Семь раз перецеплял я трос длиной 70м, а это 490 метров подъема на лебёдке. Вспоминаю походы на Яве.
Такие горы на Явах не берутся, да и ямахе серов не по зубам. Будь тогда, в советское время на Явах такие лебёдки, можно было бы спортивный мототуризм закрывать, как вид спорта. Не додумались! Постоял, отдохнул, поехал на лебедке дальше, не разгружаясь, на дорожной резине, с грузом 40кг и полным баком бензина, бес чей-то помощи, не особо напрягаясь в гору уклоном 40%, и длиной в 600 метров! Эврика!
Перед вершиной Близнец кусок ровной поверхности, где скорей не лужа, а болото с камышом, по которому проходит колея. Меряю палкой глубину. Больше метра, так точно. У меня есть с воздухофильтра выход под шноркель, но я не взял его, рассчитывая, что 90см в горах мне хватит. Делаю третий вывод: лебедка не поможет, если шноркель, ниже поверхности воды. Что делать? Изучаю местность. Нахожу объезд по лесу.
Потом дорога опять пошла вверх, с таким же уклоном, но иной поверхностью, без сыпучих камней. Поднялся на первой передаче, на оборотах ближе к средним . А вот спуск сначала тоже был вроде ничего, но чрез 100 метров я понял, во что влип. Спуск был на много хуже подъема. Уклон плюс минус 45%, длина спуска метров 600 - 700, промоина местами по пояс, но главное сыпучая поверхность. В какой-то момент, моей дорожной резины не хватило цепкости, и я сначала просто прилег. Через 100 метров второе падение, думал, убьюсь. Я с мотоциклом пошел в не контролируемое движение вниз. Меня снесло в промоину, и там мотоцикл застрял передним колесом и сделал «Вилли» вперед через руль. Мне сильно повезло, что сверху, не прибило мотоциклом, я упал в одну сторону, мотоцикл в иную. Разбил нос и губу. Поцарапал лицо, треснул на бороде шлем. Как падал мотоцикл, не видел, только слышал, бум, трах, тарарах! Метров через 10 он как-то остановился, его выкинуло с промоины в сторону.
Смяло самодельный ПВХ щиток, лопнуло вдоль переднее крыло, оторвало поворот, оторвало ящик с грузом. А главное выломало на руле защиту и сломало рычаг переднего тормоза, и загнуло рычаг заднего тормоза на подножку. Я остался совсем без тормозов. К тому же у меня полностью закончилась вода. Остановил кровь из носа, успокоился. Вытянул мотоцикл на дорогу, завязал трубку сапуна бака на узел . Еще посидел, подумал. В крайнем случаи оставлю мотоцикл здесь и пойду вниз искать помощь, ноги и руки целые, только грудина болит. А может? Нет, попробую сам. Стащил мотоцикл в промоину, поставил его на колеса. Выгнул камнем багажник обратно, потом камнем немного выровнял педаль тормоза, если рычаг сцепления переставить вместо переднего тормоза, то… А может трос намотать, а потом разматывать? Идея! Но намотать трос я не смог. Во первых мотоцикл сунулся вниз, как его не подпирал, и включать нейтральную было рискованно. Во вторых я не мог подлезть к задней звезде, мотоцикл то в промоине, неудобно.
