Для авторизации в аккаунт, вам необходимо восстановить пароль с помощью почты, которая была привязана к аккаунту на старом форуме. ПРОВЕРЯЙТЕ ПАПКУ СПАМ!
Если в течении 10 дней аккаунт будет не подтвержден - он удаляется.

Jump to content

Эндуротур на турэндуро по Горному Алтаю.


Recommended Posts

– Коней на переправе не меняют.
– А мотоцикл во время путешествия?
– Это можно.

1-й день.
Выехал из Москвы в 5 утра 22 июля, но из-за частых ремонтов трассы М-5 и множества фур к месту ночевки на берегу Волги в Самарской области (пещера Степана Разина) доехал уже по темноте, поставив палатку в траве рядом с прибрежными зарослями камыша. Само место выбрал интуитивно во время остановки на последней заправке, просто ткнув на обозначенную точку в картах Maps.me и свернув с трассы в сторону села Малая Рязань, и не прогадал.
Пройдена 1000 км (Московская область, Рязанская область, Пензенская область, Самарская область).

2-й день.
Проснулся я не очень рано – солнце не сразу нагрело палатку, потому что поставил я ее в тени дерева. Утром познакомился с местным рыбаком по имени Александр, который жил здесь уже несколько недель. Своей компанией они собираются рыбачить в этом месте с 1975 года, как он мне рассказал. Александр показал мне саму пещеру, которую рыбаки используют как холодильник для рыбы, угостил вкусным кофе и свежими овощами к завтраку.

В Жигулевске и Тольятти просочился через пробки и покатил дальше по М-5 в сторону Челябинска. Во время заправки после Уфы уронил мотик – неудачно поставил на боковую подножку под уклон. От удара сломалось крепление экшн-камеры на шлеме, который висел на зеркале. На ночевки хотелось останавливаться в красивых местах, поэтому я присмотрел себе точку на карте на берегу озера Тургояк недалеко от Миасса, однако повстречавшийся мне на АЗС челябинский мотопутешественник, который возвращался на своей Априлии Капонорд из Крыма, посоветовал мне другое известное озеро – Зюраткyль. Я последовал его совету и уже затемно добрался до шлагбаума, у которого берут оплату за въезд к озеру (100 рублей). Билет лучше сохранить на время посещения, технику рядом с берегом ставить нежелательно – утром ко мне подошли охотоведы и пригрозили штрафом, но после моих объяснений, что въехал я уже в потемках во время начинавшегося дождя, мол, времени на поиски другого места не было, а я уже собираюсь в дальнейший путь, они ушли с миром, проверив лишь наличие у меня билета.
Пройдено 800 км (Самарская область, Оренбургская область, Татарстан, Башкирия, Челябинская область).
3-й день.
На ночевку на берегу Зюраткуля я встал рядом с палатками семейной пары из Магнитогорска, приехавшей сюда на отдых на Ниве. Сергей 3 недели ловил здесь рыбу, а его жена Елена занималась ее приготовлением, сбором грибов и ягод, а в свободное время вязала. Отличный семейный отдых, я считаю!


Вечером меня любезно позвали на вкусный ужин, а утром Елена снова сытно накормила и завернула недоеденного мной копченого леща в дорогу. В путь выдвинулся поздно, около 12 часов по местному времени. Поначалу не мог понять, почему я так поздно приезжаю и просыпаюсь, а потом вспомнил про часовые пояса. Это мое первое путешествие на восток, до этого ездил на север и юг и со сменой часовых поясов на практике не сталкивался. В этот день я проехал совсем мало, потому как через 140 км после выезда обнаружил спущенное заднее колесо и вырванный сосок на камере. Не без труда справился с шиномонтажом, установив запасную камеру в заднее колесо.

После разборки обнаружил, что ободная лента разорвана, но решил, что до Челябинска я доеду и без нее, собрал колесо без защиты камеры от ниппелей спиц. Это было ошибкой, колесо снова спустило, когда до Челябинска оставалось чуть меньше 40 км. Очень не хотелось снова бороться с жестким кордом Митаса Е-09, который к тому же планировался на выброс после асфальтового прогона где-то в районе Бийска или Новосибирска. Поэтому вспомнил шутку (или нет) о том, что эта резина настолько жесткая, что даже будучи полностью без давления, она вполне может довезти до шиномонтажа и 50 километров. Решил проверить. Не может. По крайней мере на груженом турэндуро. Поначалу покрышка еще держалась, но уже после 10 км движения по обочине ее борт был приговорен. Когда я ковылял со скоростью 20 км/ч, меня догнал парень на Газели дорожной службы и предложил добросить до Челябинска. Прикинув свои перспективы на шиномонтаж и убитую запасную камеру, я принял предложение, высказав свои сомнения по поводу объема фургона и габаритов моего мотоцикла. Парень все же настоял попробовать.

Когда пытались затолкать мотик в Газель, подложенная в качестве трапа стремянка сломалась пополам, и груженый Тенере вместе с лестницей грохнулся мне на ногу. Хорошо, что был в ботах, так бы мог сломать пальцы. Водитель Газели сказал: «Ерунда, заварим!», и укатил дальше по своим делам. А я забурился между растущих вдоль трассы яблонь, и встал на ночевку. До наступления темноты «переобул» заднее колесо в новый Е-09, который вез с собой. Камеру поставил запасную переднюю, а вместо ободной ленты положил полоску из старой камеры, которую обмотал армированным скотчем. На ужин доел копченого леща (спасибо, Елена!).
Пройдено 170 км (Челябинская область).


