом обидно…

Доезжаю до огромной горы щебня – впереди грейдер, укатанная грунтовая дорога, местами отсыпанная щебнем, местами песком или сланцем. По прикидкам, ехать по ней мне километров 25 до часовни, и столько же назад (как оказалось, местный «немного» ошибся с общим расстоянием, и пилить мне надо было около 60 км в одну сторону…хорошо, что я этого сразу не знал, иначе бы не поехал). Если еду больше 40 км/ч, вилку пробивает, а FZX-у явно ну очень плохо. Приходится переть от 20 до 30, изредка разгоняясь до 40, где поровнее. Ну не для таких дорог у нас подвеска, что ж поделать.
В какой-то момент слышу звонкий щелчок, словно железка какая отвалилась. Осмотрев мотоцикл, причину не обнаружил. Через пол часа второй щелчок. И опять вроде все на месте. «Мало ли, может камни с колеса по раме щелкают».

Через час езды подрасслабился и разогнался аж до 50 – стиральная доска сменилась просто ровной грунтовкой. И чуть не поплатился – влетел в песок, глубиной около полуметра. Мотоцикл швырнуло на бок, поймать я его смог, но последовал занос в другую сторону. Вихляя с амплитудой метра полтора, и почти ложась, я никак не мог остановиться – надо выжать сцепление, а руль приходится держать изо всех сил. Метров через 15 я все-таки смог остановиться и отдышаться. Участок дороги сзади был словно вспахан ) Видно отсыпали песок, заровняли, но не укатали. Это как на пляж вылететь на 50 км/ч. Причем на перегруженном мотоцикле и неожиданно ) Надо поосторожнее.
В конце концов доехал до Инока и часовни. Стоит она прямо на берегу, рядом можжевеловые заросли, и извилистая тропка в них. От души помолился, зайдя в часовню – она совсем маленькая, и заходят туда в основном в одиночку.

Хотелось еще доехать до Варзуги и посмотреть там старинный деревянный храм, но мысль о том, что и так меня ждет часа 2-3 грейдера заставила ограничиться источником Безымянного Инока. К источнику я проехал прямо на мотоцикле. Но там оказалось такое количество комарья, что я едва сумел убежать – комары тянули за ноги, пытались сорвать с меня мотоэкипировку и впиться в плоть под ней…а если серьезно, лицо и правда было перемазано кровью от раздавленных гадов.

Опять грейдер, потом долгожданный асфальт – кажется, я еще ни разу так не валил по извилистой дороге на перегруженном мотоцикле ) Видимо соскучились мы с FZX-ом по человеческой езде ) Заправка в Умбе (кстати удивительно, но факт: при скорости 140 бака хватает примерно на 190-200 километров. А при езде по грейдеру 20-40 км/ч хватило на 220!) и поиск ночлега.
Несколько раз хотел свернуть в лес, но таблички «собственность МО. Вход запрещен» и колючая проволока (прямо в лесу вдоль дороги) недвусмысленно давали понять, что здесь этого делать не стоит. Километров 30 наверное не стоит ) В конце концов места со спрятанными ядреными бомбами видно кончились, и я нашел вполне подходящую отворотку. Заехал в лес подальше, чтобы меня там уж точно никто не побеспокоил, и расположился на ночлег.

Пока снимал вещи, стало ясно, что же так щелкало – оба металлических крепления, поддерживающих сумки, от тряски сломало у самой рамы. А еще канистра с пропускающей крышкой окончательно разгерметизировалась, и литра полтора бензина вылилось мне прямо в сумку. Ну так, значит так, решил я и пошел спать. Предварительно плотно отужинав )

День 9
Антон рассказывал о старой Терской дороге, идущей прямо по берегу моря, буквально в нескольких метрах от воды. И мне признаться очень хотелось по ней прокатиться, а еще больше хотелось просто посидеть у моря – оно звало меня вот уже три года. Опять заправка в Умбе, заодно закупил там в магазине бананов, сока, лимон (надо ж и витамином организьм укрепить )) ), сухари и воду. И вперед ) Где искать съезд, я уже примерно знал. Но как оказалось, немного поспешил.

В результате пришлось примерно километр знакомить FZX с понятием жесткий офф-роуд ) Песок, поля мха, небольшие поваленные сосенки – все это мы преодолели уже вполне уверенно. А там и Терскую дорогу нашли. Ну как дорогу – полузаросшую просеку, местами превращающуюся в тропу в траве. Ей ведь сейчас совсем не пользуются… Вернее почти совсем. Далеко проехать не получилось – через несколько километров я уперся в размытый овраг с сыпучими песчаными краями (как я узнал от местных, их вырыли год назад дорожные строители, для стока воды от новой дороги). На FZX там проехать явно не удалось бы, даже на GS-е или Африке сомневаюсь, вот на легкой эндурке пожалуй, или на квадре. Так что пришлось располагаться прямо там. Откатил мотоцикл за кусты, поставил палатку и соорудил из выброшенных на берег бревен подобие кресла. А потом просто сидел несколько часов, глядя на море и слушая его.
Что интересно – стоит отойти от воды метров на пять, мошка начинает лезть куда только можно. Но у самой воды ее нет совсем!

Походил по берегу, собирая красивые камушки и дрова для костра. Вечером слышу – кто-то ко мне едет. По звуку вроде как чоппер, только не совсем, странный звук какой-то. Оказалось местные рыбаки на запорожце, отец и сын. Увидев меня, несказанно удивились, как я вообще там оказался. Немного поболтали, и они ушли дальше за овраг ставить сети. Я же тем временем сделал чай с лимоном, и блаженствовал, попивая его под M&MS )) Рядом в траве бегали ящерицы, причем делали это как-то через чур активно, резко пища и с невероятной скоростью. Поначалу даже боязно было, глядя на волну колышущейся травы, что там за зверь такой носится, но потом мы познакомились и вполне себе мирно соседствовали. Вернувшись, рыбаки мне настоятельно порекомендовали вперед не ходить, т.к. совсем рядом видели свежие следы медведя. «Ага ага, конечно, за сеточку свою беспокоятся» - подумал я про себя, но вслух согласился, тем более что ходить туда мне так и так без надобности. Посоветовав мне всю ночь (хотя в нашем понимании там ночи то и нет, вполне себе светло круглые сутки) палить костер, чтобы не быть сожранным, рыбаки уехали восвояси )
Я же допил чай с лимончиком, погулял по обнажившемуся морскому дну (Белое море в том месте имеет очень пологое ровное дно, и как оказалось, на отливе вода уходит метров на 200!), рассматривая всякие ракушки и морских червей, и по обыкновению умывшись, пошел спать.

Ночью проснулся от ОЧЕНЬ сильного запаха шерсти и, пардон, дерьма (немного похоже пахнут большие собаки, если их держат в тесном вольере). «Неужто и правда медведь пожаловал?» - подумал я, кажется даже вслух. На всякий случай вылез из спальника и положил топор поближе. В этот момент хлынул дождище, резко и как из ведра. Был ли медведь, и дождь его спровадил, или это пах какой-нибудь проходящий мимо по берегу северный бомж, я не знаю. Но меня не съели )
читать дальше>>
читать дальше>>
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now