Предисловие
Дело было в далёком теперь уже 2002 году. Написан этот "Дневник мототуриста" был тогда же скорее для себя с целью прочитать когда-нибудь и вспомнить заново как это было, ну и друзьям дать почитать, была правда мысль отправить этот опус в редакцию "Мото", но там публиковались гораздо более "крутые" пробеги и я эту мысль откинул. На этом сайте мототуристов тоже описываются более интересные и экстремальные путешествия (один тур Саши Тепляковой сотни моих стоит во всех отношениях - преклоняюсь перед ее упорством, решимостью и мужеством) , но возможно этот дневник будет хоть одному человеку интересен, а во вторых мне нигде не попадались статьи о путешествии в Западноукраинские Карпаты - может кто-то что-то почерпнет полезное для себя или прочитав захочет туда съездить. Текст не редактировал, оставил как был. В общем не судите строго.
ДНЕВНИК МОТОТУРИСТА
Как родилась идея съездить на Украину? Совершить большое турне по Украине - это была давняя (так и не осуществлённая) мечта с тех пор как я купил мотоцикл, а было это в далеком 1996 году. Почему не осуществил свою мечту за все эти годы? Да просто все вокруг говорили, что это сумасшествие, что на дорогах творится такое…, опасался, что не везде будет нормальный бензин, да и мой любимый журнал Мото мягко намекал, что спортбайки вообще, и 250 кубовые в особенности для дальних вояжей непригодны. У меня уже седьмой год Kawasaki GPZ 250RR. Типичный спортбайк, только маленький. До этого самая дальняя поездка была в Тулу, несколько поездок в Тверскую область на Иваньковское водохранилище и ежегодные покатушки в «Мотоярославец». Последнюю каплю в принятии решения о поездке сыграла статья и рассказ моего знакомого Романа Гришина «Китайская авария» о его поездке на байке в Китай.
Вначале я собирался просто приехать в город Хмельницкий и несколько дней погостить у брата Пети (Пэдро). Но из его электронных писем я понял, что он не прочь махнуть в Карпаты. Идея мне понравилась, и я стал готовиться. Маршрута на тот момент у нас не было, но было решено, что поездка будет полностью автономной. На все про все у меня было 12 дней из них на Карпаты по объективным причинам нам выпадало максимум 4 дня.
***ДЕНЬ ПЕРВЫЙ***.
Рано утром Отец пришел проводить меня, помог упаковаться, сфотографировал и помахал ручкой. Выехав рано утром 6 июня я начал первым делом прислушиваться к своим ощущениям. Как ни странно мандража который был вечером во время сборов уже не было. Первым чувством был небольшой страх перед неизвестностью в дороге и всем тем что меня ждет. Прислушивался к мотору и поведению мотоцикла - все было в порядке тем более, что байк я недавно обслужил по-максимуму. Правда выехал я почти на лысой задней резине… Второе ощущение, которое я заметил - замерзающие руки. На улице было градусов 10 и я к тому времени пересек всю Москву. Не знаю от этого или от чего другого но разогнавшись до намеченных крейсерских 90 км/ч я незаметно для себя замедлялся до 80 км/ч.
Хоть мотоцикл и позволял ехать с багажом около 140-150 км/ч, скорость 90 км/ч была выбрана не случайно, просто торопиться мне было некуда, хотел побольше увидеть во время пути, да и настрой был такой, чтобы ехать «отдыхаючи», а скорость 90 на моём байке как раз самая комфортная скорость… Неподалеку от Москвы меня поприветствовала парочка хиппи-не хиппи, но в общем «свои люди» с гитарой. Вроде бы мелочь, а приятно… Через 118 км пути в зеркало заднего вида заметил что мой багаж съехал с сиденья и болтается где-то на правой выхлопной трубе. Поправил, поехал дальше, через 5 км пришлось поправлять еще раз, но посте третьего раза я уже не выдержал и решил все что сзади переупаковать заново. Надо сказать, что багажа у меня набралось довольно много. Спереди (лучше чувствуются габариты) поперек мотоцикла у меня как обычно была привязана к зеркалам палатка, на баке закрепленный резинкой ехал шлем для брата (который я кстати использовал как бардачок - поднял забрало и достал бутылку), а на сиденьи за мной спальный мешок, адаптированный под мотоцикл туристический коврик и рюкзак, за всем этим располагался небольшой кофр AXS. После того как я багаж разместил иначе и перевязал заново, обойдясь вдвое меньшим количеством веревок ехать стало даже удобнее, т.к. в районе поясницы появился упор, которым я неприминул воспользоваться. Следующее что я почувствовал было желание размять «пятую точку». Удивило то, что это случилось после 250 км пути, т.к. во время первых поездок на мотофестивали это желание появлялось чуть ли не через 50 км. После первой заправки рассчитал расход бензина - вышло 4,9 л/100км. Расход для меня был очень важен, т.к. часто останавливаться на заправках не хотелось, а резерв у меня не работает, и единственным ориентиром для меня был километраж. Остановился заехав в лесок, прочитал SMS-сообщения, от жены и Брата. Во время «одиночного плавания» получить весточку особенно приятно.
Больше всего мне не понравилось прохождение границы. Сразу после первого шлагбаума подскочил ко мне шустрый парень в штатском и направил в один из вагончиков. Там мне сообщили что надо оформить украинскую страховку гражданской ответственности. Оставил в том вагончике 358 рублей. Выйдя оттуда меня не покидало ощущение что цифра эта во первых «среднепотолочная», т.к. две девицы вычисляли ее как-то долго и неуверенно, а во вторых что оформление этой страховки вещь необязательная. Помимо этого не понравилось что приходится заполнять кучу бумаг (под конец я техпаспорт знал почти наизусть), что с тебя норовят содрать побольше и при этом вокруг байка собирается куча служивых и задает одни и те же вопросы. На украинской границе случайно узнал, что страховку можно было оформить на украинской таможне и обошлось бы это в 10 гривен, т.е около 58 рублей! Неплохо зашибают бабки на границе на нашем незнании, т.к. преподносится это все как платеж обязательный. Кстати на украинской границе мне пришлось оформить обязательство, из которого следует, что я должен в течение 2-х месяцев вывезти байк с территории Украины. На обоих таможнях оставил в общей сложности около 15$.
В г.Батурине меня остановили первые ДАИшники. Я оказывается превысил скорость на 10 км/ч (хорошо, что меня предупредили встречные машины, а то получилось бы не на 10 км/ч, а в 2 раза больше положенного). Посмотрели документы, страховку (за всю поездку ею больше никто не интересовался) и разговор перешел в русло ознакомления с моим мотоциклом. Выслушав мою лекцию минут на 10 меня отпустили с миром. Пользуясь случаем попросил их замерить скорость радаром, вышла разница со спидометром в несколько км/ч. В том же г. Батурин, на первой же украинской заправке мне якобы залили в бак 13л бензина при том, что я точно знал, что туда никак не могло влезть больше 10 литров. Долго препираться не стал, т.к. я не посмотрел сколько было на счетчике колонки (там на ноль не сбрасывается). К слову сказать, такие колонки мне попадались не раз, но случай обмана был единственный за всё путешествие.
Как-то незаметно обнаружил, что при резком открытии ручки газа байк как-то подергивается (как при недостатке бензина) и стреляет глушителем, к тому же отказывался устойчиво работать на холостых. Поскольку ехал я в основном 90 км/ч а он позволял еще немного ускориться, то решение этой проблемы я решил отложить до приезда в Хмельницкий.
После границы проехал еще километров 150 и начал искать подходящее место для ночевки. Место я искал такое, где была бы мобильная связь и речка. Для этого повесил мобильник перед глазами на палатку, а когда связь появилась, то стал искать место у реки, но в тех местах с этим уже оказалась напряженка и мне пришлось просто заехать в лес. Проехав пару километров по лесу я понял что дальше не значит лучше и решил развернуться и заехать на примеченную полянку в начале леса. Видимо мысли мои были заняты чем угодно, но только не управлением, и на повороте я мягко лег на песочек. Все бы ничего, но колеса оказались выше руля, а при попытке подъема байка колеса по песку съезжали дальше. Две попытки не увенчались ничем. Оставался правда вариант полной разгрузки, но этот вариант растягивался по времени. Третья попытка на пределе возможностей чудом удалась, но байк после установки в нормальное положение не заводился, т.к. пока он лежал залились карбюраторы (вакуумный клапан как и резерв тоже не работал). Возню с мотором решил оставить на завтра и вручную покатил байк к приглянувшейся поляне. А приехав на поляну и пройдясь по ней нашел кучу не то овечьих, не то козьих голов, не обратив на это особого внимания пошел искать место дальше. Когда же мне тут и там стали попадаться свежие копыта, внутренности и прочее, мне как-то стало не по себе и я поспешил из этого леса убраться подальше. Слил из карбюраторов бензин и быстренько все завелось (наверное со страху). Второй лес мне не понравился своей сыростью. Остановился в третьем когда уже начинало смеркаться проехав в этот день 730 км. Больше всего с той стоянки запомнилась еда приготовленная на костре и возможность наконец-то растянуться в теплом спальнике. Вещи все убрал в палатку, байк поставил на сигнализацию и почти сразу уснул.