Поставил ручку сцепления на место тормоза, снял груз, и не вылезая с промоины посунулся на первой передаче вниз. Дно промоины иногда представляло ступеньки, и тогда мотоцикл садился брюхом на защиту. Первая передача постоянно включена, задним тормозом пользоваться бесполезно, колесо и так постоянно в юзе. Особо трудно было, когда колея сужалась и углублялась, ноги деть некуда, а страховать надо постоянно. Отдыхал, когда ходил, носил за мотоциклом вещи. Скорость 100 метров в час. Но главная беда жажда. Я знал, что так может быть и не рассчитал с водой. Начало темнеть, как я выехал на ровную поляну с деревянным домиком. На 700 метров спуска ушло 7 часов. Новоселицкий перевал. Я помню, как в 1993 году на Явах мы сюда карабкались с иной стороны, с села Ялынкувате, а сейчас дорога там, чуть не с асфальтом…
Людей на перевале море. Дети на велосипедах, молодежь на мотоциклах, гуцулы на джипах. Дорог накатанных видимо, не видимо. Я начал вспоминать, где была вода. Она и сегодня там. Понимая, что силы на исходе кинулся готовить пищу, ставить палатку. Но я не знал, что главное испытание этого дня еще впереди. Ко мне пожаловали гости. Они подъехали на китайском мотоцикле Шинерей 250, уже хорошо паяные и привезли водку. Братан! Началось «расширенное» сколько жрет, сколько прет. Когда мой мотоцикл сильно не понравился, сказали «вид как у бомжа» (я над этим работаю постоянно), мне советовали натянуть цепь, накачать больше колеса, покрасить, вымыть, и выкинуть. Больше всего меня радовало слово выкинуть, значит «дай покататься» не будет. Потом рассказывали о своих родственниках, о политике. Был долгий рассказ, как работали в Москве, строителями. Заработали меньше, чем украли и продали, правда, по дороге домой деньги менты забрали. Я терпеливо слушал алкашей и мечтал их не видеть. Беспардонно и без спроса в ход пошла, как закуска, только, что сварившаяся моя каша и тушёнка. Когда начали пить с моей чашки водку, я не выдержал, говорю короновирус кругом, я может быть болел.
Меня успокоили – « Мы тоже болели». Начинаю что-то говорить, вижу, дело идет до драки. Тут читатель скажет, что я конфликтный, посидел бы выпил с пацанами на халяву. А мне так гадко от их компании, что… и ничего сделать не могу с собой, уж так воспитан, извините. А кругом, давно темно, только костёр освещает. Послышались выстрелы. Думаю из ружья. Гости мои, давай собираться, говорят, это их ищут уже. На прощанье, как культурные люди пообещали ночью вернуться и привезти с собой друзей своих. Сидел, ждал гостей, пока через полчаса стрельба не продолжилась. Взял воду пошел, залил костер, ночью костёр – это мишень. Заснуть так и не удалось. «Хорошо» отдохнув, утром начал собираться. Гостей ночью так и не было. В 1993 году, здесь стояла отара овец, мы сигареты меняли у пастухов на брынзу. Пастухи в 19 часов ложились спать, а в 5 утра будили туристов звоном колокольчиков овец. Сегодня местные гуляют до 2 ночи, но зато до 11 утра тишина. Я не ожидал, что Карпаты так изменились.
За этих почти 30 лет народ из хозяина стал временщиком, хотите студентом, который приезжает в деревню к родителям в гости, потому, что он уже городской. Местное население выехало на работу, а в Украину возвращается, как студент к родителям, временно. Их Родина уже за бугром. Там хранят деньги, учат детей, покупают жилье. Сосед Вася, оставшийся здесь жить, для них уже человек второго сорта, деревенщина, ведь они видали, как европейский барин едал, работал, отдыхал. Они уже ого! Даже Ого-ого-ого!!! Зато дома можно все, главное отдохнуть, от таких строгих европейских законов и правил, которые там они чтут, иначе депортируют. Работая в Европе в основном строителями и заработав деньги, большой честью считается в Украине построить дом, да такой, чтоб соседи удавились. Карпаты внешне превращаются в Рублевку немецкого типа, но без изменения сельского внутреннего наполнения. Пустого жилья море, все на работе за границей.
Хотя? А что так не было 50 лет назад или, 100? Вся Тюмень состояла из нефтедобытчиков из Карпат. Ехали гуцулы за длинным рублем на север, в основном там и оставались. А ещё раньше, когда мой путь по вершине хребта был границей между Польшей и Венгрией гуцулы массово уезжали с «Евросоюза» - тогда Австро-Венгрии, которая тогда была здесь государством, в «Новый свет» - «Гамерику», так они ее называли. Не от добра ехали. Тысячелетиями границы здесь постоянно меняются. За последних 100 лет - 6 государств называли эту землю родиной. Что не изменилось, так это уклад жизни гуцулов.
