Для авторизации в аккаунт, вам необходимо восстановить пароль с помощью почты, которая была привязана к аккаунту на старом форуме. ПРОВЕРЯЙТЕ ПАПКУ СПАМ!
Если в течении 10 дней аккаунт будет не подтвержден - он удаляется.

Jump to content

Заполярье. Мотобухта 2012


motoshaman

Recommended Posts

В поддержку одного небезразличного лично для меня упыря, который уже какой год не дает людям спокойно жить своими темами типа:
http://www.moto-travels.ru/forum/23-4276-1
в поддержку оного мероприятия выложу свой отчет и здесь, как это было моими глазами в 2012 году
места где я ездил проходимы на любой технике, так что привязка к эндуро приветствуется, но не обязательна.

Мотобухта 2012.

Пока зима не уступает свои позиции весне, пока кругом замело, а Макс Падучий созрел делать «Мотобухту» и в этом году, постараюсь набросать отчет о поездке туда в 2012 году, а то чувствую, не напишу. Для тех, кто не в теме – «Мотобухта» самый северный слет мотопутешественников (ну так заявляют организаторы, я не проверял).
Может кому-то из собравшихся на север будет хоть что-то полезно в моем отчете, я буду рад.
Постараюсь меньше лирики (ну как получится) и больше координат с разными местами по пути,
фоток наверно будет много, не получается их как-то урезать, поэтому заранее прошу прощения.
Можно сразу перейти к P.S. там я постараюсь выложить координаты всего, что можно было посмотреть по пути, куда заехать. Я не заехал наверно в половину, что было можно, а ведь там далеко не полный список интересного. Каждый сам себе его может дополнить по желанию.
Ну и если что не так, то извиняйте.
Поехали. Вернее сначала полетели. Полетели с Камчатки в Москву, где у моего друга хранятся мотоциклы. Вот это пятно вверху фото, так я подлетал к Шереметьево, пересекая Дмитровку.



Погода была хорошая, никто никуда не спешил. Дима дал покататься всем желающим на своем новом увлечении.



Африка готовилась к первому в этом году выезду. Из того что помню, заменили подшипники в рулевке, им уже 100 тысяч пробега было, поставили новые пружины в вилку, смена масла и фильтров, поставил спереди свой любимый Pirelli Scorpion MT 90 A/T , на зад поставил старую Dunlop Trailmax Radial D607 с пробегом 10.000 км пускай трется дальше, с собой взял Metzeler Enduro Sahara-3, решил ее поставить поближе к плохой дороге, чтобы не тереть по асфальту.
Спасибо Славе и Максу за то что откликнулись на приглашение и помогли мне с обслуживанием.
Макс подарил мне очень хорошее дополнительное стеклышко на ветровик личного производства, которое очень сильно изменило в лучшую сторону поток ветра в пути, когда мои попутчики стирали мух с визиров шлемов, я просто наблюдал за ними и вспоминал добрым словом Макса.
Работа шла неспешно, времени было в достатке, а спешить домой было не надо, у Димы хватало места для ночевки и большей компании.





Прилетел я в самом начале июля, и это было время, когда можно было привезти свежие, а не мороженые гостинцы. Рыба была тщательно выпотрошена, пересыпана сухим льдом, для успокоения души переложена крапивой, герметично упакована и благополучно добралась до столицы, где из нее была сварена настоящая камчатская уха… ну почти… полностью камчатская уха готовится на камчатке, прилетайте, угощу, а пока что вот:







На следующий день приехали парни, с которыми списывались и созванивались, с которыми договорились ехать на север, Юра с Кривого Рога на КТМ и Дима с Воронежа на Африке. Ужинаем, ночуем, завтракаем, все как у всех, и неспешно выдвигаемся в северном направлении. Гостеприимный хозяин проводил нас и пожелал счастливого пути!!!





Я уже ездил большинством из тех дорог, по которым нам предстояло проехать, и ехать еще раз там же где бывал, было не очень интересно, мне хотелось проехать участок Рыбинск – Липий Бор, там меня еще не было. Ну а что бы моим спутникам было интересно, останавливались кое-где. Путь проходил через Спас-Угол, где родился Сатыков-Щедрин, естественно в музей не заехали, но фото возле его бюста сделали.





Заехали в Калязин, непременное фото на фоне колокольни стоящей прямо в Волге.







Затем Углич. Это город в который надо ехать специально, я там был, а парням, стоя под запрещающими знаками, рассказал немного из того что помнил, посоветовал приехать сюда специально, потому что если мы пойдем смотреть, то в этот день уже никуда не уедем.



Рыбинск тоже прошли транзитом, остановились только на другом берегу Волги и из фото есть только это.


Город с интересным названием. Почему-то сразу вспомнился одноименный сыр, но мы его так и не увидели, да вобщем и не искали.



Череповец прошли по какой-то окраине, скорее всего объездная дорога. Город оставил впечатления большого хорошо развитого промышленного центра.







В Кириллов не заезжали, до Белозерска прошли другой дорогой. В Белозерске тоже никуда не стали заезжать, не могу объяснить почему, толь из-за того что там во всю шли ремонтные работы на дорогах и мы немного попетляли, толи просто не захотели…
Добрались до Белозерского обводного канала, это было первое сооружение, построенное в рамках Мариинской системы в обвод Белого озера, который был построен еще 1846 году всего за три года, в основном силами заключённых. Об этом любезно рассказал смотритель разводного моста. Сказал, что много костей строителей осталось на этом канале. Суденышки тогда были небольшими, а белое озеро не маленькое, и в шторм все суда ходили через этот канал, да и сейчас говорит много ходит яхт и всякой мелочи.











Буквально через несколько километров мы оказались на берегу Волго-Балтийского канала. Тут уже куда все пошире, мостом не отделаешься, на другой берег только паромом. Насколько я помню паром бесплатный, ходит по расписанию. Вне расписания уже платный, если договоритесь.









Если не ошибаюсь, то уже и до Белозерска встречались участки без асфальта, а после Белозерского канала он пропал и появился только после Липиного бора. Но грунтовка хорошего качества, правда, встретился местный гонщик, который шел по встречке и в повороте еле успели разъехаться, я уже не видел что там было, я уехал за поворот и даже в зеркала этого видеть не мог, а вот ехавшие мои друзья потом рассказали как эта мс дороги и как они помогали ей выехать, выехать получилось только с помощью УАЗика. Но об этом я узнал уже вечером за рюмкой чая…









За Липиным Бором мы выехали на вот такой асфальт. Начался дождик, не сильный, я даже не одевал дождевик, но неприятный, начали думать о ночлеге.







