Обычно о встречах на дорогах, с себе подобными, двухколёсными, не пишу. Но тут, встреча посмотреть со стороны на себя заставила, одним словом не согласен. Ехал в этом году на печорский тракт, и под Усогорском встретил трёх мототуристов на эндурах с Вологды. Говорят мы заочно знакомы по сайту мототревел, мол сайт читаем, но принципиально на нём ничего не пишем, хотя ездили не мало. Спрашиваю, почему, не грамотны, или лень? Говорят, не согласны с пишущими, одни отчёты это строго гастрономические опусы о спиртных напитках, так сказать путеводитель по водкам и наливкам, другие отчёты это: встал, поел, поехал, и так каждый день: встал, поел, поехал. Все на сайте «типа опытные», а часто такую фигню пишут. Нам даже регистрироваться не хочется. Хм? Говорю, напишите так, как вы считаете правильно, без всех изъянов иных авторов, покажите пример. Ну-у-у… Говорю, мне отчёты на сайте помогают готовится к иным походам, особенно ценны фотографии, карты, треки. Вы хоть фотографии опубликуйте и подпишите. В ответ, а мы и фотки не очень делаем, некогда, на спидометре под сотню не зависимо от дороги. Понимаешь, говорят, мы ездим для себя и никому ничего не должны писать, или выкладывать фотки, которые конечно после похода есть, нафига оно нам.
Хм? Понимаю, ещё как понимаю. Только вчера стоял на обочине клеил колесо, мимо пронеслась компания байкеров. Посигналили, и не останавливаясь, улетели в даль, нафига оно им. Скажите, осуждаю, или прошу у них помощи. Нет. Разделяю, на тех, кто для себя, и тех кому больше всех надо. Заклеил колесо, проехал 3-4 километра, на обочине стоит мот, в заднем кофре копошиться хозяин. Отказаться, от знакомства – себя обокрасть. Притормозил, спрашиваю, что случилось? Говорит, бензин закончился, ищет в кофре бутылку с водой, хочет вылить воду и слить с какого-то транспорта несколько литров, что - бы дотянуть, до заправки. Говорю, не сливай воду, у меня с собой, всегда есть пустая бутылка. Он в недоумении, неужели его вылезаный до блеска Голд Винг и мой собранный из того что было «нищеброд на колёсах» ездят на одном бензине? Мне вообще на голдов везёт, это уже третий в жизни, который до заправляю. Он объясняет, что связи в тайге нет, а то бы вертолёт прислали, ехали полчаса назад байкеры, и не остановились, машины тоже шарахаются, как от бандита. Шучу - в машинах, тоже байкеры. Прикидываю, могу слить не более 5 литров, больше критично, сам не дотяну. Говорю, больше слить не могу, езжай 80 км в час – это самый экономичный режим. Если не хватит, поеду на заправку, куплю бензин, вернусь и до заправлю тебя. Тычет деньги большой купюрой, ищу сдачу, он орёт не надо, говорю мне надо. Едем вместе. Через 53 км заправка. Уже почти заправились, тут трое в жилетках на чоперах, подкатили, речь завели. Ходят вокруг моего транспорта, и ржут без стеснения, на голду ноль внимания. Решили стебануть моего соседа на голде. Говорят ему – «это твой мопЭд», тыча пальцами с перстнями, на мой транспорт. Тот как заорёт, да я бы рукой не притронулся, сесть на него постыдился и ещё много чего в том духе и тоже типа ржёт. Я молчу. Потом досмотрели номера. И Ч-что свё своим ходом? Молчу. Молчу на всё, что спросят, и вежливо улыбаюсь. Говорят, он не понимает, не русский же. От…цепились и уехали. Сосед на голде тут лицо переключил сразу, благодарить начал, что выручил его с бензином, тычет визитку, приглашает на обратной дороге к нему заехать, у него, мол полцарства в России есть, будет и баня и шашлыки. Говорю бензин тебе в дороге солью, а водку пить с тобой не буду. Спрашивает, а чо так? Ну, говорю, у тебя принцип на такой мопед не садится, у меня с такими, как ты водку не пить. Он обиделся и молча, не попрощавшись, уехал. Вывод: все люди разные, каждый сам решает, ему надо писать, если это иному надо, или не надо. Я так делал, и делать буду, и дай Бог нам всем не боятся собой, дураком, быть.