4-й день.
Утром выдвинулся в Челябинск, где лишь на авторынке нашел в продаже камеры ¬– все магазины по выходным не работали. Купил у дядьки на рынке отечественных камер в запас, оставил ему на утилизацию старую покрышку, за что получил от него одобрение: «Смотри-ка, не бросил мусор в лесополосе у обочины, молодец». После авторынка купил крепление для камеры на шлем, которое удачно нашел на «Авито». Примерно через 100 км после Челябинска снова спустило заднее колесо. Армированный скотч от нагрева расклеился, придуманная мной ободная лента оказалась нефункциональна. Нужно было просто-напросто намотать изоленту. Запишу это себе в длинный список ошибок, которые были совершены для получения ценного опыта (или просто по дурости). Поставил вместо поврежденной 21-й камеры правильную 17-ю, купленную в Челябинске, и поехал дальше. По дороге на Омск решаю срезать через Казахстан. Правильнее было бы ехать через Ишим – на 100 км дальше, но зато без прохождения границы. Я все равно собирался ехать по югу Казахстана на обратном пути с Алтая, поэтому решил сделать «пробный заезд» в страну. Дорога сразу после погранперехода после ремонта, но с неснятым знаком ограничения скорости в 40 км/ч. Дальнобойщик на границе предупредил, что в Казахстане нет допустимого порога превышения, а гаишники часто стоят на дороге с радарами, поэтому ехал почти строго 40. Затем начался участок еще 20 км сильно разбитой грунтовки, на которой уже в темноте приходилось обгонять множество машин в облаках пыли. Так себе удовольствие. Затем до Петропавловска снова ограничение скорости в 60, и лишь после него можно было держать нормальный крейсер до границы с Россией. С наступлением ночи сильно похолодало, но останавливаться и надевать дождевик не стал, хотелось быстрее проскочить к месту ночевки. Границу проходил, стуча зубами. На ночевку свернул в первый попавшийся поворот на грунтовку, поставил палатку в густой высокой траве и сразу уснул, едва почувствовав тепло спальника.
Пройдено 700 км (Челябинская область, Курганская область, Казахстан, Омская область).

5-й день.
Проснулся рано, собрался быстро. Начинался дождь, не хотелось промокнуть во время сборов. Заправился до полного бака в Исилькуле и покатил в сторону Омска, а затем Новосибирска. Доехал без приключений. В Новосибирске немного потолкался в пробках, проехал Бердск и выбрал место на берегу пруда недалеко от села Линево, напротив Новосибирского электронного завода. Нормального места на берегу пруда в темноте не нашел, поэтому проехал к небольшой сосновой роще в 300 метрах от трассы Чуйский тракт, поставил палатку и заснул под шум грузовиков.
Пройдено 865 км (Омская область, Новосибирская область).

6-й день.
Утром помылся из канистры, позавтракал, собрал вещи и выехал в Горно-Алтайск за пропуском в приграничную зону и письмом от любимой жены до востребования. Было очень жарко для конца августа, ходил по городу медленно и плавно. Накопилась заметная усталость после асфальтового участка в 4000 км. Очень хотелось скорее окунуться в разнообразных мир горных грунтовок! Пора было поменять масло, поэтому на заправке после поселка Манжерок я купил 4 литра лукойловской полусинтетики (да не предадут меня позору свидетели священного мотюля!) и стал присматривать на карте СТО, чтобы попросить там за символическую плату емкость для отработки и оставить ее в соответствующем месте, а не сливать на землю. Мапс.ми по пути моего следования СТО не показывал (а они были в Акташе, Кош-Агаче и наверное еще где-то). Поэтому я вспомнил совет своего интеренет-знакомого Евгения о том, что мне следует заехать в «мотохаус» к Владимиру Северу и передать ему привет, когда буду проезжать Манжерок. Самого Владимира не было на месте, он эндурил где-то в горах. Меня принял его помощник, который дал мне емкость для слива масла (еще раз извиняюсь, что пролил!). Там же познакомился с эндуристом из Новосибирска по имени Артем, с которым мы приятно пообщались и обсудили мой предстоящий внедорожный маршрут. Артем и его друзья часто привозят сюда свои эндуро в прицепе и катают по красивым местам. Из Манжерока я покатил дальше по живописному Чуйскому тракту, а затем свернул на Чемальский тракт и уже в темноте доехал до Ороктойского моста. Палатку поставил рядом с мостом на высоком обрывистом берегу Катуни.
Пройдено 500 км (Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай).

7-й день.
Засыпать и просыпаться под шум Ороктойских порогов было прекрасно. Наконец-то дождался рассвета в горах. Только ради этого уже можно было сюда проехать несколько тысяч километров!


Утром умылся в бурных водах бирюзовой Катуни получил первое удовольствие от эндуро в горах, проехав через Ороктойский перевал к Чуйскому тракту. Каменистые подъемы, колеи, грязь и немного бродов. Отлично! К вечеру доехал до Кош-Агача, где заночевал в доме у Еркина, друга моего коллеги, от которого я передал хозяину дома небольшой сувенир. Еркин помог мне переобуть переднее колесо в привезенный мной внедорожный Митас МС-23 вместо уже подукатанного Мишлен Сирак и поменять переднюю звезду на зуб меньше, чтобы в горах был запас тяги. К оффроуду готов! Завтра старт на плато Укок.
Пройдено ~300 км.

