Грузия
В первом же населенном пункте наткнулись на толпу мотоциклистов. нам посоветовали поменять тут денег и метнуться на смотровую площадку на Казбеги посмотреть, но мы оставили эту точку на обратную дорогу, если будут силы. Сил как обычно не оказалось и оба раза проскочили мимо. Когда нам рассказывали про Грузию, говорили, что там дешево. Возможно так оно и было, до обвала рубля, но теперь там просто терпимо дорого. 1 лари- 31 рубль при обмене в банке. горючка- 2 рубля\литр. шашлык 8. хачапури 8-10. один раз поесть вдвоем выходит 20-40 лари. Особенность местных забегаловок в том, что везде цены одинаковые, так что можно смело выбирать самый пафосный ресторан. Стоить будет так же, а шанс вкусно поесть выше. Мы в первый раз заехали в какой- то странный сарай из досок около которого дымился мангал. здесь нас накормили дичайше пересоленным шашлыком и хачапури (они его так готовят). Судя по всему рецепт заточен под местные вкусы и нам не понравился совсем. Дальше мы выбирали места, больше похожие на туристические и там нас кормили отменно. На ночь встали у реки с противоположной стороны от асфальтовой дороги. В Грузии не нужно прятаться от людей, вставая на ночлег, но Российские привычки тяжело выключить. На следующий день пришлось метнуться в Тбилиси, чтоб поменять деньги по нормальному курсу. После чего вышли на дорогу в Шатили. Дорога первых километров 40 асфальтовая. постепенно переходит в средней паршивости грунтовку и становится красивей. сбоку от нее уже совсем близко горная река, с другой стороны нависают скалы, потом она уходит вверх и там где был а река получается обрыв. идет она по широкому ущелью, петляет, повторяя рельеф горы. затем доходит до серпантина, который идет до верха перевала. сверху вид обалденный. Когда мы проезжали, с другой стороны перевала висели тяжелые свинцовые тучи. Дорога с другой стороны более темная. Ущелье уже, скалы выше. Плюс сама скальная порода периодически становилась черного цвета. Река бурлила и была мутной. Очевидно недавно здесь шел дождь. На въезде в Шатили, во дворе первого же дома, вод дворе стоит Катум 990й, Трансальп и 2 Африки. У Катума стоит хозяин и копашится в вещах. Что- то, говорит, до боли знакомый сутенер. Ты у кого его брал? Оказалось это владелец мотоцикла, который был перед Аделем. Он потом много про сутенер рассказал, исключительно интересное совпадение. Тут же шли хозяева Хонд. Шли они из магазина, поэтому с ходу угостили меня пивасом. В такой хорошей компании, глупо было искать другое место для стоянки. за 20 лари заселились в хостел. 10- шведский стол. Вино у хозяина парни выпили еще вчера, поэтому он поставил на стол чачу. Отменно пошла под беседу. Парни, как и мы, дальше собирались ехать в Омало. Сегодня они уже полазали по Шатили и Съездили в Мутсо и настоятельно нам рекомендовали сделать то же самое. Утром следующего дня мы прогулялись к разрушенной крепости на горе. Как рекомендовали парни, обошли вниманием строения в Омало и поехали сразу в мутсо. Парни в это время выдвинулись в сторону Омало. Сначала у них была мысль пробиться напрямую, но местные сказали, что это невозможно на мотоциклах. До Мутсо километров 12. на полпути отходит дорожка, перекрытая шлакбаумом и ведущая в Чечню. При подъезде, видно две башни, которые стоят на склоне горы высоко над дорогой. В самом селении в данный момент активно идет реставрация башен.Можно везде полазать и понаблюдать за тем, как их складывают. по дороге, ближе к низу попадаются склепы с человеческими костями- последствия эпидемии холеры. Заболевшие жители села сами спускались вниз, забирались в склеп и умирали. Самая высокая башня находится высоко над дорогой. Когда стоишь около нее, те башни, что с дороги смотрелись как стоящие высоко наверху, теперь теперь смотрятся как далеко внизу, а дорога- тоненькая нитка на дне ущелья. Не удивительно, что эту крепость никто так и не смог взять.