*** ДЕНЬ ВТОРОЙ ***
Разбудило меня пришедшее SMS-сообщение от брата, где он желал мне доброго утра и интересовался как у меня дела. Написав всем родным SMS что у меня и как, и плотно позавтракав начал собираться в дорогу.
На следующей заправке подъехали ДАИшники и один из них предложил дать ему прокатиться. Надо было как-то отшутиться и я предложил поменяться. Каково же было мое удивление, когда выходя из машины он сказал «Ладно давай, только мигалки с сиреной не включай». Пришлось сослаться на лысую резину, и что эта затея вообще опасна, т.к. «это не байк, а вааще машина-зверь», плавно переводя разговор на очередную лекцию.
По дороге выпала бутылка со спрайтом (лежала не в шлеме) почему-то стало лень возвращаться, хотя пить было больше нечего, но когда через несколько километров вылетела из своего гнезда карта тут уж пришлось вернуться.
На въезде в Киев меня очень бурно приветствовали ребята на девятке и похоже, что очень хотели чего-то спросить, но у меня честно говоря не было никакого желания читать очередную лекцию, тем более что судя по их «приветствиям» компания была «тёпленькая». Благодаря моей московской привычке лавировать между машинами, я помахав им ручкой занялся «дорожным слаломом» и девятка моментально отстала. Киев проехал через центр и как бы на одном дыхании. Очень жалею что ни разу не остановился сфотографироваться в интересных местах. Думал на обратном пути...
Проезжая по двухполосной дороге за Киевом и читая SMS на ходу уронил перчатку. Пришлось возвращаться «против шерсти» и надо же…- первая машина которая ехала была ДАИшная. Сердце екнуло, но они проехали мимо лишь покачав головой. В Житомире и Бердичеве пришлось покарулесить по городу часто спрашивая дорогу. Хорошо хоть не блуждал. Особенно не понравились дороги в этих городах - разбитые донельзя. Вечером въехав в г. Хмельницкий первым делом выразил бурную радость по поводу того, «что я сделал это» петляя по дороге, прыгая на подножках и крича стоя троекратное ура. На ходу толкнул заранее написанную SMS брату, что мол встречай. Проехал через родной город «дождей и таксистов» где меня и встретил первый за всю дорогу дождик, а вскоре была радостная встреча с братом, застолье, и долгие расспросы - рассказы.
***ДЕНЬ ТРЕТИЙ***
Этот деньначался с тяжёлого бодуна и впоследствии был посвящен сборам, выработке маршрута, а также подготовке байка к дальней дороге - смазка и подтяжка цепи, долив масла, прочистка карбюраторов, которые были перебраны, продуты и прочищены до блеска. Особое внимание уделили одежде, т.к. по прогнозам погоды из всех источников следовало что вся поездка будет под дождем. Дома вечером перелопатили интернет на предмет поиска интересных мест в Карпатах, обмусолили карты и пришли к выводу, что маршрут должен быть около 1000 км, но при этом быть кольцевым, т.е. проходить таким образом, чтобы не ехать по одной и той же дороге дважды. Главной точкой нашего путешествия было выбрано озеро Синевир - жемчужина Карпат. Озеро это расположено на высоте 939 метров и занимает площадь от 4 до 7 гектаров и глубиной в среднем 8-10м а наибольшая 22м в зависимости от времени года и выпадающих осадков. В народе это озеро называют «Морским оком», т.к. посредине озера имеется малюсенький островок видимо и придающий озеру с высоты вид глаза. Названо оно в честь двух влюбленных из легенды Сині і Вирії. И вот посовещавшись мы наметили следующий маршрут: Хмельницкий - Каменец-Подольский - Черновцы - Сторожинец - Вижница - Косов - Верховина - Ворохта- Яблоницкий перевал - Рахов - Буштына - Синевирская поляна - оз.Синевир - Межгорье - Долина - Стрый - Трускавец - Дрогобыч - Ходоров - Бережаны - Калуш - Ивано-Франковск - Тернополь - Войтовцы -Хмельницкий.
***ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ***
Выехали не очень рано утром и уже сразу за Хмельницким, когда начались спуски и подъемы понял, что с байком все-таки что-то не то, и надо что-то делать. Оттягивал момент ремонта, но ничего не менялось и на 70-м километре пути нашли расширение асфальта, где и занялись поиском неисправности. Чего мы только не делали - и свечи меняли и бензокран продували и контакты зачищали. Подергал я пучок проводов идущих к коммутатору и о чудо: появились холостые обороты, да и мощность прежняя вроде вернулась. Пока мы этим всем часа 2 занимались вспотели ужасно, т.к. оделись по обещаной погоде т.е. с расчетом на проливные дожди, посадили аккумулятор и залили карбюраторы. Попытка завести с толкача ничего не дала, только еще больше вспотели. Решили толкать до следующего спуска около 500м. С горки байк завелся и мы с радостью ощутили пусть слабое, но все-таки охлаждающее действие встречного ветра. В Каменец-Подольском остановились на мосту через речку Смотрич. Зрелище открывшегося вида напомнило мне Grand Canyon в штатах, который не раз видел на фотографиях и по телевизору. Масштаб правда не тот, но 40 метров пропасти скалистые и обрывистые берега маленькой речушки впечатляют. На середине моста работает «Тарзанка», но желающих почему-то не находилось. Кстати, потом я узнал, что якобы у оперативников Каменец-Подольской милиции есть традиция: в «опера» берут только после прыжка с тарзанки… В Каменец -Подольском есть еще старая и очень красивая крепость, но мне она по дороге на глаза не попалась, а Пэдро промолчал, так что мы ее не увидели. В Черновцах поехали по указателю на Сторожинец, и попали в окраины города по которым долго блуждали и «язык который до Киева доведет» никак не мог нас вывести на нужную дорогу. Из-за этих блужданий (было не до того, да и ездили не там) мы не увидели толком очень красивый город, который на самом деле имеет своеобразную старинную архитектуру. После 208 километров пути не доехав до столь желанного в свое время Сторожинца сделали остановку. Сняли с себя лишнюю одежду, легли в травку - какое блаженство… Разлеживаться правда особо не стали и поехали после небольшого перекусона дальше. По дороге на очередном подъеме с выездом через «сплошную» я лихо обошел жигули, еще и посигналив чтоб подвинулся. Оказалось это машина ДАЇ, только без мигалки… опять пронесло. За 18 километров до Вижницы кончился бензин. Достали НЗ - литровую бутылку. На ближайшей заправке пришлось залить 5 литров 92 - го добавив октан-бустера. Октан бустер я правда и потом иногда подливал в бак из соображений очистки. Особых изменений в поведении двигателя отмечено не было, но эксперимент этот был вынужденный и потому на ближайшей заправке залили 95. В районе Косова спуски и подъемы все больше стали похожи на горные серпантины, т.е. начались собственно горы. По моему глубокому убеждению там начинается мотоциклетный рай, т.к. только на горных серпантинах и можно почувствовать всю полноту ощущений от езды на мотоцикле. В районе Верховины увидели вдалеке снежные вершины, но Пэдро сказал, что подъедем поближе, там и сфоткаемся. К слову больше мы эти вершины так и не увидели, хотя проезжали совсем рядом. В Верховине сфотографировались на фоне стеллы, на которой есть надпись «Ось Жаб'е столиця Гуцульщины», из чего в моём вольном переводе на русский следует, что это место раньше называльсь Жабье (что-то вроде лягушатника) и что оно является столицей народности гуцулов. На одном из перевалов между елками заехали на малюсенькую полянку в поисках места ночлега, но Пете место это не понравилось и мы поехали дальше. Остановились у шлагбаума перекрывающего лесовозную дорогу проехав от дома 345 км. Объехать шлагбаум даже на байке не представлялось никакой возможности, и я уже собрался отъезжать, но Пэдро попросил у меня ключи от дома и как ни странно открыл висячий замок!!! Он потом объяснил это тем, что мол, леснику или бригадам лесорубов неохота таскать ключи от каждого шлагбаума, вот они и делают замки универсальными. Проскочить шлагбаум это полдела, а вот попасть на байке на симпатичного вида полянку - это еще целая история, т.к. лесовозная дорога узкая и имеет глубокую обочину. Чтобы утром байк не помешал какому-нибудь лесовозу мы по еловым веткам перетащили кое-как разгруженный уже байк. Рядом с полянкой протекала горная речушка с хрустально-прозрачной водой. Много раз я до и после этого пил воду из подобных речушек и водопадов, но ни разу мне не пришла в голову мысль, что там может быть какая-нибудь химическая гадость. Засыпая мы периодически вспоминали интересное, что видели в этот день. Единственное чего мы в этот день так и не увидели это дождь…
***ДЕНЬ ПЯТЫЙ***
Разбудили нас чьи-то голоса, оказывается это шли рабочие на лесоповал, заметили байк и внимательно его на галантном расстоянии рассматривали. После завтрака и сборов начался мелкий дождик, который сопровождал нас весь этот день. В Ворохте подъехали сфотографироваться на фоне комплекса летних трамплинов. Задерживаться там мы не стали, т.к. в Ворохте мы были в прошлом году, а там действительно есть что посмотреть. На трамплин есть подъемник, а с трамплина открывается такой вид… Там же в Ворохте есть канатная дорога длиной около 1,5 км на одну из вершин. Виды оттуда тоже завораживают. После Ворохты заехали в деревню Микуличин. Примечательна она тем, что это самая длинная деревня в Европе - 18 км по шоссе и 24 всего. Для нас она была примечательна еще и тем, что в прошлом году мы останавливались на 4 дня в частном секторе и решили проведать гостеприимных хозяев. Хозяина правда не застали, т.к. они были на работе, а вот хозяйку - гостеприимную пани Аню застали. Попросили чайку, но несмотря на отговоры что мы недавно плотно поели (так оно и было) были накормлены сытным украинским борщом. Очень необычно стоит их большой и ухоженный дом - просто посреди лужайки, ни цветников, ни сада, ни кустиков - в тех краях своя, особая архитектура… Оставив сувенир мужскому населению этого дома в виде маленького магарычика, сфотографировались и двинули дальше. Следующая остановка была на высоте 931м на Яблоницком перевале. За перевалом начиналась Закарпатская область - самая что ни на есть Западная Украина. На перевале организован целый рынок сувениров в основном деревянных. Очень общительный продавец так здорово расхваливал свой товар, что мы с Петей не удержались и купили себе по курительной трубке из корня вишневого дерева… Кроме того, словоохотливый продавец рассказал, что еще интересного будет попадаться по дороге. От него же узнали, что вчера в ту же сторону куда мы едем проехали четыре мотоциклиста из Австрии на ВМW. Пока мы выбирали сувениры эти самые мотоциклисты почему-то уже ехали обратно. Посмотрели на наш номер, поприветствовали нас, но к сожалению не остановились, а жаль, т.к. с момента выезда из Москвы и до самого возвращения я не встретил НИ ОДНОГО брата по разуму, т.е. даже ни одного байкера я уж не говорю про мототуристов.
