Часть первая http://www.moto-travels.ru/publ/1-1-0-970
16-17 июня.
В этот день мне предстояло выполнить главную цель моего путешествия – побывать на полуостровах Средний и Рыбачий, поздороваться с Баренцевым морем в крайней северной точке Европейской части России. Утром заехал в почтовое отделение, где отправил самому себе в Москву посылку с ненужными вещами и экипировкой жены. Меня беспокоил вопрос с запасом топлива, от Мурманска до Рыбачего было 170 км, а заправок по пути не было. Гугл-карты показали заправку в п. Заозерск, который находился в стороне от дороги в паре десятков километров. Правда, попасть туда у меня не вышло, в нескольких километрах от дороги в сторону Заозерска стоял контрольно-пропускной пункт, где мне сказали, что единственным вариантом заправиться в поселке будет вызов таксиста с канистрой) Этот вариант мне не понравился, а так как бензина мне не хватило бы, я решил воспользоваться запасным вариантом – проехал Титовку и махнул в Заполярный, сделав крюк в 110 км в обе стороны. Пополнив в Заполярном запасы топлива, вернулся в Титовку и свернул влево на грунтовку, ведущую к полуостровам. Пока ехал, чувствовал, что попадаю в другое измерение. Река Титовка красиво бурлила вдоль дороги. Остановился возле водопада, чтобы перекусить оставшейся пиццей и сделать пару снимков. Вид и шум воды завораживал, но впереди было еще много красоты.
На перевале Муста-Тунтури наткнулся на участок дороги длиной около 30 метров, где снег еще лежал толстым рыхлым слоем, проехать по которому мне на дорожной резине оказалось не под силу – колеса утопали в снегу, заднее беспомощно буксовало. Толкать тоже не получалось. Поэтому я решил, что пора разворачиваться и ехать в обратном направлении. Лезть туда, откуда самому не выбраться, мне не хотелось.
Пока я делал снимки с этого места, подъехала «буханка», из которой вышли 8 пассажиров: 4 девушки и 4 парня. «Буханка» без пассажиров довольно легко прошла снег, а парни предложили мне помочь протолкать мотоцикл через снежную преграду. Их предложение я с удовольствием принял. Не успев отдышаться после нагрузки, мы попрощались. Ребята погрузились в свой транспорт и уехали дальше, а я вскоре догнал их. Затем они снова догнали меня, потому что я уперся в еще один снежный затор, а потом в еще один... После третьего Юра, водитель «буханки», занимающийся заброской туристов на маршруты Кольского полуострова, сказал, что дальше дорога идет вниз с перевала, и снега больше быть не должно. Обрадованный его словам, слабо представляя, как буду выбираться обратно, я помчал вперед. Но за одним из скалистых поворотов дороги меня ждал самый большой снежный затор на спуске, вверх по которому карабкались парни на квадроциклах. Увидев это, я снова решил разворачиваться, но один из парней раззадорил меня, сказав, что дальше точно свободно, что вся красота еще впереди и, что этот снег через несколько дней растает, и, даже если не растает, в воскресенье рыбаки будут возвращаться с полуострова, помогут мне выбраться. Ободренный его словами, я принял в очередной раз помощь теперь уже от группы квадроциклистов, и мы с большим трудом протолкали загруженный и утопающий в снегу мотоцикл через большой снежный капкан. Когда прошли его, тот самый воодушевивший меня квардроциклист сказал, что они первые, кто пробились на мыс Немецкий в этом году, а ты, мол, будешь первым мотоциклистом, кто побывал на Рыбачем в 2017-м. Вполне вероятно, что он был прав) Поблагодарив ребят за помощь, я поехал дальше, но снова уехал недалеко – впреди был очередной, пусть небольшой, но непроходимый для меня снег. Сил уже было мало. Попытался взять его с небольшого разгона, но перед сразу же «поплыл», и я свлился на бок. Снова пришлось ждать ребят на «буханке», было неудобно перед ними, что они потеют из-за меня, но парни сказали, мол, раз взялись, то уж поможем) Большое им спасибо за помощь и поддержку.
