Фотографии к статье лежат здесь: http://foto.mail.ru/mail/nd-anton/63/
СУСАНИНСКИЕ ТРОПЫ.
Три выходных подряд выпадают нечасто. В летний сезон такая удача случается всего один раз: календарь в содружестве с правительством преподносит нам этот подарок на 12 июня, День России. И подобный счастливый случай никак нельзя выпускать из рук. Поэтому мы с женой Татьяной каждый год планируем на эти дни какой-нибудь особый поход, не вписывающийся в обычные выходные, и в то же время недостаточно масштабный для полноценного отпуска. Нынешним летом мы решили покататься по Владимирской, Ивановской и Костромской областям; посмотреть, где начиналась Русь, по каким местам водил Иван Сусанин супостатов, и посетить по пути старинный город Макарьев с его знаменитым Макарьево-Унженским монастырём, а также другие святые места, кои в тех краях встречаются во множестве. Наше путешествие мы так и назвали: Сусанинские тропы.
Выехали мы из Москвы по Щёлковскому шоссе, неширокому и относительно мало загруженному. И через каких-нибудь 60 км углубились в просторы Владимирской области. Проехали Киржач, Кольчугино... Под Кольчугиным остановились на обочине посмотреть в карту, и увидели у дороги странное место. Вроде похоже на кладбище: холмики, оградки... только всё маленькое какое-то, как будто игрушечное. Заинтересовавшись, подошли посмотреть. Оказывается, это кладбище собак! На некоторых могилах стоят фотографии, а кое-где даже кресты! У них в Кольчугине, оказывается, собаки крещёные!Вот какое недоразумение! Судя по фоткам, здесь похоронены исключительно собаки дорогих пород. Подивились мы тому, как иногда людей зарубает, да и поехали дальше.
Временами небеса разражаются дождиком, иной раз довольно сильным. При этом обочины и поля вокруг не раскисшие, и дождь их лишь смачивает на поверхности. Это говорит о том, что погода в целом до нашего приезда стояла хорошая. Что радует, потому как впереди нас ждут разные пути, и весьма вероятно, что будут встречаться и грунтовки. По сухим грунтовкам шансы доехать куда-нибудь значительно возрастают!
Обочины дорог, луга и опушки лесов сплошь заполнены цветущими люпинами. Ярко-синие свечки ковром устилают землю до самого горизонта. Красота! Местами окружающая действительность окрашивается в жёлтое цветущей сурепкой, но всё же основным цветом нашей поездки на протяжении трёх дней будет небесно-синий...
Добрались до Юрьева-Польского. Это самый край Владимирской области, дальше бы нам хотелось проехать к Гаврилову Посаду, но между областями, как водится, дорог нет. Уж не знаю, почему такое положение вещей существует испокон веков. Вот на карте одна деревня во Владимирской области, а неподалёку другая, но уже в Ивановской. Дорог между ними нет! Ну неужели соседи друг к другу в гости не ездят? Должны же быть какие-нибудь грунтовки между ними! И вдохновлённые этим умозаключением, мы съехали с асфальта и углубились в направления, во множестве разбросанные по полям. А их там десятки! И все представляют собой обычные малоезженные полевые дороги, по которым хорошо если раз в день какая-нибудь колхозная Нива проезжает. Вот где я ощутил необходимость GPS-навигации! Надо срочно обзаводиться! А покуда, проплутав с десяток километров, нам всё-таки удалось выскочить в одну из крайних Ивановских деревушек. Дальше спросили дорогу. У села Осановец остановились возле памятника в виде большого креста; перед ним на камне выбита надпись: "Здесь в 1216 году проходили кровавые междоусобные сражения между полками Ростовского князя Константина и его брата, Владимирского князя Юрия. Погибло 9233 человека". Ничего себе. А главное, за что бились то, предки уважаемые? От какого такого врага защищали вы землю Русскую ценой своих жизней? Да, жестокие были времена, жестокие...
Бороздя просторы глубинки, нельзя не обратить внимание вот на что. Где бы не находился путник, ему всегда достаточно привстать на стременах и обозреть окрест, чтобы увидеть в поле зрения хотя бы один храм на горизонте. А чаще и не один. И осенить себя крестным знамением, если душа того требует... Доехав до одного храма, взору непременно откроется ещё один. Некоторые из них разрушены, некоторые уцелели. Строятся и новые. Так и ведут путника кресты на куполах по Владимирской Руси, как маяки. Разные времена повидали они, бывало что и смутные... Но храмы стоят, а значит и Русь стоит, не шелохнется!
