Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер.
Вступление.
Это не первая моя поездка на этом мотоцикле, но Карелия, для меня, это совсем загоризонтный мир. Предыдущие мои походы носили локальный характер и длились максимум три - четыре дня, а вот провести две недели в седле и проехать шесть тысяч километров - такого опыта у меня еще не было.
Карелия - это излюбленный край для туристов всех мастей, и мне хотелось выяснить наконец, чем же она привлекает к себе людей, ведь на Урале есть и леса, и озера, и болота, и горы. Чем же Карелия отличается от Урала?
А еще мне хотелось добиться максимальной автономности, ведь я планирую съездить в будущем на восток нашей страны, где расстояния больше, а заправок и мотоциклистов, которые могут помочь, меньше.
Ночевки я предполагал в палатке, питание на горелке или костре, мойка и стирка - в реках и озерах. С этими условиями я и готовился, купив пластмассовую канистру для бензина, недорогих, но проверенных консервов, сухих супов и, даже, наготовив сушеного мяса. Для мотоцикла я взял масло для замены, метизов и запасную лампу.
Маршрут лег по асфальтовым дорогам с заездом на грейдер, в зависимости от погоды. В день я планировал проходить 550 - 600 километров, ночевать вблизи озер или рек.
Если же я выдохнусь, и Карелия окажется мне не по зубам, то я, хотя бы, смогу доехать до Вологодской области, на слет владельцев китайских мотоциклов.
С этими мыслями я и отправился в путь.
Северный путь.
Из Екатеринбурга я поехал на северо-запад в сторону Перми и Кирова. Свердловская область провожала грозовым ливнем. У меня есть такая примета: если поливает дождь в день выезда, то поездка будет удачной.
Несмотря на основательность моей подготовки, в ней все же были слабые места. Из-за количества взятого мной барахла, жить десять часов в день мне предстояло на маленьком пятачке между велорюкзаком и баком. Второй момент - это смартфон, который я использовал, как навигатор, и который после падения мог резко разряжаться.
Ближе к вечеру, когда я уже искал место ночевки, в районе Сивы Пермского края, смартфон внезапно погас. Без нормальной навигации, постоянно натыкаясь то на ряд деревень, то на заболоченные низины, я решил пройтись пешком, чтобы осмотреться. Но мотоцикл заскучал без меня и прилег на кочки, щедро орошая болотистую почву бензином. Около пяти минут я работал киком, прокачивая захлебнувшийся в бензине карбюратор. Наконец, двигатель ожил и, в награду, первый попавшийся поворот привел меня к сухому покосу на пригорке.
Аккуратный столик со скамьей, костровище, запас дров, оставленных заботливыми хозяевами и лесной ручеек, журчавший неподалеку - о лучшем я и не мог мечтать.
В первый день выезда переживаешь, наверное, особенно сильно. Возможно, все дело в том, что дом еще не очень далеко и, как заметил Володя Шулояков: "..пока дорога еще не стала домом".
Нас сомненья грызут,
Я сомнениям этим не рад.
Но на сытый желудок мир воспринимается гораздо дружелюбнее, хотя темные мысли долго не давали уснуть: "Где я? И что делаю здесь, один, среди мокрых лесов и болот? Не стоит ли завтра повернуть обратно?" Ответы я решил отложить на следующий день.
Умывшись и ополоснувшись в ручье, я понял, что мне пока очень везет: от какого-то незадачливого туриста остался лишь его рюкзак.
Смартфон за ночь зарядился, и стало понятно, где я и куда ехать. Теперь не было нужды глядеть на солнце для определения направления, его и не было - небо затянуло серой пеленой, предвещавшей дождь.
Я продвигался на запад и, вскоре к разбитому асфальту, добавился мелкий нудный дождик. Вообще, этот участок пути можно назвать "все по 45: 92 бензин - 45 рублей, 95 - 45 рублей, дизтопливо - 45, скорость - тоже 45 километров в час". Но на мотоцикле можно двигаться и быстрее, объезжая заполненные водой ямы.
Ближе к Кирову начались дорожные работы и траффик уплотнился. Я сделал передышку в Белой Холунице, отлично устроившись на корнях сосны, росшей, как на расстоянии от земли, как тропическое дерево баньян.