8-й день.
Утром, поблагодарив Еркина за гостеприимство, выехал на платo Укок. От Кош-Агача это около 180 км вдоль границы с Монголией (само платo в месте соприкосновения границ 4 стран: России, Монголии, Казахстана и Китая). На перевале Теплый Ключ пару раз прилег. Довольно энергозатратное занятие – прыгать по камням на тяжелом груженом моте.


На Джумалинских ключах встретил парня из Беларуси по имени Саша на Suzuki DR650, который тоже собирался ехать через перевал, но не проехал, видимо, потому как на Укоке я его так и не встретил. После перевала пограничное КПП, на котором проверяют паспорт и наличие пропуска в приграничную 5-километровую зону. По дороге очень много бродов, но все вполне легко проходимы при таком невысоком уровне воды в реках, так как имеют каменистое дно без крупных булыжников... Кроме одного через реку Калгуты, где я залип в трясине на добрых полтора часа.

Становая тяга не помогла, зато валявшаяся двухметровая толстая доска оказалась весьма кстати.

Укок красивый и завораживающий своей уединенностью.


Когда доехал до погранзаставы Ахалкала, обнаружил, что потерял по дороге кроссовки, так как забыл закрыть сумки, когда доставал дождевик. Пришлось отказаться от задуманного плана заночевать на одном из озер (Укок, Кальджин-Коль или Кальджин-Коль-Бас) и вернуться к месту, где надевал дождевик. Людей здесь почти нет, поэтому шанс найти пакет с кроссовками был весьма большой. На обратном пути встретил грузовой Урал, в радиатор которого водитель доливал воду из ручья. Спросил у него, не встречал ли он мой пакет, на что он ответил, что подобрал его и оставил на скотоводческой базе в паре километров отсюда. Заехал на базу, забрал у мужиков кроссовки, поблагодарил и поехал искать место для ночевки. С погодой продолжает везти, но ночью был небольшой минус – высота 2200 м, как-никак. Ночевал возле места, где днем застрял в трясине, с красивым видом на горный массив Табын-Богдо-Ула.
Пройдено ~240 км.


9-й день.
Выезжал с мокрыми после вчерашних бродов ногами, мембранные носки были полными воды, несмотря на уверения продавца из «Сплава». Хотя, может быть, она залилась через верх. Обратно прошел быстрее и проще. Заболоченный брод прошел ходом. Утром издалека видел группу УАЗов, которые этот брод проехали вдоль реки Калгуты, а не поперек, как я. Сам я по их следам ехать не решился, потому что побоялся утопить мотоцикл, если глубина окажется очень большой. В Кош-Агаче помыл мотоцикл, пообедал в кафе и снова двинул в горы за село Бельтир, через 10 км после которого заночевал на берегу реки Чаган, с расчетом прокатиться по красивой горной дороге, которую мне посоветовал местный эндурист Михаил, встретившийся мне на пограничном КПП возле Кош-Агача. Он же отговорил меня от дальнейших планов по посещению ледника Актру, потому что брод на пути к турбазе глубокий, и на дне его крупные валуны – есть большой риск утопить в нем мотик. Таких приключений мне не хотелось, поэтому я решил последовать совету. Вечером пастух, прогонявший мимо стадо овец, звал на ночевку к себе в аил, но я решил остаться в палатке, несмотря на начинавшийся дождь и ветер.
Пройдено ~140 км.


10-й день.
Утром неспешно собрался, устранил мелкие неисправности снаряжения и покатил вверх по серпантину на плато между реками Талдура и Чаган. Дорога довела до скотоводческой стоянки, дальше поднимался просто по травянистому склону с камнями. С края платo открылся шикарный вид на долину Талдуры и горные вершины хребта.


Прямо по платo вернулся в Бельтир, откуда по очередной красивой горной дороге добрался до Красных гор (так называемого Марса).

Затем посмотрел популярное у туристов Гейзеровое озеро и заночевал в палатке рядом селом Акташ возле дороги на ретранслятор, поменяв перед сном умерший после бродов на Укоке ступичный подшипник заднего колеса.
Пройдено ~150 км.

11-12 дни.
Следующим утром поднялся к Акташскому ретранслятору и позалипал на открывшийся с высоты 2995 м красивейший вид.


По дороге к Телецкому озеру у Красных ворот встретил парней из конструкторского бюро Ирбитского мотоциклетного завода, сопровождавших к перевалу Кату-Ярык французов на новых Уралах. За несколько километров до Телецкого, в селе Балыкча, догнал Михаила из Екатеринбурга, который пробил поддон на своем Kawasaki KLE400 и потерял все масло. Залепили дыру холодной сваркой, залили купленный в местном автомагазине Лукойл и докатили вместе до южного берега озера, где заночевали, а на следующий день, освежившись в холодной воде, бодро докатили обратно в район Акташа на турбазу Мёны. Приключения продолжаются!
Пройдено 350 км.




13-й день.
С базы Мёны у села Акташ скатались на ретранслятор возле Белого Бома. Подъемчик в конце не самый простой - сыпуха, камни. По разу с Михаилом прилегли на околонулевых скоростях. Когда поднялись, пошел крупный дождь, после которого показалась красивейшая радуга над соседними горами. Были в восторге от увиденного!
Пройдено 150 км.