В общем, поплутали мы ещё немного, но всё же выехали на Гаврилов Посад. Обратили внимание на тамошний конезавод: старинное здание запоминающейся архитектуры, и перед ним скульптура Коня. Однако, задерживаться мы там не стали, а поехали дальше, на Нерль и собственно Иваново.
Ну вот и Иваново. Город нашего друга Толяна и Первого Совета. Сия надпись (про Первый Совет) встречает путешественников сразу при въезде. Видимо, именно здесь кто-то когда-то кому-то впервые что-то посоветовал. Прикольно. А может, это в такой корректной форме имелось в виду, что здесь впервые по матушке послали. Тоже ведь совет, в некотором роде. На тему, куда нужно идти.
Про Иваново я слышал массу легенд. Говорили, что география этого города крайне запутанная, и случайный путешественник имеет все шансы сгинуть там, так и не выбравшись в нужном направлении. Говорят ещё, что у ивановских таксистов существует целый бизнес: они стоят на въездах в город, и ждут транзитных путников, которых за деньги проводят до нужного тракта. Легенды эти вселяют беспокойство, ведь нам нужно выбраться в направлении Кинешмы, а это практически на противоположной стороне Иваново. Как же быть? Пытаюсь позвонить Толяну, но в трубке ответа нет; впрочем, я знаю, что он сегодня на работе, и помочь нам всё равно не сможет... Едем на свой страх и риск. Добравшись до какой-то площади, упёрлись в Т-образный перекрёсток. И тут нам на помощь пришёл таксист, который совершенно бесплатно показал дорогу. Потом ГАИшник дальше показал, а потом мы всё-таки выбрались из этого сложного города и покатили в сторону Кинешмы.
В Кинешме, немного поездив по городу и не составив о нём никакого мнения, устремились на противоположную сторону Волги по новому мосту. Совершенно роскошный мост, длиннющий, высоченный! Машин на дороге нет совсем. На столбе перед мостом памятная доска, гласящая, что построен он в 2004 году московскими строителями. На другом берегу Волги стоит городок Заволжск, тихий и по-хорошему провинциальный. Мы купили там хлеба, и двинули далее в сторону Островского.
Через несколько километров Ивановская область внезапно закончилась. На въезде в Костромскую область висят здоровенные предупреждающие щиты, что "движение транспорта сопряжено с особыми условиями". И ряд знаков о том, что дорога неровная, кривая, с жуткими подъёмами-спусками, и тяжёлым грузовикам ездить по ней нельзя. Преисполнившись пафосом, мы въехали в Сусанинский край. Ну, в общем-то, дорога как дорога... местами разбитый асфальт, местами совсем уже бывший асфальт, но Кугуару к таким дорогам не привыкать, он и не такие видал. Узкий путь живописно петляет по лесу, деревья нависают стеной всё мрачнее и мрачнее. Однако, деревни по бокам встречаются во множестве, район оказался довольно населённым. В одном месте слева замечаем белые колонны и ворота. Остановились посмотреть. Читаем: "Щелыково. Здесь жил А.Н.Островский с 1867 по 1886 годы". Вот, оказывается, откуда название Островское происходит. Или наоборот, фамилия Александра Николаевича. Удивительно, в какой глуши он прожил двадцать лет, и тут писал свои пьесы. Уж насколько сейчас это место глухое, прямо медвежий угол какой-то; но хотя бы существует дорога с покрытием и автомобили, способные по ней перемещаться. А что тут было в 19 веке, мне и представить сложно. Спокойно, видимо, здесь жилось.
Двигаясь дальше, наблюдаем протекающую вблизи дороги реку Мера. И решили мы на её берегу заночевать, потому как время было одиннадцатый час, и хоть в Костромской области в июне темнеет поздно, но ночевать всё равно надо. И мы съехали на берег реки. Нашли чистенькое приятное место, где изредка останавливаются рыбаки. Старое кострище, натоптанные подходы к воде. Ставим палатку, разжигаем костёр, ужинаем. Сотовая связь здесь напрочь отсутствует, и телефон превращается в банальный будильник. Ставлю его на пол-девятого утра. Учитывая, что встали на ночёвку поздно, утром можно поваляться подольше... В приёмнике тоже кроме Радио России ничего не ловится, а там идут какие-то мутные передачи про нетрадиционные театры. Дурь какая-то... думаю, Александр Николаевич Островский не одобрил бы. Я выпил сто грамм походных, покурил на берегу, наблюдая, как туман растекается над водой, и спать... За день пройдено около 400 км, и учитывая большое количество пампасных дорожек, это совсем неплохо.