Подъехали к поселку с названием Депо. Дождик усиливался. Судя по всему окружающему поселок, полностью живет за счет лесозаготовки.







В поселке, я спросил, у попавшегося на улице пацана есть ли тут ночлег, мне ответили, да, и примерно объяснили куда ехать. Это оказалась общежитие ЗАО «Белый ручей, и жили там водители, работающих на самосвалах, я не знаю, что они там возят, главное мы в тепле, сходили в магазин за провизией, развесили все, что намокло сушиться и начали пробовать спать. Это была первая ночь после Москвы, но ее самой ночи как таковой уже не было, мы едем на север и уже въехали в зону белых ночей. Еще не таких белых, как они будут уже завтра, но все, же белые. На двух предпоследних фото - это уже ночь, темнее уже не будет. Следующую темную ночь я увижу только через 10 дней. Нам выделили отдельную комнату. Удобства общие для всех, умывальник тоже, но все чистенько. Есть даже кухня с посудой. Цена, если не ошибаюсь 200 или 300 рублей с человека. Координаты N=60.54.51.5 Е=36.49.44.6 На крайнем фото так она выглядит, мимо не проедете, главное свернуть с основной дороги в нужном месте.













Так прошли подготовка, встреча и первый день пути.
Link to comment
Мотобухта 2012. Часть-2

Утро не сильно отличалось от ночи, хотя дождь закончился, и было посветлее.
Выдвигаемся в Вытегру. Первое место куда заехали, это музей «Подводная лодка Б-440» (N=060 59.920, E=036 25.874). Нашли как к ней подъехать поближе чтобы не оставлять мотоциклы на людном причале. И пошли на экскурсию.














































В Вытегре решили заправиться. Заправка оказалась на другом берегу Волго-Балтийского канала. Поэтому мы дважды проехали через канал и немного посмотрели на шлюз Мариинской системы (N=061 00.366, E=036 25.379)





Въехали в Карелию







От Вытегры до Пудожа попадается много участков без асфальта, ничего здесь не изменилось с 2008 года, когда я здесь был.
Повенец. Здесь начинается знаменитый Беломорканал. Разводной мост примерно такой же конструкции, как и на Белозерском канале, отводится в сторону, повезло даже посмотреть как он работает. Но тут не просто смотритель старичок, а охрана в форме и с автоматом, подошли, попросили не снимать, так я их конечно и послушал.











Здесь же рядом церковь Николая Чудотворца (N=062 50.972, E=034 50.323) Постройка 2003г, деревянная на железобетонном основании.
Поскольку я Николай, то я нашел свое место для чудотворения.



В Медвежьегорске мы встретились с группой украинских хлопцев, поехали заправиться и случайно встретились с Андреем с Уфы, который этот раз путешествовал на автомобиле.



Андрей решил ехать сразу на север, а мы поехали искать финский укрепленный узел «замок Кархумяки». Здесь был огромный укрепрайон, Фины его построили с 1941 по 1944 годы, но он так и не пригодился в войне. Мы же, даже имея координаты, только с помощью местных жителей смогли найти одно из укреплений. (N=062 54.085, E=034 25.998).



















Дальше была красивая дорога среди карельской природы до Кеми





Спасибо тебе Макс за твой подарок, теперь я могу больше времени ехать с поднятым стеклом, не дует совершенно!!!



















Спасибо большое всем кемским мотоциклистам за прием и размещение. Кемь всегда славилась у путешественников на север гостеприимством. Когда мы приехали на место парковки мотоциклов, то в гаражах Эдика и Юры, уже было сложно втиснутся. Тут народ зависал уже не первый день. Были уже и знакомые лица с юга, которых я не видел с весны, но мы знали, что едем и ехали параллельно во времени и пространстве. Как же много людей едет на Мотобухту!!!





Оставив мотоциклы отдыхать, мы пошли питаться в интересное заведение. Я впервые побывал в круглосуточной столовой. Кормят отлично и недорого, а особенно под украинскую самогонку, да после дня в пути, все было съедено с большим аппетитом.





Затем нас разместили на ночлег. Так подобралась компания для завтрашней поездки на Соловки.
Это завтра, а пока конец второго дня пути.
Link to comment
Часть-3 Соловки.

Этот день никто никуда не едет, ну, по крайней мере, на мотоциклах. Проснулись раненько, нам еще с Кеми надо доехать до Рабочеостровска, откуда ходит теплоход на Соловки. Спасибо большое парням, батя кого-то из них приехал за нами и на своем фургоне отвез всех желающих прямо к причалу. Возле причала как раз расположено то место где снимался фильм «Остров», кое какие декорации как природные так и рукотворные хорошо видны, но уже не все, в 2007 году все было еще более сохранно.





Там покупаем билет, один на всех и идем ждать погрузку. Цена билета не совсем гуманная. 1600 рублей в две стороны, но деваться некуда. Вот наш билет, вот наш «Вася Косяков».









Началась посадка. Очень много финнов. И вообще, почти все туристы, мне показалось, что местных там и не было, либо они просто потерялись в общей толпе. Внутренний салон сразу забился людьми. Мы посидели немного там, а потом еще до отхода теплохода пошли на верхнюю палубу, любоваться красотами и дышать воздухом белого моря. Погода была хорошая, по крайней мере, дождя не было, и было не очень уж и холодно.















Так в разговорах и прошло время пути, что-то около двух часов с небольшим.









Вот уже и показался Соловецкий монастырь. «Василий Косяков» швартуется на» Тамарином причале», тут уже приезжих ожидают соловецкие «риелторы» , и предлагают жилье на любой вкус. Мы не собираемся здесь ночевать, наша цель посмотреть сколько сможем и последним рейсом вернуться на материк. Поэтому сразу идем в лапы местных продавцов экскурсий.
Это наша банда на причале.



