Для авторизации в аккаунт, вам необходимо восстановить пароль с помощью почты, которая была привязана к аккаунту на старом форуме. ПРОВЕРЯЙТЕ ПАПКУ СПАМ!
Если в течении 10 дней аккаунт будет не подтвержден - он удаляется.

Jump to content

Эльбрус на мотоциклах


Pavel

Recommended Posts

Наступил 1963 год

В самый разгар летнего сезона один из организаторов Кабардино-Балкарского автомотоклуба ДОСААФ, мастер спорта СССР Алексей Павлович Берберашвили предложил подняться на Эльбрус на мотоциклах. Впоследствии эта идея увлекла многих спортсменов.

Конечно, не обошлось и без скептиков, предсказывавших полную неудачу эльбрусского «мотоальпинизма», как шутя называли свою затею энтузиасты будущего подъема. Они говорили, что двигатели мотоциклов откажут уже на высоте в три тысячи пятьсот метров, что нужны специальные высотные машины с особой «сверхпроходимой» резиной и многое, многое другое.

Однако Алексей Берберашвили и мастер спорта СССР Анатолий Гугуев думали по-другому: не нужно никаких особых машин и специальной резины. Можно подняться на обычных спортивных мотоциклах типа К-58-СК или ИЖ-80-К отечественного производства.

Начали готовиться. Тренировались на крутых склонах с преодолением снежных и обледенелых подъемов, а 16 августа поднялись на «Ледовую базу», чтобы перед штурмом совершить последнюю моторазведку.

На другой день пешком сходили на «Приют одиннадцати» и ознакомились с будущим маршрутом. Он обещал быть трудным — чистый лед местами покрывал глубокий рыхлый снег, очень много трещин. Несколько успокаивало то, что ночные морозы должны сковать снег и ехать будет намного легче. С заходом солнца начало подмораживать, а к ночи мороз намного усилился.

На следующий день поднялись на рассвете. После легкого завтрака еще и еще раз проверили ходовую часть своих мотоциклов. И вот их стрекот, впервые в истории Эльбруса, нарушил утреннюю тишину на его склонах.

Первый подъем преодолели сравнительно быстро, но уже на плато начали попадаться снежные участки и движение замедлилось. Все чаще и чаще приходилось вытаскивать из снега увязнувшие машины: снежная корка не выдерживала их тяжести. Особенно трудно приходилось Гугуеву—он ехал на тяжелом мотоцикле «ИЖ».

На «Приюте одиннадцати» спортсменов тепло встречали альпинисты. Они были поражены известием о том, что на Эльбрусе появились мотоциклисты.

Пришедший на приют «вольным туристом» начальник Кабардино-Балкарского автомотоклуба Амдул Паштов, видя воочию реальную возможность подъема на мотоцикле, попросил у Берберашвили его машину и попытался подняться на ней несколько выше приюта. Но машина сильно скользила по льду и плохо слушалась водителя. Наблюдавшие за ним Берберашвили и Гугуев пришли к выводу, что необходимы стальные шипы на колесах, которые помогут преодолевать крутые ледовые участки, и только тогда будет возможен подъем на вершину Эльбруса.

Спортсмены решили вернуться в Нальчик, дооборудовать машины и в самое ближайшее время повторить попытку подъема.

2 сентября стрекот двух модернизированных мотоциклов типа К-58-СК, управляемых Гугуевым и Пашто-вым (Берберашвили не успел модернизировать свою машину), вновь нарушил утреннюю тишину белоснежного двуглавого великана. Всего пятнадцать минут понадобилось спортсменам на четырехкилометровый путь от «Ледовой базы» до «Приюта одиннадцати». Помогли стальные шипы на колесах и сильный мороз, надежно сковавший снежные склоны. Уже в шесть часов утра оба мотоальпиниста пили чай в «кают-компании» приюта.

День прошел в активной акклиматизации и подготовке к завтрашнему штурму вершины. Как-то он пройдет?!

Раннее утро... С юго-запада плывут темные облака — погода явно портится. Надеясь на ее улучшение, спортсмены решили начать подъем. В последний раз тщательно проверены и заведены машины. И вот они уже удаляются, идя в неизвестное...

