Карта-схема с Яндекса маршрута от Черкесских до Кабардинских Джиласу,затем до Тырныауза через перевал Шаукам --
http://maps.yandex.ua/?um=p_m6ydpSzmX1Ck3zQ91Em7zInPmodw4a&l=map
С утра просто поразило большое количество самых разнообразных авто,грузовиков,микроавтобусов на прилегающей к источникам территории.Наверняка, тысячи 2-3 народа.Прошелся пораньше к целебным водам бьющим просто с земли,пока с утра мало народа.Постоял в специальной ванне, где все в одежде греются паром, идущим откуда-то из-под земли.Эльбрус—потухший вулкан,этим во многом объясняется возникновение минеральных термальных вод.
На Черкесских водах ванна более комфортна,в помещении под крышей.
Потом посидел 10 минут в гордом одиночестве в нарзанной ванне,попил водички.Температура воздуха с утра 10-12 градусов,поэтому особенно желающих принимать ванну нет.Вода в 20 градусов заметно теплее, чем окружающий воздух.Несмотря на утро, небо все в облаках.По распечатанной в Домбае из интернета инфе на воскресенье передают облачную погоду с дождем. К сожалению, прогноз не ошибся.Вернулся к палатке,буквально в 20м от меня знакомые силуэты,полтавчане! Вместе позавтракали,вкус воды и нарзанные ванны моих земляков особо не волновали.
Сидели общались на природе,радовались, что утренний дождь закончился,возможно, прояснится и мы все увидим картину заснеженных вершин Эльбруса.Именно отсюда,с северной стороны вид вершин самый величавый,самый впечатлительный.Естественно, хотелось мне снова увидеть ту картину 2010г, когда впервые попал на Джиласу после не совсем удачного восхождения на восточную вершину Горы,а 5000м нас застала снежная буря,пришлось просидеть ночь в палатках,утром спешно спускать вниз на 4000м в базовый лагерь,где потом еще два дня пережидали в палатках разыгравшуюся снежную стихию.
Тогда мы спустились к Джиласу,стояла пасмурная погода,вокруг туман.Зато утром ясное небо,палатки поставили между скал,но когда вышел на открытую местность и увидел перед собой на зеленом фоне лугов две белоснежные вершины,то стоял в оцепенении наверное минуту,думая о том, это случайно не сон?
Более впечатлительного вида в природе мне созерцать не приходилось.
«ТЫ СЧАСТЛИВ И НЕМ….»(В.Высоцкий).
Приятные воспоминания…
Выскажу мысль,возможно спорную,т.к. на вкус и цвет товарищей нет.Когда сюда на северные Джиласу полностью сделают асфальтовую дорогу,то маршрут Кисловодск—Джиласу будет самой красивой дорогой всего бывшего Союза, в совокупности с замечательными видами белоснежных шапок Эльбруса это одно из самых красивых мест в Мире. Ни с какой Норвегией не сравнить. Кто не верит,пусть приедет сюда посмотрит в прекрасную солнечную погоду. Это того стоит!
Прогноз смотрел в Домбае,там же сделал фото.К сожалению все вышло согласно прогноза.
Пока по тем же прогнозам ближайшие три дня будет пасмурная погода с дождями.Что тут делать? Лечиться мы с полтовчанами вроде как не собирались.Хотелось еще пройтись на «Серебрянный источник» он в 3-4 км на запад от Джиласу.Но пока думал,собирался наступило 10 утра. Ход к ваннам с 10 до 13-00 только для женщин,поскольку в этих краях мусульманские обычаи строго соблюдаются,то всех мужчин перестали пускать в сторону источников.Именно через них идет единственная дорога на «Серебрянный»,где тоже принимают ванны,только на пару секунд, вода ледяная 4-6 градусов.
