Несмотря на близость к городу (всего 100км), я уже пару лет собирался доехать до этого памятника фортификации. Наконец все сошлось - и свободный день и хорошая погода и просто в голову пришла мысль - а почему не сейчас?
Сел и поехал.
Суббота. КАД не загружен. Держа постоянные 120 незаметно для себя долетаю до дамбы. Немного заблудился в развязке, развернулся, и вот уже еду по узкой извилистой дороге наслаждаясь видами залива. Нос щекочет аромат шашлыков - народ на берегу отдыхает вовсю. Отметив про себя пару мест (надо потом приехать на шашлыкинг) подъезжаю к поселку Лебяжье. На въезде КПП, морпехи выборочно проверяют документы - судя по всему это уже военная территория. У меня ничего не спросили - просто махнули жезлом - "проезжай"
Довольно скоро показался указатель "Прямо Сосновый бор-налево форт". Поворачиваю и офигеваю от неожиданности: дорога мощеная, булыжная, из гранитных валунов. Сохранность отличная, до сих пор кое где даже бордюрные камни целы. Хотя конечно ехать по ней, даже на ТА удовольствие то еще. Трясет ужасно. Свернул на обочину, встал и поехал гораздо комфортнее.

Дорога вилась через лес с пару километров. Потом показались дома самого поселка. Перемахнув через жд переезд спросил у двоих проходящих военных где находятся знаменитые пушки. До перекрестка и налево - и я двинул туда. Тут дорога похоже проходила на месте старой железнодорожной ветки - в земле поперек дороги через равные промежутки видны истлешие бревна.

Изза очередного поворота показался ствол орудия, которое давно уже стало визитной карточкой "Красной горки" - 305 миллиметровое чудище на железнодорожном лафете посторойки 30х годов.
Любопытно что ствол довольно старый - на нем выбито 1914 год. Стоял когдато на броненосце "Император Александр III", потом после многих перепетий попал в форт "Красная горка". Побывал и у немцев и у финнов....


Но это орудие попало сюда уже после войны. А в Великую Отечественную по территории ездило 180мм орудие - меняло позиции (похоже что та дорога со шпалами в земле как раз и есть часть этих позиций)
Вот оно.


Конечно, состояние у экспонатов мягко говоря неухоженное - оно и понятно: армии больше эти монстры не нужны, их пытается поддерживать в приличном виде лишь горстка энтузиастов. И если бы не эти люди - и стволы, и платформы и даже рельсы давно порезали бы на металл....Еще пушки спасает то, что в те годы делали все на совесть - металл хоть и покрывается ржавчиной но еще крепок. И это спустя столько лет.
Дальше я пошел на бывшие позиции 130 мм пушек. Тут время и людские руки постарались еще больше. Самих орудий там уже нет, сохранилось только одно и то, вынесено и стоит в одном ряду с вышеперечисленными - прямо на рельсах.



А сами позиции сейчас выглядят так



На одной станине я нашел фамилии комендоров, служивших здесь

С высоты этой батареи вид открывается довольно печальный

Словно обломанные зубы торчат наблюдательные посты, все амбразуры и проемы в стенах либо заварены, либо засыпаны. либо плотно заштукатурены.


Металл бронезащиты наблюдателей срезан почти под корень

Пройдя всю территорию почти до самого забора (часть до сих пор закрыта военными) я вернулся к мотоциклу, сделал еще несколько кадров, собрался и поехал назад.
Буквально через 300 метров я обратил внимание на здание, по конструкции явно относящееся к посторойкам "Красной горки". Двери были открыты, рядом было несколько человек. Остановился, заглянул.


Внутри оказался музей. Само здание изнчально было пороховым погребом, а теперь хранители "Красной горки" устроили в нем экспозицию. Все что я увидел в ней - собрано своими руками на территории форта (после взрыва пороховых погребов 2х батарей в 1918 году части механизмов и боеприпасы разлетелись на большое расстояние) , восстановлено, и приведено в более-менее приличное состояние.
Фото к сожалению не четкое.

Мне провели замечательную экскурсию. Подробно (и что главное - интересно) рассказали историю "Красной горки", останавливаясь на самых ярких и интересных моментах. Когда я спросил - нет ли экскурсии на поверхности, мне ответили - есть, но надо подождать пока хотябы еще пара человек присоединится.
А вообще в музее очень много интересного. Не все сфотографировал к сожалению. Это, например, макет аэродрома, находившегося рядом с фортом. Весь не поместился, очень большой.

Это электроизолятор. Самый обычный. Еще с царским орлом. Найден при раскопках.

Различная копанина. Чего там только не было - и пропеллер сбитого"Юнкерса 88", и вилки-ложки женского зенитного полка (случайно раскопали позицию) и куча стреляных гильз от залпа ИЛ-2....и что самое главное - все можно потрогать, ко всему можно прикоснуться....

На мой вопрос - а на что же живет музей? - мне ответили: на пожертвования посетителей. И тут же уточнили, что мол, дело сугубо добровольное. Темнеменее я с удовольствием выгреб что было в кармане (около 300р) и положил в специально предназначанный для этого ящик

Было-бы больше - дал бы больше, ведь если этих денег не будет - содержать все это будет неначто. И тогда, например, я не смогу привести своих детей сюда и рассказать то, что я знаю об этом месте.И показать.
Домой ехал на подъеме. Неожиданно для меня самого, поездка оказалась даже интереснее чем я ожидал.
Вобщем если будете в тех краях - рекомендую, не пожалеете.