Возвратившись, рассказали:

— Вначале все шло прекрасно. Склоны были не особенно крутые, и мы поднимались довольно-таки быстро, но вскоре крутизна увеличилась, ехать стало труднее, приходилось подниматься большими зигзагами. В некоторых, особенно крутых местах глохли двигатели, им не хватало кислорода. До «Приюта Пастухова» оставалось уже недалеко. Мы с тревогой поглядывали на небо — оно все было затянуто свинцовыми тучами. Вершины закрыты облаками, там сверкала молния и слышались громовые раскаты. Но нас не покидала надежда на улучшение погоды — ведь на Эльбрусе возможны быстрые и резкие ее изменения. Наши надежды не оправдались— начался снегопад, подул резкий порывистый ветер. Мы находились на высоте около 4700 метров. Дальше подниматься невозможно, пришлось возвращаться обратно...

Отступление было вполне своевременным. Даже спуск на «Приют одиннадцати» оказался очень трудным и опасным: снегопад и отсутствие видимости крайне его усложнили. Фигуры мотоциклистов, облепленные снегом, напоминали больших снежных баб, которые так любят лепить ребятишки. Только благодаря альпинистам, вышедшим на помощь, все окончилось благополучно и никто не попал в трещину, что было вполне возможно.

На следующий день кругом лежал полуметровый слой свежевыпавшего снега. Ожидать, пока он растает » пустит мотоциклистов на вершину, в этом году уже не имело смысла: начиналась зима. Было решено спускаться, более тщательно подготовиться и, учтя уже накопленный опыт, через годик-другой снова вернуться на Эльбрус для его покорения.

Первая попытка штурма не удалась, однако возможность подъема на вершину на спортивных мотоциклах была доказана. Успешный подъем почти на пятикилометровую высоту, совершенный в непогоду, позволял надеяться, что в ясные дни вершины Эльбруса могут достичь и мотоальпинисты.

Link to comment
у этой истории есть продолжение:

ЭЛЬБРУС БЫЛ ПОКОРЕН МОТОЦИКЛИСТОМ!!!!!!!!!!!!

причем практически на серийной машине- доработанном М-1а "москва"

доберусь до Удомли- выложу пожелтевшие страницы журнала "За Рулем"

Link to comment
Quote (ГудВин)
ЭЛЬБРУС БЫЛ ПОКОРЕН МОТОЦИКЛИСТОМ!!!

При желании любой нароет эту инфу в инете; правда насчёт "покорён" я бы не был столь категоричен, судя по описаниям очевидцев банально толпы людей затаскивали мотоциклы, уазы, лендроверы, нивы и прочих "рекордсменов" лебёдками biggrin
Вот пара цитат:
"В августе 1966 нальчикский спортсмен Алексей Берберашвили наконец достиг на мотоцикле восточной вершины, правда, не без многочисленных помощников, которые подталкивали тяжелую машину, утопавшую в снегах. Но факт остается фактом — Берберашвили был на Эльбрусе, но спуститься на мотоцикле на «Приют одиннадцати» не смог — не хватило сил. Он вернулся с альпинистами пешком, оставив машину на вершине, где та и простояла до будущего года."

"Некоторая инфа для любознательных: говорить о том, что Эльбрус покорён на мотоцикле и,тем более на автомобиле, несколько неверно. Мотоцикл и вправду занесли в конце 70-х годов, а автомобиль тащили в 97-м человек 20 бугаёв, я видел его на седловине (был уже вполне себе октябрь), дотащили ли они его доверху, не знает никто, отрапортовать-то можно всякое :), кто проверит."

Вот примерно такого монстра соорудил "Мото" в 2003г для Эльбруса, заехал широко известный в узких кругах Гиви из Краснодара.

Полный отчёт об экспедиции 2003г. в "Мото" №10-2003, там же рассказ о подъёме шведки на стандартной Хонде ХЛ250 на Эверест до отметки 5305м! без всякого пафоса.
Кстати, задолбали "высочайшей вершиной Европы", Эльбрус формально в Азии!!!