За перевалом дорога стала еще круче, и что самое удивительное, очень неплохая дорога иногда чередовалась с очень разбитыми участками. Надо отдать должное местным дорожным строителям, т.к. о таких участках предупреждали большие щиты с надписью «Увага! Аварийно небезпечна дилянка» т.е. «Внимание! Аварийно-опасный участок» и при этом эти щиты и знаки «крутой поворот» стояли только там, где это действительно необходимо. На одном из множества живописных поворотов дороги идущей вдоль реки Тиса остановились сфотографироваться у водопада. Познакомились с днепропетровцами на Мицубиси Галант. Оказалось, что они тоже едут на озеро Синевир. Потом мы друг друга часто обгоняли или вместе останавливались и они нас фотографировали. За г. Рахов примерно в 20 км проехали через контрольный пропускной пункт. Нам говорили, что там у нас проверят паспорта, т.к. это приграничная с Румынией зона. Если верить карте, то от этой дороги идущей вдоль границы до самой границы всего пару километров. Петины опасения не оправдались (у него с собой не было паспорта, а было только водительское удостоверение), т.к. на КПП никого не оказалось, то мы не останавливаясь поехали дальше. Проехав еще несколько километров мы остановились в географическом центре Европы, о чем свидетельствовал целый мемориал. В этом достопримечательном месте мы сфотографировались, немного отдохнули и тронулись в путь. Тронулись от впечатлений видимо слишком резво, т.к. в промежутке между стоянкой и дорогой заднее совершенно лысое к тому времени колесо попало в грязь, а я еще и газу поддавал…. Байк груженый всем нашим снаряжением и совсем не худеньким Пэдро я удержать так и не смог, и мы позорно растянулись прямо посреди дороги в самом центре Европы… Символично блин… Зрителей правда почти не было. Встали, подняли байк, начали осматривать последствия. Байк почти не пострадал, поцарапались и провернулись зеркала, но им к этому не привыкать, а вот обтекатель треснул на старом месте, хорошо, что хоть радиатор не потек. У меня где-то в глубине мотобота болела ступня и сквозь разорванный на коленке дождевой комбез светились белыми нитками порваные джинсы. У Пэдро чуть подрана ткань комбинезона на коленке и болело плечо. Позже заметили, что протерся об асфальт чехол от палатки привязанной к зеркалам. Поделившись ощущениями и впечатлениями от падения и выяснив причину нашего бреющего полета, мы осторожненько двинули дальше. Кстати после этого падения трогаясь с места на обочине или просто «подозрительном покрытии» Пэдро ни разу не забыл напомнить мне, что «трогаемся потихонечку», а когда я лихо приближался к повороту или быстро его проходил, то чувствовал как Пэдро весь сжимается… Да и я если честно поначалу ехал по-другому. Дорога между Вел. Бычковым и Буштыно пролегала по равнине между двух хребтов, и где-то за левым берегом была Румыния. Особенно запомнился населенный пункт Бiла Церква. А запомнился он архитектурой. Прямо какая-то украинская Санта-Барбара. Все домики и территории ухоженные, в окнах стеклопакеты, а их прикрывают рольставни, кровля из современных материалов. А заборы… Заборы вообще произведение искусства, т.к. штакетник прибит не плашмя а ребром и имеет как правило довольно сложную форму, так что при виде сбоку забор образует плоскость очень сложной конфигурации. Подобные заборы и домики мы периодически встречали и в других населенных пунктах, но в таком количестве ни разу. Иногда в этом чудесном месте мы проезжали мимо настоящих средневековых замков или дворцов в миниатюре и на мой непросвященый в архитектуре взгляд, вкус местных архитекторов просто безупречен (не то что вездесущий Новорусский стиль в подмосковье). Вот так вот и проехали мы всю эту красоту (скорее всего с открытыми ртами) забыв сфотографировать хотя бы один домик. Петя даже пошутил: «А ты границу с Румынией случайно не пересекал?».
В Буштыно мы проскочили поворот на Колочаву, но поворачивать назад нам не хотелось, тем более что как нам объяснили местные жители в следующей деревне будет поворот на ту же дорогу. Правда при этом выражалось сомнение, что мы сможем доехать до Синевира, т.к. 2 года назад было сильнейшее наводнение и дорога размыта. Правда, на участке от Буштыно до оз. Синевир попадались места, где от асфальта остались лишь воспоминания, но даже там можно проехать на любом байке даже Gold Wing. Где-то километров за 20-30 до оз. Синевир мы остановились у плотины через реку Теребля. Плотина с наклонной плоскостью по которой текли белые потоки впечатляла своими масштабами (высотой около 30м), а за ней изумрудная гладь искусственного озера… Эту красоту передать не может даже фотография, это надо увидеть своими глазами. К большому сожалению у нас было мало времени и мы не искали смотровой площадки и не спускались к озеру, а от него нас закрывал лес с редкими просветами. Перед озером Синевир несколько раз проезжали мимо шлагбаумов и людей в будках, но поскольку нас никто не останавливал, то мы и не тормозили. За километр до озера нас остановил работник безопасности Национального природного парка Синевир и растерянно смотрел на нас видимо думая что с такой экзотикой делать, я спросил его правильно ли мы едем (хотя прекрасно знал, что правильно) он сказал что правильно. Обычно я в таких случаях говорил спасибо и ехал дальше, но в этот раз немного замешкался и этого времени хватило, чтобы служивый сообразил что с нас надо взять деньги. Больше всего огорчила нас не сумма которая оказалась символической - меньше доллара, а то, что здесь нельзя ставить палатки и разводить костры. Решив что на месте разберемся, ну по крайней мере хоть на озеро посмотрим, мы поехали штурмовать последний километр. Именно штурмовать, т.к. к озеру вела узенькая асфальтированная дорога местами головокружительной крутизны. Петя меня просил не газовать, т.к. опасался что байк вот-вот опрокинется. Газовать у меня желания и у самого не было, т.к. периодически я чувствовал, что переднее колесо на кочках и так отрывалось от дороги. Подъем прошел благополучно и Пэдро пошел выяснять обстановку и договариваться с официальными лицами. Я тем временем прикинул километраж. В этот дождливый день по горным дорогам с остановками в интересных местах мы проехали всего около 230 км. Вернувшись Пэдро подтвердил, что все, что нам нужно здесь запрещено, но есть надежда расположиться поодаль. Начинало смеркаться и стала закрадываться предательская мысль "а не снять ли нам комнату или домик", т.к. тут была небольшая база отдыха. Около получаса ждали коменданта, который как раз кому-то выделял апартаменты. Человеком он оказался понимающим, проводил нас до места стоянки, а поскольку был дождь, то и помог толкать буксующий лысой резиной пустой байк по размытой тропинке-грунтовке до полянки на склоне, т.к. въехать на эту самую верхнюю поляну уже не было никакой возможности. Байк закатили в кусты и потащили вещи на поляну расположенную еще выше и начали располагаться. Комендант попросил его не подводить (т.е. не мусорить, в другом месте не располагаться и не оставлять непотушенный костер). Поставили палатку, побросали туда вещи и занялись костром и ужином. Долго не удавалось разжечь костер из совершенно сырых дров, но НЗ принципиально трогать не хотелось. Но как говорится «Если долго мучиться - что нибудь получится» и через полчаса костер начал разгораться и в сторону администрации начала стелиться такая дымовая завеса… Тяпнув по маленькой за достижение намеченной цели пошли спать. Когда устроились в спальных мешках в который раз за этот день пошел дождь…
***ДЕНЬ ШЕСТОЙ***
Прежде всего мы хорошенько выспались и решили посвятить этот день отдыху и просушке вещей, т.к. светило яркое солнышко. Погуляли по берегу озера. Видели очень много мальков. Стоило в воду просто плюнуть, как в этом месте образовывался просто живой клубок из мальков. На дне видели рака. Вода в озере кстати очень прозрачная - видно на несколько метров. В лесу видимо-невидимо черники, но она еще совсем зеленая. Кстати во всех трех местах, где мы останавливались на ночевку натыкались на ягодные заросли, но не сезон…Прошлогодний опыт (а дело тогда было в августе) свидетельствует о том, что в тех краях «до хочу но больше не могу» можно наесться черники, ежевики малины. Очень много грибов, но при этом местные грибники собирают только белые…
Немного пофотографировались на фоне живописных пейзажей. Особенно впечатлил диаметр брёвен из которых вырезаны деревянные персонажи из легенды. К середине дня закралась мысль «а не двинуть ли нам сегодня дальше?», т.к. место стоянки нам обоим не понравилось тем, что расположены мы были не на берегу этого чудесного горного озера, а метрах в двухстах да еще с подъемом по крутому склону. Дело было к вечеру, но единогласно было принято два важных решения: сегодня двигать дальше, и немного сократить маршрут вместо Долина - Стрый - Трускавец - Дрогобыч - Ходоров - Бережаны - Тернополь решили ехать по маршруту Долина - Калуш - Ивано-Франковск - Тернополь чтобы последний день не был похож на ралли-рейд. От знаменитой трускавецкой минеральной водички пришлось отказаться.... Собрались, подъехали к помосту - смотровой площадке на озеро, еще раз сфотографировались. Пока фотографировались вокруг байка собралась небольшая толпа. Кто-то спросил сколько дней от Москвы добирались, я ответил что пять, следующий вопрос был а куда дальше, я ответил что вот посмотрели на озеро, теперь назад - домой. Нависла гробовая тишина, надо было видеть их вытянувшиеся лица и глаза по семь копеек!!!