14-й день.
В этот день было решено ехать по тропе Иня-Тюнгур – главной цели моего эндуротура по Алтаю. Тропа далась непросто. Сначала немного ошибся в навигации и повел по совсем уж козьей тропке, ведущей вниз к самой тропе. Скалистую ступеньку, из-за которой я больше всего переживал, прошли достаточно легко, но все равно очень хорошо, что проходил ее не в одиночку – страховка в таких местах не может быть лишней.


Страшнее всего было ехать по узкой тропинке вдоль крутого склона, одно неверное движение, и ты кубарем полетишь вниз к Катуни. Сам-то, скорее всего, остановишься, а вот мотоцикл обратно будет вернуть почти невозможно.

Мотоцикл Михаила в одном месте соскочил задним колесом с тропы, после чего мы не без труда затащили его обратно. Через самый сложный брод на этом маршруте сейчас проложен деревянный мостик. Все затычные места прошли вполне неплохо, но по времени получилось все равно долго. Мне-то без разницы, а вот Михаилу нужно было торопиться домой – поехал в ночь. Я же заночевал рядом с поворотом на Мульту с расчетом, если не пойдут дожди, попробовать проехать к Мультинским озерам.
Пройдено 210 км.

15-16 дни.
Погода начинала портиться, поэтому от поездки на Мультинские озера я отказался. Доехал до каскада водопадов на реке Шинок в Алтайском крае. Вечером встретил возвращающихся оттуда пешком к своим машинам туристов. Ехать нужно по верхней дороге, на нижней огромные камни. Утром дошел до самого маленького из водопадов - "Ласкового миража".

Дальше не пошел. Переживал за оставленный у беседок мотоцикл с вещами и из-за того, что не успею доехать до границы до темноты. Вдобавок очень много клещей. Снял с себя больше десятка. На ночевку остановился на берегу очень красивого озера – Колыванского. Вечер выдался на удивление теплый для сентября. На следующее утро планировал быть уже в Казахстане и начать долгий путь домой.
Пройдено 550 км (Республика Алтай, Алтайский край)



17 день.
Планам на Казахстан не суждено было сбыться. Я должен был ехать по территории Казахстана через Алматы, Байконур, Аральское море и скалы Актолагая, а вместо этого развернулся практически от границы в районе Рубцовска и взял курс на Екатеринбург. Еще перед выездом я написал сообщение человеку, продававшему на известном сайте интересовавший меня мотоцикл Honda XR650R, и вот сейчас удосужился проверить ответ. Я предлагал ему обмен практически «ключ в ключ», и он согласился. И хотя Хонда на 10 лет старше моей Ямахи, не имеет электростартера, инжектора и вообще является, на мой взгляд, морально устаревшей техникой, мало подходящей под критерии туризма, но соотношение большой мощности и малого веса были для меня решающими в этом выборе. Проехать в этот день больше 1000 км, чтобы к следующему вечеру быть в Екатеринбурге, у меня не вышло. Участок дороги от Купино до Татарска оказался ужасным. Мокрая глина, налипавшая на колеса, отчего мотоцикл становился неуправляемым, не давала ехать порой быстрее 20 км/ч, поэтому расстояние чуть больше 100 км я проехал часа за 4, оставив при этом много сил. Из-за этого, доехав до трассы Р-254 «Иртыш», я свернул в первую попавшуюся лесополосу, поставил палатку и заснул, не раздеваясь.
Пройдено 800 км (Алтайский край, Новосибирская область).

18-19 дни.
Без проблем добрался до Екатеринбурга, в котором заночевал у родственников, и поменялся мотоциклами с Сергеем (оба до сих пор довольны, насколько я знаю).
Пройдено 1100 км (Новосибирская область, Омская область, Тюменская область, Свердловская область).

20-23 дни.
Дорога от Екатеринбурга до Белгорода (2170 км). Путь этот был не самый простой, так как мотоцикл для дальних поездок пока не приспособлен (жесткое седло, нет багажных рамок и практически нет света), но мне удалось проезжать на нем по 700-750 км в последние 2 дня путешествия. Ветровик был прилеплен на скотч от Тенере, что неплохо меня спасло от сдувания встречным ветром).

Вдобавок я 4 раза перебортировал заднее колесо. Крутой внедорожный Данлоп пал смертью храбрых в асфальтовой битве, пытаясь утащить с собой в могилу запас моих камер). В итоге он был заменен на ижевскую Петрошину в башкирском поселке Месяутово (повезло – в наличии как раз оставалась одна покрышка и одна камера).

Теперь мне предстоит доработка мотоцикла для эндуротуризма, но в итоге я должен буду получить, что и хотел. Да, только кикстартер! Да, замена масла по руководству раз в 1000 км! Да, тоже вибрирует! Но это мощный, легкий, суровый и бескомпромиссный эндуро с возможностью путешествовать далеко. Расход XT660Z – 4,7 л/100 км, XR650R – 5,7 л/100 км.
Итог: пройдено примерно 10500 км. В пути был 23 дня. Ночевок в палатке – 20. Ночевок в гостях – 2. Ночевок в гостиницах/хостелах – 0. Потрачено около 45000 рублей (23000 на бензин). И сменен мотоцикл. Авантюра? Возможно!
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Всем удачи!!!