Теперь надо было ждать 13-00,когда снова начнут пускать мужчин на воды.Опять нашла туча,заморосил дождь,скука одним словом.Решили все вместе быстро собраться,отчалить по своим маршрутам.Полтовчане назад по дороге в Кисловодск,мне по другой дороге—на Тырныауз.Рядом с нами стояла компания с Чечни, еще неделю назад на кроссовере «Сузуки-Витара» именно ехали с Тырныауза. Рассказали что дорога убита,крутые серпантины,есть несколько селей с обрывами.Пока ехали оторвали глушитель,поэтому мне отсоветовали туда ехать,лучше пускай дальше через Кисловодск,но безопасней.Узнал что местные с Тырныауза постоянно возят отдыхающих,две три машины в день -- «Нивы» и «УАЗы».Раз местные ездят,можно ехать.Тем более планировал проехать именно этой дорогой,потом до Азау,к подножью Эльбруса с южной стороны совсем недалеко.Так бы получался у меня объезд Эльбруса «подковой»,как изначально было задумано.
Вместе,три мото и авто «Логан» все с украинскими номерами покинули лагерь Джиласу.Через километр ребята ушли влево на спуск к мосту через реку Малка ,мне надо было вправо на подъем к первому перевалу из трех по пути на Тырныауз.
"Моя дорога" уходит на Тырныауз,прямо на источники,которые в тучах,поворот вправо на Кисловодск.
Обычная горная грейдерная дорога,только продолжающийся дождь делал камни скользкими,что грозило не совсем приятным «прилаживанием» на каменной дороге.Поднялся к перевалу,потом спуск вниз,палаточный лагерь Джиласу остался за горным хребтом.Стал участником комической ситуации.Смотрю впереди «Нива» стоит,вот думаю уточню правильно ли еду.Подъехал ближе,какой-то силуэт в машине мелькнул и пропал.Почти сравнялся с авто,смотрю на переднем сидении девушка полусидит с перепуганным взглядом,на плечах наспех наброшенная кофта… не стал я останавливаться,так все ясно.Молодежь с Джиласу заехали подальше ,чтобы никто не видел,позаниматься любовью, тут на тебе мотоциклист куда-то прется в ответственных момент.Смех да и только.
Правда дальше было не до смеха,сначала нормальная горная дорога.Потом пошел набор высоты к перевалу,серпантины,туман,вернее езда внутри облака,то усиливающийся,то немного перестающий дождь.Фотоаппарат даже не доставал,что снимать --белесую туманную стену.В нескольких местах дорога суживалась буквально до 2-2.5 метра с угрожающими пропастями то слева,то справа.Вот здесь туман пригодился,внизу ничего не было видно,по своему это успокаивало.На пол-пути встретил «Ниву» просто поздоровались и разъехались.
Езда в сплошных облаках --хорошего мало.
С перевала Шаукам (2950м) спуск вниз,затем снова серпантин вверх на последний перевал на пути к Тырныаузу.После спуска с третьего перевала уперся в площадку буровиков,остановил мотоцикл,нашел работающих ребят,спросил куда ехать т.к. была развилка на три стороны.Указали надо брать левее по ходу, там где больше следов.Такие вот ориентиры на горной дороге Джиласу—Тырнауз.На спуске меня остановил УАЗ-«буханка»,спросили за «Ниву»,сказал что встретил час назад.Так придерживаясь следов УАЗа покатил теперь все время вниз.
Затем развалины горно-рудного комбината,эта дорога уже есть на картах,дальше точно не заблужусь.Сквозь облака далеко внизу стали появляться здания города.Крутой серпантин вниз,вместе с потоками бегущей с гор дождевой воды.Но мне уже все равно,промок до последней нитки,несмотря на приличный дождевик.
Тырныауз тоже в облаках.
Хорошо что к Тырныаузу вниз с гор,поэтому стало теплее,но дождь льет не переставая.Остановился в городе,выключил записывающий трек навигатора,предварительно посмотрел данные.Пройденное расстояние = 60 км,все говорили,что до Тырныауза от источников 70 км.
Тут подъехала местная милиция,оказывается не там стою,так ведь дождь льет,на улице никого.Попросили документы—первый и последний раз за всю дорогу.С «жигулей» кроме милиционера вышел еще вояка-снайпер с винтовкой.Да,здесь все серьезно.Объяснил откуда еду,плюс номера украинские,как не крути гость.Отдали права,пожелав счастливого пути не нарушая ПДД.
Пока все это происходило слышу на телефон смс пришла,связь появилась.Читаю с любопытства,оказывается Мегафон предупреждает о ухудшении погодных условий в Кабардино-Балкарии, передает о штормовом предупреждении!