Не успели мы отъехать от озера и десятка километров как попали в ливень, который поливал нас часа полтора или два. Иногда серпантины сменялись идеальными прямиками на которых даже в ливень на лысой резине не удерживался чтоб не открутить до 110. Дорога стала немного другой, периодически она пролегала по большим и маленьким межгорным долинам, а на перевалах открывались чарующие виды. Поскольку выехали мы вечером, то через пару часов начали поиски очередного места для ночевки. Местом этим оказалась симпатичная полянка неподалеку от горной реки. Река была довольно большая, и несмотря на прошедшие дожди вода в ней была довольно прозрачна. На этой стоянке удалось найти поваленную березу и благодаря ободранной бересте костер разгорелся с первой спички. Поскольку палатка была близко от реки, а в этом месте на ней были перекаты, то сон пришел под размеренный рокот горной реки…
***ДЕНЬ СЕДЬМОЙ***
Дорога стала еще более ровной, можно сказать, что проехав от места стоянки километров 50 горы как таковые кончились. Как обычно периодически останавливались в интересных местах, но после тех красот, что мы проезжали все это уже казалось обычным или красота приелась? Дорогу омрачало заднее лысое колесо. Оно и раньше потихоньку травило воздух, но подкачки малюсеньким ножным насосом на день хватало. Из-за того, что оно сильно истончилось оно стало слабее сопротивляться проколам, что в конце концов и случилось. В Тернополе заехали в шиномонтаж там нам его заклеили нашим же набором для бескамерных шин, но через километров 50 остановились выполнить эту нехитрую процедуру еще раз. Делал я это первый раз и первый «шнурок» ушел в колесо «с концами», пришлось повторить. Дорога проходила через п.г.т.Войтовцы где прошло мое детство и где живет наша бабушка. Естественно мы туда заехали. Пока мы катались по Карпатам туда приехали мои родители. Была такая встреча с распросами - рассказами! Немного отдохнув и вдоволь наговорившись поехали мы в Хмельницкий, до которого оставалось всего 46 родных километров. По пути пришлось конопатить колесо еще раз в том самом месте, правда этим до самой Москвы заниматься больше не пришлось. Эти 46 километров изобилующие поворотами (раньше их было кажется 76) я раньше проезжал наверное сотню раз на машине в том числе и за рулем но насколько по-другому эти раздражающие раньше повороты воспринимались на мотоцикле…это просто песня! Если не считать ремонта колеса то эти километры пролетели как на одном дыхании. В Хмельницком одометр показал 1000 км. Если учесть, что он врет в меньшую сторону (у меня стоит резина повыше), то на самом деле пройдено около 1030 км.
***ДЕНЬ ВОСЬМОЙ, ДЕВЯТЫЙ И ДЕСЯТЫЙ***
Эти три дня были посвящены покатушкам, походам по гостям, и "закладыванием за воротник", так что День одиннадцатый как и третий начался с сильного Бодуна.
***ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ***
Погода была замечательная и я налегке (в смысле одежды) отправился в путь. Не доезжая Хмельника меня застал первый дождь. Тучка была маленькая и пока я одевал дождевой комбез под деревом, дождь уже закончился. Комбез правда я снимать не стал и как оказалось правильно сделал, т.к. перед Бердичевым я попал в тааакой Ливень, что опишу то что я видел и ощущал поподробнее. Сначала была черная туча и сверкали молнии, вокруг стало просто темно. Прежде чем я въехал в дождь меня начало валить с колес левым боковым ветром. А когда я въехал в дождь... Это было что-то!!! Вода падала на землю под углом градусов 30 "сплошной белой пеленой". Такие ливни последний раз я видел в глубоком детстве. По бокам на обочинах стояли машины, т.к. ехать было на самом деле "сложновато"... (представляю что они думали о мотоциклисте едущем прямо с наклоном градусов 60! ) Останавливаться я не стал, т.к. мне было интересно ехать в такой ситуации (сильнейшие порывы бокового ветра, дождь стеной, летящие мимо ветки), хотя если честно то немного жутковато. Ехал я не более 30-40 км/ч, хотя спидометра я не видел - не до него было, а дорога была "видна" на расстояние максимум 10 м. "Видна" это громко сказано, т.к. в основном угадывались очертания. В похожие "дождики" я попадал еще 2 раза, но они были уже не такие сильные. Интересно, что между дождиками я въезжал в солнечную погоду и даже подсыхал. Все это было до Киева, который я проехал по указателям и попал на объездную дорогу. Дорога получилась длиннее, зато город посмотрел уже с другой стороны, а не только центр. Особенно необычен микрорайон на выезде -у него очень необычная и красивая архитектура. Дома построены ступенями и отделаны разноцветной плиткой, из-за чего, микрорайон выглядит очень необычно. За Киевом попал в небольшой, но постоянный дождь, который то усиливался то уменьшался, но не прекращался и сопровождал меня почти до самой границы. На границе подъехал вплотную к первому шлагбауму, опершись на который стояло несколько человек в разной форме. Мне мягко указали, что я не остановился на стоп линии перед шлагбаумом, на что им в том же тоне было отвечено, что они на меня так внимательно смотрели, что решил подъехать поближе, чтобы меня сразу можно было рассмотреть с близкого расстояния. Несмотря на продолжающийся веселый разговор мне сообщили, что с меня причитается 55 гривен (около 10$) «за топтание украинских дорог». Бабок украинских у меня уже не было, а менять резервные баксы мне тоже очень не хотелось особенно когда вспомнилилась «руско-украинская» страховка. Не слезая с байка гнул ту же линию и в результате после очередной краткой «пресс конференции» включающей очередную «лекцию» и рассказ где был, что видел и «как вааще» и демонстрацию одиночного "дрэг рэйсинга" на территории таможни я был пропущен нахаляву. Обратное пересечение обошлось в 1,2$ или 40 рублей уже на российской таможне. После прохода границы как-то быстро стемнело. На ночевку остановился уже в сумерках. Свернул вроде к реке но в результате блужданий вдоль зарослей я остановился не то в лесу, не то в болоте. Пока ставил палатку комаров налетела такая туча... Но я уже стреляный воробей - поставил палатку, покидал туда вещи и пулей сам. В результате ни один комар меня ночью не потревожил без всякого фумитокса.
***ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ***
Утро началось с того, что вокруг пели свои незатейливые но красивые песни Курские соловьи... Российская часть дороги ничем не была примечательна. Вообще дорога Киев - Москва довольно скучная т.к. настолько прямая, что видна иногда на десяток километров, да и населенные пункты попадаются очень редко. Запомнился один пост, где остановили меня два гаишника. Я им сразу после остановки "Ну вот, не даете путешественнику спокойно путешествовать", а один и говорит "Да ладно тебе, мы только мотоцикл посмотрим, и гони себе дальше, ты же не на фуре - разгонишься быстро".
Всю обратную дорогу держал около 100 км/ч. Расход топлива при этом возрос незначительно - около 5,5л/100км.