Link to comment
Quote (ЧИП)
Кстати, задолбали "высочайшей вершиной Европы", Эльбрус формально в Азии!!!

Чессслово, не представляю, кто вас там "задолбал", но географию надо бы учить в школе было.
Европа.

А насчет Алексея Берберашвилли- он ехал один, никто его не тащил, но восхождение совершалось в составе туристской группы.
Была организована правильная страховка, и мотоцикл являлся всего лишь частью снаряжения.

свист в исторической теме, кстати, надо подтверждать фактами
а не "мне реально говорили"
некрасивенько получается.

Link to comment

Новостные и автомобильные ресурсы пестрят сообщениями о том, что УАЗ 469 установил рекорд вместимости. 32 человека общим весом 1,9 тонны влезли в автомобиль и проехали 10 метров. Но лично меня заинтересовала фраза «в 70-е годы прошлого века УАЗ 469 во время испытаний автомобиля въехал на Эльбрус без специального снаряжения и благополучно спустился вниз». Пришлось немного погуглить и на форуме уазоводов по этому поводу нашлась статья, которую и предлагаю Вашему вниманию.

Уаз на Эльбрусе
В 1974 году Алексею Павловичу Берберашвили (автоклуб Нальчика, Северная Осетия) пришла в голову дерзкая мысль: а не отправиться ли на «уазике» на Эльбрус. Конечно, не на самую вершину, а на максимальную высоту. Это была еще и возможность показать всему миру, что мы и тут впереди планеты всей.

Соответствующий опыт у Берберашвили уже имелся – за восемь лет до этого он, поднявшись на мотоцикле собственной конструкции на восточную вершину Эльбруса, стал первым в мире мотоальпинистом. Его достижение широко комментировалось не только у нас, но и за рубежом.

Если мотоцикл откажет в пути, сильный и тренированный мужчина сможет с ним справиться. Но машина не мотоцикл, поэтому требовалась тщательная подготовка. Водителей искать Алексей Павлович отправился на один из очередных чемпионатов Советского Союза по автокроссу, который проходил в городе Грозном. И договорился с руководством команды «АвтоУАЗ», что после этого чемпионата несколько гонщиков проведут рекогносцировку будущего маршрута. Вот так, тихо и по-будничному просто – как контрольный заезд, – было осуществлено первое восхождение УАЗа на Эльбрус.

Автомобильная дорога заканчивалась в Терсколе на высоте около 2150 метров, а дальше к вершине мог пройти только спецтранспорт – «горные форды». Так называли безотказных и выносливых ишаков. Они только и выручали альпинистов с их немалым порой грузом. И вот сейчас по ишачьим тропам предстояло пройти трем обычным УАЗ-469Б.

После тщательного анализа результатов предварительного заезда для решающего штурма был выбран маршрут со стороны Нальчика, которым пользовалась тяжелая армейская гусеничная техника, доставлявшая грузы для строительства канатной дороги. Назвать дорогой узкий, обвивающий гору серпантин в одну колею, идущий по нагромождениям камней и по коварно шуршащим осыпям, можно лишь с очень большой натяжкой. Если в дальнейшем вы встретите это слово, то считайте его чисто условным. Насколько он опасен, можно судить по тому, что машины не переставали танцевать, делая не очень изящные па, почему-то преимущественно в сторону пропасти.

На штурм Эльбруса должны были пойти серийные УАЗы, изменения если и были, то минимальные. В те времена по правилам, действующим в автокроссе, не допускалось «разгонять» двигатель, можно было разве что усилить подвеску. Естественно, тщательно протянули весь автомобиль, поставили более широкие диски с мягкой резиной. Двигатель взяли новый, прямо с конвейера. Один из участников обкатывал его, наматывая круги по Ульяновску. Поставили лебедку и кабестан, но, как выяснилось позже, эти механизмы в горных условиях оказались малоэффективными.

И вот руководитель мероприятия Гариф Абдуллович Халитов запускает секундомер – машины со стартовыми номерами 88,66 и 26 выезжают из лагеря.