Практически весь дальнейший путь по Кировской области прошел под дождем и в водяной взвеси из-под колес фур. Через восемь часов езды через эту грязную Ниагару начал сдавать свои позиции дождевик. Предательски холодные струи стали просачиваться не только в причинные места, но и стекали по голеням в непромокаемые бахилы ОЗК. Моя мама любит говорить: " Вода дырочку найдет ”. И это правда.
Словно заклинание, я все напевал про себя: "Ох, Самара сестра моя, Кострома мон амур...". И, может быть, поэтому небо на границе Костромской области сжалилось надо мной и мотоциклом . В долгожданном синем небе появился летчик, что "беспристрастен и хмур”. А я уже приближался к реке Ветлуга, где решил встать на ночлег.
Уютный берег одной из стариц Ветлуги оказался западней, прикормленным местом и логовом страшного зверя – мошки. Спасаясь бегством, я скрылся в беломошном бору неподалеку.
Но мошкара и комары все равно летели на тепло и на запах машинного масла. Через некоторое время они нашли меня, но за это время я успел поставить палатку и начал готовить ужин.
Первое время мошке очень нравилось сидеть на теплых ребрах остывающего двигателя, а комарам пришелся по вкусу мой суп. Ведь стоило только приподнять крышку котелка, как они роем туда влетали. Довольно необычная приправа к еде.
Я искупался "по бразильской системе”, то есть бегом туда и бегом обратно, и нырнул в палатку.
Страна чудес.
Дорога Мантурово - Нея после дождей представляла собой ровный, но жидкий грейдер, и я отказался даже от попытки там проехать. Трасса от города Мантурово в Кострому, через Судиславль - это видавший виды асфальт, со следами активного ямочного ремонта. До этого я думал, самый плохой асфальт - в Кировской области, но вятские ямы хотя бы можно объехать, костромской ямочный ремонт такого шанса не дает.
Десять бугров по десять сантиметров в высоту на квадратный метр на любой скорости заставляют содрогаться не только подвеску, но и все части мотоцикла и мотоциклиста. Проклиная свою запасливость, распухший велорюкзак, твердый бензобак и дорогу, я медленно приближался к концу этого участка. Увидев на обочине сгоревшую фуру, я сдержал проклятия: все-таки не стоит ругать Дорогу, которая дает тебе возможность двигаться дальше.
Запас воды заканчивался и, увидев знак "Святой источник Поток 3,6 км", я немедленно туда свернул, сменив "отремонтированный" асфальт на лесной песок.
Лес становился все глуше, муравейники все выше и Иванушка-дурачок даже стал подумывать: "Не Баба ли Яга поставила этот знак, чтобы иметь на ужин свежее молодое мясцо?"
Избушки на курьих ножках не было, но вода из источника, хоть и не молоко, но текла в кисельных берегах.
В такой воде много минералов и они выпадают в осадок на дне и стенках ручья. Вода не имеет запаха, но вкус у нее весьма специфический. Прозрачная на вид, она имела привкус металлов, солей и болота. Выбора не было, и я набрал ее во все емкости. Впоследствии пил ее сырой и варил в ней еду без последствий для здоровья, но при первой возможности сменил.
День был предпраздничный, Кострома была забита транспортом, все стремились уехать за город. Ремонт на единственном мосту через Волгу и девочка на закипевшей "Калине" создали коллапс на дороге, машины стояли зеркало к зеркалу, междурядье отсутствовало. Чтобы хоть как-то продвигаться, мне пришлось спешиться и вести мотоцикл по тротуару пешком.
Прохожие удивленно улыбались, глядя на человека в дождевике и бахилах ОЗК, который бодро ведет нагруженный мопед по центру Костромы. Так, пройдя пару кварталов, удалось найти щель в транспортном потоке, а вскоре, и вырваться на оперативный простор.
Благополучно миновав Ярославль, по трассе "Холмогоры" я стал двигаться на север. До места слета оставались считанные 250 километров, но преодолеть их сил уже не оставалось. Миновав деревню Бухалово, я встал на ночлег у реки Рога.
Шатающейся походкой, после долгой езды на мотоцикле, я разбил лагерь на берегу речки, в общем, прошел через Бухалово и был на Рогах - и все это без капли спиртного.
Шексна 2018.
