У горной речки говор страстный,
И сил безудержных стремленье,
Покорность водорослей красных
И берегов сопротивленье…
Ольга Альтовская
Введение
В рамках предыдущего похода (Последний перегон) не удалось достигнуть одной из целей маршрута: Атыш-Сумгана.
Атыш-Сумган переводится как «Атыш нырнул» - здесь река Атыш уходит под землю, что бы через несколько километров низвергнуться красивейшим водопадом нашего региона в долину реки Лемезы. Некоторые источники утверждают, что Атыш-Сумган – подземный водопад.
Плюс к этому, соратники по увлечению, планируя летний рейд по периметру Челябинской обл., включили в него участок практически того же района: Катав-Ивановск - Искушта – Инзер. Участок был под вопросом для тяжелых эндуриков путешественников – требовалась проверка на проходимость.
Объединив обе задачи, стал собираться в поход выходного дня...
Отчет получился своеобразным – с уклоном в сторону описания путей для мотопутешественников.
День первый. Индеец
Что бы за короткие выходные все успеть, выехал в пятницу вечером. От родного города Миасса до свертка на Катав-Ивановск бодро дожужжал по трассе М5 - тут ничего интересного. От трассы до города идет отличная асфальтовая дорога, совершенно не загруженная.
Катав-Ивановск симпатичный горный городок, раскинувшийся на берегу большого пруда в окружении интересных скальных выходов… Красиво, особенно со скал, на которые я, неудержавшись от соблазна, заехал…


Ближе к поселку Лемезы пошел грейдер. Широкий, укатанный, с ямками, но ехать можно на все деньги. Пылища столбом – лечу вперед. Сразу перед поселком сворачиваем налево – здесь дорожка пошла поуже и поразбитей. Немного проехав от Лемезов , важно не пропустить правый сверток к первому броду (всего их будет четыре). Дорога идущая от развилки прямо – 14 километров в никуда…
Брод не сложный – дно твердое, глубина не большая, валунов на дне не замечено.

Дальше идет на удивление твердая и не разбитая дорожка. Узкой лентой вьется она по склону горы, А слева, в небольшом ущелье весело журчит по камням прекрасная Лемеза. Красота!
Долго ли коротко ли – подъезжаем к броду через Лемезу.

Солнце клонится к закату – встаю на ночлег прямо за бродом. Вокруг высокая трава, а в ней наверняка толпы клещей. Поэтому располагаюсь на небольшом каменистом пяточке прямо у дороги, полагая, что до деревень далеко, и ночью вряд ли кто-то сюда прискачет.

Индеец прискакал на коне марки «Восход» с противоположной стороны реки и спрятался за кустами. Сижу – смотрю, что дальше будет. Вот загорелся фонарик и таинственная тень, перейдя реку в брод направилась ко мне.
За индейца я принял жителя Катав- Ивановска. Он так же как и я выехал пораньше на выходные – ловить рыбку в горных речках. Постояли, поговорили… Обрадовал меня штормовым предупреждение на ближайшие дни, рассказывал как всего месяц назад этот брод было невозможно взять на мотике.
Переезжать реку ночью он не стал, и отправился ночевать на свой берег. Ну и я потянулся к палатке. Отбой.

День второй. Черные джиперы.
Утром меня разбудил рев мотоцикла штурмующего реку. Новый мой знакомый дальше выдвинулся – подумал я. Спать уже не хотелось – стал собираться.
По ощущениям – часов пять утра. По ощущениям – потому что часы, как вредное человечеству явление, я оставил дома.
Позавтракав и собравшись – еду дальше.



Потихоньку дорожка вышла на широкий грейдер и повела меня в сторону поселка Искушта.

Над головой висит не то облако не то туман, да так низко что, кажется, можно рукой дотянуться.

От поселка Ассы, дорога серпантином поднимается из долины реки Инзер. Здесь уже асфальт.
Виды наверняка красивые, но сейчас вокруг одно молоко.

Дорога симпатичная – серпантином вьется между гор.

Сегодня у меня хитрый план – переправляться не вброд, а по пешеходному мостику, который узрел на космоснимках.
Еще на подъезде к реке вижу мостик, появляются сомнения, выдержит ли он мотик.