трейлер к фильму
Link to comment
– Коней на переправе не меняют.
– А мотоцикл во время путешествия?
– Это можно.

1-й день.
Выехал из Москвы в 5 утра 22 июля, но из-за частых ремонтов трассы М-5 и множества фур к месту ночевки на берегу Волги в Самарской области (пещера Степана Разина) доехал уже по темноте, поставив палатку в траве рядом с прибрежными зарослями камыша. Само место выбрал интуитивно во время остановки на последней заправке, просто ткнув на обозначенную точку в картах Maps.me и свернув с трассы в сторону села Малая Рязань, и не прогадал.
Пройдена 1000 км (Московская область, Рязанская область, Пензенская область, Самарская область).

2-й день.
Проснулся я не очень рано – солнце не сразу нагрело палатку, потому что поставил я ее в тени дерева. Утром познакомился с местным рыбаком по имени Александр, который жил здесь уже несколько недель. Своей компанией они собираются рыбачить в этом месте с 1975 года, как он мне рассказал. Александр показал мне саму пещеру, которую рыбаки используют как холодильник для рыбы, угостил вкусным кофе и свежими овощами к завтраку.

В Жигулевске и Тольятти просочился через пробки и покатил дальше по М-5 в сторону Челябинска. Во время заправки после Уфы уронил мотик – неудачно поставил на боковую подножку под уклон. От удара сломалось крепление экшн-камеры на шлеме, который висел на зеркале. На ночевки хотелось останавливаться в красивых местах, поэтому я присмотрел себе точку на карте на берегу озера Тургояк недалеко от Миасса, однако повстречавшийся мне на АЗС челябинский мотопутешественник, который возвращался на своей Априлии Капонорд из Крыма, посоветовал мне другое известное озеро – Зюраткyль. Я последовал его совету и уже затемно добрался до шлагбаума, у которого берут оплату за въезд к озеру (100 рублей). Билет лучше сохранить на время посещения, технику рядом с берегом ставить нежелательно – утром ко мне подошли охотоведы и пригрозили штрафом, но после моих объяснений, что въехал я уже в потемках во время начинавшегося дождя, мол, времени на поиски другого места не было, а я уже собираюсь в дальнейший путь, они ушли с миром, проверив лишь наличие у меня билета.
Пройдено 800 км (Самарская область, Оренбургская область, Татарстан, Башкирия, Челябинская область).
3-й день.
На ночевку на берегу Зюраткуля я встал рядом с палатками семейной пары из Магнитогорска, приехавшей сюда на отдых на Ниве. Сергей 3 недели ловил здесь рыбу, а его жена Елена занималась ее приготовлением, сбором грибов и ягод, а в свободное время вязала. Отличный семейный отдых, я считаю!


Вечером меня любезно позвали на вкусный ужин, а утром Елена снова сытно накормила и завернула недоеденного мной копченого леща в дорогу. В путь выдвинулся поздно, около 12 часов по местному времени. Поначалу не мог понять, почему я так поздно приезжаю и просыпаюсь, а потом вспомнил про часовые пояса. Это мое первое путешествие на восток, до этого ездил на север и юг и со сменой часовых поясов на практике не сталкивался. В этот день я проехал совсем мало, потому как через 140 км после выезда обнаружил спущенное заднее колесо и вырванный сосок на камере. Не без труда справился с шиномонтажом, установив запасную камеру в заднее колесо.

После разборки обнаружил, что ободная лента разорвана, но решил, что до Челябинска я доеду и без нее, собрал колесо без защиты камеры от ниппелей спиц. Это было ошибкой, колесо снова спустило, когда до Челябинска оставалось чуть меньше 40 км. Очень не хотелось снова бороться с жестким кордом Митаса Е-09, который к тому же планировался на выброс после асфальтового прогона где-то в районе Бийска или Новосибирска. Поэтому вспомнил шутку (или нет) о том, что эта резина настолько жесткая, что даже будучи полностью без давления, она вполне может довезти до шиномонтажа и 50 километров. Решил проверить. Не может. По крайней мере на груженом турэндуро. Поначалу покрышка еще держалась, но уже после 10 км движения по обочине ее борт был приговорен. Когда я ковылял со скоростью 20 км/ч, меня догнал парень на Газели дорожной службы и предложил добросить до Челябинска. Прикинув свои перспективы на шиномонтаж и убитую запасную камеру, я принял предложение, высказав свои сомнения по поводу объема фургона и габаритов моего мотоцикла. Парень все же настоял попробовать.

Когда пытались затолкать мотик в Газель, подложенная в качестве трапа стремянка сломалась пополам, и груженый Тенере вместе с лестницей грохнулся мне на ногу. Хорошо, что был в ботах, так бы мог сломать пальцы. Водитель Газели сказал: «Ерунда, заварим!», и укатил дальше по своим делам. А я забурился между растущих вдоль трассы яблонь, и встал на ночевку. До наступления темноты «переобул» заднее колесо в новый Е-09, который вез с собой. Камеру поставил запасную переднюю, а вместо ободной ленты положил полоску из старой камеры, которую обмотал армированным скотчем. На ужин доел копченого леща (спасибо, Елена!).
Пройдено 170 км (Челябинская область).