Дело было в далёком теперь уже 2002 году. Написан этот "Дневник мототуриста" был тогда же скорее для себя с целью прочитать когда-нибудь и вспомнить заново как это было, ну и друзьям дать почитать, была правда мысль отправить этот опус в редакцию "Мото", но там публиковались гораздо более "крутые" пробеги и я эту мысль откинул. На этом сайте мототуристов тоже описываются более интересные и экстремальные путешествия (один тур Саши Тепляковой сотни моих стоит во всех отношениях - преклоняюсь перед ее упорством, решимостью и мужеством) , но возможно этот дневник будет хоть одному человеку интересен, а во вторых мне нигде не попадались статьи о путешествии в Западноукраинские Карпаты - может кто-то что-то почерпнет полезное для себя или прочитав захочет туда съездить. Текст не редактировал, оставил как был. В общем не судите строго.
ДНЕВНИК МОТОТУРИСТА
Как родилась идея съездить на Украину? Совершить большое турне по Украине - это была давняя (так и не осуществлённая) мечта с тех пор как я купил мотоцикл, а было это в далеком 1996 году. Почему не осуществил свою мечту за все эти годы? Да просто все вокруг говорили, что это сумасшествие, что на дорогах творится такое…, опасался, что не везде будет нормальный бензин, да и мой любимый журнал Мото мягко намекал, что спортбайки вообще, и 250 кубовые в особенности для дальних вояжей непригодны. У меня уже седьмой год Kawasaki GPZ 250RR. Типичный спортбайк, только маленький. До этого самая дальняя поездка была в Тулу, несколько поездок в Тверскую область на Иваньковское водохранилище и ежегодные покатушки в «Мотоярославец». Последнюю каплю в принятии решения о поездке сыграла статья и рассказ моего знакомого Романа Гришина «Китайская авария» о его поездке на байке в Китай.
Вначале я собирался просто приехать в город Хмельницкий и несколько дней погостить у брата Пети (Пэдро). Но из его электронных писем я понял, что он не прочь махнуть в Карпаты. Идея мне понравилась, и я стал готовиться. Маршрута на тот момент у нас не было, но было решено, что поездка будет полностью автономной. На все про все у меня было 12 дней из них на Карпаты по объективным причинам нам выпадало максимум 4 дня.
***ДЕНЬ ПЕРВЫЙ***.
Рано утром Отец пришел проводить меня, помог упаковаться, сфотографировал и помахал ручкой. Выехав рано утром 6 июня я начал первым делом прислушиваться к своим ощущениям. Как ни странно мандража который был вечером во время сборов уже не было. Первым чувством был небольшой страх перед неизвестностью в дороге и всем тем что меня ждет. Прислушивался к мотору и поведению мотоцикла - все было в порядке тем более, что байк я недавно обслужил по-максимуму. Правда выехал я почти на лысой задней резине… Второе ощущение, которое я заметил - замерзающие руки. На улице было градусов 10 и я к тому времени пересек всю Москву. Не знаю от этого или от чего другого но разогнавшись до намеченных крейсерских 90 км/ч я незаметно для себя замедлялся до 80 км/ч.
Хоть мотоцикл и позволял ехать с багажом около 140-150 км/ч, скорость 90 км/ч была выбрана не случайно, просто торопиться мне было некуда, хотел побольше увидеть во время пути, да и настрой был такой, чтобы ехать «отдыхаючи», а скорость 90 на моём байке как раз самая комфортная скорость… Неподалеку от Москвы меня поприветствовала парочка хиппи-не хиппи, но в общем «свои люди» с гитарой. Вроде бы мелочь, а приятно… Через 118 км пути в зеркало заднего вида заметил что мой багаж съехал с сиденья и болтается где-то на правой выхлопной трубе. Поправил, поехал дальше, через 5 км пришлось поправлять еще раз, но посте третьего раза я уже не выдержал и решил все что сзади переупаковать заново. Надо сказать, что багажа у меня набралось довольно много. Спереди (лучше чувствуются габариты) поперек мотоцикла у меня как обычно была привязана к зеркалам палатка, на баке закрепленный резинкой ехал шлем для брата (который я кстати использовал как бардачок - поднял забрало и достал бутылку), а на сиденьи за мной спальный мешок, адаптированный под мотоцикл туристический коврик и рюкзак, за всем этим располагался небольшой кофр AXS. После того как я багаж разместил иначе и перевязал заново, обойдясь вдвое меньшим количеством веревок ехать стало даже удобнее, т.к. в районе поясницы появился упор, которым я неприминул воспользоваться. Следующее что я почувствовал было желание размять «пятую точку». Удивило то, что это случилось после 250 км пути, т.к. во время первых поездок на мотофестивали это желание появлялось чуть ли не через 50 км. После первой заправки рассчитал расход бензина - вышло 4,9 л/100км. Расход для меня был очень важен, т.к. часто останавливаться на заправках не хотелось, а резерв у меня не работает, и единственным ориентиром для меня был километраж. Остановился заехав в лесок, прочитал SMS-сообщения, от жены и Брата. Во время «одиночного плавания» получить весточку особенно приятно.
Больше всего мне не понравилось прохождение границы. Сразу после первого шлагбаума подскочил ко мне шустрый парень в штатском и направил в один из вагончиков. Там мне сообщили что надо оформить украинскую страховку гражданской ответственности. Оставил в том вагончике 358 рублей. Выйдя оттуда меня не покидало ощущение что цифра эта во первых «среднепотолочная», т.к. две девицы вычисляли ее как-то долго и неуверенно, а во вторых что оформление этой страховки вещь необязательная. Помимо этого не понравилось что приходится заполнять кучу бумаг (под конец я техпаспорт знал почти наизусть), что с тебя норовят содрать побольше и при этом вокруг байка собирается куча служивых и задает одни и те же вопросы. На украинской границе случайно узнал, что страховку можно было оформить на украинской таможне и обошлось бы это в 10 гривен, т.е около 58 рублей! Неплохо зашибают бабки на границе на нашем незнании, т.к. преподносится это все как платеж обязательный. Кстати на украинской границе мне пришлось оформить обязательство, из которого следует, что я должен в течение 2-х месяцев вывезти байк с территории Украины. На обоих таможнях оставил в общей сложности около 15$.
В г.Батурине меня остановили первые ДАИшники. Я оказывается превысил скорость на 10 км/ч (хорошо, что меня предупредили встречные машины, а то получилось бы не на 10 км/ч, а в 2 раза больше положенного). Посмотрели документы, страховку (за всю поездку ею больше никто не интересовался) и разговор перешел в русло ознакомления с моим мотоциклом. Выслушав мою лекцию минут на 10 меня отпустили с миром. Пользуясь случаем попросил их замерить скорость радаром, вышла разница со спидометром в несколько км/ч. В том же г. Батурин, на первой же украинской заправке мне якобы залили в бак 13л бензина при том, что я точно знал, что туда никак не могло влезть больше 10 литров. Долго препираться не стал, т.к. я не посмотрел сколько было на счетчике колонки (там на ноль не сбрасывается). К слову сказать, такие колонки мне попадались не раз, но случай обмана был единственный за всё путешествие.
Как-то незаметно обнаружил, что при резком открытии ручки газа байк как-то подергивается (как при недостатке бензина) и стреляет глушителем, к тому же отказывался устойчиво работать на холостых. Поскольку ехал я в основном 90 км/ч а он позволял еще немного ускориться, то решение этой проблемы я решил отложить до приезда в Хмельницкий.
После границы проехал еще километров 150 и начал искать подходящее место для ночевки. Место я искал такое, где была бы мобильная связь и речка. Для этого повесил мобильник перед глазами на палатку, а когда связь появилась, то стал искать место у реки, но в тех местах с этим уже оказалась напряженка и мне пришлось просто заехать в лес. Проехав пару километров по лесу я понял что дальше не значит лучше и решил развернуться и заехать на примеченную полянку в начале леса. Видимо мысли мои были заняты чем угодно, но только не управлением, и на повороте я мягко лег на песочек. Все бы ничего, но колеса оказались выше руля, а при попытке подъема байка колеса по песку съезжали дальше. Две попытки не увенчались ничем. Оставался правда вариант полной разгрузки, но этот вариант растягивался по времени. Третья попытка на пределе возможностей чудом удалась, но байк после установки в нормальное положение не заводился, т.к. пока он лежал залились карбюраторы (вакуумный клапан как и резерв тоже не работал). Возню с мотором решил оставить на завтра и вручную покатил байк к приглянувшейся поляне. А приехав на поляну и пройдясь по ней нашел кучу не то овечьих, не то козьих голов, не обратив на это особого внимания пошел искать место дальше. Когда же мне тут и там стали попадаться свежие копыта, внутренности и прочее, мне как-то стало не по себе и я поспешил из этого леса убраться подальше. Слил из карбюраторов бензин и быстренько все завелось (наверное со страху). Второй лес мне не понравился своей сыростью. Остановился в третьем когда уже начинало смеркаться проехав в этот день 730 км. Больше всего с той стоянки запомнилась еда приготовленная на костре и возможность наконец-то растянуться в теплом спальнике. Вещи все убрал в палатку, байк поставил на сигнализацию и почти сразу уснул.