Временами небеса разражаются дождиком, иной раз довольно сильным. При этом обочины и поля вокруг не раскисшие, и дождь их лишь смачивает на поверхности. Это говорит о том, что погода в целом до нашего приезда стояла хорошая. Что радует, потому как впереди нас ждут разные пути, и весьма вероятно, что будут встречаться и грунтовки. По сухим грунтовкам шансы доехать куда-нибудь значительно возрастают!
Обочины дорог, луга и опушки лесов сплошь заполнены цветущими люпинами. Ярко-синие свечки ковром устилают землю до самого горизонта. Красота! Местами окружающая действительность окрашивается в жёлтое цветущей сурепкой, но всё же основным цветом нашей поездки на протяжении трёх дней будет небесно-синий...
Добрались до Юрьева-Польского. Это самый край Владимирской области, дальше бы нам хотелось проехать к Гаврилову Посаду, но между областями, как водится, дорог нет. Уж не знаю, почему такое положение вещей существует испокон веков. Вот на карте одна деревня во Владимирской области, а неподалёку другая, но уже в Ивановской. Дорог между ними нет! Ну неужели соседи друг к другу в гости не ездят? Должны же быть какие-нибудь грунтовки между ними! И вдохновлённые этим умозаключением, мы съехали с асфальта и углубились в направления, во множестве разбросанные по полям. А их там десятки! И все представляют собой обычные малоезженные полевые дороги, по которым хорошо если раз в день какая-нибудь колхозная Нива проезжает. Вот где я ощутил необходимость GPS-навигации! Надо срочно обзаводиться! А покуда, проплутав с десяток километров, нам всё-таки удалось выскочить в одну из крайних Ивановских деревушек. Дальше спросили дорогу. У села Осановец остановились возле памятника в виде большого креста; перед ним на камне выбита надпись: "Здесь в 1216 году проходили кровавые междоусобные сражения между полками Ростовского князя Константина и его брата, Владимирского князя Юрия. Погибло 9233 человека". Ничего себе. А главное, за что бились то, предки уважаемые? От какого такого врага защищали вы землю Русскую ценой своих жизней? Да, жестокие были времена, жестокие...
Бороздя просторы глубинки, нельзя не обратить внимание вот на что. Где бы не находился путник, ему всегда достаточно привстать на стременах и обозреть окрест, чтобы увидеть в поле зрения хотя бы один храм на горизонте. А чаще и не один. И осенить себя крестным знамением, если душа того требует... Доехав до одного храма, взору непременно откроется ещё один. Некоторые из них разрушены, некоторые уцелели. Строятся и новые. Так и ведут путника кресты на куполах по Владимирской Руси, как маяки. Разные времена повидали они, бывало что и смутные... Но храмы стоят, а значит и Русь стоит, не шелохнется!
В общем, поплутали мы ещё немного, но всё же выехали на Гаврилов Посад. Обратили внимание на тамошний конезавод: старинное здание запоминающейся архитектуры, и перед ним скульптура Коня. Однако, задерживаться мы там не стали, а поехали дальше, на Нерль и собственно Иваново.
Ну вот и Иваново. Город нашего друга Толяна и Первого Совета. Сия надпись (про Первый Совет) встречает путешественников сразу при въезде. Видимо, именно здесь кто-то когда-то кому-то впервые что-то посоветовал. Прикольно. А может, это в такой корректной форме имелось в виду, что здесь впервые по матушке послали. Тоже ведь совет, в некотором роде. На тему, куда нужно идти.
Про Иваново я слышал массу легенд. Говорили, что география этого города крайне запутанная, и случайный путешественник имеет все шансы сгинуть там, так и не выбравшись в нужном направлении. Говорят ещё, что у ивановских таксистов существует целый бизнес: они стоят на въездах в город, и ждут транзитных путников, которых за деньги проводят до нужного тракта. Легенды эти вселяют беспокойство, ведь нам нужно выбраться в направлении Кинешмы, а это практически на противоположной стороне Иваново. Как же быть? Пытаюсь позвонить Толяну, но в трубке ответа нет; впрочем, я знаю, что он сегодня на работе, и помочь нам всё равно не сможет... Едем на свой страх и риск. Добравшись до какой-то площади, упёрлись в Т-образный перекрёсток. И тут нам на помощь пришёл таксист, который совершенно бесплатно показал дорогу. Потом ГАИшник дальше показал, а потом мы всё-таки выбрались из этого сложного города и покатили в сторону Кинешмы.
В Кинешме, немного поездив по городу и не составив о нём никакого мнения, устремились на противоположную сторону Волги по новому мосту. Совершенно роскошный мост, длиннющий, высоченный! Машин на дороге нет совсем. На столбе перед мостом памятная доска, гласящая, что построен он в 2004 году московскими строителями. На другом берегу Волги стоит городок Заволжск, тихий и по-хорошему провинциальный. Мы купили там хлеба, и двинули далее в сторону Островского.