После этого был еще один совсем небольшой снег, перед которым я попросил Юру взять мой мот на борт своего вездехода, когда он будет возвращаться назад. Ночевать на Рыбачем мне не очень хотелось, погода скоро должна была испортиться, с собой у меня было мало продуктов, да и коврик мой был то ли утерян, то ли украден, пока мотик стоял возле почтового отделения в Мурманске. Юра ответил, мол, попробуем что-нибудь придумать. Дальше ехали порознь, TDM лавировал между ям на дороге чуть быстрее, чем УАЗ.
Немного не доехав до перешейка между Средним и Рыбачим, увидел рядом с дорогой группу мужчин и женщин, разбивших небольшой лагерь рядом двумя УАЗами. Остановился поздороваться и узнать, что меня ждет впереди по дороге. Люди приветливо приглашали меня выпить с ними чая и предупредили, что дальше будет несколько глубоких бродов, на дне которых лежат крупные камни. На развилке после перешейка остановился и подождал ребят на «буханке», очень не хотелось разминуться и остаться без помощи. На этом месте была какая-то заброшенная база, бокс под грузовые машины, много мусора и догнивающие кузова вездеходов – картина немного удручающая.
Дальше поехали вместе, первый брод я проехал по полуразрушенному мосту, а перед вторым решил остановиться и подождать Юру. Он должен был высадить своих пассажиров еще через 12 км, а потом забрать их через 9 дней, за которые они пешком планировали обойти по берегу Рыбачий по часовой стрелке. Узнав их планы, я сказал ребятам, что они отчаянные, а они в ответ назвали отчаянным меня, потому что я еду в одиночку. Пока Юра «бродил» по воде, стекающей бурными ручьями со склонов вдоль Большой Волоковой губы Баренцева моря, я расположился на берегу этой губы, сделал себе чая и перекусил. Погодка стояла солнечная, вода была прозрачная, и если бы было больше времени и дров для костра, чтобы согреться после купания, я бы обязательно искупался в Барецевом море (оставим этом на следующий раз). Обслужил мотик, пока ждал Юру, встретил еще одну «буханку», на которой мужики приехали ловить рыбу. Оказалось, один из них мой земляк. Земля в очередной раз подтвердила свою форму) Угостил рыбаков пакетиками с чаем и попрощался.
Дальше был долгий обратный путь, занявший у нас с Юрой всю ночь и отобравший много сил. Там, где мотоцикл вниз толкали 4-5 человек, мы выбирались вверх вдвоем. Снег стал чуть плотнее, когда к ночи похолодало, помогло также уменьшение давления в шинах. Навязанная на заднее колесо веревка результата не принесла – колесо только сильнее зарывалось в снег. Пару небольших заторов мы протолкали мот, а на самом большом решили использовать имевшуюся у Юры 70-метровую веревку. Брать мотик на борт он не решился, да и правильно сделал – когда «буханка» карабкалась по снегу, ее неслабо подбрасывало и раскачивало. Лишние 200+ кг ему были ни к чему, да и закрепить мотоцикл в салоне было бы проблематично. Проехав на машине снег, мы привязали веревку к моту и попробовали пробираться через снег на 70-метровом буксире. Один раз я не удержал мот и свалился на бок. Юра не сразу заметил это с такого расстояния и протащил меня так несколько метров, отчего пострадавший при падении левый кофр снова погнуло. В несколько подходов, потому что дальше по ходу движения «буханки» был поворот за скалу, мы вытащили мотик из снега.