На обратном пути нас начал мочить дождь, при подъеме на перевал въезжали в облако, из которого слышались раскаты грома. дорогу пересекали бурные белые потоки воды, но поскольку грунт был каменистый, никаких проблем со сцеплением шин не было. За Перевалом было ясно, но грозовой фронт уже переползал через горы и нам досталось дождя и на той стороне. Остановились отобедать в заброшенных тоннелях Советской постройки. заточили Доширак, который везли аж с Рыбачьего, пришло его время. Потом еду и чувствую, что как- то неправильно моя нижняя часть реагирует на ямы на дороге. как будто проезжает их отдельно от мотоцикла. даже ощупал бедра- все в порядке, но как будто парестезия какая- то. И только после того, как на очередной яме, от бака с хрустом отделилось седло я понял, что с моей нижней частью полный порядок, это у сутенера опять отвалился хвост. после этого ехал только стоя и очень аккуратно. благо до асфальта оставалось всего ничего. к темноте доковыляли до сервиса, разобрали мотак и оценили масштаб катастрофы. Рама сломалась в 4х местах. полетели заводские трубки, сразу после мест усиления.
Палатку поставили прямо около сервиса. Был уже вечер. Грузины пили пиво и вино и угощали им меня. После полторашки взялись варить и весьма успешно завершили. Утром еще немного подварили, помогли собраться и пока рама больше не ломалась). за работу взяли 100 лари. Неприятности с рамой заставили нас отложить дорожку в Омало на конец маршрута, поскольку не было понятно, выдержит ли сварка. Решено было ехать в Вардзию. Дорога туда так же интересна, но полностью асфальтовая. К вечеру добрались и поставили лагерь на берегу реки в километре от пещер. А ночью у Наталии проявились симптомы южной болезни. Похоже, вчерашний арбуз, который я отказался есть, не прошел зря. Благо, Энтерос- гель и Энтерофурил в аптечке были в достаточных колличеставх. Утром сгонял за водой и диетическим лавашом для женщины. забрал Джебела и свалил кататься по окрестностям, пока пациентка нуждалась в лечебно- охранительном режиме и была не транспортабельна. заехал на гору, возвышавшуюся над долиной, немного там заблудился, чуть не уехал в Турцию. Потом спустился вниз другой дорогой. Нашел ущелье с каменным грибом, примерно до таких мы не дошли в прошлом году на Алтае, и тут же были базальтовые выходы, как те, на которые мы собирались смотреть в Армении на дне ущелья тек ручей, а в противоположной скале были выдолблены пещеры наподобие той самой Вардзии, только служили они дневным убежищем для местных коров. Навестил женщину- она не скучала, ей было чем заняться... поэтому посмотрел еще раз карту и со второго раза, нашел крутые подземные укрытия древних христиан. Пока искал, наткнулся на местных жителей, которые с удовольствием провели мне там экскурсию. Старый грузин говорил по русски, а его внучка лазала в пещеры. и мы втроем полезли туда. Старик был там первый раз и думал, что пещеры идут до самой Вардзии, но это оказалось не так. приличный такой подземный дом на несколько десятков человек. с каменной дверью, кухней, комнатами. каменная дверь закрывала лаз к подземному храму. Выглядит она как небольшое помещение с куполообразным, выложенным камнем сводами. Вход через отверстие в полу и одновременно там находиться врядли могло больше 3-4 человек. Ближе к вечеру, наступило улучшение самочувствия у Пациентки и мы, бросив все вещи на берегу, выехали в ту самую, туристическую Вардзию. На улице нкарапывал дождик и было достаточно поздно, так что туристов из комплекса уже увезли. и можно было спокойно гулять по древним пещерам, хотя когда я был здесь днем, все кишело туристами... Комплекс впечатлил и размерами и красотой. мы как раз проходили мимо церкви, когда там велась служба, что добавило правильной атмосферы. Очень впечатлил лаз, пробитый в скале с верхних уровней к церкви. гуляли часа 2. вышли наружу, когда ворота уже были закрыты, а персонал понемногу расползался по домам.
На следующий день мы вскарапкались на красивейший перевал к селу Апниа наверху, напротив Вардзии. Оттуда меньше сотни километров до Армении, куда мы и направлялись дальше.
