http://www.moto-travels.ru/publ/1-1-0-1019 Часть II
Первой достопримечательностью, которую посмотрели в этот день пути, был водопад, расположенный между селами Арани и Хунзах. 70-метровый Хунзахский водопад и каньон реки Тобот приятно впечатлили. Далее мы отправились на высокогорное озеро Кезеной-Ам, расположенное на высоте 1869 метров на границе Дагестана и Чечни.
Въезд для кемпинга на берегу озера платный, но с нас денег не взяли, так как мы приехали «посмотреть и обратно». В озере планировали искупаться, но резко сменившаяся на холод и туман погода наши планы изменила, поэтому мы ограничились лишь коротким перекусом на берегу, после чего поехали в Грозный.
В столицу Чечни заехали совсем ненадолго, хотели посмотреть центр города и его главную мечеть. Надо отметить, что по главным улицам города стоят знаки, запрещающие движение на мотоцикле. Хотя я встречал множество восторженных отзывов о красоте и благоустройстве современного Грозного, лично меня этот город особенно не впечатлил, хотелось снова уехать в горы, подальше от городской суеты и большого количества машин.
В следующий раз в Чечне мы остановились лишь на КПП при въезде в Ингушетию. С трассы «Кавказ» свернули влево в районе станицы Нестровская, в которой заправились и купили продуктов. На АЗС к Павлу подошел местный мужчина, который по-видимому был слегка пьян, и указал на то, что здесь не принято мужчине ходить в шортах. Павел ответил, что в машине наденет штаны. Мужчине этот ответ, как я понял, не очень понравился. Он попытался догнать нас на своей машине и убедиться, что его претензия удовлетворена, но не смог, хотя мы ни от кого и не убегали. Зато на следующем КПП нас остановили, дали Павлу телефон и сказали, что с ним хотят поговорить. Это оказался тот самый обеспокоенный гражданин, желавший убедиться, что Павел за рулем своей машины находится в штанах, а не в шортах. Забегая вперед, скажу, что это был единственный неприятный момент, связанный с местным населением, за исключением стыренной у меня usb-зарядки, которую я оставил в прикуривателе мотоцикла, когда мы ходили к Салтинскому водопаду. В остальном, и до, и после этого, на пути встречались только приятные и доброжелательно настроенные люди. Уже вечерело, когда мы вставали на ночевку в Джейрахско-Ассинском заповеднике возле башенного комплекса Вовнушки. Места в горной Ингушетии очень живописные, там хоть и нет такого размаха и простора, как в горах Дагестана, но зато полно зелени и очень много исторических архитектурных объектов: кроме Вовнушек здесь неподалеку расположены такие места, как Тхаба-Ерды (древний христианский храм IX-XII века), аул Тагрим с боевыми башнями, древний город Эгикал и другие.
Ночью полил дождь, который продолжал моросить и утром. Вечером я поленился растянуть тент палатки колышками, поэтому спальник и другие вещи у меня промокли, и я немного замерз. После завтрака я остался собирать вещи и смазать цепь мотоцикла, а Павел с женой и сыном пошли поближе посмотреть на башни Вовнушек. Приводная цепь моего мотика постепенно подходила к концу, о чем свидетельствовал сильный скрип во время движения – несколько звеньев закусило и они потеряли подвижность, «вэдэшка» уже не особо помогала. Из Джейрахско-Ассинского заповедника мы поехали через Ольгети и Джейрах, въехали в Северную Осетию, а затем с трассы Е-117, которая затем переходит в Военно-Грузинскую дорогу, свернули на Санибу и вновь оказались на грунтовке. В этот день почти все время шел дождь, я изрядно промок. После Санибы по грунтовой дороге попали в Кармадонское ущелье со следами трагического схода ледника Колка, во время которого погибло более 100 человек, посетили мемориальную доску Сергея Бодрова и выдвинулись к древнему некрополю возле села Даргавс.
Некрополь посмотрели бегло, мои друзья даже не стали выходить из машины, так как шел дождь. Я тоже не стал долго задерживаться в этом «городе мертвых», поэтому мы довольно скоро через Фиагдонское ущелье отправились в поселок Верхний Фиагдон, в котором пообедали в кафе и купили с собой осетинских пирогов. Из Фиагдона отправились в Верхний Унал, выехали на трассу, ведущую в Южную Осетию, а с нее свернули направо на Цей, где хотели остановиться в альплагере и погулять по окрестностям.