Этот рассказ о дороге, выходящей из Коми в Архангельскую область, а потом входящую опять в Коми, и опять потом входящую в Архангельскую губернию. Уже раз пытался о ней писать, сейчас подробней. Короче, разобраться какая область иногда не просто, дорога как струна прямая, а вот на карте границы областей, как бык пописал, нет? Ну, пускай олень, соглашусь с вами. Так вот от Айкино до Мезени приблизительно 750 км, две паромные переправы, два брода и разное качество покрытия от широкой и ровной гравийки, до сыпучих песков и грязи. Ездил я по этой дороге дважды в 2016 и 2018 году и хочу отметить, что дорогу постоянно ремонтируют и она в 2018 году на много лучше, чем в 2016, но на груженом мотоцикле лёгкой не будет. Вся дорога разбита сёлами на участки. О каждом таком участке, я напишу, так получится рассказ о дороге.
Айкино находится в 100 км от Сыктывкара на север. Ухоженное село, в котором постоянно дежурит ГАИ на дороге. Есть заправка, магазины, медпункт. Поворот на нашу дорогу обозначен знаком со стрелкой на село Микунь.
10км. По асфальтной дороге доезжаем до большого круга. Направо в Микунь, влево наша трасса. Здесь стоит знак Усогорск 160 км, но до Усогорска не менее 190 км, знак рассчитан, когда доделают дорогу. Переезжаем мост через жд, и заканчивается асфальт и начинается пыльная гравийка. Дорога стиральная доска, но широкая со знаками и указателями километража.
82км. Здесь заканчивается широкая гравийка и начинается узкая дорога с бетонных плит. Рядом закрытая сегодня зона Вижайка – 2, сегодня нет там ни души. Дальше у дороги несколько перекрёстков и поворотов. На каждом повороте есть знак с указателем на Кослан. Общая протяжённость дороги с бетонными плитами около 50 км. В 2016 году там пробил торчащей арматурой картер. Сегодня дорога тоже требует внимания. Ехать по плитам – отбить себе на их ямах внутренности, ехать по накатанной дороге с боку, нужно осторожно, там постоянный уклон от средины дороги до обочины в обе стороны. Уклон местами до 30%, можно слететь с дороги, или просто поскользнуться и упасть.
132км (приблизительно). Заканчивается бетонка и опять начинается широкая граийка с указателями километража. Длина этого гравийного участка около 60 км. Этот участок заканчивается въездом в село Усогорск. Перед въездом заправка. Дальше 250 км заправок до Койнаса нет. Бензин дорогой и не качественный, но альтернативы нет.
Усогорск. От заправки поворот влево, по асфальтной дороге. Село не большое около 1,5 км. Есть шиномонтаж, СТО, магазины и медицинское лечебное заведение, а так же жд станция и пассажирский поезд. В центре большой продовольственный современный магазин типа «Пятёрочка». За ним с боку на втором этаже прекрасная столовка, чисто, вкусно, дешевле чем под Москвой вдвое. За 200 рублей от пуза. Дальше на сотни километров общепита нет.
Асфальт длиной 40км и 8 км гравийки от заправки в Усогорске, до села Чернутьево. Где в конце деревни заканчивается твёрдое покрытие, и начинаются пески. Дорога от заправки в Усогорске через семь км выхордит на крестообразный перекрёсток, где мы поворачиваем в лево. По пути через 23 км от заправки деревня Ёлькыб. Там есть продовольственный магазин. Дорога идет над речкой Мезень, очень красиво.
До села Меленьтьево 23 км песочница. Участки сыпучего песка длиной 3-4 км, потом несколько километров песка твёрдого и опять песчаные барханы. Дорога широкая, много параллельных колей, но все они трудны для преодоления. Иногда в объезд, через лес проходят накатанные, твёрдые коли. На несколько сот метров длиной. Но их надо знать, и не всегда они параллельны дороге и иногда уходят в лес. Пройти здесь может только техника 4Х4 с включённым передним приводом.
До села Патраково 27 км тоже пески. Их твёрдость везде разная. То 200 метров твердые, то 100м сыпучие. Есть 3 км сплошных барханов. Небольшая горочка теперь требуют и разгона и точного управления. Даже после дождя, когда песок плотный колесо вязнет и проваливается в песок.
До села Политово 2,5 км. Этот участок дороги представляет собой один спуск и подъем. Уклон до 25% по глинистой дороге. После дождя, когда склон мокрый можно и не выехать на не зубатой резине. Зимой дорога не эксплуатируется и идёт по замерзшей речке Мезень.