4-й день.
Утром выдвинулся в Челябинск, где лишь на авторынке нашел в продаже камеры ¬– все магазины по выходным не работали. Купил у дядьки на рынке отечественных камер в запас, оставил ему на утилизацию старую покрышку, за что получил от него одобрение: «Смотри-ка, не бросил мусор в лесополосе у обочины, молодец». После авторынка купил крепление для камеры на шлем, которое удачно нашел на «Авито». Примерно через 100 км после Челябинска снова спустило заднее колесо. Армированный скотч от нагрева расклеился, придуманная мной ободная лента оказалась нефункциональна. Нужно было просто-напросто намотать изоленту. Запишу это себе в длинный список ошибок, которые были совершены для получения ценного опыта (или просто по дурости). Поставил вместо поврежденной 21-й камеры правильную 17-ю, купленную в Челябинске, и поехал дальше. По дороге на Омск решаю срезать через Казахстан. Правильнее было бы ехать через Ишим – на 100 км дальше, но зато без прохождения границы. Я все равно собирался ехать по югу Казахстана на обратном пути с Алтая, поэтому решил сделать «пробный заезд» в страну. Дорога сразу после погранперехода после ремонта, но с неснятым знаком ограничения скорости в 40 км/ч. Дальнобойщик на границе предупредил, что в Казахстане нет допустимого порога превышения, а гаишники часто стоят на дороге с радарами, поэтому ехал почти строго 40. Затем начался участок еще 20 км сильно разбитой грунтовки, на которой уже в темноте приходилось обгонять множество машин в облаках пыли. Так себе удовольствие. Затем до Петропавловска снова ограничение скорости в 60, и лишь после него можно было держать нормальный крейсер до границы с Россией. С наступлением ночи сильно похолодало, но останавливаться и надевать дождевик не стал, хотелось быстрее проскочить к месту ночевки. Границу проходил, стуча зубами. На ночевку свернул в первый попавшийся поворот на грунтовку, поставил палатку в густой высокой траве и сразу уснул, едва почувствовав тепло спальника.
Пройдено 700 км (Челябинская область, Курганская область, Казахстан, Омская область).

5-й день.
Проснулся рано, собрался быстро. Начинался дождь, не хотелось промокнуть во время сборов. Заправился до полного бака в Исилькуле и покатил в сторону Омска, а затем Новосибирска. Доехал без приключений. В Новосибирске немного потолкался в пробках, проехал Бердск и выбрал место на берегу пруда недалеко от села Линево, напротив Новосибирского электронного завода. Нормального места на берегу пруда в темноте не нашел, поэтому проехал к небольшой сосновой роще в 300 метрах от трассы Чуйский тракт, поставил палатку и заснул под шум грузовиков.
Пройдено 865 км (Омская область, Новосибирская область).

6-й день.
Утром помылся из канистры, позавтракал, собрал вещи и выехал в Горно-Алтайск за пропуском в приграничную зону и письмом от любимой жены до востребования. Было очень жарко для конца августа, ходил по городу медленно и плавно. Накопилась заметная усталость после асфальтового участка в 4000 км. Очень хотелось скорее окунуться в разнообразных мир горных грунтовок! Пора было поменять масло, поэтому на заправке после поселка Манжерок я купил 4 литра лукойловской полусинтетики (да не предадут меня позору свидетели священного мотюля!) и стал присматривать на карте СТО, чтобы попросить там за символическую плату емкость для отработки и оставить ее в соответствующем месте, а не сливать на землю. Мапс.ми по пути моего следования СТО не показывал (а они были в Акташе, Кош-Агаче и наверное еще где-то). Поэтому я вспомнил совет своего интеренет-знакомого Евгения о том, что мне следует заехать в «мотохаус» к Владимиру Северу и передать ему привет, когда буду проезжать Манжерок. Самого Владимира не было на месте, он эндурил где-то в горах. Меня принял его помощник, который дал мне емкость для слива масла (еще раз извиняюсь, что пролил!). Там же познакомился с эндуристом из Новосибирска по имени Артем, с которым мы приятно пообщались и обсудили мой предстоящий внедорожный маршрут. Артем и его друзья часто привозят сюда свои эндуро в прицепе и катают по красивым местам. Из Манжерока я покатил дальше по живописному Чуйскому тракту, а затем свернул на Чемальский тракт и уже в темноте доехал до Ороктойского моста. Палатку поставил рядом с мостом на высоком обрывистом берегу Катуни.
Пройдено 500 км (Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай).

7-й день.
Засыпать и просыпаться под шум Ороктойских порогов было прекрасно. Наконец-то дождался рассвета в горах. Только ради этого уже можно было сюда проехать несколько тысяч километров!


Утром умылся в бурных водах бирюзовой Катуни получил первое удовольствие от эндуро в горах, проехав через Ороктойский перевал к Чуйскому тракту. Каменистые подъемы, колеи, грязь и немного бродов. Отлично! К вечеру доехал до Кош-Агача, где заночевал в доме у Еркина, друга моего коллеги, от которого я передал хозяину дома небольшой сувенир. Еркин помог мне переобуть переднее колесо в привезенный мной внедорожный Митас МС-23 вместо уже подукатанного Мишлен Сирак и поменять переднюю звезду на зуб меньше, чтобы в горах был запас тяги. К оффроуду готов! Завтра старт на плато Укок.
Пройдено ~300 км.

8-й день.
Утром, поблагодарив Еркина за гостеприимство, выехал на платo Укок. От Кош-Агача это около 180 км вдоль границы с Монголией (само платo в месте соприкосновения границ 4 стран: России, Монголии, Казахстана и Китая). На перевале Теплый Ключ пару раз прилег. Довольно энергозатратное занятие – прыгать по камням на тяжелом груженом моте.