Ночевать в палатке мне не очень хотелось, заметно похолодало, спальник, палатка, почти вся одежда у меня были влажными. Оценив цены на размещение в альплагере, сопоставив их с условиями проживания и минимальной видимостью на окружающие пейзажи из-за густого тумана, решили не оставаться в альплагере, а поискать другое место для стоянки и отдыха. Место подходящее искали долго, проехали по дороге вдоль реки Ардон до Цми, свернули направо и доехали до пограничной заставы в районе села Згил. У пограничников поинтересовались, где поблизости можно найти место для стоянки, нам посоветовали вернуться в село Тиб и остановиться на берегу реки Мамихдон рядом с источником минеральной воды, одноименной с названием села. Место для ночевки оказалось неплохим.
Утром попытались проехать срезку от полузаброшенного поселка Верхний Згид до Дигорского ущелья, но не нашли обозначенную на карте дорогу и вернулись обратно на асфальт.
Вместо этого, тоже по совету пограничника, поехали на горячий источник в селе Верхний Бирагзанг. Искупаться в горячей минералке, когда температура воздуха упала до +15, а ты промокший катаешься на мотоцикле, было очень кстати. Правда, эффект от согревания очень быстро прошел, когда вновь пришлось сесть на коня. Решив, что мне нужно взять перерыв в палаточных ночевках, решаю поехать в Нальчик и снять там квартиру на сутки. С Павлом договорились встретиться в районе села Безенги на следующее утро. В Нальчике постирал и просушил вещи и экипировку, утром нашел магазин автозапчастей, в котором купил еще один баллон WD-40, подобрал винт в шарнир наколенника взамен открутившемуся, и заменил задние тормозные колодки, которые взял с собой. Из Нальчика поехал в Безенги, откуда мы с Павлом планировали проехать довольно сложную срезку в Эльтюбю через перевал Кышлык. Связаться с ним по телефону не получилось, он был недоступен, поэтому решил поехать сам. Дождь все еще периодически шел, по мокрой грунтовке часто не хватало сцепления колес с дорогой, поэтому ехать старался аккуратно.
Вверху на перевале как обычно стояло облако, грунтовка на подъеме сменилась каменистой дорогой, в стойке сильно уставали плечи, возможно от неправильного положения тела. Двигаться на спусках оказалось даже сложнее, чем на подъемах. Не знаю, проблема ли это недостатка навыка, выбора резины или довольно тяжелого мотоцикла с грузом, а, скорее всего, сказывалось все вместе. Пару раз на спуске упал, чуть не разбил о камень фару и ветровое стекло. После второго падения мотоцикл улегся вверх колесами, впервые не хватило сил, чтобы его поднять, поэтому пришлось его разворачивать за переднее колесо колесами вниз по склону. Затем был еще один довольно сложный участок с камнями, где река Кардан размыла поворот дороги.
После этого места дорога стала гораздо проще, к тому же она почти просохла с этой стороны перевала. Снизу смог немного разглядеть красоту скал, мимо которых я проезжал по перевалу в облаке. Когда я увидел ехавшую мне навстречу «Ладу Калина», то вздохнул с облегчением. Узнав, что водитель «Калины» едет здесь впервые, посоветовал ему сначала сходить на разведку перед участком с камнями. Затем встретил «Фольксваген Тигуан», водителю которого посоветовал то же самое. Доехав до Эльтюбю, свернул направо в сторону Чегемских водопадов.
Сами водопады довольно интересные, возле них есть несколько кафе, в одном из которых я пообедал, после чего отправился по короткой дороге в Былым. В планах было заночевать где-нибудь до перевала, так как уже начинало темнеть. Подходящего места для ночевки по пути не попадалось, да и срезка эта была довольно простой, поэтому я уже по темноте въехал в Былым, попробовал найти подходящее место возле горного озера Уллу Гижгит, но не нашел, поэтому спустился снова к реке Баксан, и на первом же съезде к реке с дороги поставил палатку.