Автомобили идут впритык одна к другой – на случай, если придется подстраховать друг друга. С каждой сотней метров подъем становится все круче, все труднее вписаться в повороты, порой колеса скользят по самой кромке. Нужно обладать отменной реакцией и уметь в доли секунды принимать единственно верное решение, чтобы лавировать на узеньком пространстве между пропастью и отвесной каменной стеной, стараясь не задеть большие камни картером или глушителем. Входя в поворот на крутом сыпучем склоне, нельзя останавливаться даже на мгновение, чтобы оглядеться, и уж конечно нечего и думать притормозить – машина тотчас же потеряет сцепление с грунтом, пойдет юзом. Идти можно только на передаче, только на скорости.

Один случай: во время маневра машина потеряла сцепление с грунтом и начала скользить. Естественная реакция в этот момент -отвернуть к стене и притормозить. Но этого как раз и нельзя делать. Как поступил опытный водитель? Довернул руль в сторону обрыва и… прибавил газу. И машина вновь стала управляемой.

Конечно, было очень тяжело. Из-за разреженности воздуха резко падала мощность двигателя – с официальных семидесяти двух «лошадей» можно было смело скидывать двадцать. Двигатель, как и человек, также подвержен кислородному голоданию. Очень тяжело было водителям. Машины часто зарывались в снег, и приходилось работать лопатой, а в горах это труд изнурительный.

Но все-таки люди и машины преодолели все трудности. Секундомер зафиксировал 38 минут чистого хода – за это время машины достигли высоты 4200 метров.

Спустившись за те же 38 минут чистого времени (ибо спускаться с горы можно только на той же передаче, что и подниматься), финишировали в Терсколе. Во время отдыха уставшие донельзя водители говорили о том, как остро нужен транспорт, способный передвигаться по высокогорному бездорожью. Он нужен спасателям, он нужен ученым. Грузов стало столько, что «горные форды» уже не справляются.

Самое интересное: это восхождение УАЗов на Эльбрус было по счету не вторым – после контрольного, а третьим. В ночь перед официальным восхождением в Терскол пришли двое из спасательной службы Приэльбрусья. В трещину провалился человек. Подниматься спасателям, чтобы вытащить пострадавшего, своим ходом – значит потерять время и рисковать жизнью человека.

Испытатели откликнулись на беду и за 15 минут доехали со спасателями до пика 105. От запланированного финиша, ехать к которому предстояло днем, их отделяло лишь несколько сот метров.

Link to comment
УУУпппссс, прошу прощения, сайт вчера был на доработке
- сообщение ниже мое, как тут оказалось- разберемся.
ГудВин

Карта европейской части страны вот:

http://www.svali.ru/show_picture.php?cntr=73&type=1&id=2&cd=1

это в школе и проходят, а не википедию.

И кстати, где вы вообще в теме увидели "высочайшую вершину Европы"-то, не могу понять,
что ж вас так возмущают
чужие рекорды-)))

Link to comment
Блин интересный спор...
Не знаю что там приняли на 10 конгрессе МГС но возможно он был не последним и решение это не окончательное. Википедию тоже не боги пишут...
Это чтож получается, что СОЧИ, Анапа и не побоюсь этого слова Новороссийск находятся в Азии? И все там живущие турбизнесом такие лохи что даже стеллу не поставили? Что-то здесь не так...
У кого какие еще будут мнения?
Link to comment
Quote (ГудВин)
свист в исторической теме, кстати, надо подтверждать фактами
а не "мне реально говорили"
некрасивенько получается.

Не хочу ввязываться в бессмысленную дискуссию...

1967 год. Установлен новый рекорд посещаемости Эльбруса. За год на его вершинах побывало 3 224 человека, в том числе за один день восхождение в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции совершили 2 536 человек.

2004 г.- Вниз не спустилась группа спортивных туристов из Ульяновска (7 человек) под руководством В. Новоселова.
2006г. – погибли 4чел. из 11 команды украинских альпинистов.