А вот УАЗик который мы сняли, нас было ровно столько сколько посадочных мест. Водитель, он же экскурсовод не всчет. Цену с человека не помню, помоему 800 рублей с человека, но мы сторговали групповую скидку в размере одного человека. Экскурсовод был молодой общительный парень, часто он говорил заученными словами, но наша неформальная группа его располагала к себе и экскурсия была какая-то как бы неформальная, с общением, вопросами и ответами. Сначала посетили ботанический сад. Да, это север, все тут вроде суровое, но не такое как пишут в книжках. Тут тоже живут люди, и как мне показалось вся эта Соловецкая аура создана искуственно. Тут же и древний монастырь, и советский соловецкий лагерь. Вобщем если тут не сидеть в лагере, то не так оно все и мрачно. В каком-то месте этого северного острова монахи даже выращивали арбузы.





















Дача архимадрида соловецкого, впоследствии дача начальника соловецкого лагеря, преемственность. Здесь попили чаю на каких-то травках.











На Соловках есть дороги, и даже верстовые столбы.



Баня. Бани у монахов стояли перед каждым местом, где они молились, тоесть к очищению души через очищение тела.



Поднялись на свято-вознесенский скит на Секирной горе. Здесь наш гид много рассказывал о заключенных лагеря, тут было что-то типа штрафного изолятора. Показал 500рублевые купюры, оказывается старые и новые отличатся. На старых кто-то неподумавши разместил картинку Соловецкого монастыря без крестов, тоесть именно в эпоху когда это был лагерь. А на новых исправились…







На Горе стоит церковь-маяк. Наверно у каждого экскурсовода в любом месте есть в заначке своя фишка, типа вот такое есть только у нас и еще где-то, и больше нигде. Так и здесь было сказано что церковь-маяк существует только на Соловках и где-то во Франции. Наверно он не был в Крыму, пришлось ему рассказать, что как минимум тогда их три и одна из них стоит в п.г.т. Малореченское.





С Сикирной горы спустились по довольно крутой и длинной лестнице. Наш гид нас уже ждал в условленном месте. Едем дальше.











Андрей оставив свой джип в Рабочеостровске катался по Соловкам на своем велосипеде.



Дальше была экскурсия по каким-то скитам, по местам где когда-то была школа юнг, по озерам, они тут все объеденены в единую систему и каналы устроены так что вода идет к монастырю и приводит в действие монастырскую мельницу, а затем выливается в док. Все это было много лет назад, но вода так и идет к монастырю.









Экскурсия заняла наверно около трех часов. Спасибо гиду, потраченных денег, лично мне, не жалко. Нас привезли к монастырю и дальше мы уже бродили, кто, где хотел.







Вот он док, и вот она впадающая вода с мельницы.









Монастырь.

































Хотелось бы без комментариев, но все как-то прет, что это бизнес-проект, а на картинках везде Кириллл всеяруси и его друг Путин… Вход в какие-то дешевые экспозиции. Вроде и не дорого, но не понятно, что там смотреть, все очень похоже на развод лохов приехавших посмотреть диковинку. Самое интересное, что даже потом встечаясь с людьми побывавшие там же в другое время было такое же чувство, тоесть все не получили то что ожидали и немного разочаровались. Но это не значит что туда не надо ехать, все надо увидеть самому и понять все происходящее, кто за чем едет… а может там надо просто пожить немного…

Собрались мы все перед монастырем уже перед тем как идти на причал, устроили маленький пикничек, перекусили чем бог послал, а вернее что привезли с собой, потому что нас предупредили что цены на острове несколько негуманные.



Сновва «Тамарин причал» снова «Василий Косяков», снова чайки всю дорогу. Интересно смотреть как эти птицы на протяжении двух часов парят над теплоходом, крайне редко взмахивая крыльями, немного покормили из рук чем было, а было уже почти ничего…

















По прибытию в Кемь, планы у всех были разные, кто-то поехал сразу, благо ночи тут нет в это время года и светло круглосуточно, кто-то заночевал где-то, мы с Юрой захотели вымыться, сняли номер в Гостинице, затарились в магазине выпить-закусить, поставили мотоциклы на гостиничной стоянке и предались мытью и чревоугодию, а потом и сну.

Гостиница в Кеми. Я не помню ее название, но вот кому надо N=64.57.033 Е=34.35.071.



Так прошел третий день мотопутешествия без мотоциклов.
Link to comment
Часть - 4 Дорога в Мурманск

С Кеми мы уже поехали в Мурманск. Ехали неспешно, пялились по сторонам, останавливались и фотографировались. От Лоух не помню, сколько км был ремонт дороги.







Неизменное фото при пересечении «полярного круга». До места проведения слета осталось…





Опять дорога, опять красота, горы с еще не растаявшим снегом, а ведь на календаре 5 июля… север…

































Заехали в Лапландию, благо совсем рядом от федеральной трассы. К сожалению, вместо родины Санта Клауса увидели бывший военный поселок, военные постепенно оставляют это место, и жизнь уходит отсюда вместе с ними. В Лапландии остался только один жилой дом, жилой именно с жильцами, отоплением и коммуникациями. Остальное все оставлено людьми, да и людей тут становится все меньше…













На посту ГАИ, при въезде в Мурманск начали собираться мотоциклисты, тут нас встретил кто-то из местных, была запланирована поездка по городу и потом на ночевку в мотогостиницу в Колу.



У меня в Мурманске были земляки, правда они меня видели еще маленьким, и поэтому я их не помню, да и они-то меня вряд ли бы узнали. Поэтому я со всеми доехал только до стелы, а дальше созвонились, еду к землякам… вобщем там и заночевал. Мотоцикл был определен на стоянку.





Это мурманская ночь.



Четвертый календарный день подошел к концу, а световой день здесь еще долго не закончится…
Link to comment
Часть-5 Мотобухта как она есть.

Проснулся я наверно рано, определить это без часов невозможно, светло всегда. Не знаю как кто, но у меня нет проблем со сном при любом освещении, это я проверил еще в первый мой приезд в Мурманск. Хочешь спать – спишь, свет не мешает. Утренний чай, поблагодарил и попрощался с гостеприимными хозяевами и пошел на стоянку за мотоциклом. Наверно было рано, город был не очень насыщен транспортом. Первая моя цель, найти шиномонтажку и поменять заднюю резину, вот все время делал сам, а тут просто лень… нашел одну рабочую, но они не взялись за моторезину и отправили туда где есть спецы. Вобщем резину я сменил на новую Сахару, а старая никак не хотела стираться, поэтому забрал с собой. Кому будет нужен в Мурманске шиномонтажка – Проспект Героев-Североморцев 101, там полный комплекс, даже балансировка.