Утром созвонились с Павлом, они провели две ночи в альплагере Цей, где сняли домик. Отправил ему свои координаты и собрал свои вещи. Дальше мы снова поехали вместе, добрались до поселка Чегет, набрали нарзана из трубы, пообедали в кафе.
Сначала была мысль подняться по канатной дороге на гору Чегет, но из-за плохой видимости от этой мысли мы отказались. На Эльбрус с Поляны Азау я поднимался весной, да и мои попутчики это уже проделывали не раз, так как приезжали сюда кататься на горных лыжах, поэтому мы решили посмотреть 2 красивых ущелья – Адыл-Су и Адыр-Су. Чтобы попасть в Адыр-Су на технике, нужно воспользоваться интересным грузовым фуникулером. Местные жители пользуются им бесплатно, а для приезжих цена подъема со спуском составляет 1000 рублей. Мотоцикл поместился на подъемник вместе с машиной, дополнительных денег за это не взяли.
В ущелье Адыр-Су мы заночевали возле турбазы рядом с табличкой, обозначающей 5-километровую приграничную зону (после фуникулера расположен пограничный пункт, на котором у нас записали, попросив предъявить паспорта).
На следующий день мы продолжили наш маршрут снова по бездорожью, для чего вернулись в Былым и свернули перед ним влево, предварительно в Тырнаузе пополнив запас продуктов. Следующей нашей целью было плато Канжол (Кинжал) или, как говорят местные, Канжал. Туда были две заведомо непростых дороги из Тырнауза и из Былыма и одна более простая из Кёнделена. Сначала мы попробовали подняться на перевал из Былыма, но из-за того, что дорога еще не успела просохнуть после дождей и была сильно размыта на подъемах, мы решили развернуться, пройдя после Былыма примерно 7-8 км. Думаю, на хорошей внедорожной резине я вполне мог бы проехать по этой срезке, но резина у меня была не подходящая для грязной дороги, да и Павлу по размытым колеям рисковать не хотелось. Мы вернулись на асфальт и поехали по более простой дороге через Кёнделен. Эта дорога проблем не доставила, разве что красоты по пути разглядеть не удалось из-за пасмурной погоды. Ближе к концу дня добрались до плато Канжол и остановились рядом со стоянкой молодых ребят, занимавшихся роуп-джампингом (прыжками на альпинистских веревках) с отвесной стены плато. Ребята находились на плато неделю, и когда мы приехали, уже собирали свое снаряжение, поэтому понаблюдать за их прыжками, к сожалению, не удалось.
Ночью температура опустилась до 3-5 градусов с ветром, это была самая холодная моя ночевка за путешествие, пару раз за ночь пришлось прогревать воздух в палатке с помощью горелки. Утром были приятно удивлены чистому ясному небу и открывшемуся с плато красивейшему виду на Эльбрус и его окрестности.
Павел с семьей поехал вперед, я немного задержался, собирая палатку и остальные свои пожитки. Догнать его мне не удалось, дорога на спуск с плато была покрыта мелким гравием, поэтому я не рисковал и ехал спокойно. Несколько заболоченных участков по зеленым выгонным пастбищам Приэльбрусья прошел без проблем. Затем начался крутой спуск к небольшой реке Уллу-Тыллыкол, на котором я в очередной раз прилег на камни, несколько несложных бродов, а затем подъем по травянистому склону, на котором у меня возникли проблемы из-за слабого зацепа – пришлось навязывать на заднее колесо веревку.