Через несколько километров Ивановская область внезапно закончилась. На въезде в Костромскую область висят здоровенные предупреждающие щиты, что "движение транспорта сопряжено с особыми условиями". И ряд знаков о том, что дорога неровная, кривая, с жуткими подъёмами-спусками, и тяжёлым грузовикам ездить по ней нельзя. Преисполнившись пафосом, мы въехали в Сусанинский край. Ну, в общем-то, дорога как дорога... местами разбитый асфальт, местами совсем уже бывший асфальт, но Кугуару к таким дорогам не привыкать, он и не такие видал. Узкий путь живописно петляет по лесу, деревья нависают стеной всё мрачнее и мрачнее. Однако, деревни по бокам встречаются во множестве, район оказался довольно населённым. В одном месте слева замечаем белые колонны и ворота. Остановились посмотреть. Читаем: "Щелыково. Здесь жил А.Н.Островский с 1867 по 1886 годы". Вот, оказывается, откуда название Островское происходит. Или наоборот, фамилия Александра Николаевича. Удивительно, в какой глуши он прожил двадцать лет, и тут писал свои пьесы. Уж насколько сейчас это место глухое, прямо медвежий угол какой-то; но хотя бы существует дорога с покрытием и автомобили, способные по ней перемещаться. А что тут было в 19 веке, мне и представить сложно. Спокойно, видимо, здесь жилось.
Двигаясь дальше, наблюдаем протекающую вблизи дороги реку Мера. И решили мы на её берегу заночевать, потому как время было одиннадцатый час, и хоть в Костромской области в июне темнеет поздно, но ночевать всё равно надо. И мы съехали на берег реки. Нашли чистенькое приятное место, где изредка останавливаются рыбаки. Старое кострище, натоптанные подходы к воде. Ставим палатку, разжигаем костёр, ужинаем. Сотовая связь здесь напрочь отсутствует, и телефон превращается в банальный будильник. Ставлю его на пол-девятого утра. Учитывая, что встали на ночёвку поздно, утром можно поваляться подольше... В приёмнике тоже кроме Радио России ничего не ловится, а там идут какие-то мутные передачи про нетрадиционные театры. Дурь какая-то... думаю, Александр Николаевич Островский не одобрил бы. Я выпил сто грамм походных, покурил на берегу, наблюдая, как туман растекается над водой, и спать... За день пройдено около 400 км, и учитывая большое количество пампасных дорожек, это совсем неплохо.
Утро порадовало ласковым солнышком и безупречно синим небом... Никакого намёка на дождики, периодически поливавшие нас вчера. Неторопливо завтракаем и собираемся в путь: вчера встали на ночёвку поздно, поэтому чувствуем себя вправе немного "поматрасничать" с утра. Но вот сборы закончены, Кугуар выносит нас на дорогу, и за считанные минуты мы доезжаем до Островского, где выруливаем на трассу Кострома-Киров. Отсюда около сотни километров вполне человеческого асфальта до Макарьева, который формально является основной целью нашей поездки.
Не доезжая десяток километров до города, трасса пересекает красивую и полноводную реку Нею. Съезжаем на берег, чтобы устроить небольшой пикничок; пьём чай и любуемся речными просторами. Неподалёку отсюда на Нее стоит одноимённый городок. Друзья из Ярославля рассказывали, что однажды местные байкеры проводили там некое мероприятие; съехались гости из окрестных городов, мотоциклетный люд общался и отдыхал, потягивая пивко. И всё было бы хорошо, но вот жители Неи, пришедшие посмотреть на праздник, вели себя столь агрессивно и вызывающе, что порядком попортили гостям настроение... С тех пор у Неи среди байкеров дурная слава. Посудите сами: если вы услышите о каком-то городе нечто хорошее, то подумаете: "Можно будет сюда как-нибудь заехать". А если услышите плохое, то непременно решите: "Я туда сроду не поеду". Вдумайтесь: "может быть" и "однозначно никогда". Испортить-то впечатление легко, исправить его потом бывает сложнее.