До села Малая Пысса 11 км. На выезде с села Политово кусок метров 50 страшной грязи и колеи. После дождя препятствие. Дальше дорога узкая, но хорошая гравийная с участками песка.
Паром между малая и большая Пысса. Он ходит два раза в день в 7 утра и в 19 вечером. С машины берут 500 рублей, с меня денег не брали ни разу.
До села Зубово 45 км от Большой Пыссы. Дорога отличный мелкий гравий, закатанный в глину. Ехать просто и приятно, ни каких ограничений по скорости или препятствий. В село Латьюга дорога не заходит. В селе Зубово есть продовольственный магазин, который работает с 10 до 15 часов, но продавщица крайне не пунктуальна, и открыть может, когда захочет.
До брода через речку Выбор 34 км от села Зубово. Дорога очень хорошая, укатанная гравийная. Сам брод не сложный. Дно выложено бетонными плитами на ширину грузовой машины. Течение среднее, глубина по колено после сильной грозы. Между плитами небольшие ступеньки. Лучшая траектория проезда для мотоцикла посредине плит. Выезд крутой и скользкий.
До брода через речку Низьма 14 км от брода через речку Выбор. Дорога хорошо укатанная гравийка. Сам брод по прямой глубиной по пояс и шириной метров 20-25. Но справа намыта коса. Там глубина выше колена, после грозы, со средним течением. Ширина косы не более 1 метра. От косы метр в сторону, глубина в колесо Уаза. Дно мелкая галька. Вода чистая и прозрачная. Дно хорошо проглядывается. Для мотоцикла брод ниже средней сложности (немного сносит течением, а любой ценой надо не съехать с косы).
Село Усть-Низемье в 1,5 км за бродом. В селе есть магазин.
До села Койнас 18 км от села Усть-Низемье. Село Койнас большое и людное. Сотовой связи нет. Есть 9 продовольственных магазинов, медпункт, тракторная бригада, паром через речку Мезень. Паромщик Юра, правда, частенько в запое. Очень не пунктуальный. Есть сразу при въезде в село заправка, работающая с 8 до 10 утра. В иное время, подъезжаете в магазин, и продавщица с заправщиком созванивается. Он приезжает на Уазике и это стоит 100 рублей. Потом он от вашего бензина отливает в канистру 2 литра без стеснения, ни прячась, потом заправляетесь вы. Есть 92 бензин и солярка. Цена на 8 рублей выше, чем под Москвой.
До села Усть-Кыма 12 км от Койнаса. Дорога укатанная гравийка. Напротив села стоит деревянный дом, здесь переезд речки зимой, а летом это на 300 м дальше. Есть и коммерческий паром у него иная пристань, но он для мотоцикла не пригоден, очень крутой выезд на паром с воды глубиной в 70-80см. Поэтому жду большой паром у него пристань прямо по серединке обмелевшей речки. Он ходит три раза. В 7 утра 13 дня и в 17 вечером. За проезд попросили 100 рублей. Выезд с парома через рукав речки глубиной в пол колеса.
До села Белощелье 32 км. Через семь км после Усть-Кыма на берегу речки Мезень стоит деревянный дом, заходи и живи. Дорога сильно ухудшается, начинаются сыпучие пески, длиной более километра. Местами грунтовка выровнена грейдером, но по песку, колея и следы, где Уаз грёб пузом по песку. Попадаются руины деревянных сёл. Белощелье почти всё разрушено, столетние дома лежат страшными руинами, а посредине села новый памятник мезенской росписи по дереву – красным и чёрным, роспись уникальная в мире. Фото не делал было уже почти темно.
До села Ценогора 22 км. Дорога проходит мимо села, но я побывал в деревне и был сильно удивлён ее архитектурой. Есть главная дорога, но все дома в селе не вдоль дороги, а разбросаны по 200-300метров один от другого. Село большое, людей мало. Дорога местами заболочена с небольшой колией. Весной дорога местами затапливается рекой и тогда она не проездная.
До села Колмогора 30км. Дорога очень плохая. Большие участки песков. Пески не просто сыпучие, есть участки с глубокой колией. Только 4Х4 с высоким клиренсом.