Когда отвязывал веревку, меня догнали пятеро местных жителей на стареньком УАЗе, которые предупредили, что впереди будет 2 сложных подъема. Первый подъем был со здоровенными камнями, налетая на которые, мотоцикл то и дело пытался завалиться на бок. Все же мне удалось взять этот подъем без падений, но вот на следующем за ним спуске я снова не удержал вертикальное положение и рухнул. Сил на подъем ушло много, сразу поднять мотоцикл я даже и не попытался, нужно было отдышаться. Снова меня догнал УАЗ, парни помогли мне поднять мотоцикл и, спросив, справлюсь ли я дальше, покатили вниз к реке Шаукам, где я их догнал. На реке они остановились, двое из них достали удочки и пытались поймать форель. Освежившись в реке, я отправился покорять самый сложный подъем за весь мой маршрут – Шаукамский перевал. Подъем на перевал был затяжным, его крутизна постепенно увеличивалась к вершине. Под колесами были крупные округлые камни вперемешку с пылью, зацеп так себе. Из-за большой протяженности перевала сил на то, чтобы взять его в один заход у меня не хватило, 2 раза пришлось останавливаться на крупных камнях и переводить дыхание. На второй раз стронуться с места у меня не получилось, колесо зарывалось в пыли, беспомощно буксуя. Снова на помощь пришли водитель и пассажиры УАЗа, которые догнали меня на последних 10 метрах подъема. От всей души поблагодарив местных жителей за помощь и за бутылку натурального вкуснейшего айрана, я поехал в сторону Джилы-Су. По дороге встретил Павла с семьей, ждавших меня. Еще на спуске к Шаукаму я услышал неприятный скрежет в районе заднего колеса, которые был сильнее ставшего уже почти привычным скрипа умирающей цепи. Как выяснилось, развалился на куски подшипник муфты задней звезды. Видимо я проглядел износ пыльника, а от большого количества грязи и воды подшипник быстро умер. Продолжать движение на мотоцикле не было возможности.
Позвонил мотоциклисту из Кисловодска Максиму, номер которого нашел в хелп-листе Мототревелса. Он на тот момент находился по работе в Ставрополе, сказал, что попросит знакомых поискать по магазинам Кисловодска необходимый подшипник. Дополнительно подключил своего товарища из Белгорода, у которого есть знакомые «Аль-Каши» в Минводах, но они тоже находилсь в отъезде. Пока ждали ответа, обзванивали магазины автозапчастей, но нужной модели не нашли, зато подобрали подходящий аналог подшипника от стиральной машины. Павел согласился съездить в Кисловодск и привезти мне подшипник, за что ему большое спасибо! Утром мотоцикл был уже на ходу, и мы продолжили путешествие.
В этот день посетили Поляну Эммануэля, по дороге к которой я чуть не утопил мотоцикл в реке Кызылкол, переезжая брод, а потом отправились на плато Бермамыт через село Кичи-Балык. Дорога до Бермамыта проблем не доставила, вид с него тоже отличный, но все же Канжол впечатлил меня больше.
На плато встретили местных эндуристов на Хондах XR250, парни сказали, что дорога с Бермамыта на Карачаевск через перевал Гумбаши и Верхнюю Мару в одном месте завалена, а объехать ее можно только по заболоченному участку, на котором даже у них на легких эндуро были проблемы. Решив последовать их совету, развернулись и поехали в сторону Учкекена, от которого по асфальту доехали до Домбая. В Домбае заселились в гостиницу «Москва» с довольно демократичными ценами (500 рублей за койко-место в двухместном номере). Утром на машине Павла поехали в альплагерь «Алибек», от которого пешком прошлись к одноименному леднику и высокогорному Турьему озеру с холодной голубой водой. Природа в районе Домбая очень понравилась.
Прогулка в горы по жаре на фоне общей усталости отняла у меня довольно много сил, к тому же проявились признаки отравления. Не знаю, что именно это вызвало, но подозреваю, что виной тому вода из источника Серебряные стрелы, которую я набрал на Поляне Эммануэля и 2 дня изрядно попивал. Я решил отлежаться еще одну ночь в гостинице, а мои спутники поехали дальше в Архыз, где я и должен был их догнать на следующий день.