Затем была еще одна заминка у берега Титовки на подъеме по большим камням, которые удалось пройти, накачав снова колеса и увеличив тем самым дорожный просвет. Попрощались с Юрой, от всей души поблагодарил его за эту помощь! Предлагал ему денег за это, но он отказался, сказав, что его заработок это заброски, и свое он уже заработал, а мне помог не из коммерческих соображений. Большое тебе спасибо! http://vk.com/zabroska51
Уже в 5-м часу утра двинул от Титовки в сторону Мурманска. Боялся обсохнуть, так как много бензина было сожжено, когда буксовал на снегу, да и по каменистой дороге преимущественно двигаться приходилось на 1 передаче. Но к моему счастью бензина хватило до заправки. Там я немного погрелся, выпил чая с пирожком, залил полный бак и помчался в п. Ревда, до которого нужно было проехать 150 км. Весь этот путь меня сопровождал холод и дождь. В Ревду приехал около 8 часов утра, купил продуктов в местном супермаркете, нашел единственную в поселке гостиницу (800 руб.), потому как ставить палатку промокшим и продрогшим мне не хотелось, а нужно было передохнуть после Рыбачего и запастись силами перед следующей точкой маршрута – перевалом Геологов. Юра говорил, что сейчас мне туда точно не пробраться на мотоцикле. Я решил, что доеду, куда смогу, а там уже пойду пешком. Фотографии из этого места меня очень впечатлили, поэтому я не мог оставить без внимания эту природную красоту.
18-20 июня.
Отдохнув почти весь предыдущий день и ночь в простеньком номере с ужасной провисающей кроватью на древних пружинах, которой была не рада моя уставшая спина, я выдвинулся из поселка в сторону ГОКа, до которого было около 8 км. Примерно за 500 м до ГОКа свернул на ответвление вправо, дальше дорога вела к перевалу. Вела, но недолго – все было завалено тем же рыхлым снегом. Первый небольшой участок снега я решил объехать по камням, не хотелось бросать мотоцикл с вещами так близко от дороги на ГОК. Задачу эту выполнил с большим трудом, несколько раз ронял мотик на камни, много сил отдал, пока поднимал его на уклоне. От камней осталась царапина на фаре (хорошо, не разбилась), небольшая вмятина сбоку на раме и погнулась лапка КПП, которую пришлось снимать и выгибать обратно с помощью булыжников. Жаль было верного коня, но куда уж без этого в таких приключениях. Проехал небольшой сухой участок каменистой дороги и уперся в сплошной снег. Накрыл мот и пошел вверх на перевал. По перевалу я «гулял», проваливаясь в снег по колено, а иногда и по пояс в снег, прыгая по острым камням. Камням, торчащим из-под снега, был очень рад и старался держаться их скоплений на пути к перевалу, потому как идти по снегу было очень тяжело. Прогулка моя продолжилась 7 часов, за которые я очень устал, но зато насмотрелся на впечатляющие пейзажи северной суровой природы.
К 17 часам вернулся к мотоциклу, сделав круг по перевалу, вылил воду из ботинок, перекусил и хотел было двигаться обратно в поселок, однако мотоцикл отказался заводиться. Решив, что виной тому свечи, и удивившись, почему вдруг сразу две, я попробовал их выкрутить. Это у меня не вышло по той причине, что свечной трубчатый ключ из комплекта облизывало сверху рожковым, а накидного или головки на 17 у меня с собой не было. На мое счастье на дороге я увидел машину, ехавшую в сторону ГОКа. Я решил, что когда машина будет двигаться обратно, попробую попросить инструмент у водителя или доеду с ним до поселка, чтобы найти его там. Однако на обратном пути водитель, пожилой мужчина, из окна прокричал на мои размахивания руками, что он спешит. В машине с ним сидела молодая женщина, мне показалось, это она уговорила его развернуться и узнать, что у меня случилось, потому как через пару минут машина вернулась и она переспрашивала у него, какая помощь мне нужна. Водитель вышел со словами: «Подумал я, как ты тут один будешь, машины редко ездят здесь». Мужчина поделился со мной накидным ключом, я вывернул и заменил одну из свечей, после чего мотик сразу завелся и вроде как заработал на оба цилиндра. Я обрадовался и, не желая долго задерживать людей, вернул ключ и поблагодарил их. Уточнив, что у меня точно все в порядке, мои