Еду в Колу, в мотогостиницу, там остался Юра. Это по пути. Даже когда мне по телефону подсказывали как ехать, найти с первого раза эту гостиницу не получилось, но нашел, сильно уж она спрятана. Познакомился с хозяином, Сергеем. Пообщались, оставили с Юрой там свою лишнюю резину, я заднюю, он вез с собой переднюю. На обратном пути заберем. Мотогостиница г.Кола, ул.Каменный остров д.5 моб 89600282673 Сергей. Почему-то координаты гостиницы я в навигатор не забил даже будучи на месте, а визитку, на которой были и координаты, я пролюбил…





Идем питаемся в какой-то кабачок на площади, там же на первом этаже таримся продуктами и «горючим», слет оторван от цивилизации, и максимум что там можно найти – это вода, поэтому все везем с собой. Так же и с топливом. Крайняя заправка за Мурманском, ели не ошибаюсь на повороте на Полярный. Причем заправка безобразная, там не льют топливо до полного бака, только по заказанным заранее литрам, пришлось заправляться в три приема. С собой взяли по 5 литров. Канистры себе и Юре, я купил еще в Мурманске. Тут тоже интересный момент произошел. Пустые канистры на 5 литров были в продаже по 250 рублей, а дистиллированная вода в таких же (на вид) канистрах по 80, ну пришлось полить клумбу дистиллятом. Может канистры и не очень, но брались они на один раз и со своей задачей справились. Вобщем заправились и едем дальше по нормальному асфальту в сторону Норвегии.











Пограничное КПП, фото у пограничного знака. Поверка документов, и все. Юра с украинским паспортом никаких вопросов не вызвал. Но мы далеко не первые кто тут едет. Пограничники знают куда едет куча мотоциклистов.



Сразу за КПП за речкой Титовкой, первый поворот на право, заливаем в баки запас бензина, чтобы он не болтался на кофре и дальше по дорогам разного вида покрытия и состояния, есть и песок, но больше все-таки скальник. Чем дальше ехали тем больше у меня появлялось чувство что еду камчатскими дорогами.



























А вот уже видно и саму Мото бухту, точнее губу Кутовую Мотовского залива Баренцева моря.





Спускаемся к лагерю. Вдоль дороги стоит памятник погибшим в этих местах.







Спустились в лагерь, где я благополучно, единственный раз за все время поездки положил Африку набок. Увидел Макса, поехал к нему, и напоролся защитой картера на подло спрятавшийся в кустах ЕДИНСТВЕННЫЙ!!! вбитый землю металлический уголок. Все это было уже на черепашьей скорости и кроме смеха ничего у окружающих не вызвало… типа ну вот я и приехал. Макс не давал поднять мотоцикл пока это не зафототографировал. Еле выпросил у него зимой это фото. Меня терзают смутные сомнения – не специально ли Макс зарыл туда этот кол и начал мне махать руками?? заманивал)))





Поставили палатки. Сзади видно удобства с видом на море.





Я не буду употреблять громких слов как «защитники Родины», потому что не все однозначно, как и в самой войне, так и в боевых действиях именно в этом месте. Развязывают войны политики, а воюют обычные люди, причем с обоих сторон. Спускаясь к лагерю, мы спускались с хребта Муста-Тунтури по единственному перевалу, где можно проехать этот хребет. Этот хребет тянется от Кутовой губы до восточной части полуострова губы малой Волоковой. Здесь 1195 дней стояли друг против друга фашистские и советские войска. Есть советская легенда, что в этом месте фашистам не удалось перейти границу СССР, даже на хребте есть высота «Погранзнак», за которую они так и не смогли продвинуться все это время. Но на самом деле это не так. Вернее не совсем так. В том месте граница между СССР и Финляндией проходила до 1940 года, которая после финской войны сместилась на запад и больше никогда полуостров Средний и полуостров Рыбачий СССР ни с кем не делил. Финны лишились в 1940 году части своих земель, а в 1945 и вообще потеряли выход в северное море и свои богатые никелем земли Петсамо.
Вот так изменилась граница на 12 марта 1940 года. Не верьте коммунистам.




А это хребет Муста-Тунтури, вид с севера, с позиций советских войск.



Оставим это для другого разговора, мне нравится история, я могу долго говорить на эту тему, а еще с большим удовольствием послушал бы тех, кто знает больше меня. Я надеюсь вернуться в те края, только не в формате слета, а группой, с проводником, уже подготовленным, пройти западный берег полуострова Средний, съездить в Лиинохамари и на полуостров Немецкий (не путать с мысом Немецким). Там эхо войны еще не совсем стерто с лица земли…

Такого полно даже в расположении лагеря, это мы еще не ходили туда, где шли бои.







Наш гид Гена, собрав группу желающих, повел нас на позиции фашистов. Нам предстояло пройти сначала путь тех, кто штурмовал этот хребет. Склон усеян военным железом, у которого одно предназначение – нести смерть. Погода была нетипичная для этих мест, солнечно и тепло. Все пошли налегке, джинсы, кроссовки, футболки, некоторые даже в шортах… Это было очень короткое заполярное лето.
Дальше фото нашего похода, он был не быстрым. Это немецкие позиции, блиндажи, пулеметные гнезда, россыпи пулеметных гильз, разорвавшиеся мины, цинки от патронов, осколки снарядов…



































































Погода начала портиться. Небо затянули тучки, температура как-то заметно снизилась. На первом привале какая-то часть, насытившись историей, ушла в лагерь, а мы лезли в горы, на позиции… там даже колючая проволока с тех времен

































Начал накрапывать дождик. Еще часть людей ушла в лагерь.





















Мы уже почти рядом с высотой «Погранзнак»
«Архивная справка. Экипаж самолёта Пе-2 2-ой авиационной эскадрильи 29-ого бомбардировочно-пикировочного авиационного полка 5-ой минно-торпедной авиационной Киркенесской Краснознамённой дивизии ВВС Северного флота в составе: летчика – младшего лейтенанта ЛИБАКОВА Аркадия Алексеевича; штурмана – младшего лейтенанта ОЛЕЙНИК Виктора Ивановича; стрелка-радиста — сержанта ГРИШИНА Ивана Васильевича, в 5 часов 14 минут 23 августа 1943 года вылетел из аэродрома Ваенга I-ая (губа Ваенга) для нанесения бомбового удара по конвою противника в заливе Петсамовуоно (фиорд Петсамовуоно) до захода этого конвоя в порт Лиинахамари.
В 5 часов 49 минут экипаж самолёта совершил бомбовый удар по кораблям противника и был сбит зенитной артиллерией с кораблей охранения противника. Самолёт Пе-2 загорелся в воздухе и упал на хребет Муста-Тунтури. Экипаж самолёта погиб»
Вот все что осталось от этого самолета. Что унесли в музей, что-то растащили на сувениры, а что-то и алюминиевое уехало на металлолом, к сожалению ничего не меняется, кому война, а кому мать родна. Металл увозиться с этих мест на обычный металлолом.