На Джумалинских ключах встретил парня из Беларуси по имени Саша на Suzuki DR650, который тоже собирался ехать через перевал, но не проехал, видимо, потому как на Укоке я его так и не встретил. После перевала пограничное КПП, на котором проверяют паспорт и наличие пропуска в приграничную 5-километровую зону. По дороге очень много бродов, но все вполне легко проходимы при таком невысоком уровне воды в реках, так как имеют каменистое дно без крупных булыжников... Кроме одного через реку Калгуты, где я залип в трясине на добрых полтора часа.

Становая тяга не помогла, зато валявшаяся двухметровая толстая доска оказалась весьма кстати.

Укок красивый и завораживающий своей уединенностью.


Когда доехал до погранзаставы Ахалкала, обнаружил, что потерял по дороге кроссовки, так как забыл закрыть сумки, когда доставал дождевик. Пришлось отказаться от задуманного плана заночевать на одном из озер (Укок, Кальджин-Коль или Кальджин-Коль-Бас) и вернуться к месту, где надевал дождевик. Людей здесь почти нет, поэтому шанс найти пакет с кроссовками был весьма большой. На обратном пути встретил грузовой Урал, в радиатор которого водитель доливал воду из ручья. Спросил у него, не встречал ли он мой пакет, на что он ответил, что подобрал его и оставил на скотоводческой базе в паре километров отсюда. Заехал на базу, забрал у мужиков кроссовки, поблагодарил и поехал искать место для ночевки. С погодой продолжает везти, но ночью был небольшой минус – высота 2200 м, как-никак. Ночевал возле места, где днем застрял в трясине, с красивым видом на горный массив Табын-Богдо-Ула.
Пройдено ~240 км.


9-й день.
Выезжал с мокрыми после вчерашних бродов ногами, мембранные носки были полными воды, несмотря на уверения продавца из «Сплава». Хотя, может быть, она залилась через верх. Обратно прошел быстрее и проще. Заболоченный брод прошел ходом. Утром издалека видел группу УАЗов, которые этот брод проехали вдоль реки Калгуты, а не поперек, как я. Сам я по их следам ехать не решился, потому что побоялся утопить мотоцикл, если глубина окажется очень большой. В Кош-Агаче помыл мотоцикл, пообедал в кафе и снова двинул в горы за село Бельтир, через 10 км после которого заночевал на берегу реки Чаган, с расчетом прокатиться по красивой горной дороге, которую мне посоветовал местный эндурист Михаил, встретившийся мне на пограничном КПП возле Кош-Агача. Он же отговорил меня от дальнейших планов по посещению ледника Актру, потому что брод на пути к турбазе глубокий, и на дне его крупные валуны – есть большой риск утопить в нем мотик. Таких приключений мне не хотелось, поэтому я решил последовать совету. Вечером пастух, прогонявший мимо стадо овец, звал на ночевку к себе в аил, но я решил остаться в палатке, несмотря на начинавшийся дождь и ветер.
Пройдено ~140 км.


10-й день.
Утром неспешно собрался, устранил мелкие неисправности снаряжения и покатил вверх по серпантину на плато между реками Талдура и Чаган. Дорога довела до скотоводческой стоянки, дальше поднимался просто по травянистому склону с камнями. С края платo открылся шикарный вид на долину Талдуры и горные вершины хребта.


Прямо по платo вернулся в Бельтир, откуда по очередной красивой горной дороге добрался до Красных гор (так называемого Марса).

Затем посмотрел популярное у туристов Гейзеровое озеро и заночевал в палатке рядом селом Акташ возле дороги на ретранслятор, поменяв перед сном умерший после бродов на Укоке ступичный подшипник заднего колеса.
Пройдено ~150 км.

11-12 дни.
Следующим утром поднялся к Акташскому ретранслятору и позалипал на открывшийся с высоты 2995 м красивейший вид.


По дороге к Телецкому озеру у Красных ворот встретил парней из конструкторского бюро Ирбитского мотоциклетного завода, сопровождавших к перевалу Кату-Ярык французов на новых Уралах. За несколько километров до Телецкого, в селе Балыкча, догнал Михаила из Екатеринбурга, который пробил поддон на своем Kawasaki KLE400 и потерял все масло. Залепили дыру холодной сваркой, залили купленный в местном автомагазине Лукойл и докатили вместе до южного берега озера, где заночевали, а на следующий день, освежившись в холодной воде, бодро докатили обратно в район Акташа на турбазу Мёны. Приключения продолжаются!
Пройдено 350 км.




13-й день.
С базы Мёны у села Акташ скатались на ретранслятор возле Белого Бома. Подъемчик в конце не самый простой - сыпуха, камни. По разу с Михаилом прилегли на околонулевых скоростях. Когда поднялись, пошел крупный дождь, после которого показалась красивейшая радуга над соседними горами. Были в восторге от увиденного!
Пройдено 150 км.



14-й день.
В этот день было решено ехать по тропе Иня-Тюнгур – главной цели моего эндуротура по Алтаю. Тропа далась непросто. Сначала немного ошибся в навигации и повел по совсем уж козьей тропке, ведущей вниз к самой тропе. Скалистую ступеньку, из-за которой я больше всего переживал, прошли достаточно легко, но все равно очень хорошо, что проходил ее не в одиночку – страховка в таких местах не может быть лишней.