спасители уехали. Мотик, как оказалось, работал чуть больше, чем на один цилиндр. Дотарахтев до поселка, я заправился, после чего нашел кафешку и перекусил бургером с чаем. Пожилая женщина вдобавок угостила меня конфетами и поблагодарила, что я к ним заехал. Очередной приятный момент) Возле кафешки стал снова менять свечи. Снова ко мне пришел на помощь местный парень, который принес из гаража накидной на 17, с помощью которого я заменил вторую свечку. Разговорились с парнем, он тоже был мотолюбителем, гонял на Урале. Рассказал, как они с другом на «ИЖ-Юпитере» «штурмовали» Рыбачий, и как в ходе этого штурма он повредил ногу. Поблагодарив его за помощь, я около 23 часов двинул дальше. Мой путь лежал в г. Беломорск, откуда в 8 часов утра я должен был на теплоходе отправиться на Соловецкие острова. Проехать нужно было около 600 км. Белые ночи позволяют ехать круглосуточно, однако бороться с усталостью и непогодой было непросто, снова лил дождь. Не доехав 25 км до Кандалакши, обсох на трассе, не догадавшись свернуть с уже включенным резервом на Полярные Зори. Пожалел очень, что залил мало бензина на сомнительной заправке в Ревде. Машин было немного ночью, мимо проезжали только фуры и иномарки. Отечественных «Нив», «УАЗиков» и других, у которых бы можно было «стрельнуть» пару литров топлива, за почти час я не увидел, поэтому нашел в интернете телефон такси из Полярных Зорь и попросил водителя привезти мне бензин. Этот прогон дался мне непросто. Один раз останавливался на заправке и отогревался. К 6 часам утра приехал в городок Беломорск. До отправки теплохода было еще время, и я поехал искать продуктовый магазин и банкомат «ВТБ». Все это я нашел на Ж/Д-станции, снял денег на билет на Соловки (1500 руб. в одну сторону), купил еды и поехал к морскому порту. Там возле будки охранников развесил промокший экип и одежду, переоделся с удовольствием в сухое и побежал к кораблю, подгоняемый советом охранника о том, что ровно в 8 часов судно отравляется, и ждать никого не будет. Еле добежал с рюкзаком до теплохода, уложился за 7 минут, а он и не думал отправляться. На борту я был вторым пассажиром, остальные должны были подъехать на автобусах не раньше, чем через час – туристы из Москвы, которые прибыли на теплоходах по рекам и каналам. Занял место рядом со своим попутчиком по имени Юлий, с которым мы провели весь этот день за интересными разговорами. Он отставной военный, сейчас живет в Одессе, а на русский север приехал, чтобы встретиться со своими сослуживцами и посмотреть интересные места. Посетить Соловки меня вдохновил прочтенный за год до этого роман Захара Прилепина «Обитель». Судьба узников СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) в конце двадцатых годов прошлого века, выживавших в тяжелейших суровых условиях севера, описанная в романе, подтолкнула меня к очередной цели маршрута. В тумане мы пробирались по Белому морю к Большому Соловецкому острову 4 часа. Атмосфера на Соловках показалась мне очень тяжелой и гнетущей. Моросящий дождь и холод добавили к этому свой вклад. С Юлием, который согласился составить мне компанию, мы осмотрели главное сооружение острова – Обитель, а затем взяли напрокат велосипеды и покатили по песчаной лесной дороге к Секирной горе, которая находилась в 12 км от причала. На Секирной горе была расположена церковь, служившая в лагерную эпоху истории островов штрафным изолятором. Самое ужасное место на Соловках, где были до голодной и холодной смерти замучены сотни людей. От окруженной туманом церкви, которая теперь была приведена в порядок и имела вид обычного каменного храма, все же веяло жутким холодом. После поездки и горе, пообедали в Обители в трапезной с остальными прибывшими на остров гостями, которые по большей части были паломниками. С Юлием мне дополнительно повезло в том, что он был далек от религии, и нас обоих интересовала история и архитектура острова. В 19 часов погрузились на свое судно, прикупив перед этим в лавках сувениров и местных кулинарных произведений. С удовольствием был съеден потом огромный пряник. На обратном пути по морю мы оба спали, согревшись после соловецких холодов.