Тырныауз,только спустился с горной дороги.Но остановился не там где надо.
Схема маршрута с Черкесских Джиласу до Тырныауза.
Записаный трек от Кабардинских Джиласу до Тырныауза = 60 км,с перевалом Шаукам 2950м .
Так выглядит горный серпантин перед Тырныаузом на карте навигатора.
Пока ехал перевалами дороги на Тырныауз внутри «червячек» начал грызть,если не дай Бог сорвусь вниз,то хрен кто найдет,да где искать никто не знает? Не очень веселые мысли для отдыха в горах.
Теперь стоя на асфальте,в относительном тепле,стал размышлять о дальнейшем пути:назад в поселок Азау к Эльбрусу ехать бесполезно,все в облаках будет на три дня вперед.Ехать вверх к Горе,после случая в Домбае,тоже теперь не буду—нет в этом никакого смысла.По плану хотел прокатить в Безанги,к пяти пятитысячникам Кавказского хребта,очень красивые места,но передали штормовое предупреждение,поэтому ехать одному снова вверх при ухудшении погоды наверное будет не правильным,к тому же весь мокрый,замерз.
До Тбилиси кажется не далеко,около 400 км только в одну сторону,потом назад возвращаться до Ростова будет уже больше 1000км в седле ДРЗ400—наверное тоже не совсем то,катить на легком эндуро по асфальту.Когда дома стоит идеальный «пожиратель километров»--БМВ-800ГС.
Объективно вывод напрашивался сам-собой,хватит экстрималить,у тещи виноград поспевает,жена с дочкой скучают,к тому же там тепло,семейный уют.В таком месте могу уже оказаться буквально к нынешней полуночи.О чем думать,надо ехать на всех парах к дому.На выезде с Тырныауза снова проверка документов,укрепленный КПП,автоматчики,БМП,мешки с песком,почти как на войне.Когда были здесь в пешем походе по Приэльбрусью в сентябре 2010г таких строгостей не было,изменения явно не в лучшую сторону.
Меня не останавливают в дождливую погоду.Через час был на повороте в Нальчик,беру влево на Пятигорск.Здесь дождь перестал,грозные темные тучи зависли в стороне Эльбруса.
Крейсерская скорость 110-120км/час,встречный теплый ветер быстро вернули чувство комфорта езды.Вся одежда,включая мотоботы высыхало прямо на глазах.Небольшие пробки в Пятигорске и Минводах быстро объехал по правой обочине.Дальше свободная чистая трасса.На встречу иногда попадались мототуристы,скорее всего едущие в Грузию.Катят люди спокойно по хорошему асфальту:тепло,комфортно,без каких-либо проблем в виде туманных перевалов с каменным грейдером.Но с другой стороны как рассказать на словах о той неповторимой природной картине на горном плато,именно такой "дикий" туризм привносит в нашу жизнь остроту чувств.Поэтому три года стремился снова попасть на Джиласу,полюбоваться красавцем Эльбрусом,не совсем получилось как хотелось.Теперь на следующий год останется одно "невыполненное задание".Что толку ездить по асфальту с пункта А в пункт Б...
Указатель на Лабенск,куда всего неделю назад ехал с Ростова,даже не верится,что прошла всего одна неделя,такой насыщенной разными событиями она оказалась.Заехал снова на газпромовскую заправку,залил топлива под завязку,на трассе при 120км/час расход заметно увеличился до 5л на сотню.В горах несмотря на нагрузку байк больше 4л «не кушал»,зато здесь на равнине скорость передвижения естественно возросла.К 24-00 был в Ростове,поехал через знакомый город,хорошо зная дорогу .Ночь на улице,но все светофоры города работают в штатном режиме,почему такая бездарная организация движения? Приходилось стоять на пустынных улицах на нейтральной,подолгу ждать зеленый свет светофора.На выезде из города в сторону Москвы справа байк-кафе,стоят мотоциклы,люди отдыхают.По противоположной стороне проспекта несколько «спортов» с прямотоками резвятся во всю катушку,рев как у истребителей на взлете.
На заправке в Новочеркасске,даже не верится,что еще в обед был у подножия Эльбруса на Джиласу.