Link to comment
Идем дальше, дождь уже из маленького перерос в средний, холодный северный дождь, укрыться негде, фотоаппарат уже отказывается работать, с него бежит вода, его просто некуда прятать, но все же работает.















Спускаемся с хребта, Гена решил, что надо погреться в лагере геологов, а заодно и посетить музей который поддерживается энтузиастом, геологом хранителем музея Юрием Александровичем, на фото будет видно, как он нам рассказывает о военных событиях в этих местах.
По пути посетили место воинского захоронения, которые производят поисковые отряды. А дождь все усиливался. Решили немного его переждать в часовенке.





















Добрались до музея, до лагеря геологов, попили чайку, фотоаппарат совсем запотел, причем объектив запотел изнутри…















Наш проводник Гена,



там в дымке рядом с Юрием Александровичем я... совсем все запотело.



В музее



Дальше был путь в лагерь. Фоток нет, я так замерз как наверное никогда в жизни, тело билось не то что в какой-то дрожи, а кажется в конвульсиях. Это было уже неконтролируемо, дождь идет, мы с тепла музея вышли на холод. Через несколько шагов я сказал Гене что идти нельзя, мы так сдохнем, надо бежать, греться. Судя по фото в часовне, нас от всей большой группы осталось 8 человек. И вот это был настоящий марш бросок к лагерю. Бежали пока согрелись, от футболок уже шел пар, задыхались, переходили на шаг, лужи уже особо никто не обходил, было единственное желание добраться в лагерь, снять с себя все это мокрое, хоть как-то согреться. Вобщем до лагеря добрались, нас уже хотели искать, так долго мы отсутствовали. Добравшись до палатки, я скинул все что было на мне, закутался в спальник, нашел сухие трусы и был уже счастлив. Я распаковал аптечку в поисках хоть чего-то, что можно было съесть для пользы организма и успокоения души, но ничего нормального найти не мог, остановился на цитрамоне. Я достал бутылку Хортицы, налил почти полный пластиковый стаканчик, выдавил с упаковки все 10 таблеток, одним махом отправил их в себя, протолкнув водкой. Сознание начало возвращаться вместе с теплом, первое что я подумал – цитрамон совсем вроде не от простуды, ну да ладно, не назад же его извлекать, еще один стакан Хортицы вдогонку успокоил меня что все нормально. Посидев закутанным в спальник, попялившись на залив, решаю, что надо идти погулять по лагерю. Правда, из сухой одежды у меня только дождевик, одеваю его поверх трусов, на ноги шлепанцы, все, я готов к продолжению банкета, я иду лечиться дальше.













К вечеру дождик закончился, я развесил все сушиться, одевшись в последнее сухое, что у меня осталось.







Даже на таких мотоциклах люди приехали на край земли, неудержимые.



Вот с кем надо ездить далеко. У Игоря с собой с Украины было не только сало, но и домашнее варенье.



Что я рассказывал Виктору, я уже не помню, и вообще, это уже была ночь.



Утро следующего дня мы с Юрой решили ехать назад, в сторону юга. Он что хотел увидел, я частично тоже, на мыс Немецкий я особо и не собирался, а с учетом что сухого у меня осталось только то что на мне, а мокрое, так и осталось мокрым не желая сохнуть в той сырости… Для себя я наметил вернуться в эти места еще раз и уже более подготовленным. Вобщем мы едем назад, в южном направлении. Все кто хотели съездить на мыс Немецкий, съездили, но об этом должны рассказать они.
Идем прощаться с друзьями. Надо поднять Макса, нельзя же уехать и не сказать пока, и не поблагодарить за то что он нас тут собрал. Разбудить Макса не так просто, Я его знаю не первый день, утро у него начинается рано, часов в 12, все что раньше – это еще ночь. Чтобы его поднять есть заветное слово – «Макс! Водку будешь?» и когда он еще сквозь сон соглашается, надо сказать ему – «А вот… тебе» и вручить вместо водки настойку медовую с перцем, с самым что не наесть ПЕРЦЕМ, это подарок от Юры, он его вез с самого Кривого Рога.







Вобщем Макса мы разбудили.









Володя Лотос собрался сгонять еще в Норвегию, виза еще есть, почему бы не съездить. А мы пока прощаемся.





Прощаемся с Максом. С лагерем и в путь…



















































Проезжаем КПП в обратном направлении, не помню проверяли ли у нас документы при выезде.



Река Западная Лица. Тоже рубеж обороны во время второй мировой. На рубеже реки линия фронта оставалась почти неизменной до октября 1944 года. Здесь полегло много и с той и с другой стороны бойцов, много просто замерзли. Сейчас это называется Долина Славы. На самом деле это не так. Долина Славы – это переименованная в 1965 году Долина смерти.



Не спеша возвращаемся в Мурманск, заезжаем на Абрам-мыс. Отсюда хорошо виден Мурманск.















Затем заезжаем в мотогостиницу за своими колесами, Оставляем благодарственную надпись на стене (скоро наверно будут писать на потолке).





А ночевать едем к моему другу Олегу в гараж, даже не просто в гараж, а в подвал… вот такой у него подвал:









Так прошли еще два дня путешествия. Завтра в планах Карелия не федеральной дорогой.
Link to comment
Часть-6 Карельскими дорогами.

Утро. Вид на Мурманск из окна гаража.





Олег свозил нас на местную достопримечательность, которая оказалась не далеко от его гаража, это дольмен «Вороний камень». О нем лучше почитать тут http://murmago.narod.ru/nfvoron.htm и тут http://big-radio.profiforum.ru/t85-topic Я был без навигатора, но вот сейчас примерно прикину где он может быть – N=68.55.53 Е=33.03.25 Где-то в этом районе, это на горе какой-то район гаражей кооперативных, затем целое поле старых брошенных гаражей, и там на самом верху стоит «Вороний камень. Если найдете точные координаты, пожалуйста, дополните.