Я свернул в районе Данилова с трассы "Холмогоры" и, миновав Пошехонье, теперь уже ехал вдоль восточного берега Рыбинского моря, но о том, что оно рядом, напоминали только автомобили с лодками в прицепах.
Разбитый асфальт, проложенный в конце прошлого века, к которому я уже привык, дополняли глубокие продольные трещины и борозды, словно пьяный механизатор забыл поднять плуг. Легкий мотоцикл, попав в такую трещину, покорно следовал ее изгибам. Пролетев ряд деревень, я нашел условный знак, обозначающий поворот к поляне.
Вскоре я нашел место слета, которое располагалось на живописном берегу реки Большой Юг. Народ меня радушно встретил, засыпая вопросами.
Я спешно разбил лагерь и присоединился к ним. Мне были торжественно вручены памятные наклейки. Разговоры на мотоциклетные и не очень темы продолжался до поздней ночи, которая была больше похожа светлые сумерки.
Несмотря на количество выпитого, утро следующего дня не было болезненным. Стояла тихая и теплая погода.
Мотоциклы, палатки и поля ландышей вокруг. Несмотря на близость реки, не было ни комаров, ни мошек. Может быть, все дело в совсем не северном названии этой реки - Большой Юг. Но, несмотря на теплое название, вода в реке по-северному бодрящая.
В этот день мне удалось сменить масло в мотоцикле, смазать и подтянуть цепь, искупаться и постирать вещи.
Народ на слете часто спрашивал о дорогах, которые мне удалось пройти. Дороги были разные, но "ямочный ремонт" в Костромской области оставил глубокие следы не только в памяти, но и на мотоцикле. Потерло багажом боковину бензобака, резиновое ушко протерло трос спидометра до металлической оболочки.
Битумом были покрыты арки колес, генератор и нижняя часть картера. Защелка в держателе для смартфона получила скрытые повреждения, но тогда я об этом еще не знал.
Все равно, приведя в порядок себя и мотоцикл, я был свеж и бодр, как в первый день выезда. Тогда мне стало понятно значение дневок для туристов и значение базового лагеря для альпинистов. Оставался еще рывок до самой вершины.
На следующее утро все были готовы к выезду, кроме меня, я собирался дольше всех. Форумчане надавали мне консервов, разных съестных припасов и даже бутылку домашней настойки. Забегая вперед скажу, что все это мне очень пригодилось в дороге. Спасибо вам!
Рваный парус.
Мы попрощались на Рыбинской трассе, часть группы ушла на юг через Рыбинск в Ярославль, Москву и Калугу. Мы с Дядей Димой ушли на север через Череповец в сторону Новой Ладоги.
Атмосфера Череповца так похожа на родные заводские районы Уралмаша и Нижнего Тагила! Меня просто накрывает волна ностальгии. Тем большим контрастом с Череповцом чувствуется воздух на дороге Вологда - Новая Ладога, там пахнет свежим асфальтом и лесом после дождя.
Техника езды на малокубатурнике - это китайско-индийская смесь из дзэна, йоги и Кама сутры. "Природа никуда не спешит, но всегда успевает" - заметил Лао-Цзы. Так, никуда не спеша и периодически меняя положение тела, можно ехать часами. К тому же расход бензина, его запас в баке и канистре дают почти 500 километров хода на одной заправке. Но Дяде Диме и его мотоциклу нужен другой темп, он уходит вперед, периодически меня дожидаясь. А вскоре, мы окончательно теряем друг друга.
Через некоторое время, миновав Тихвин, я остановился в Иссаде на трассе "Кола". Сколько раз я читал в рассказах и отчетах об этой дороге и вот, я стою на ней! Стою и сам себе не верю.
"Кола" встретила снятым асфальтом, который легко проходится в стойке даже на такой узкой резине, как у меня. Так, практически стоя, я долетел до Лодейного Поля.
Я думаю, что у многих туристов есть такая фотография. Встречные автомобилисты приветственно сигналили, я махал им рукой в ответ.
Дорога привела меня к танку, стоявшему в лесу. Танк довольно редкий, производства Уралмашзавода, с шестиугольной башней - "гайкой", и я не мог проехать мимо этой частицы Урала в лесах Карелии.
Практически в каждой деревне на Урале есть памятник со звездой и списком тех, кто не вернулся домой. Возможно, кто-то из них лежит здесь, возле этого танка, или там, на полянке.