До села Пылема 20км. Пески меняются глиной. Скользко, есть лужи. На дороге есть дорожная техника, которая ровняет дорогу. Если бы не она, был бы полный Пи…
До села Смоленец 15 км идет дорога по берегу Мезени. Есть дорога по верх берега, но она сильно заболочена с колией. По берегу есть не большие бродики, их объезды с грязью, но твёрдым дном, ямы подсыпаны щебнем. В селе Смоленец дорога уходит на крутой берег. Сверху видно на ином бегу Мезени районный центр Лешуконское. Там есть гостиница, больница, аэропорт с самолетом, который летает в Архангельск. Магазин в Смоленце работает с 12 до 15 часов. Магазин он же библиотека без записи, на столе лежит стопка книг, бери, читай. За деревней указатель километража и поворот куда-то в иное село. Нам только вперёд.
До села Козьмогородское 130 км хорошей гравийки. По дороге нет ничего, ни сёл, ни одной избы, только повороты на сёла.
До Мезени 40 км. Я дальше не поехал, у меня нет разрешения на пограничную зону, но тут потоки транспорта в десятки раз уже больше. Через Северную Двину понтонный мост, а от туда до Архангельска 300 км пыльной гравийки по бескрайних болотах. Есть срезка на дорогу М-8 через Белозёрск и паром. Паром ходит 6 раз в день, я плыл на 17ч30мин.
P.S.
С печёрским опять … по техническим причинам. Сей раз в самом интересном месте кончился коленвал. Выбор был прост, или повернуть назад, или оставить транспорт навсегда, и назад пешком более чем 100 км по заболоченной тайге с мишкой террористом, разграбившим все зимники по пути, из-за мешка сахара, который хреново спрятали дурымары местные. Обычно загремевший коленвал ещё немного едет. Так было и у меня, но как не старался вернуться домой без капитального ремонта, не удалось. Хорошо, что коленвалы, такие как в моем моторе, есть по 3000 рублей в любой сельской лавке. Потом от попадания перегретого движка в броде в студёную водицу лопнула головка, погнало масло 1 литр на 70-75 км. Всю головку заклеил тряпками и красным герметиком и холодной сваркой, но маслонасос жмёт, так, что помогло не очень. Потом отказал маслонасос. Его забило стружкой – останки сепаратора коленвала.
Хотел поджечь мот и пойти домой пешком, но штраф за не вывоз транспорта с России заставлял мозги бороться до конца. Когда закатывал мопед в калитку дома, не верилось, что вернулся. Тяжелейший поход. Прилёг на минуту и 20 часов спал, проснулся от кошмара, что в тайге, а домой 3000 км бездорожья. У меня теперь кошмар этот поход. Ничего, может пройдёт. Найду попутчика на Печорский тракт, ещё раз попробую.
P.S. 2
Говорят на севере люди иные. «Согласен на все сто», НО! Последние годы америкоская цивилизация и сюда добралась. Пока ждал паром, познакомился с молодой парой ребят, на буханке – уазике, которые узнав, что у меня кончился коленвал, и я пытаюсь доехать до Лешуконского, предложили подвести. Говорю оплатить не смогу, денег мало, а звонить родственникам, просить денежку, в Украину не хочу. Говорят, да какой вопрос, что там этих 100 км подвезти. Поехали. За час эта парочка выпила чекушку, шлифанула пивом. Доехали приблизительно до села Ценегора. Говорят, плати или уматывай. Спрашиваю сколько? Сколько? Я за эти деньги до Москвы доехать могу! Выбросили меня в 23 часа ночи в тайге, да ещё в такой туман, что еле 20 м видно. Хорошо, что запомнил в какую сторону уазик уехал. Не понимая, куда еду добрался до первых домов в селе Ценогора. Долго искал людей. Возле клуба выехал на двух пареньков на Минсках. Ставить здесь палатку? Попросился переночевать. Отвезли к своим родителям. Накормили, обогрели, спать в тепле уложили. Утром выехал с Ценегоры и в километрах пяти от деревни увидел место аварии. Машина за мостом вылетела с дороги и улетела в кювет. Машины уже нет, но лежит лобовое стекло, на нём кровь, видно следы вытягивания машины с кювета и… и никелированный колпак, такой же, который был на уазике, с которого меня выбросили ночью. Ху-ух! Я мог быть вчера с ними? Молюсь. Благодарю. Через час приходит паника, ни о чём ином думать не могу. Понимаю, на всё Божья воля!
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now