Ближе к полуночи корабль причалил в Беломорске. Попрощались с Юлием, пожелали друг другу удачи в продолжении пути. Собрал вещи, которые не сильно подсохли за день, потому как воздух был влажный, да и дождь накрапывал несколько раз. Поговорил с охранником, выслушал его рассказ о том, как он пригонял сюда из Ленинграда Яву с коляской, поблагодарил за сохранность моего добра и помчал в очередную бессонную ночь в сторону Петрозаводска. В мои планы входило остановиться через пару-тройку часов где-нибудь в южной части Карелии, найти хорошее место для стоянки и рыбалки, и денек провести спокойно на природе. Однако пока я ехал, планы в моей голове изменились. Силы откуда-то появились, спать почти не хотелось, и я решил перенести конечную точку в Великий Новгород. В этом городе я хотел посмотреть достопримечательности и набраться сил перед фестивалем «КИНОпробы» и заключительным перегоном в Москву. В последние пару сотен километров до Новгорода пришлось собрать волю в кулак и дотерпеть усталось. В Новгородской области участок между п. Кириши трассой М-10 собрал здоровенную пробку на узкой и разбитой до огромных ям дороге. Не без труда объехал ее и уперся в плотный поток машин на трассе, который двигался медленно из-за сильного ливня и ремонта дороги. В итоге в Новгород я попал к обеду, весь промокший, замерзший и измотанный. О палатке мыслей не возникало, поэтому я нашел в объявлениях и снял на сутки квартиру (1000 руб.), в которой решил просушиться и отоспаться.
21 июня.
Отдых, горячий душ и еда вернули меня снова к жизни. На следующий день я был готов посетить Новгородский кремль (детинец), а потом двинуться в г. Окуловка, где должен был пройти фестиваль с участием известных российских рок-групп, посвященный 55-летию Виктора Цоя. Исторический центр Новгорода, как и сам город, мне очень понравился.
Осмотрев его, я выехал в сторону Окуловки. Когда покидал Новгород, ясная погода снова сменилась дождем, который прекратился ближе к съезду с М-10 на Окуловку. После поворота с трассы дорога была снова разбита. Машины двигались на многих отрезках очень медленно, тут уж я порезвился на мотике, как умел. Приехав за час до начала выступления групп на фестиваль, снова был обрадован начавшимся дождем. Благо, атмосфера на фесте была теплая. Очень порадовал и тот факт, что вход был бесплатным. До конца выступления я не дождался, понимая, что впереди самый сложный участок пути.
Примерно в 22 часа я выехал в сторону дома. Снова были заторы на дороге из фур, сильный дождь, от которого видимость снижалась до опасных значений, борьба с усталостью и холодом. Скорость движения пришлось заметно снизить, особенно когда во время очередного опасного обгона фуры заднее колесо на толстом слое прерывистой линии разметки сорвалось в небольшую пробуксовку… Ночью на мокрой дороге при скорости за 100… это было очень бодряще! Сжав зубы, дотерпел до дома. Больше ночью в дождь ездить не хочу, да и вообще ночью. Зайти домой, встретить родных, принять горячий душ и позавтракать… Счастье! После таких приключений.
В заключение могу добавить, что первый блин у меня не получился комом. Есть, над чем подумать, что доработать и учесть, но опыт первого путешествия получился очень положительным. Дело это, конечно, затратное, но по-настоящему стоящее. А поэтому – дальше только вперед! Благо, интереснейших и доступных направлений выше крыши!
P.S. О расходах и расчетах. В целом было потрачено на путешествие около 25-30 тысяч, а потом еще около 20 на обслуживание мота после пройденных 5500 тысяч километров (задняя резина, тормозные колодки, цепь, сальники вилки и замена масла двигателя). Многих расходов можно было бы избежать, таких как вынужденные дозаправки, утерянные канистры с бензином, покупка креплений для камеры и дополнительного снаряжения, почтовое отправление и т.д. Но на то оно и первое путешествие. Для расчетов кому-нибудь может быть полезна таблица моих заправок. Заливал преимущественно 95-й, но пробовал экспериментировать с 92-м, сравнивал запас хода на баке на обоих видах топлива при одинаковом крейсере (110 км/ч). Разницы не заметил, вышло в среднем 6,1 литра на сотню и примерно 320 км хода на баке. Хочу больше запаса, напрягает этот момент. На Урале было по 380 км на одной заправке. Всем спасибо, кто осилил мой рассказ)
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now