Однако, пикничок закончен, и вскоре мы въезжаем в старинный город Макарьев, выросший вокруг монастыря на высоком берегу реки Унжа. Монастырь действует и поныне, мы съехали в пойму реки, чтобы снизу полюбоваться его величественными стенами и золотыми крестами, венчающими чёрные купола. Некоторые здания одеты в строительные леса: монахи бережно реставрируют древние постройки. Сделали несколько снимков, затем поднялись снова в город, чтобы прокатиться по его улицам. В некоторых местах асфальт разрушился, и из-под него проступила старинная булыжная мостовая, которой дороги были замощены в незапамятные времена. Вот так, асфальт оказался явлением преходящим, а с булыжником века справиться не в силах. На центральной площади города стоит большой соборный храм. Видно, что в советские времена он использовался не по назначению: крестов на куполах нет, на стене полуобвалившееся изображение лиры и серпа-молота... Грустное зрелище осквернённой святыни... Зато перед храмом установлена новая сцена, на которой развешана яркая реклама: "Цены стали ниже! Одна дорога к низким ценам!" Дорога к храму стала дорогой к низким ценам. Куда катится мир?..
Затем мы ещё покатались по улочкам Макарьева, прониклись его неторопливым одноэтажным духом. Постоялый двор на четыре номера; видимо, большой гостиницы городу не требуется. Крайние улицы вовсе не имеют покрытия, прямо с обочины открывается захватывающий вид на пойму Унжи. Красота! Заправившись при выезде на трассу, покидаем Макарьев, и вскоре снова сворачиваем со столбовой дороги, на этот раз в сторону Горчухи. Там мы намерены переправиться на пароме через Унжу, и углубиться в совсем уж неизведанные просторы, стремясь выйти на Нижегородскую область. Десяток километров ровненькой, но извилистой дороги - и вот мы видим недвусмысленный указатель: "Паром". Подъехали, смотрим. В качестве парома поперёк реки курсирует довольно своеобразное судно, самоходное и с крышей. Покуда оно неторопливо плывёт от одного берега к другому, я успеваю сделать несколько роскошных снимков речных красот. Переправа мотоцикла с водителем и пассажиром обошлась в восемь рублей... такие вот цены! Не врёт макарьевская реклама!
После парома асфальт уже отсутствует... Мы катим по довольно приличной щебёнке, наблюдая по берегу реки подготовленные к отправке баржами штабеля свежего леса. За мостом через речку Чёрный Лух остановились пообедать. Вид этой реки, да и самого моста через неё, напоминает пейзажи Карелии: чёрная вода, бревенчатые опоры моста, каменные перекаты. Красота... За поворотом на Дорогиню щебёнка становится менее ухоженной, с ямами и колдобинами. Быстрее 40 км/ч ехать проблематично. По сторонам стоит тёмный лес с болотами, взгляду зацепиться не за что. Так доезжаем до Юрово, где закупаем хлеба в магазине, а потом до села Рымы. В Рымах наблюдаем большой старинный храм, полуразрушенный от времени и десятилетий забвения. Рядом - горы нового кирпича и прочих стройматериалов. Часть храма уже восстановлена, и на стройке, не смотря на выходной день, работают люди. Отрадно видеть такую картину; совсем не то, что "дорога к низким ценам" в Макарьеве. И как-то не опасаешься наезда местных гопников, остановившись у колодца в деревне, жители которой своими руками и на свои деньги восстанавливают Храм. Значит, добрые люди здесь живут, и не нужно их опасаться...
За Рымами всякое покрытие на дороге прекращается, и песчаная грунтовка, петляя меж деревьев, углубляется в лес. Это зрелище конца цивилизации было бы волнительным для путешественника, если бы не рассказы Сани Кусмарцева, который побывал здесь годом раньше. Он утверждал, что песчаной дороги будет чуть более шести километров, после чего начнётся Нижегородская область, а с ней и асфальт. Поэтому Кугуар, натужно вращая колёса в сыпучем песке, храбро понёс нас в самую чащу. Местами дорога требует от нас применить пустынные навыки, полученные в Караванах, настолько песок злой. Я мысленно удивляюсь, как же тут Саня с Лариской на своём Пасифике пробрались? Но припоминаю, что он рассказывал, как на этой дороге он влетел в такую огромную лужу, что даже волна воды перехлестнула через обтекатель. Ага, значит, тогда шли дожди. Песок был мокрый и твёрдый. Ребятам было легче...
Вдруг на обочине среди деревьев я замечаю... ну, вы только подумайте: настоящий белый унитаз! Испустив победный клич, я разом бью по тормозам! Нет, в ту минуту меня не мучила жестокая нужда, и чтобы объяснить своё ликование, надобно сделать небольшое отступление. Дело в том, что давным-давно один старый охотник рассказал мне, что нет красивее картины, чем выстрелить в унитаз крупной картечью с расстояния десяти метров. Ну, или в раковину какую, однако унитаз несомненно круче будет. На мои заинтересованные вопросы: "И что же случится?" он неизменно отвечал с ухмылкой: "А ты попробуй, и сам увидишь". Отсюда и моя бурная радость при виде "белого друга" на обочине. Из коляски немедленно извлекается ружьё и заряжается картечью. Татьяна с фотоаппаратом наготове занимает позицию для съёмки. БАБАХ-Х-Х!! Выстрел в сосновом бору разносится гулко и торжественно. Унитаз разлетается в облако белой пыли! Какое мажорное зрелище! Прав был старый охотник: подобное незабываемо! Всем рекомендую при случае уничтожить хотя бы один унитаз. И сам такой возможности впредь не упущу.