Страшнее всего было ехать по узкой тропинке вдоль крутого склона, одно неверное движение, и ты кубарем полетишь вниз к Катуни. Сам-то, скорее всего, остановишься, а вот мотоцикл обратно будет вернуть почти невозможно.

Мотоцикл Михаила в одном месте соскочил задним колесом с тропы, после чего мы не без труда затащили его обратно. Через самый сложный брод на этом маршруте сейчас проложен деревянный мостик. Все затычные места прошли вполне неплохо, но по времени получилось все равно долго. Мне-то без разницы, а вот Михаилу нужно было торопиться домой – поехал в ночь. Я же заночевал рядом с поворотом на Мульту с расчетом, если не пойдут дожди, попробовать проехать к Мультинским озерам.
Пройдено 210 км.

15-16 дни.
Погода начинала портиться, поэтому от поездки на Мультинские озера я отказался. Доехал до каскада водопадов на реке Шинок в Алтайском крае. Вечером встретил возвращающихся оттуда пешком к своим машинам туристов. Ехать нужно по верхней дороге, на нижней огромные камни. Утром дошел до самого маленького из водопадов - "Ласкового миража".

Дальше не пошел. Переживал за оставленный у беседок мотоцикл с вещами и из-за того, что не успею доехать до границы до темноты. Вдобавок очень много клещей. Снял с себя больше десятка. На ночевку остановился на берегу очень красивого озера – Колыванского. Вечер выдался на удивление теплый для сентября. На следующее утро планировал быть уже в Казахстане и начать долгий путь домой.
Пройдено 550 км (Республика Алтай, Алтайский край)



17 день.
Планам на Казахстан не суждено было сбыться. Я должен был ехать по территории Казахстана через Алматы, Байконур, Аральское море и скалы Актолагая, а вместо этого развернулся практически от границы в районе Рубцовска и взял курс на Екатеринбург. Еще перед выездом я написал сообщение человеку, продававшему на известном сайте интересовавший меня мотоцикл Honda XR650R, и вот сейчас удосужился проверить ответ. Я предлагал ему обмен практически «ключ в ключ», и он согласился. И хотя Хонда на 10 лет старше моей Ямахи, не имеет электростартера, инжектора и вообще является, на мой взгляд, морально устаревшей техникой, мало подходящей под критерии туризма, но соотношение большой мощности и малого веса были для меня решающими в этом выборе. Проехать в этот день больше 1000 км, чтобы к следующему вечеру быть в Екатеринбурге, у меня не вышло. Участок дороги от Купино до Татарска оказался ужасным. Мокрая глина, налипавшая на колеса, отчего мотоцикл становился неуправляемым, не давала ехать порой быстрее 20 км/ч, поэтому расстояние чуть больше 100 км я проехал часа за 4, оставив при этом много сил. Из-за этого, доехав до трассы Р-254 «Иртыш», я свернул в первую попавшуюся лесополосу, поставил палатку и заснул, не раздеваясь.
Пройдено 800 км (Алтайский край, Новосибирская область).

18-19 дни.
Без проблем добрался до Екатеринбурга, в котором заночевал у родственников, и поменялся мотоциклами с Сергеем (оба до сих пор довольны, насколько я знаю).
Пройдено 1100 км (Новосибирская область, Омская область, Тюменская область, Свердловская область).

20-23 дни.
Дорога от Екатеринбурга до Белгорода (2170 км). Путь этот был не самый простой, так как мотоцикл для дальних поездок пока не приспособлен (жесткое седло, нет багажных рамок и практически нет света), но мне удалось проезжать на нем по 700-750 км в последние 2 дня путешествия. Ветровик был прилеплен на скотч от Тенере, что неплохо меня спасло от сдувания встречным ветром).

Вдобавок я 4 раза перебортировал заднее колесо. Крутой внедорожный Данлоп пал смертью храбрых в асфальтовой битве, пытаясь утащить с собой в могилу запас моих камер). В итоге он был заменен на ижевскую Петрошину в башкирском поселке Месяутово (повезло – в наличии как раз оставалась одна покрышка и одна камера).

Теперь мне предстоит доработка мотоцикла для эндуротуризма, но в итоге я должен буду получить, что и хотел. Да, только кикстартер! Да, замена масла по руководству раз в 1000 км! Да, тоже вибрирует! Но это мощный, легкий, суровый и бескомпромиссный эндуро с возможностью путешествовать далеко. Расход XT660Z – 4,7 л/100 км, XR650R – 5,7 л/100 км.
Итог: пройдено примерно 10500 км. В пути был 23 дня. Ночевок в палатке – 20. Ночевок в гостях – 2. Ночевок в гостиницах/хостелах – 0. Потрачено около 45000 рублей (23000 на бензин). И сменен мотоцикл. Авантюра? Возможно!
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Всем удачи!!!

трейлер к фильму
Link to comment
Цитата Urok ()
Замечательное путешествие! Сам два года подряд катался практически по тем же местам, благо, что мне совсем недалеко до этой красоты...

Спасибо! Здорово, когда недалеко)
Цитата vedun ()
Хорошо прокатился... ну а о обмене мотами---это мысль!
Время покажет, правильная ли это была мысль или нет)))
Link to comment
  • 2 weeks later...
  • 7 months later...

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...
Вверх