Прощаемся с Олегом. Спасибо за прием. Едем из Мурманска на юг. Заправляемся на выезде из города.





Фото на реке Пиренга, очень она понравилась Юре, по дороге туда пролетели, на обратном пути решили остановиться. Дорога загружена фурами, нас подгоняет дождик.







Очередная заправка, если не ошибаюсь в Кандалакше. Здесь же есть неплохое кафе, где мы перекусили.



Дальше ничего примечательного, уже известная дорога. Так и доехали до Лоух. Здесь заправка. У Юры немного спустило заднее колесо. Решили заехать на шиномонтаж. Я знал, что здесь есть СТО в котором я в 2007 году менял подшипник в заднем колесе, едем туда (находится в самом поселке по левой стороне по ходу движения в нескольких км от трассы, найти, если надо несложно. Все закрыто. Набираю номер, который я записал еще 6 лет назад +79210150000, имя хозяина не помню, да это и не важно. Телефон отозвался и нам сказали что выходной, если сильно надо, то вызовут работника. Вобщем, у меня с собой компрессор, накачали, покатали мотоцикл по глубокой луже, пузырей обнаружено не было, решили ехать дальше.
Возле СТО.





От Лоух мы уходим в сторону от федеральной трассы, так сказать в глубинку Карелии. Едем в сторону Калевалы. Первые фото район поселка Софпорог. Ну и дальше до Калевалы. Дорога нормальная. Небольшой постоянный дождик наверно спас нас от дорожной пыли. Грунт разный, и каменистый плотный, и песчаный доставляющий ленивому пилоту неудобства, приходится постоянно заставлять мотоцикл ехать куда хочешь ты, а не он сам.



















































Так, любуясь красотами, добираемся до Калевалы – Небольшой поселок, в котором есть 3 храма - лютеранский, православный и пятидесятников. Чистенький, не бедный. Сосна Лённрота N065 11.690, E031 11.090 (координаты с интернета, свои не сохранил, но по-моему не совпадают с реальными, метров на 200-300) - визитная карточка Калевалы, считается, что именно под ней Лённрот записывал эпос. Чувствуется что мы на финской земле, все надписи дублируются.






















Центр Калевалы, супермаркет, рынок…









Едем на Костомукшу.

























Это или Войница, или Вокнаволок, не помню точно где делал фото…















Чем ближе этот город, тем хуже дорога. Нельзя сказать, что она разбитая, она ровная и отгрейдерована, но она отсыпана какими-то отходами местного металлургического завода, на котором делают окатыши. Мокрая отсыпка, как мыло, от дороги уже отвлекаешься меньше, ехать становится хуже, скорость падает.















Первое что видно при подъезде к Костомукше это большой комбинат. И погода серая, и вид серый. Надеюсь в хорошую погоду тут все по-другому. Заправлялись здесь N=64.36.257 Е=30.38.259. Я думаю это не единственная заправка в городе. К центру нас провел мужичок заправлявшийся вместе с нами.







Там была гостиница, но не было стоянки, и мы поехали в автокемпинг Фрегат, в сторону финской границы N=64.36.074 Е=30.34.356. Заведение не самое дешевое, но начавшийся дождь остановил наш выбор, зато мы жили в своем отдельном домике, а мотоциклы стояли под окнами. При поселении есть разница в цене для граждан и не граждан РФ, мы оформились на мой паспорт, с которого даже сделали копию.





Для чего в большинстве используются эти домики приезжими финнами, мы догадались из соответствующей картинки, вложенной в меню. Был даже телефон советских времен с дисковым наборником. Пришлось им воспользоваться, чайник не хотел работать и нам его заменили в течении 10 минут на другой, рабочий. В домике было была большая кухня с диваном и еще одним спальным местом, и комната на три койко-места, естественно туалет, душ. Порадовали теплые полы, на которых мы разбросали свою мокрую одежду.













Так подошел к концу еще один день путешествия.
Link to comment
Часть-7 Продолжаем ехать карельскими дорогами.

Утро, снова дождик, небольшой и вроде заканчивается. Дождевик не одеваю. На прощание фото на территории кемпинга. Наверно в солнечную погоду тут очень красиво, а сейчас просто ежедневный дождь уже не дает просто так любоваться творениями рук человеческих и природных.





















Какое-то время мы едем по асфальту в сторону Ледмозеро. Опять начинается дождик, прячусь в дождевик, хотя куртку от него не одеваю, вода больше поднимается с дороги.













Где-то сворачиваем на Муезерский, дорога становится, как и до Костомукши, с разным покрытием, но не асфальт. А ровняют эту дорогу не грейдером, а вот таким способом – Колесо от карьерного самосвала, тянут по этой дороге сглаживая все неровности.













Встречаются кощунственные знаки, как будто кто-то на этой дороге будет обгонять…



Здесь нам надо повернуть на Волому (N=63.57.267 Е=31.42.100),но в Муезерском есть заправка, значит, сначала едем туда.





Нельзя вот так брать и писать - проезд запрещен, мы посчитали, что наш транспорт на этой дороге совсем не посторонний и поехали.







Заправка у меня помечена как N=63.57.170 Е=31.58.276. Заправляем полные баки, и едем на Волому. Вообще изначально были планы проехать через Реболы и Лендеры, но там погранзона, на заправке мы поговорили с местными лесорубами, они сказали, что это лотерея, можно проехать и тебя никто не тронет, а можно и попасть на проверку документов. Мне бояться нечего, но у Юры паспорт Украины, это даже не в штрафе в 200 рублей проблема, можно налипнуть на потерю времени и разборки. Мы решили не проверять бдительность пограничников и поехали короткой дорогой. Дорога от Муезерского была уже отгрейдировано именно грейдером, лучше бы они этого не делали. Дорога отсыпана песком. И там где он уже укатан ехать очень хорошо, а ехать по взрыхленной полосе было не комфортно, хорошо, что встречных было не так много, так и ехали почти все время по встречке.





А здесь видимо дорожные рабочие посчитали, что дорога после грейдера слала ровной и забросили этот знак в кусты.



Можно немного покрутить головой по сторонам.









Мосты сделаны грамотно, при такой укладке досок нет сильной ударной нагрузки на отдельно взятую доску, нагрузка распределяется равномерно, а значит, покрытие прослужит дольше.
Впереди просматривалась снова дождевая туча, а мы попали в солнце. Решили немного просохнуть и постоять на мосту, мы никуда не спешим.

