После расстрела унитаза всего через пару километров нас встречает Нижегородская область. Встречает отличным асфальтом, который начинается сразу за знаком начала области. Граница песка и асфальта выглядит как насмешка над соседями-костромичами, не удосужившимися построить нормальных дорог. Обрадовавшись такому подарку, я отвинтил газ и принял максимальную скорость, которую позволяла узкая и петляющая дорога. Километров 70 в час. И где-то в пылу драйва я пропустил поворот на Потахино и Летнюю Базу, куда мы планировали направиться. Дело в том, что нам хотелось проехать по левому берегу Горьковского водохранилища, посмотреть на красоту и заодно где-нибудь там и заночевать, поскольку день уже клонился к закату. И вот мимо этого неприметного поворота мы позорно просвистели! Опять он, недостаток GPS-навигации...
Так мы и валили до самого Ковернина. Вокруг дороги - деревни, деревни, поля между ними да бессмысленные перелески. Мест, где было бы приятно встать на ночёвку, не видать совсем. В Ковернино я принял решение держать путь на Сокольское, посёлок на берегу водохранилища; и всё-таки заночевать у воды. Держим примерное направление на запад, дорожки петляют, раздваиваются, и вдруг неожиданно приводят нас в село Шадрино, где мы видим знаменитый святой источник и небольшую часовенку над ним. И хотя пить в общем-то не хочется, всё же выпиваем по стаканчику водицы, чтобы приобщиться к благодати... Через десяток-другой километров петляния по щебёнкам и грунтовкам, уже после заката солнца, мы всё-таки вырулили к Сокольскому. Срочно минуем его, пока темнота не спустилась окончательно, и начинаем спешно искать место для ночлега. И... не находим такового! Дачи, дачи, деревни, опять дачи... Впечатление, что каждый метр побережья обжит и обустроен. Отчаявшись, в прескверном расположении духа и до крайности уставшие, раскидываем палатку прямо вблизи каких-то дач, у заросшего тиной заливчика. Даже ужинать не хочется. Так и завалили спать.
Не доезжая десяток километров до города, трасса пересекает красивую и полноводную реку Нею. Съезжаем на берег, чтобы устроить небольшой пикничок; пьём чай и любуемся речными просторами. Неподалёку отсюда на Нее стоит одноимённый городок. Друзья из Ярославля рассказывали, что однажды местные байкеры проводили там некое мероприятие; съехались гости из окрестных городов, мотоциклетный люд общался и отдыхал, потягивая пивко. И всё было бы хорошо, но вот жители Неи, пришедшие посмотреть на праздник, вели себя столь агрессивно и вызывающе, что порядком попортили гостям настроение... С тех пор у Неи среди байкеров дурная слава. Посудите сами: если вы услышите о каком-то городе нечто хорошее, то подумаете: "Можно будет сюда как-нибудь заехать". А если услышите плохое, то непременно решите: "Я туда сроду не поеду". Вдумайтесь: "может быть" и "однозначно никогда". Испортить-то впечатление легко, исправить его потом бывает сложнее.
Однако, пикничок закончен, и вскоре мы въезжаем в старинный город Макарьев, выросший вокруг монастыря на высоком берегу реки Унжа. Монастырь действует и поныне, мы съехали в пойму реки, чтобы снизу полюбоваться его величественными стенами и золотыми крестами, венчающими чёрные купола. Некоторые здания одеты в строительные леса: монахи бережно реставрируют древние постройки. Сделали несколько снимков, затем поднялись снова в город, чтобы прокатиться по его улицам. В некоторых местах асфальт разрушился, и из-под него проступила старинная булыжная мостовая, которой дороги были замощены в незапамятные времена. Вот так, асфальт оказался явлением преходящим, а с булыжником века справиться не в силах. На центральной площади города стоит большой соборный храм. Видно, что в советские времена он использовался не по назначению: крестов на куполах нет, на стене полуобвалившееся изображение лиры и серпа-молота... Грустное зрелище осквернённой святыни... Зато перед храмом установлена новая сцена, на которой развешана яркая реклама: "Цены стали ниже! Одна дорога к низким ценам!" Дорога к храму стала дорогой к низким ценам. Куда катится мир?..