Утром я поехал в Архыз, где встретил джип Павла с семьей прямо на дороге. Они уже погуляли по окрестностям Архыза, а теперь направлялись на экскурсию в обсерваторию РАН возле поселка Нижний Архыз. Я поехал с ними. Из экскурсии мне больше понравился не столько сам БТА (большой телескоп азимутальный), сколько воодушевленный рассказ ученого-астронома, выступавшего в роли экскурсовода. От обсерватории мы направились к крупнейшему в мире радиотелескопу РАТАН-600 площадью с футбольное поле. Здесь экскурсию нам никто не проводил, поэтому и впечатлений было поменьше. Следующим местом, которое мы решили посетить по инициативе Павла, стало ущелье реки Большая Лаба. До села Псемён был асфальт, который дальше сменился на пыльную лесовозную дорогу, по которой туда-сюда ездили Камазы. После 50 с лишним километров от Псемёна до Пхии я был весь покрыт слоем мелкой пыли, зато места здесь тоже замечательные. Каждое ущелье, каждый горный массив, что мы посетили на Кавказе, обладает своей неповторимой красотой и притяжением. Место для стоянки выбрали, не доезжая примерно 5 км до Кислых источников, куда направлялось большинство проезжавших мимо автомобилей. Чтобы сюда проехать, снова пришлось преодолеть несколько не очень глубоких, но каменистых бродов. Утром 17 августа я попрощался со своими новыми друзьями – им пора было возвращаться домой, потому что Павлу предстояло принять участие в Кубке России по трофи-рейдам в Санкт-Петербурге. Оставшись один, я продолжил наслаждаться единением с природой. Местный рыбак угостил меня свежепойманной в реке форелью, которую я пожарил на костре и с удовольствием съел. На следующий день я отправился на плато Лаго-Наки, найдя короткую дорогу между поселками Мостовской и Каменномостский, включив в навигаторе тот самый режим велосипеда. С обзорной площадки открывается красивый вид на плато Лаго-Наки. Далее я посетил Большую азишскую пещеру, экскурсия в которую стоит 500 рублей, а затем по каменистой грунтовке доехал до поселка Мезмай. В Мезмае познакомился с Дмитрием, который путешествовал на машине с семьей. Он тоже оказался мотоциклистом, много путешествовал с женой на 700-м Трансальпе по Краснодарскому краю и Крыму. Дмитрий пригласил меня на место их кемпинга на краю поселка. Утром мы вместе с его семьей и двумя мужчинами из Санкт-Петербурга, приехавшими сюда автобусом, пошли на прогулку по Гуамскому ущелью. Из Гуамского ущелья вся их компания свернула в ущелье реки Сухая Балка, а я пошел по узкоколейной железной дороге до хутора Гуамка, откуда часть обратного пути проехал на дрезине.
После живописного Гуамского ущелья я поднялся через лес к скальному уступу под названием Орлиная полка, с которого открывается шикарный вид на поселок Мезмай и зеленые горные леса вокруг него.
Остаток дня я провел, валяясь на траве на солнце у палатки. Дмитрий и его семья к моему возвращению уже уехали, на стоянке осталось только моя палатка и палатки путешественников из Питера. На следующее утро я отправился к Черному морю, провел половину дня на пляже в Джанхоте, нашел отличное место для ночевки в сосновом лесу неподалеку, а утром выдвинулся в сторону дома.
Без приключений не обошлось, не доезжая 60 км до Ростова, умиравшая все это время цепь сточила в ноль заднюю звезду. Пришлось натянуть цепь посильнее, и на 2 передаче по обочине аккуратно доехать до Ростова-на-Дону, где меня уже ждала помощь.
Все через тот же хелп-лист Мототревелса связался с ростовскими мотоциклистами Сергеем и Евгением, которые помогли через своего знакомого купить необходимые запчасти, и направили в мотосервис возле авторынка «Алмаз» (ул. Промышленная, д. 6), где мы с приветливым и ответственным парнем по имени Игорь заменили цепь со звездами. Уже ночью я был у своих родственников в Новочеркасске, а во второй половине следующего дня закончил путешествие у себя на родине в Белгородской области. Возвращение через 2 недели в Москву в общий пробег мотопутешествия уже можно не считать. Всего я находился в пути 28 дней, проехал 7600 км, из них довольно большую часть вне асфальта. Путешествие оставило массу положительных эмоций и воспоминаний! Кавказ огромен, колесить по нему можно бесчисленное количество времени, но об этом как-нибудь в следующий раз. Надеюсь, кому-то этот отчет покажется интересным и может быть даже полезным. В ближайшем будущем постараюсь смонтировать об этой поездке фильм, который опубликую у себя на канале https://www.youtube.com/channel/UCBLMwKUopqLomc0KZ4PXnFw?view_as=subscriber.
Трейлер фильма здесь https://youtu.be/he3K4s9zp4M
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now