Армения, вроде как, с нами в таможенном союзе, но это не значит, что граница чем- то похожа на Казахскую, я уж не говорю про Белорусскую. Проскочив Грузинскую сторону мы уперлись в необходимость в некоем разрешении на временный ввоз мотоциклов. часа полтора сотрудник таможни пытался заполнить злосчастную бумагу. То его интересовала кубатура, 250 или 249 сантиметров, потом сколько стоит, потом уже вчетвером сотрудники собрались у компьютера и коллективным разумом таки заполнили форму. на сутенер я сказал писать то же самое, поэтому вышло намного быстрей. потом нам настоятельно рекомендовали оформить ОСАГО, которое здесь стоит 1,5к на каждый мотоцикл. Это разозлило нас настолько, что мы чуть было не развернулись и уехали обратно в Грузию. в Казахстан, для сравнения, в прошлом году, нам грин- карта стоила меньше 100р. Кто- то мне рассказывал, что местные копы не столь лояльны к туристам, как грузинские, поэтому ехали с мыслью, что придется соблюдать ПДД. А это оказалось крайне нелегко. Знаки натыканы как попало. Едешь по дороге, стоит знак ремонта. Видно, что ремонт здесь был, но, может, год назад, а может и 10... и дальше через каждый километр знак 30-50-30-50. сильнейший боковой ветер. природа представляет собой высокогорную равнину, покрытую желтой травой и усыпанную камнями. высота над морем 2км. В первый день мы просто не поняли, какого черта мы премся в это ужасное место. бензин здесь стоит под 70р\литр. Состояние асфальта идеальное для эндуро, поэтому остальные участники движения медленны и печальны. основная масса машин- лохматые жилыги еще советского производства, что намекает на то, что население здесь бедней, чем в Грузии. К вечеру добрались до Севана. Упали на берегу, между озером и дорогой, это был трудный день. Проехали вокруг Севана. Сюда действительно стоило заехать. Природа стала более разнообразной, появились деревья. Нашли даже симпатичный пляж с невысокими сосенками, но купаться не стали- лень. Дальше проехали дорогой на юг и вдоль границы с Турцией в Ереван, увидели Арарат. Вот эта дорога и правда весьма красива. Начали пересекаться с людьми, все еще более дружелюбны, чем в Грузии. Все хотят чем- то помочь или угостить. Интересное устройство ресторанов. Во- первых, все садятся в отдельные комнаты. если на открытом воздухе, то выглядят как беседки. В каждой телефон или кнопка вызова официанта. в некоторых нет меню. Спрашиваешь, что есть? Говорят- все. Как оказалось, у них есть традиционный набор, который должен быть в любом ресторане и этот набор все знают, поскольку Армяне, похоже, частенько ходят по таким заведениям. На ночь встали на горе с видом на Ереван и следующим утром въехали в село Гарни. здесь целое ущелье с базальтовыми выходами. Я их уже видел в Вардзии, но здесь они больше и более геометрически правильной формы. столбы сползают сверху и местами, прямо, нависают над тобой. Очень красиво и необычно.