Затем мы ещё покатались по улочкам Макарьева, прониклись его неторопливым одноэтажным духом. Постоялый двор на четыре номера; видимо, большой гостиницы городу не требуется. Крайние улицы вовсе не имеют покрытия, прямо с обочины открывается захватывающий вид на пойму Унжи. Красота! Заправившись при выезде на трассу, покидаем Макарьев, и вскоре снова сворачиваем со столбовой дороги, на этот раз в сторону Горчухи. Там мы намерены переправиться на пароме через Унжу, и углубиться в совсем уж неизведанные просторы, стремясь выйти на Нижегородскую область. Десяток километров ровненькой, но извилистой дороги - и вот мы видим недвусмысленный указатель: "Паром". Подъехали, смотрим. В качестве парома поперёк реки курсирует довольно своеобразное судно, самоходное и с крышей. Покуда оно неторопливо плывёт от одного берега к другому, я успеваю сделать несколько роскошных снимков речных красот. Переправа мотоцикла с водителем и пассажиром обошлась в восемь рублей... такие вот цены! Не врёт макарьевская реклама!
После парома асфальт уже отсутствует... Мы катим по довольно приличной щебёнке, наблюдая по берегу реки подготовленные к отправке баржами штабеля свежего леса. За мостом через речку Чёрный Лух остановились пообедать. Вид этой реки, да и самого моста через неё, напоминает пейзажи Карелии: чёрная вода, бревенчатые опоры моста, каменные перекаты. Красота... За поворотом на Дорогиню щебёнка становится менее ухоженной, с ямами и колдобинами. Быстрее 40 км/ч ехать проблематично. По сторонам стоит тёмный лес с болотами, взгляду зацепиться не за что. Так доезжаем до Юрово, где закупаем хлеба в магазине, а потом до села Рымы. В Рымах наблюдаем большой старинный храм, полуразрушенный от времени и десятилетий забвения. Рядом - горы нового кирпича и прочих стройматериалов. Часть храма уже восстановлена, и на стройке, не смотря на выходной день, работают люди. Отрадно видеть такую картину; совсем не то, что "дорога к низким ценам" в Макарьеве. И как-то не опасаешься наезда местных гопников, остановившись у колодца в деревне, жители которой своими руками и на свои деньги восстанавливают Храм. Значит, добрые люди здесь живут, и не нужно их опасаться...
За Рымами всякое покрытие на дороге прекращается, и песчаная грунтовка, петляя меж деревьев, углубляется в лес. Это зрелище конца цивилизации было бы волнительным для путешественника, если бы не рассказы Сани Кусмарцева, который побывал здесь годом раньше. Он утверждал, что песчаной дороги будет чуть более шести километров, после чего начнётся Нижегородская область, а с ней и асфальт. Поэтому Кугуар, натужно вращая колёса в сыпучем песке, храбро понёс нас в самую чащу. Местами дорога требует от нас применить пустынные навыки, полученные в Караванах, настолько песок злой. Я мысленно удивляюсь, как же тут Саня с Лариской на своём Пасифике пробрались? Но припоминаю, что он рассказывал, как на этой дороге он влетел в такую огромную лужу, что даже волна воды перехлестнула через обтекатель. Ага, значит, тогда шли дожди. Песок был мокрый и твёрдый. Ребятам было легче...
Вдруг на обочине среди деревьев я замечаю... ну, вы только подумайте: настоящий белый унитаз! Испустив победный клич, я разом бью по тормозам! Нет, в ту минуту меня не мучила жестокая нужда, и чтобы объяснить своё ликование, надобно сделать небольшое отступление. Дело в том, что давным-давно один старый охотник рассказал мне, что нет красивее картины, чем выстрелить в унитаз крупной картечью с расстояния десяти метров. Ну, или в раковину какую, однако унитаз несомненно круче будет. На мои заинтересованные вопросы: "И что же случится?" он неизменно отвечал с ухмылкой: "А ты попробуй, и сам увидишь". Отсюда и моя бурная радость при виде "белого друга" на обочине. Из коляски немедленно извлекается ружьё и заряжается картечью. Татьяна с фотоаппаратом наготове занимает позицию для съёмки. БАБАХ-Х-Х!! Выстрел в сосновом бору разносится гулко и торжественно. Унитаз разлетается в облако белой пыли! Какое мажорное зрелище! Прав был старый охотник: подобное незабываемо! Всем рекомендую при случае уничтожить хотя бы один унитаз. И сам такой возможности впредь не упущу.