И вот я еду, размышляя, каково продвигаться и ориентироваться в местных лесах, понимая, что на своем мотоцикле я вряд ли смогу отъехать далеко от асфальта.
А навстречу попадаются опрятные и красивые деревни. И нет той разрухи и бегства из деревни в город, которое можно увидеть в Кировской и Костромской областях.
В Олонце, на острове стоит стоит красивая церковь, к которой со всех сторон протянуты деревянные мостки. Я остановился, сфотографировал и послал жене координаты, где нахожусь. Потом еще раз взглянул в смартфоне на карту, выключил его, чтобы он побыстрее зарядился и защелкнул в держателе.
Отъехав от этого места метров триста, я обнаружил, что держатель для смартфона пуст. Я бегом вернулся обратно, прошелся раза четыре, глядя под ноги, но смартфон, как сквозь землю провалился. И я сам был готов провалиться на месте, ведь там карта с интересными местами, куча фотографий и контактов. Я не верил такой неудаче и все курсировал от мостика до мотоцикла.
На улице было пусто, когда подъехал пожилой карел на велосипеде, интересуясь, откуда я и что здесь делаю. Когда я обрисовал ему ситуацию, он сам ринулся на поиски, но я остановил его. Он посочувствовал мне и сказал: "Теперь ты Карелию на всю жизнь запомнишь." И он не ошибся.
Приближался вечер и я поехал дальше, надеясь отыскать ночлег и решить, что делать дальше. Сквозь лес мелькнула синяя полоска, я оставил мотоцикл и двинулся к ней навстречу.
Честно признаюсь, что я никогда не видел моря, и какого же было мое удивление, когда передо мной открылась бесконечная синяя гладь воды.
И пускай Ладога - это озеро, но когда-то оно было частью моря.
Я пустился на поиски местной достопримечательности - Варашева камня, но без карты и навигации это было совсем непросто. Потеряв достаточно много времени на поиски, я удрученно думал, что вся моя поездка пройдет в бесконечных блужданиях по болотам, непролазным зарослям и в попытках развернуть мотоцикл на узких лесных дорогах.
На запад от Погранкондуши располагается сеть озер, на одном из них я решил расположиться на ночлег. Дорога была метрах в пятистах от берега, но густой сосновый и еловый лес гасил все звуки цивилизации.
Солнце зацепилось за верхушки елей и никак не могло закатиться. И ни звука вокруг, лишь тихий шепот воды и ветра в соснах.
Ставя палатку и снимая вещи с мотоцикла, я все думал, что же дальше? От асфальта я далеко уехать не могу - на мягком песке груженый мопед, при попытке поворота, все время норовил подломиться, ехать внатяг , с ускорением не позволяла малая мощность.
Я глубоко убежден, что не сворачивая с асфальта, ни Карелию, ни любую другую страну не увидишь. А что увижу я? Асфальт и стену леса, за которой скрыты реки, скалы и водопады, местонахождение которых для меня неизвестно. Конечно, у меня были заметки об этих местах с описанием и GPS - координатами на бумаге, но без навигатора цена этим заметкам - ноль.
Парус, порвали парус.
Каюсь, каюсь, каюсь.
Вот так, словно парусник с оторванным парусом, я теперь буду плыть туда, куда понесет меня течение дороги, и останавливаться на ее берегах, следуя капризным водоворотам.
Мой отец говорит: "Не знаешь, что делать - ничего не делай." Я решил поужинать, достал продукты, что дали мне на слете и выпил стакан ударно-разгульной вырвиглазовки - подарок от Роланда из Ярославля.
И тут меня осенило! Да у меня продуктов столько, что можно в тайге месяц жить припеваючи, канистра и бензобак, полный бензина. Мне ли горевать? Я выпил еще раз.
Карелия! Мне для тебя ничего не жалко. Возьми мой телефон - это подарок для тебя! Только приоткрой свои пушистые ресницы елей, дай посмотреть в твои синие глаза озер, поговори со мной голосом твоих водопадов. За тебя, Карелия!
И немедленно выпил... Затем ухнул "бомбочкой" в воду, пугая других водоплавающих, а после ушел в палатку, прижавшись к теплому и мягкому песку, как к щеке любимой.
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now