Взобрался на плато и вышел на здоровую Атышскую поляну к Слепому логу. Спешился, спустился к реке Атыш –вода есть, значит и водопад должен быть. Лазить в полной экипировке по крутым склонам через кустарник – то еще удовольствие, а раздеваться лень . Поднялся обратно к мотику и поехал вдоль лога, пока не уперся в гору. Кругом карстовые воронки. Подумав, что логично здесь и должен быть Атыш-Сумган, опять полез в лог.
Увы, низвергающихся потоков воды в черную пропасть я не обнаружил – река Атыш тихо, мирно уменьшалась до размеров ручья, просачиваясь под землю. В конце концов, в последнем поноре, исчезал и этот ручеек.

А судя по количеству бревен, принесенных водой, весной здесь очень бурно.

Для начала заезжаю на саму горку под которую ныряет река.


До этого моросящий, дождь перешел в полноценный. Здесь то и подвела меня моя резина. Хоть и была она когда-то «злой» кроссовой, но сейчас уже здорово «подобрела» и не в силах была зацепиться за мокрую землю – постоянно повисал на подъемах и руслах ручьев.

В какой-то момент, неудачно поднявшаяся из под переднего колеса палка, толщиной в руку, пробивает боковую сумку и выбрасывает меня из седла. В сумке – месиво.
Спустился в поселок, перевел дух и полетел вдоль Лемезы через мертвые поселения на недостигнутый водопад.


А вот и брод через Лемезу. Там, где летом были островки – пенится на камнях вода. В одиночку сюда лезть не следует – еду пешей береговой тропой. Вдоль тропы недавно пробивались и квадрики – хорошо видны их следы.
Над головой сверкает и грохочет – льет дождь. Очки постоянно потеют – видимость никакая. Частенько приходится спешиваться и разведывать направление.
В какой-то момент замечаю отсутствующую трубку вентиляции картера – видать, перескакивая очередное поваленное дерево, оторвал. Полевой ремонт и движемся дальше.
Опять из-за резины зависаю в ручьях и на подъемах. Ручьи бегут в ложбинках, и, спустившись к ним со склона, переднее колесо еще перескакивало русло, а вот заднее намертво увязало.

Попыхтев выбрались к нужному месту – водопад в 200 метрах, но на другой стороне реки. Пробую ножками прошагать перекат – не глубоко, но скольские «живые» камни и течение. Встаю лагерем на каменистой отмели перед перекатом, а на водопад иду пешком.


Созерцанию что-то мешало, толи мокрая одежда и наполненные водой бахилы, толи усталость от насыщенного дня – побрел я обратно к своему лагерю.

Чуть позже стали появляться туристы, которых я обогнал на дороге. Шли они почему то по другой стороне реки, где никаких троп и дорог нет. Кто-то страшно ругался, кто-то смеялся. Растянулись очень сильно – не мог дождаться когда же они все пройдут, что бы мне искупаться и переодеться уже в сухое.
На ужин подавали картошку с сазаном. Отужинав и полюбовавшись наступающим вместе с сумерками туманом, отправился в палатку. Отбой.
…Средь ночи меня разбудил рев моторов. Сразу и не понял сон это или явь.
Вылез – смотрю противоположный берег опять штурмуют люди. На этот раз на трех внедорожниках.



День заключительный. Измученный нарзаном.
Утром поднялся, когда солнце было уже высоко (еле проглядывало из-за туч). Собрался, позавтракал и, уже знакомой, тропой поехал обратно. Вчерашние джиперы сначала тоже пытались по ней идти размесив первые метров 100, и наоставляв мне сюрпризов.


Надо сказать, что еще в предыдущий день стала подклинивать ручка газа. Но то что мешало на бездорожье сейчас превратилось в развлечение: выставляешь ручку газа в положение 100-110 км/ч, убираешь руки и рулишь лишь изменением положения тела. Так и развлекался всю асфальтовую дорогу.
Проезжая поселок Ассы не удержался и заехал на горочку над поселком.

Сам поселок знаменит своей минеральной водой.



Интересно это направление тем, что здесь (прямо вдоль дороги) добывают Лемезит – отделочный камень.





0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now