После расстрела унитаза всего через пару километров нас встречает Нижегородская область. Встречает отличным асфальтом, который начинается сразу за знаком начала области. Граница песка и асфальта выглядит как насмешка над соседями-костромичами, не удосужившимися построить нормальных дорог. Обрадовавшись такому подарку, я отвинтил газ и принял максимальную скорость, которую позволяла узкая и петляющая дорога. Километров 70 в час. И где-то в пылу драйва я пропустил поворот на Потахино и Летнюю Базу, куда мы планировали направиться. Дело в том, что нам хотелось проехать по левому берегу Горьковского водохранилища, посмотреть на красоту и заодно где-нибудь там и заночевать, поскольку день уже клонился к закату. И вот мимо этого неприметного поворота мы позорно просвистели! Опять он, недостаток GPS-навигации...
Так мы и валили до самого Ковернина. Вокруг дороги - деревни, деревни, поля между ними да бессмысленные перелески. Мест, где было бы приятно встать на ночёвку, не видать совсем. В Ковернино я принял решение держать путь на Сокольское, посёлок на берегу водохранилища; и всё-таки заночевать у воды. Держим примерное направление на запад, дорожки петляют, раздваиваются, и вдруг неожиданно приводят нас в село Шадрино, где мы видим знаменитый святой источник и небольшую часовенку над ним. И хотя пить в общем-то не хочется, всё же выпиваем по стаканчику водицы, чтобы приобщиться к благодати... Через десяток-другой километров петляния по щебёнкам и грунтовкам, уже после заката солнца, мы всё-таки вырулили к Сокольскому. Срочно минуем его, пока темнота не спустилась окончательно, и начинаем спешно искать место для ночлега. И... не находим такового! Дачи, дачи, деревни, опять дачи... Впечатление, что каждый метр побережья обжит и обустроен. Отчаявшись, в прескверном расположении духа и до крайности уставшие, раскидываем палатку прямо вблизи каких-то дач, у заросшего тиной заливчика. Даже ужинать не хочется. Так и завалили спать.
Наутро яркое солнце и разноцветные цветочки поднимают нам настроение. Да и чистой воды при свете дня из заливчика добыть всё же удалось. Жизнь начала налаживаться! Не мешкая собираемся в дорогу, поскольку наступил завершающий день нашего путешествия, а до дома ещё около пятисот километров. Из Сокольского едем на Мошкино, далее на Городец, и оттуда по плотине Горьковской ГЭС переправляемся в Заволжье. Вид водохранилища вблизи плотины, да и сама плотина - необычайно величественны. Мы фотографируемся на фоне водных просторов, и спешим дальше. В Заволжье теряем изрядно времени в пробках... Нижегородские дачники тянутся домой со своих огородиков, создавая заторы на дорогах. Через вяло ползущую Балахну дотошнили кое-как до трассы М-7, и взяли курс на Москву.
Про езженную-переезженную М-7 и писать-то в общем нечего... Десятки раз колёса и Кугуара, и моего автомобиля оставили в разное время на ней свой незримый след. Гороховец, Вязники, Владимир, вот уже и Московская область. Пробки, дачники с граблями, собаками и тёщами в машинах... И под бьющие в лицо закатные лучи солнца Москва принимает нас в пределы своей кольцевой дороги. Через четверть часа мы дома.
Про езженную-переезженную М-7 и писать-то в общем нечего... Десятки раз колёса и Кугуара, и моего автомобиля оставили в разное время на ней свой незримый след. Гороховец, Вязники, Владимир, вот уже и Московская область. Пробки, дачники с граблями, собаками и тёщами в машинах... И под бьющие в лицо закатные лучи солнца Москва принимает нас в пределы своей кольцевой дороги. Через четверть часа мы дома.
Путешествие завершено. Получился очень интересный и вполне боевой поход. Зимой, коротая выходные в скучном уюте городской квартиры, мы будем перелистывать сотню отснятых за эти три дня фотографий, с которых вновь глянут на нас синие свечки люпинов, спокойная мудрость провинциальных дорог, мощь и красота Горьковской ГЭС. И конечно, маяки-колокольни Владимирской Руси. И на душе станет чуточку светлее...
Деревянные церкви Руси...
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси:
В этих срубах есть сердце и вены.
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси:
В этих срубах есть сердце и вены.
Заколочено накрест окно,
Молчаливо, убого убранство.
Но зато старым стенам дано
Мерять душу с простым постоянством.
Молчаливо, убого убранство.
Но зато старым стенам дано
Мерять душу с простым постоянством.
Д.Варшавский, "Владимирская Русь".
Фотографии к статье лежат здесь: http://foto.mail.ru/mail/nd-anton/63/
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now