*** ДЕНЬ ВТОРОЙ ***
Разбудило меня пришедшее SMS-сообщение от брата, где он желал мне доброго утра и интересовался как у меня дела. Написав всем родным SMS что у меня и как, и плотно позавтракав начал собираться в дорогу.
На следующей заправке подъехали ДАИшники и один из них предложил дать ему прокатиться. Надо было как-то отшутиться и я предложил поменяться. Каково же было мое удивление, когда выходя из машины он сказал «Ладно давай, только мигалки с сиреной не включай». Пришлось сослаться на лысую резину, и что эта затея вообще опасна, т.к. «это не байк, а вааще машина-зверь», плавно переводя разговор на очередную лекцию.
По дороге выпала бутылка со спрайтом (лежала не в шлеме) почему-то стало лень возвращаться, хотя пить было больше нечего, но когда через несколько километров вылетела из своего гнезда карта тут уж пришлось вернуться.
На въезде в Киев меня очень бурно приветствовали ребята на девятке и похоже, что очень хотели чего-то спросить, но у меня честно говоря не было никакого желания читать очередную лекцию, тем более что судя по их «приветствиям» компания была «тёпленькая». Благодаря моей московской привычке лавировать между машинами, я помахав им ручкой занялся «дорожным слаломом» и девятка моментально отстала. Киев проехал через центр и как бы на одном дыхании. Очень жалею что ни разу не остановился сфотографироваться в интересных местах. Думал на обратном пути...
Проезжая по двухполосной дороге за Киевом и читая SMS на ходу уронил перчатку. Пришлось возвращаться «против шерсти» и надо же…- первая машина которая ехала была ДАИшная. Сердце екнуло, но они проехали мимо лишь покачав головой. В Житомире и Бердичеве пришлось покарулесить по городу часто спрашивая дорогу. Хорошо хоть не блуждал. Особенно не понравились дороги в этих городах - разбитые донельзя. Вечером въехав в г. Хмельницкий первым делом выразил бурную радость по поводу того, «что я сделал это» петляя по дороге, прыгая на подножках и крича стоя троекратное ура. На ходу толкнул заранее написанную SMS брату, что мол встречай. Проехал через родной город «дождей и таксистов» где меня и встретил первый за всю дорогу дождик, а вскоре была радостная встреча с братом, застолье, и долгие расспросы - рассказы.
***ДЕНЬ ТРЕТИЙ***
Этот деньначался с тяжёлого бодуна и впоследствии был посвящен сборам, выработке маршрута, а также подготовке байка к дальней дороге - смазка и подтяжка цепи, долив масла, прочистка карбюраторов, которые были перебраны, продуты и прочищены до блеска. Особое внимание уделили одежде, т.к. по прогнозам погоды из всех источников следовало что вся поездка будет под дождем. Дома вечером перелопатили интернет на предмет поиска интересных мест в Карпатах, обмусолили карты и пришли к выводу, что маршрут должен быть около 1000 км, но при этом быть кольцевым, т.е. проходить таким образом, чтобы не ехать по одной и той же дороге дважды. Главной точкой нашего путешествия было выбрано озеро Синевир - жемчужина Карпат. Озеро это расположено на высоте 939 метров и занимает площадь от 4 до 7 гектаров и глубиной в среднем 8-10м а наибольшая 22м в зависимости от времени года и выпадающих осадков. В народе это озеро называют «Морским оком», т.к. посредине озера имеется малюсенький островок видимо и придающий озеру с высоты вид глаза. Названо оно в честь двух влюбленных из легенды Сині і Вирії. И вот посовещавшись мы наметили следующий маршрут: Хмельницкий - Каменец-Подольский - Черновцы - Сторожинец - Вижница - Косов - Верховина - Ворохта- Яблоницкий перевал - Рахов - Буштына - Синевирская поляна - оз.Синевир - Межгорье - Долина - Стрый - Трускавец - Дрогобыч - Ходоров - Бережаны - Калуш - Ивано-Франковск - Тернополь - Войтовцы -Хмельницкий.
***ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ***
Выехали не очень рано утром и уже сразу за Хмельницким, когда начались спуски и подъемы понял, что с байком все-таки что-то не то, и надо что-то делать. Оттягивал момент ремонта, но ничего не менялось и на 70-м километре пути нашли расширение асфальта, где и занялись поиском неисправности. Чего мы только не делали - и свечи меняли и бензокран продували и контакты зачищали. Подергал я пучок проводов идущих к коммутатору и о чудо: появились холостые обороты, да и мощность прежняя вроде вернулась. Пока мы этим всем часа 2 занимались вспотели ужасно, т.к. оделись по обещаной погоде т.е. с расчетом на проливные дожди, посадили аккумулятор и залили карбюраторы. Попытка завести с толкача ничего не дала, только еще больше вспотели. Решили толкать до следующего спуска около 500м. С горки байк завелся и мы с радостью ощутили пусть слабое, но все-таки охлаждающее действие встречного ветра. В Каменец-Подольском остановились на мосту через речку Смотрич. Зрелище открывшегося вида напомнило мне Grand Canyon в штатах, который не раз видел на фотографиях и по телевизору. Масштаб правда не тот, но 40 метров пропасти скалистые и обрывистые берега маленькой речушки впечатляют. На середине моста работает «Тарзанка», но желающих почему-то не находилось. Кстати, потом я узнал, что якобы у оперативников Каменец-Подольской милиции есть традиция: в «опера» берут только после прыжка с тарзанки… В Каменец -Подольском есть еще старая и очень красивая крепость, но мне она по дороге на глаза не попалась, а Пэдро промолчал, так что мы ее не увидели. В Черновцах поехали по указателю на Сторожинец, и попали в окраины города по которым долго блуждали и «язык который до Киева доведет» никак не мог нас вывести на нужную дорогу. Из-за этих блужданий (было не до того, да и ездили не там) мы не увидели толком очень красивый город, который на самом деле имеет своеобразную старинную архитектуру. После 208 километров пути не доехав до столь желанного в свое время Сторожинца сделали остановку. Сняли с себя лишнюю одежду, легли в травку - какое блаженство… Разлеживаться правда особо не стали и поехали после небольшого перекусона дальше. По дороге на очередном подъеме с выездом через «сплошную» я лихо обошел жигули, еще и посигналив чтоб подвинулся. Оказалось это машина ДАЇ, только без мигалки… опять пронесло. За 18 километров до Вижницы кончился бензин. Достали НЗ - литровую бутылку. На ближайшей заправке пришлось залить 5 литров 92 - го добавив октан-бустера. Октан бустер я правда и потом иногда подливал в бак из соображений очистки. Особых изменений в поведении двигателя отмечено не было, но эксперимент этот был вынужденный и потому на ближайшей заправке залили 95. В районе Косова спуски и подъемы все больше стали похожи на горные серпантины, т.е. начались собственно горы. По моему глубокому убеждению там начинается мотоциклетный рай, т.к. только на горных серпантинах и можно почувствовать всю полноту ощущений от езды на мотоцикле. В районе Верховины увидели вдалеке снежные вершины, но Пэдро сказал, что подъедем поближе, там и сфоткаемся. К слову больше мы эти вершины так и не увидели, хотя проезжали совсем рядом. В Верховине сфотографировались на фоне стеллы, на которой есть надпись «Ось Жаб'е столиця Гуцульщины», из чего в моём вольном переводе на русский следует, что это место раньше называльсь Жабье (что-то вроде лягушатника) и что оно является столицей народности гуцулов. На одном из перевалов между елками заехали на малюсенькую полянку в поисках места ночлега, но Пете место это не понравилось и мы поехали дальше. Остановились у шлагбаума перекрывающего лесовозную дорогу проехав от дома 345 км. Объехать шлагбаум даже на байке не представлялось никакой возможности, и я уже собрался отъезжать, но Пэдро попросил у меня ключи от дома и как ни странно открыл висячий замок!!! Он потом объяснил это тем, что мол, леснику или бригадам лесорубов неохота таскать ключи от каждого шлагбаума, вот они и делают замки универсальными. Проскочить шлагбаум это полдела, а вот попасть на байке на симпатичного вида полянку - это еще целая история, т.к. лесовозная дорога узкая и имеет глубокую обочину. Чтобы утром байк не помешал какому-нибудь лесовозу мы по еловым веткам перетащили кое-как разгруженный уже байк. Рядом с полянкой протекала горная речушка с хрустально-прозрачной водой. Много раз я до и после этого пил воду из подобных речушек и водопадов, но ни разу мне не пришла в голову мысль, что там может быть какая-нибудь химическая гадость. Засыпая мы периодически вспоминали интересное, что видели в этот день. Единственное чего мы в этот день так и не увидели это дождь…
***ДЕНЬ ПЯТЫЙ***
Разбудили нас чьи-то голоса, оказывается это шли рабочие на лесоповал, заметили байк и внимательно его на галантном расстоянии рассматривали. После завтрака и сборов начался мелкий дождик, который сопровождал нас весь этот день. В Ворохте подъехали сфотографироваться на фоне комплекса летних трамплинов. Задерживаться там мы не стали, т.к. в Ворохте мы были в прошлом году, а там действительно есть что посмотреть. На трамплин есть подъемник, а с трамплина открывается такой вид… Там же в Ворохте есть канатная дорога длиной около 1,5 км на одну из вершин. Виды оттуда тоже завораживают. После Ворохты заехали в деревню Микуличин. Примечательна она тем, что это самая длинная деревня в Европе - 18 км по шоссе и 24 всего. Для нас она была примечательна еще и тем, что в прошлом году мы останавливались на 4 дня в частном секторе и решили проведать гостеприимных хозяев. Хозяина правда не застали, т.к. они были на работе, а вот хозяйку - гостеприимную пани Аню застали. Попросили чайку, но несмотря на отговоры что мы недавно плотно поели (так оно и было) были накормлены сытным украинским борщом. Очень необычно стоит их большой и ухоженный дом - просто посреди лужайки, ни цветников, ни сада, ни кустиков - в тех краях своя, особая архитектура… Оставив сувенир мужскому населению этого дома в виде маленького магарычика, сфотографировались и двинули дальше. Следующая остановка была на высоте 931м на Яблоницком перевале. За перевалом начиналась Закарпатская область - самая что ни на есть Западная Украина. На перевале организован целый рынок сувениров в основном деревянных. Очень общительный продавец так здорово расхваливал свой товар, что мы с Петей не удержались и купили себе по курительной трубке из корня вишневого дерева… Кроме того, словоохотливый продавец рассказал, что еще интересного будет попадаться по дороге. От него же узнали, что вчера в ту же сторону куда мы едем проехали четыре мотоциклиста из Австрии на ВМW. Пока мы выбирали сувениры эти самые мотоциклисты почему-то уже ехали обратно. Посмотрели на наш номер, поприветствовали нас, но к сожалению не остановились, а жаль, т.к. с момента выезда из Москвы и до самого возвращения я не встретил НИ ОДНОГО брата по разуму, т.е. даже ни одного байкера я уж не говорю про мототуристов.