P.S. Если кто поедет - вот план форта, возможно пригодится. Если интересно узнать поподробнее - рекомендую посмотреть этот сюжет
Сел и поехал.
Суббота. КАД не загружен. Держа постоянные 120 незаметно для себя долетаю до дамбы. Немного заблудился в развязке, развернулся, и вот уже еду по узкой извилистой дороге наслаждаясь видами залива. Нос щекочет аромат шашлыков - народ на берегу отдыхает вовсю. Отметив про себя пару мест (надо потом приехать на шашлыкинг) подъезжаю к поселку Лебяжье. На въезде КПП, морпехи выборочно проверяют документы - судя по всему это уже военная территория. У меня ничего не спросили - просто махнули жезлом - "проезжай"
Довольно скоро показался указатель "Прямо Сосновый бор-налево форт". Поворачиваю и офигеваю от неожиданности: дорога мощеная, булыжная, из гранитных валунов. Сохранность отличная, до сих пор кое где даже бордюрные камни целы. Хотя конечно ехать по ней, даже на ТА удовольствие то еще. Трясет ужасно. Свернул на обочину, встал и поехал гораздо комфортнее.

Дорога вилась через лес с пару километров. Потом показались дома самого поселка. Перемахнув через жд переезд спросил у двоих проходящих военных где находятся знаменитые пушки. До перекрестка и налево - и я двинул туда. Тут дорога похоже проходила на месте старой железнодорожной ветки - в земле поперек дороги через равные промежутки видны истлешие бревна.

Изза очередного поворота показался ствол орудия, которое давно уже стало визитной карточкой "Красной горки" - 305 миллиметровое чудище на железнодорожном лафете посторойки 30х годов.
Любопытно что ствол довольно старый - на нем выбито 1914 год. Стоял когдато на броненосце "Император Александр III", потом после многих перепетий попал в форт "Красная горка". Побывал и у немцев и у финнов....


Но это орудие попало сюда уже после войны. А в Великую Отечественную по территории ездило 180мм орудие - меняло позиции (похоже что та дорога со шпалами в земле как раз и есть часть этих позиций)
Вот оно.


Конечно, состояние у экспонатов мягко говоря неухоженное - оно и понятно: армии больше эти монстры не нужны, их пытается поддерживать в приличном виде лишь горстка энтузиастов. И если бы не эти люди - и стволы, и платформы и даже рельсы давно порезали бы на металл....Еще пушки спасает то, что в те годы делали все на совесть - металл хоть и покрывается ржавчиной но еще крепок. И это спустя столько лет.
Дальше я пошел на бывшие позиции 130 мм пушек. Тут время и людские руки постарались еще больше. Самих орудий там уже нет, сохранилось только одно и то, вынесено и стоит в одном ряду с вышеперечисленными - прямо на рельсах.



А сами позиции сейчас выглядят так



На одной станине я нашел фамилии комендоров, служивших здесь

С высоты этой батареи вид открывается довольно печальный

Словно обломанные зубы торчат наблюдательные посты, все амбразуры и проемы в стенах либо заварены, либо засыпаны. либо плотно заштукатурены.


Металл бронезащиты наблюдателей срезан почти под корень

Пройдя всю территорию почти до самого забора (часть до сих пор закрыта военными) я вернулся к мотоциклу, сделал еще несколько кадров, собрался и поехал назад.
Буквально через 300 метров я обратил внимание на здание, по конструкции явно относящееся к посторойкам "Красной горки". Двери были открыты, рядом было несколько человек. Остановился, заглянул.


Внутри оказался музей. Само здание изнчально было пороховым погребом, а теперь хранители "Красной горки" устроили в нем экспозицию. Все что я увидел в ней - собрано своими руками на территории форта (после взрыва пороховых погребов 2х батарей в 1918 году части механизмов и боеприпасы разлетелись на большое расстояние) , восстановлено, и приведено в более-менее приличное состояние.
Фото к сожалению не четкое.

Мне провели замечательную экскурсию. Подробно (и что главное - интересно) рассказали историю "Красной горки", останавливаясь на самых ярких и интересных моментах. Когда я спросил - нет ли экскурсии на поверхности, мне ответили - есть, но надо подождать пока хотябы еще пара человек присоединится.
А вообще в музее очень много интересного. Не все сфотографировал к сожалению. Это, например, макет аэродрома, находившегося рядом с фортом. Весь не поместился, очень большой.

Это электроизолятор. Самый обычный. Еще с царским орлом. Найден при раскопках.

Различная копанина. Чего там только не было - и пропеллер сбитого"Юнкерса 88", и вилки-ложки женского зенитного полка (случайно раскопали позицию) и куча стреляных гильз от залпа ИЛ-2....и что самое главное - все можно потрогать, ко всему можно прикоснуться....

На мой вопрос - а на что же живет музей? - мне ответили: на пожертвования посетителей. И тут же уточнили, что мол, дело сугубо добровольное. Темнеменее я с удовольствием выгреб что было в кармане (около 300р) и положил в специально предназначанный для этого ящик

Было-бы больше - дал бы больше, ведь если этих денег не будет - содержать все это будет неначто. И тогда, например, я не смогу привести своих детей сюда и рассказать то, что я знаю об этом месте.И показать.
Домой ехал на подъеме. Неожиданно для меня самого, поездка оказалась даже интереснее чем я ожидал.
Вобщем если будете в тех краях - рекомендую, не пожалеете.

P.S. Если кто поедет - вот план форта, возможно пригодится. Если интересно узнать поподробнее - рекомендую посмотреть этот сюжет
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now