Это, по-моему, проезжаем Гимолы, здесь воспользовались подсказкой местных жителей, навигатор вел куда-то в объезд.





















Ближе к Поросозеро начало напоминать о себе заднее колесо на КТМе у Юры. Мы его уже качали, а здесь оно уже сдулось совсем и качаться не хотело. У меня с собой есть запасные камеры, но у меня 17, а там 18, да и бортировать на обочине не хотелось. Поскольку это Хайденау К-60 и я уже читал отзывы что на ней пробитой люди ехали 60 км, принимаем решение ехать в Поросозеро. В нашей ситуации проехать пришлось всего 25 км, Юра был очень доволен своей резиной позволившей ехать даже на полностью спущенном колесе. Оно то спущенное, но жесткое и на такой дороге вело себя достаточно хорошо.
Хорошо, что еще не вечер. Находим щиномонтаж, я еду в имеющийся здесь автомагазин, где есть в продаже Ижевские камеры. Привожу Юре новую камеру, уговариваю рассверлить в ободе отверстие под сосок под российский размер (у наших камер сосок у основания резиновый, а в импортных цельно металлический). Я это уже проходил, и оба мои колеса рассверлены на 11 мм.
Все шиномонтажные работы проходят успешно, можно ехать дальше.





Параллельно с работой знакомимся с местными жителями. Нам находят ночлег, если не ошибаюсь в управлении леспромхоза, там есть несколько гостевых комнат, вот туда и едем.





Там же на шиномонтажке познакомились и с самим шиномонтажником, молодым парнем Денисом, он ненадолго съездил домой, и вернулся к нам. А мы в это время слегка перекусили, у нас в запасе были еще консервы которые Юра вез с Украины.



Из Юрыных запасов мне очень понравилась вот такая тушенка «Стегенця курячi в прянощах». Мы уже до этого съели одну такую баночку, и был горд за свою Родину и такую вкусную тушенку. Но, вот дернуло меня поискать производителя, оказалось, что произведена она где-то в Прибалтике(((



Ну да ладно, привезена то она с Украины, а значит, не может быть не вкусной. Что и на самом деле так и есть. Потом мы нашли такую же в Сильпо в Кривом Рогу.
Тем временем за нами заехал Денис. Юра вез с собой компактный спиннинг, и у него было желание поймать карельскую рыбу. Денис везет нас куда-то на рыбалку, все появляется по мановению руки, где-то он взял удочки, где-то капнул червей, сколько можем, едем и дальше пешком на берег озера.











Денис как местный недолго думая, закидывает удочку и моментально вытаскивает рыбу, да, небольшую, но она поймалась моментально, еще заброс, и еще рыба, и тут начинается дождь, и с первыми каплями клев пропал, как Юра с Денисом не бросали, как не меняли места, больше клевать ни кто не хотел. Ну что ж, у Юры есть еще повод побывать в Карелии.







А дождь усиливался, решили вернуться в наш временный приют. Спасибо Денису за заботу о нас.





Ночь под дождем все-таки немного темнее, чем без дождя, да и спустились мы уже заметно южнее. Одно фото ночного Поросозера.



Так прошел еще один день…
Link to comment
Часть-8 и еще Карелия и немного не Карелия… непрямой путь к Москве…

Утро. Сборы. Выезд. Дождя нет, но не жарко. Едем в сторону Суоярви. В Поросозеро у меня в навигаторе есть координаты заправки (N=62.42.206 Е=32.41.080) Но Денис сказал что заправка есть только у кого-то на дому, я так и не понял есть она на самом деле или нет, бензина у нас еще было в достатке и поэтому спокойно едем в сторону Суоярви.
По дороге попадаются и полуброшенные, и довольно таки хорошие, ухоженные поселки.































Не мог себе позволить проехать мимо магазина с таким названием.



Юра красиво сфотографировал паутину на перилах моста, как будто тут постоянное затишье. И нет ни дождя, ни ветра. Вообще тут много Юриных фото.











Где-то по дороге после Леппяниеми увидели указатель на финское воинское захоронение. Найти его с дороги не так просто, хотя и находится рядом, сначала мы прошли часть дачного участка, затем уже люди подсказали, где искать. За домами другого дачного участка все же нашли это место. Не то что очень хотелось, но все же стоит посмотреть, как люди относятся к своим погибшим воинам, которые захоронены на уже даже не их земле. (N=62.33.337 Е=32.42.566)























Так не спеша доехали до Суоярви. Небольшой городок. Останавливаться не стали, повернули в сторону Петрозаводска. Заправились на выезде из города.













В Эссойла свернули на очередной проселок, просто посмотреть что там, и выехали в итоге на трассу в районе Пряжи.

















Тут мы с Юрой выпили по прощальной чашечке кофе, заправили мотоциклы, и ему направо, через Питер на Украину, а я решил через Петрозаводск пройти вдоль Онеги с той стороны, где еще не ездил, поэтому в этом месте мне налево. У Юры уже сильно вытянулась цепь, и уже давно просилась на замену. Мы решили что аккуратно, без динамических разгонов ему ее хватит до дому. Пожелали друг другу счастливого пути, договорились встретиться на Украине, и разъехались. Но, человек предполагает, а бог располагает. Встреча состоялась раньше и на Российской земле, но это уже другой рассказ, о поездке в более южном направлении.





Не считая Петрозаводского трафика, все было нормально. Дороги хорошие, да самой ленинградской области, а там как будто граница хорошего и того что как всегда.





Затем асфальт пропал совсем.















В Вознесенье паромная переправа. Тут уже паром более серьезный и возит за деньги.























Дальше дорога до Вытегры, без асфальта, хотя вроде должен был быть.











С этого места дорога пошла та же что, и ехали на Мотобухту. Снова паром через Волго-Балтийский канал. Снова Белозерский обводной канал и снова Белозерск.









Но на обратном пути я решил не проезжать мимо а посмотреть древний город, который когда-то был столицей княжения Синеуса, брата Рюрика. В центре города земляной городской вал, с которого открывается вид на Белое озеро. Вал окружает Белозерский кремль, в самом центре которого Собор Успения Пресвятой Богородицы 1552. Мотоцикл оставил под присмотром женщины торгующей сувенирами, у нее же оставил шлем, и пошел гулять по старине…
Правда город готовился к 1150-ти летию и везде были ремонтные работы. Я никуда не заходил, просто побродил внутри вала и по самому валу…































Заметил что реставрация православия в основном проводится руками мусульман(((





Из Белозерска знакомой дорогой добираюсь до Череповца, там на глаза попадается шиномонтаж, меняю опять заднюю резину на дорожную, пускай теперь трется до конца. И еду дальше.