За перевалом дорога стала еще круче, и что самое удивительное, очень неплохая дорога иногда чередовалась с очень разбитыми участками. Надо отдать должное местным дорожным строителям, т.к. о таких участках предупреждали большие щиты с надписью «Увага! Аварийно небезпечна дилянка» т.е. «Внимание! Аварийно-опасный участок» и при этом эти щиты и знаки «крутой поворот» стояли только там, где это действительно необходимо. На одном из множества живописных поворотов дороги идущей вдоль реки Тиса остановились сфотографироваться у водопада. Познакомились с днепропетровцами на Мицубиси Галант. Оказалось, что они тоже едут на озеро Синевир. Потом мы друг друга часто обгоняли или вместе останавливались и они нас фотографировали. За г. Рахов примерно в 20 км проехали через контрольный пропускной пункт. Нам говорили, что там у нас проверят паспорта, т.к. это приграничная с Румынией зона. Если верить карте, то от этой дороги идущей вдоль границы до самой границы всего пару километров. Петины опасения не оправдались (у него с собой не было паспорта, а было только водительское удостоверение), т.к. на КПП никого не оказалось, то мы не останавливаясь поехали дальше. Проехав еще несколько километров мы остановились в географическом центре Европы, о чем свидетельствовал целый мемориал. В этом достопримечательном месте мы сфотографировались, немного отдохнули и тронулись в путь. Тронулись от впечатлений видимо слишком резво, т.к. в промежутке между стоянкой и дорогой заднее совершенно лысое к тому времени колесо попало в грязь, а я еще и газу поддавал…. Байк груженый всем нашим снаряжением и совсем не худеньким Пэдро я удержать так и не смог, и мы позорно растянулись прямо посреди дороги в самом центре Европы… Символично блин… Зрителей правда почти не было. Встали, подняли байк, начали осматривать последствия. Байк почти не пострадал, поцарапались и провернулись зеркала, но им к этому не привыкать, а вот обтекатель треснул на старом месте, хорошо, что хоть радиатор не потек. У меня где-то в глубине мотобота болела ступня и сквозь разорванный на коленке дождевой комбез светились белыми нитками порваные джинсы. У Пэдро чуть подрана ткань комбинезона на коленке и болело плечо. Позже заметили, что протерся об асфальт чехол от палатки привязанной к зеркалам. Поделившись ощущениями и впечатлениями от падения и выяснив причину нашего бреющего полета, мы осторожненько двинули дальше. Кстати после этого падения трогаясь с места на обочине или просто «подозрительном покрытии» Пэдро ни разу не забыл напомнить мне, что «трогаемся потихонечку», а когда я лихо приближался к повороту или быстро его проходил, то чувствовал как Пэдро весь сжимается… Да и я если честно поначалу ехал по-другому. Дорога между Вел. Бычковым и Буштыно пролегала по равнине между двух хребтов, и где-то за левым берегом была Румыния. Особенно запомнился населенный пункт Бiла Церква. А запомнился он архитектурой. Прямо какая-то украинская Санта-Барбара. Все домики и территории ухоженные, в окнах стеклопакеты, а их прикрывают рольставни, кровля из современных материалов. А заборы… Заборы вообще произведение искусства, т.к. штакетник прибит не плашмя а ребром и имеет как правило довольно сложную форму, так что при виде сбоку забор образует плоскость очень сложной конфигурации. Подобные заборы и домики мы периодически встречали и в других населенных пунктах, но в таком количестве ни разу. Иногда в этом чудесном месте мы проезжали мимо настоящих средневековых замков или дворцов в миниатюре и на мой непросвященый в архитектуре взгляд, вкус местных архитекторов просто безупречен (не то что вездесущий Новорусский стиль в подмосковье). Вот так вот и проехали мы всю эту красоту (скорее всего с открытыми ртами) забыв сфотографировать хотя бы один домик. Петя даже пошутил: «А ты границу с Румынией случайно не пересекал?».
В Буштыно мы проскочили поворот на Колочаву, но поворачивать назад нам не хотелось, тем более что как нам объяснили местные жители в следующей деревне будет поворот на ту же дорогу. Правда при этом выражалось сомнение, что мы сможем доехать до Синевира, т.к. 2 года назад было сильнейшее наводнение и дорога размыта. Правда, на участке от Буштыно до оз. Синевир попадались места, где от асфальта остались лишь воспоминания, но даже там можно проехать на любом байке даже Gold Wing. Где-то километров за 20-30 до оз. Синевир мы остановились у плотины через реку Теребля. Плотина с наклонной плоскостью по которой текли белые потоки впечатляла своими масштабами (высотой около 30м), а за ней изумрудная гладь искусственного озера… Эту красоту передать не может даже фотография, это надо увидеть своими глазами. К большому сожалению у нас было мало времени и мы не искали смотровой площадки и не спускались к озеру, а от него нас закрывал лес с редкими просветами. Перед озером Синевир несколько раз проезжали мимо шлагбаумов и людей в будках, но поскольку нас никто не останавливал, то мы и не тормозили. За километр до озера нас остановил работник безопасности Национального природного парка Синевир и растерянно смотрел на нас видимо думая что с такой экзотикой делать, я спросил его правильно ли мы едем (хотя прекрасно знал, что правильно) он сказал что правильно. Обычно я в таких случаях говорил спасибо и ехал дальше, но в этот раз немного замешкался и этого времени хватило, чтобы служивый сообразил что с нас надо взять деньги. Больше всего огорчила нас не сумма которая оказалась символической - меньше доллара, а то, что здесь нельзя ставить палатки и разводить костры. Решив что на месте разберемся, ну по крайней мере хоть на озеро посмотрим, мы поехали штурмовать последний километр. Именно штурмовать, т.к. к озеру вела узенькая асфальтированная дорога местами головокружительной крутизны. Петя меня просил не газовать, т.к. опасался что байк вот-вот опрокинется. Газовать у меня желания и у самого не было, т.к. периодически я чувствовал, что переднее колесо на кочках и так отрывалось от дороги. Подъем прошел благополучно и Пэдро пошел выяснять обстановку и договариваться с официальными лицами. Я тем временем прикинул километраж. В этот дождливый день по горным дорогам с остановками в интересных местах мы проехали всего около 230 км. Вернувшись Пэдро подтвердил, что все, что нам нужно здесь запрещено, но есть надежда расположиться поодаль. Начинало смеркаться и стала закрадываться предательская мысль "а не снять ли нам комнату или домик", т.к. тут была небольшая база отдыха. Около получаса ждали коменданта, который как раз кому-то выделял апартаменты. Человеком он оказался понимающим, проводил нас до места стоянки, а поскольку был дождь, то и помог толкать буксующий лысой резиной пустой байк по размытой тропинке-грунтовке до полянки на склоне, т.к. въехать на эту самую верхнюю поляну уже не было никакой возможности. Байк закатили в кусты и потащили вещи на поляну расположенную еще выше и начали располагаться. Комендант попросил его не подводить (т.е. не мусорить, в другом месте не располагаться и не оставлять непотушенный костер). Поставили палатку, побросали туда вещи и занялись костром и ужином. Долго не удавалось разжечь костер из совершенно сырых дров, но НЗ принципиально трогать не хотелось. Но как говорится «Если долго мучиться - что нибудь получится» и через полчаса костер начал разгораться и в сторону администрации начала стелиться такая дымовая завеса… Тяпнув по маленькой за достижение намеченной цели пошли спать. Когда устроились в спальных мешках в который раз за этот день пошел дождь…
***ДЕНЬ ШЕСТОЙ***
Прежде всего мы хорошенько выспались и решили посвятить этот день отдыху и просушке вещей, т.к. светило яркое солнышко. Погуляли по берегу озера. Видели очень много мальков. Стоило в воду просто плюнуть, как в этом месте образовывался просто живой клубок из мальков. На дне видели рака. Вода в озере кстати очень прозрачная - видно на несколько метров. В лесу видимо-невидимо черники, но она еще совсем зеленая. Кстати во всех трех местах, где мы останавливались на ночевку натыкались на ягодные заросли, но не сезон…Прошлогодний опыт (а дело тогда было в августе) свидетельствует о том, что в тех краях «до хочу но больше не могу» можно наесться черники, ежевики малины. Очень много грибов, но при этом местные грибники собирают только белые…
Немного пофотографировались на фоне живописных пейзажей. Особенно впечатлил диаметр брёвен из которых вырезаны деревянные персонажи из легенды. К середине дня закралась мысль «а не двинуть ли нам сегодня дальше?», т.к. место стоянки нам обоим не понравилось тем, что расположены мы были не на берегу этого чудесного горного озера, а метрах в двухстах да еще с подъемом по крутому склону. Дело было к вечеру, но единогласно было принято два важных решения: сегодня двигать дальше, и немного сократить маршрут вместо Долина - Стрый - Трускавец - Дрогобыч - Ходоров - Бережаны - Тернополь решили ехать по маршруту Долина - Калуш - Ивано-Франковск - Тернополь чтобы последний день не был похож на ралли-рейд. От знаменитой трускавецкой минеральной водички пришлось отказаться.... Собрались, подъехали к помосту - смотровой площадке на озеро, еще раз сфотографировались. Пока фотографировались вокруг байка собралась небольшая толпа. Кто-то спросил сколько дней от Москвы добирались, я ответил что пять, следующий вопрос был а куда дальше, я ответил что вот посмотрели на озеро, теперь назад - домой. Нависла гробовая тишина, надо было видеть их вытянувшиеся лица и глаза по семь копеек!!!