Link to comment
Чип как-то нехорошо переписывать свое сообщение после того как на него ответили...
В моем сообщении №10 про какой-то МГС пишется и википедию. С чего бы это? И про гору Монблан ты у себя зачем-то затер?
Quote (ЧИП)
Не хочу ввязываться в бессмысленную дискуссию...
- аналогично, тем более, что после "редактирования" становится вообще непонятно о чем дискуссия собственно. Напоминает разговор немого с глухим.
Link to comment
А мне нравится. Думает человек, выражения выбирает.,
только какое-то пренебрежение к чужим рекордам
сквозит-)

И в теме "Эльбрус- высочайшей вершиной европы " Вы первый, ЧИП, назвали-)))
А речь шла о покорении Эльбруса на мотоцикле всего- лишь

кстат, по туристскской квалификации просто восхождение на Эльбрус ( без соседних перевалов) вообще с натяжкой категорируется.
категория 1А.
самая простая.

Link to comment
Quote (OSS)
Чип как-то нехорошо переписывать свое сообщение после того как на него ответили...

Там красным написано, это не моё сообщение...

Quote (ГудВин)
И в теме "Эльбрус- высочайшей вершиной европы " Вы первый, ЧИП, назвали-)))

Журнал "Мото" №10-2003 стр. 70 - "штурм высочайшей вершины Европы"...

Предлагаю закрыть тему Азия-Европа; для информации цитаты из энциклопедии Британика:
Монблан-http://www.britannica.com/EBchecked/topic/68844/Mont-Blanc

Mont Blanc, Italian Monte Bianco, mountain massif and highest peak (15,771 feet [4,807 m]) in Europe. Located in the Alps, the massif lies along the French-Italian border and reaches into Switzerland.

Азия:Largest continent on Earth.
It is bounded by the Arctic, Pacific, and Indian oceans. The western boundary, with Europe, runs roughly north-south along the eastern Ural Mountains; the Caspian, Black, Aegean, and Mediterranean seas; the Suez Canal; and the Red Sea.
Карта Азии:

Link to comment
Quote (ГудВин)
кстат, по туристскской квалификации просто восхождение на Эльбрус ( без соседних перевалов) вообще с натяжкой категорируется.
категория 1А.
самая простая.

вот за это спасибо! на эльбрусе не бывал, не знаю каково это.
а раз 1А - значит несложно.
но круче 1Б для мотоцикла недостижимо, если конечно не разбирать его
Link to comment
Про границу Европы и Азии:

"В шестом веке до н.э. границу между Европой и Азией проводили по Главному Кавказскому хребту.
Геродот в пятом веке до н.э. провел эту границу по реке Фазис (Риони) в Колхиде. До 18 века границей материков Европы и Азии считали реку Танаис (ныне Дон), а в 19 и начале 20-го века - Главный Кавказский хребет. Учитывая, что в геологическом и орографическом отношении Большой Кавказ - это единая горная страна и физико-географическая область, в настоящее время граница между Европой и Азией проводится по Кумо-Манычской впадине *(Гвоздецкий Н.А.1954). Это позволяет утверждать, что Эльбрус расположен на северном склоне Большого Кавказа, в отроге Бокового хребта и отнесен к территории материка Азии . Научные рассуждения на эту тему не мешают многим горовосходителям, идущим на покорение Эльбруса , считать его высочайшей точкой Европы."

Выделил последнюю фразу, поскольку она показалась мне ключевой в этом вопросе. Побывавшим на Эльбрусе предпочтительнее данное спорное мнение (что Эльбрус - Европа), поскольку среди вершин Азии он явно не самый высокий.

Link to comment
  • 4 weeks later...
..Эльбрус - высочайшая вершина Европы, и именно поэтому каждый сезон туда очередь из европейцев - хотят занести в актив покорение Большой Европейской вершины. Было на этот счет какое-то решение Международного географического ОБщества. можно найти, но уже лет 10 Эльбрус признан в качестве Высшей точки Европы всеми международными институтами, даже удивился, что об этом еще спорят.
Кстати, хочу похвастаться - в позапрошлом году был в составе группы, которая впервые затащила на Эльбрус - каждый - по велику - и благополучно спустилась вниз))
Link to comment
  • 4 years later...
  • 7 months later...

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...
Вверх