Несколько раз попадаю в дождь, и никуда не спеша благополучно добираюсь до места старта.



Ну вот и подошло к концу мое северное путешествие. Навигатор насчитал 4654,8 километров.



За эти километры и 10 дней в пути, я схуднул, зарос, обветрился, но я был счастлив…
А еще я был счастлив тем, что на этом мое путешествие не закончилось. Мне еще рано улетать на Камчатку, и уже завтра я поеду на Украину. Но об этом в другом отчете…



А пока это было как-то так:

Link to comment
P.S. Поскольку все написанное было как замануха поехать на север. И координат не так много как их есть у меня, решил вложить тут все что себе выписал в заметки еще до поездки. Жаль, что много куда не получилось заехать, но может у кого-то это получится. Рад буду если кому-то пригодится что-то из написанного.

Перечень будет в том порядке как ехал, и куда можно было заехать.

Для тех, кто будете ехать первый раз по этому маршруту, рекомендую на Калязин и Углич потратить отдельный день, можно еще заехать в Мышкин и вернуться на основную дорогу на пароме.

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь N=59.51.530 E=038.22.258
Белозерск. Земляной вал – N=60.03.175 E=37.78.430
Общежитие-гостиница Депо - N=60.54.515 Е=36.49.446
Вытегра. Музей «Подводная лодка Б-440» - N=060 59.920, E=036 25.874
Вытегра. Шлюз Мариинской системы - N=061 00.366, E=036 25.379
Пудож. Церковь Николая Чудотворца -N=062 50.972, E=034 50.323 Постройка 2003г,
Медвежьегорск. Финский укрепленный узел «замок Кархумяки» - N=062 54.085, E=034 25.998
Кемь. Гостиница - N=64.57.033 Е=34.35.071
Мурманск. Дольмен «Вороний камень»– N=68.55.53 Е=33.03.25 приблизительные координаты!!!
Калевала. Сосна Лённрота - N065 11.690, E031 11.090 неточность 200-300 метров.
Костомукша. Заправка - N=64.36.257 Е=30.38.259
Костомукша. Автокемпинг Фрегат, в сторону финской границы N=64.36.074 Е=30.34.356.
Костомукша - Карьеры железорудного месторождения N=064.39.702 E=030.45.307
Муезерский. Заправка - N=63.57.170 Е=31.58.276.
Поросозеро. Заправка (если она там есть) - N=62.42.206 Е=32.41.080
Финское воинское захоронение - N=62.33.337 Е=32.42.566

Беломорск
Краеведческий музей "Беломорские петроглифы" ул. Первомайская, д. 18, тел. (81437) 2-26-05
Беломорские петроглифы расположены в низовьях р.Выг, в 8-10 км от города Беломорска, около деревни Выгостров. От города Беломорск до поселка Золотец ходит рейсовый автобус № 1, далее необходимо пройти пешком около 2 км по лесной тропе.

Координаты населенных пунктов, в некоторых есть АЗС.
Поросозеро АЗС - 62°42′20″6 с. ш. 32°41′08″0 в. д.
Суккозеро - 63°10′09.97″ с. ш. 32°20′29.87 в. д. GPS не дает заправку в этом месте.
Лендеры - 63°25'06" с. ш. 31°10'53" в. д.
Кимоваара - 63°38′30.78″ с. ш. 31°02′35.46″ в. д.
Реболы - 63°50′01″ с. ш. 30°48′38″ в. д.
Муезерский АЗС - 63°57′17″0 с. ш. 31°58′27″6 в. д.
Ледмозеро АЗС - 64°15′52″7 с. ш. 32°02′08″0 в. д.
Костомукша АЗС - 64°36′25″7 с. ш. 30°38′25″9 в. д.
Войница - 65°10′38″7 с. ш. 30°18′26″7 в. д.
Калевала АЗС - 65°11′42″3 с. ш. 31°13′16″7 в. д.

Будет очень полезно, если будут дополнения. Особенно кто ездил на мыс Немецкий.
Я думаю на этом форуме много народу кому будет что добавить к отчету, потому как отчет задуман с целью заманухи тем кто собирается в те края.
Пишите дополнения, или может создайте свои темы. Меня лично интересует Лиинахамари и полуостров Немецкий, ну может еще что интересного кто подскажет.
Link to comment
motoshaman,
Спасибо, очень понравилось.
И написано душевно, и полезной информации много.
Задумался над корректировкой маршрута с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
Удачи!
Link to comment
Спасибо чувак!
Так и не пошли обратно... ну это вопрос философский! Если бы пошли вместе- ты бы не увидел этих мест.., а я тех (своих).. smile Увидеш Юрку раньше меня- ОГРОМНЫЙ привет! booze
Link to comment
Спасибо! Буду рад если кому-то в моем отчете что-то поможет в поездке.
ЧИП - спасибо за ссылку. Хочется попасть туда. Думаю как бы найти проводника и может даже с Мурманска УАЗик. Таскание Африки, даже коллективное по тем дорогам не очень мне интересно. На слет а этом году не попадаю. Но намечаются пару недель свободных во второй половине июля.
Link to comment
Николай! Уточните про формат координат. Там, где помечены "градусы, минуты, секунды" все ясно. А где точки вместо разделения? Тоже самое? Или "Градусы, минуты, десятые минут".
Link to comment
Формат везде "градусы, минуты, секунды". На моей зуме это формат hddd°mm′ss.s″
Я так понимаю это старый (морской) формат. Есть какой-то который с гуглем совпадает, я не умею, я по старому...
Link to comment
motoshaman, Если с работой всё нормально, то есть отпустят в отпуск или уволят, то стартую 20 или 21 июня, и еду в сторону Урала. есть примерный маршрут до Екатеринбурга ...... с 26 ого 28 Ирбит, а оттуда, на Мотобухту.
Link to comment
заЙка, Спасибо понял. Я в июне тоже в сторону востока собираюсь, на Алтай и может чуть дальше. Потом на Украину. Если на север поеду, то во второй половине июля. К концу июня, край 1 июля наверно буду уже на Украине.
Link to comment
×
×
  • Create New...
Вверх