Заезжаю в музей нефтедобычи. Никого нет, кроме сторожа женщины, с двумя высшими образованиями, хорошо, хоть такая работа говорит. Прошу – расскажите мне, я турист. Э-э-эх, в основном посетители иностранцы, рассказывают, что когда-то все это было владениями их дедов и прадедов, и вот внуки и правнуки приезжают посмотреть, какими богатыми могли они быть, сложись история по-другому. Я, я! Про-кля-тый Сталин, говорят австрийцы. Пся крев советы – говорят поляки. И чего только не говорят. И лишь украинцы вспоминают, какие были здесь совхозы миллионеры ещё 30-40- лет назад, как строили школы и больницы, как была работа дома.
Починив тормоза мотоцикла, еду дальше. От Торунского хребта в сторону горы Горган. Дорога настолько широкая и протоптанная, что, кажется, за день здесь проезжает 1000 автомобилей. Спрашиваю проезжающего. Говорит так и есть. Компания, сдающая квадроциклы в аренду, поддерживает дорогу, что бы турист случайно, не застрял, и был всем доволен. С каждой лужи прокопан водоотвод, на гору трактор проложил пологий путь, кругом указатели и таблички. Офф-роуд - бутафория. Проезжаю вершины Магура и Залом.
На гору Горган не столько крутой подъем 30%, сколько живой камень. На 3 передачи не хватает двигателя, на второй буксует. Размотал трос, приготовился ехать, как тут снизу летят с разгону квадроциклы, не видя мой трос на земле. Они если остановятся, тоже дальше не тронуться, я их понимаю, но все равно торможу их, запутаются в тросе, и им, и мне не поздоровится. Их «старший» говорит, хорошо, что они не пьяные, хорошо, что сегодня нет нарванных, а то, сам понимаешь, мы бы тебе все высказали за остановку на подъеме. Я конечно еще и еще раз извиняюсь, и еще раз объясняю. Он говорит понятную мне вещь, и вроде уже даже на своей шкуре пройденную: «А как ты потом спускаться будешь?».
Ы-ы-ы? И тут ко мне дошло, то зачем я ехал сюда, а именно найти недостатки лебедки, и вот они сейчас выявлены. Мотор мотоцикла, не электромотор, он тянет, только в одном направлении. Вытащить я могу себя куда угодно. На звездах 17/80 ручка газа в четверть и только по тому, что медленней скучно. А есть ещё вариант звезд 11/80. Это в полтора раза тяги больше. Посчитал теоретически силу тяги, трос 6 мм оборву, а это трактор с болота вытащить можно, или разорвать раму мотоциклу, что вероятней. Вывод последний и главный: лебёдка не рассчитана на реверсную работу, а в путешествии количество подъемов соизмеримо с количеством спусков. Выехать выеду, а спустится не смогу!
Уже едя домой и, молясь Богу, что все закончилось опять хорошо, сообразил несколько вариантов, как съезжать мотоциклом на крутых спусках. Или делать верёвочный тормоз, как у горников. Но попробуй двумя руками держать руль, а зубами еще и верёвку, толи делать рукоятку, чтобы звездочку на моторе вручную крутить против работы двигателя, наматывая трос вручную, а разматывать трос, тормозя мотором. Но попробуй к этой звезде подлезть, когда мотоцикл, например, в глубокой промоине? А может поставить электромоторчик со звездочкой, например от старого шуруповерта, где-то по ходу цепи, что бы нажал кнопочку, и цепь сама пошла в иную сторону. Намотал на барабан трос, привязал конец к дереву, и на тросу притормаживая двигателем и двумя тормозами поехал вниз. Моторчик тоже весит, да и присобачить его там негде. Надо пробовать. А может Вы, чего придумаете и подскажете?
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now