Еще 60км ночного пути, дом в пригороде Новочеркасска.Отметили с женой мое счастливое возвращение.
В 12-30 дня выехал с источников Джиласу у подножия Эльбруса по самой высокогорной дороге Кавказа на Тырныауз,чуть больше 12 часов пути,позади самые разнообразные 750 км пути, говорят на легком эндуро нельзя быстро ездить ?
Что в итоге: тему «Вокруг Эльбруса на эндуро» для себя закрыл.Куда хотел,туда в Приэльбрусье доехал,расставив все точки над і по поводу езды на легком эндуро по горным тропам.Все это не реально,по горным дорогам ,пусть даже самым трудным,ездить можно,но тропы и мотоцикл—вещи не совместимые,если конечно вы хотите с Кавказа самостоятельно приехать домой на своем мотоцикле.Вариантов в горах остаться без байка очень много.Мне как обычному мототуристу все же интересней ездить по Кавказу на мото,а не думать,как вытягивать свою технику с какого-нибудь ущелья,вернее то,что от нее останется.Такой прагматический вывод.
Жаль не доехал в Грузию,зато теперь новая «хотелка» появилась,по весне объехать вокруг Каспия--через Туркмению,Иран в Закавказье,одним махом прокатить все три бывшие союзные республики.Только бы туркмены не подвели с визой,уж больно закрытая республика этот Туркменистан,потому охота по нему проехать хотя бы транзитом.
Одни невыполненные планы рождают другие,еще более интересные,так-то жить веселее!
Карта поездки в ГУГЛе,только от Бесчанского "Сырзавода" ГУГЛ ведет влево в сторону Кисловодска,затем на Тырныауз. Поехал естественно вправо на источники Джиласу,затем через перевалы напрямую в Тырныауз.
Пришлось "грузить" две карты с короткими ссылками,по другому получается очень громоздко--
http://goo.gl/maps/Al7fW
http://goo.gl/maps/u6VPc
Послесловие--
P.S.-1.
Еще находясь в Новочеркасске визуально заметил,что ноющая уже не один год поясница(даже комплекс йоговских упражнений делаю последние несколько лет,чтобы уменьшить проблемы со спиной) как-то беспокоить стала меньше.Боли в области спины заметно уменьшились,при том что поездка была нелегкая,с большой нагрузкой для всего организма.Ничем другим,как принятыми четыре раза ваннами с нарзаном на источниках Джиласу объяснить это не могу.Действительно целительные воды!
В следующем году обязательно надо добраться до источника Кислый.
P.S.-2
Как только приехал с Кавказа в Украину,сразу начал дозваниваться до Крымских ребят.Связался с Колей Ветровым,уже была инфа,что он снимал фильм о путешествии 2012г на Кавказ.Рассказал о своей поездке,а главное о тех,не очень лестных предположений Чипа.Коля подтвердил,что срезку они с большими трудами прошли.
Учитывая пикантность ситуации(фактически его и ребят назвали брехунами) сказал,что фильм о поездке закончит очень быстро.В конце августа,буквально через неделю после моего звонка Ветров выложил свой прекрасный фильм о эндуро-Кавказе--2012 в интернет.
Все стало на свои места, остальное есть на МОТОТРЕВЕЛСЕ в ветке "Вокруг Эльбруса на эндуро".
Еще больше меня удивила откровенная ложь Чипа,о том как не получилась у нас совместная поездка,в его отчете на сайте ОФФРОУД ПИПЛ,причем опубликовано 15 октября,после фильма Ветрова и обсуждения истории о "хохлах" на ТРЕВЕЛСЕ.
Вычитал с интересного отчета Чипа,еще один показательный момент для себя,где Иван пишет,что не проехал срезку на "Сырзавод"--вернулся назад,очень грязно,поэтому поехал через Карачаевск.Я то точно строил свои планы поездки именно на проезд срезки поселок Эльбрусский--"Сырзавод",в итоге так проехал,как планировал,без каких-либо возвратов...
Не в этом ли кроется причина созданного моим попутчиком "скандала" на ровном месте,что затем Чип косвенно подтвердил в своем отчете:
--"Изначально было глупо ехать на тяжёлом моте в компании с лёгким по горным лесовозкам" ...
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now