Не успели мы отъехать от озера и десятка километров как попали в ливень, который поливал нас часа полтора или два. Иногда серпантины сменялись идеальными прямиками на которых даже в ливень на лысой резине не удерживался чтоб не открутить до 110. Дорога стала немного другой, периодически она пролегала по большим и маленьким межгорным долинам, а на перевалах открывались чарующие виды. Поскольку выехали мы вечером, то через пару часов начали поиски очередного места для ночевки. Местом этим оказалась симпатичная полянка неподалеку от горной реки. Река была довольно большая, и несмотря на прошедшие дожди вода в ней была довольно прозрачна. На этой стоянке удалось найти поваленную березу и благодаря ободранной бересте костер разгорелся с первой спички. Поскольку палатка была близко от реки, а в этом месте на ней были перекаты, то сон пришел под размеренный рокот горной реки…
***ДЕНЬ СЕДЬМОЙ***
Дорога стала еще более ровной, можно сказать, что проехав от места стоянки километров 50 горы как таковые кончились. Как обычно периодически останавливались в интересных местах, но после тех красот, что мы проезжали все это уже казалось обычным или красота приелась? Дорогу омрачало заднее лысое колесо. Оно и раньше потихоньку травило воздух, но подкачки малюсеньким ножным насосом на день хватало. Из-за того, что оно сильно истончилось оно стало слабее сопротивляться проколам, что в конце концов и случилось. В Тернополе заехали в шиномонтаж там нам его заклеили нашим же набором для бескамерных шин, но через километров 50 остановились выполнить эту нехитрую процедуру еще раз. Делал я это первый раз и первый «шнурок» ушел в колесо «с концами», пришлось повторить. Дорога проходила через п.г.т.Войтовцы где прошло мое детство и где живет наша бабушка. Естественно мы туда заехали. Пока мы катались по Карпатам туда приехали мои родители. Была такая встреча с распросами - рассказами! Немного отдохнув и вдоволь наговорившись поехали мы в Хмельницкий, до которого оставалось всего 46 родных километров. По пути пришлось конопатить колесо еще раз в том самом месте, правда этим до самой Москвы заниматься больше не пришлось. Эти 46 километров изобилующие поворотами (раньше их было кажется 76) я раньше проезжал наверное сотню раз на машине в том числе и за рулем но насколько по-другому эти раздражающие раньше повороты воспринимались на мотоцикле…это просто песня! Если не считать ремонта колеса то эти километры пролетели как на одном дыхании. В Хмельницком одометр показал 1000 км. Если учесть, что он врет в меньшую сторону (у меня стоит резина повыше), то на самом деле пройдено около 1030 км.
***ДЕНЬ ВОСЬМОЙ, ДЕВЯТЫЙ И ДЕСЯТЫЙ***
Эти три дня были посвящены покатушкам, походам по гостям, и "закладыванием за воротник", так что День одиннадцатый как и третий начался с сильного Бодуна.
***ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ***
Погода была замечательная и я налегке (в смысле одежды) отправился в путь. Не доезжая Хмельника меня застал первый дождь. Тучка была маленькая и пока я одевал дождевой комбез под деревом, дождь уже закончился. Комбез правда я снимать не стал и как оказалось правильно сделал, т.к. перед Бердичевым я попал в тааакой Ливень, что опишу то что я видел и ощущал поподробнее. Сначала была черная туча и сверкали молнии, вокруг стало просто темно. Прежде чем я въехал в дождь меня начало валить с колес левым боковым ветром. А когда я въехал в дождь... Это было что-то!!! Вода падала на землю под углом градусов 30 "сплошной белой пеленой". Такие ливни последний раз я видел в глубоком детстве. По бокам на обочинах стояли машины, т.к. ехать было на самом деле "сложновато"... (представляю что они думали о мотоциклисте едущем прямо с наклоном градусов 60! ) Останавливаться я не стал, т.к. мне было интересно ехать в такой ситуации (сильнейшие порывы бокового ветра, дождь стеной, летящие мимо ветки), хотя если честно то немного жутковато. Ехал я не более 30-40 км/ч, хотя спидометра я не видел - не до него было, а дорога была "видна" на расстояние максимум 10 м. "Видна" это громко сказано, т.к. в основном угадывались очертания. В похожие "дождики" я попадал еще 2 раза, но они были уже не такие сильные. Интересно, что между дождиками я въезжал в солнечную погоду и даже подсыхал. Все это было до Киева, который я проехал по указателям и попал на объездную дорогу. Дорога получилась длиннее, зато город посмотрел уже с другой стороны, а не только центр. Особенно необычен микрорайон на выезде -у него очень необычная и красивая архитектура. Дома построены ступенями и отделаны разноцветной плиткой, из-за чего, микрорайон выглядит очень необычно. За Киевом попал в небольшой, но постоянный дождь, который то усиливался то уменьшался, но не прекращался и сопровождал меня почти до самой границы. На границе подъехал вплотную к первому шлагбауму, опершись на который стояло несколько человек в разной форме. Мне мягко указали, что я не остановился на стоп линии перед шлагбаумом, на что им в том же тоне было отвечено, что они на меня так внимательно смотрели, что решил подъехать поближе, чтобы меня сразу можно было рассмотреть с близкого расстояния. Несмотря на продолжающийся веселый разговор мне сообщили, что с меня причитается 55 гривен (около 10$) «за топтание украинских дорог». Бабок украинских у меня уже не было, а менять резервные баксы мне тоже очень не хотелось особенно когда вспомнилилась «руско-украинская» страховка. Не слезая с байка гнул ту же линию и в результате после очередной краткой «пресс конференции» включающей очередную «лекцию» и рассказ где был, что видел и «как вааще» и демонстрацию одиночного "дрэг рэйсинга" на территории таможни я был пропущен нахаляву. Обратное пересечение обошлось в 1,2$ или 40 рублей уже на российской таможне. После прохода границы как-то быстро стемнело. На ночевку остановился уже в сумерках. Свернул вроде к реке но в результате блужданий вдоль зарослей я остановился не то в лесу, не то в болоте. Пока ставил палатку комаров налетела такая туча... Но я уже стреляный воробей - поставил палатку, покидал туда вещи и пулей сам. В результате ни один комар меня ночью не потревожил без всякого фумитокса.
***ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ***
Утро началось с того, что вокруг пели свои незатейливые но красивые песни Курские соловьи... Российская часть дороги ничем не была примечательна. Вообще дорога Киев - Москва довольно скучная т.к. настолько прямая, что видна иногда на десяток километров, да и населенные пункты попадаются очень редко. Запомнился один пост, где остановили меня два гаишника. Я им сразу после остановки "Ну вот, не даете путешественнику спокойно путешествовать", а один и говорит "Да ладно тебе, мы только мотоцикл посмотрим, и гони себе дальше, ты же не на фуре - разгонишься быстро".
Всю обратную дорогу держал около 100 км/ч. Расход топлива при этом возрос незначительно - около 5,5л/100км.
Новость: продажи детские автокресла растут.
Сегодня глянул обзор цен Nokia C5 на СотоГиде.
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now