К вечеру вернулись в Грузию. Встали в саду из сливовых деревьев, на берегу ручья, помылись в нем. Все- таки природа Грузии больше для нас привычна. Дальше наш путь лежал к Черному морю. Дорожка тоже интересная. Батуми встретил пробками. город объезжали как могли, но немного встряли. Дрога вдоль моря, в отличие от Сочи, идет по равнине, а горы где- то вдалеке справа. Встали к вечеру на песчаной косе около Поти. Море было беспокойно. дул сильный ветер и начинал накрапывать дождик. Это было намного приятней той ночи в Геленджике, поскольку не было жарко. С удовольствием искупались в море и потом долго вытряхивали отовсюду черный песок. Галька в этом смысле приятней. Дальше путь лежал в городок Местиа. дорога до туда асфальтовая и очень живописная. серпантин идет вдоль реки. сначала она бирюзовая, потом, после очередного тоннеля становится серой. потом остается где- то внизу. Из за очередного поворота выглянула гора Ушба. только достали фотоаппарат, чтобы сделать снимок- ее скрыли тучи. проехали Местиа и на ночлег встали прямо на парковке у тропы, ведущей к леднику. очень красивое место. от реки веяло не прохладой, а холодом. Нам, северянам, измученным жарой холод был как манна небесная. Утром прогулялись на ледник. успели побывать там до того, как прибежала толпа. Ледник очень красив и обязателен к посещению. На обратном пути встретили ребят из Москвы, которые приехали сюда на микроавтобусе и привезли в кузове кроссачи. пообщались и решили затусить здесь с ними еще на день. встали в один кемпинг. Кирилл и Лена посоветовали нам сгонять на озера над городом, что на высоте 2700м. показали фотки оттуда. мы разгрузили мотики и поехали. Если вкратце, мне пришлось ехать на двух мотоциклах, поскольку женщина опять чего- то боялась. Дорожка и правда была стремная. местами весьма сильный уклон. Тут же, дорогу пересекают размывы, создавая глубокую колею. на плато, на высоте 2,5 Джебел подо мной отказался ехать в гору. Под Наташкой он встал еще на сотню метров выше. Сутенер, не без проблем, но влетел к озерам, а Наташке пришлось топать вверх пешком. в кемпинге мы были уже на закате. ребята начали волноваться и поехали нас искать, но мы быстро нашлись.
Вечером ребята выкатили на стол вино и обнаружилось, что Кирилл раньше работал пожарным. После этого беседа приняла совсем другой оборот, поскольку, когда за столом встречается "скорик" и пожарный им чертовски есть что друг другу рассказать. Главное, чтобы окружающие были более- менее готовы к таким беседам. Спать пошли только часа в 2 ночи. приговорили 5 литров местного вина и с утра были слегка помяты. дальше мы ехали вместе до Ушгули, где ребята поехали дальше, а мы свернули в долину к леднику. Разбили лагерь и пошли. Выбрали неправильную дорогу и карабкались по склону горы по стремной тропинке со скользкой травой. потом увидели, что тропа идет вверх, а ледник уже внизу. На заднице, по траве съезжали вниз и таки добрались до ледника. он оказался даже красивей того, что мы видели около Местиа. обратная дорога в лагерь заняла минут 20.По графику, у нас еще было несколько дней. которые мы могли провести в Грузии, но Наташка уже хотела домой. мы катаемся уже больше месяца. поэтому, хоть мы и могли, но в Омало в этот раз мы не поехали. За полтора дня проскочили до границы и были в России.
В сторону дома.
Опять же, поскольку было время, на обратном пути решили заехать на Эльбрус и Домбай. Домбай вообще находится прямо напротив Местиа, но с другой стороны Кавказского хребта. Когда мы смотрели на горы, мы все время пытались угадывать очертания, которые видели в Грузии, но как- то толком не разобрались где что. Природа северного Кавказа значительно отличается от противоположной стороны. у Эльбруса мы стояли на высоте 2.2 км в обычном смешанном лесу. В Грузии на этой высоте уже даже кустарники не растут. за 600р нас подняли на подъемнике на высоту 3450. Третий уровень был закрыт, поскольку кабель перебило вчерашней грозой. В домбае встали в долине на берегу ручья. утро потратили на съемку рассказа про будущий фильм. потом Наташка говорит: смотри, там верблюд. я- ты что, прикалываешься, жирафов с носорогами там нет? Но верблюд действительно был. здоровый, белый, с 2 горбами... сам же Домбай порадовал много меньше Эльбруса. работала только старая убогая канатка. 4 уровня по 200 рублей. на каждом уровне- восточный базар. Очень людно. Без сомнения, на вершине очень красиво. Но кататься зимой я б поехал именно на Эльбрус. И еще появилась мечта на него взойти. Благо для этого нужно только время и не очень много денег.
С Домбая приехали в Ростов на Дону. Здесь уже пришла пора менять масло и надо было переобуть задний баллон, поскольку все шашки до дома я б оставил на асфальте. как раз для этих целей я всю дорогу таскал с собой старую заднюю резину. Решили один раз за поездку встать на байкпосте. обзвонили людей из хелплиста. Оказалось, что байкпост загнулся, но местные байкеры готовы приютить у себя. так и поступили. Обслужились мы у Захара, а переночевали у Кирилла. Они же нам посоветовали заехать в Дивногорье на полпути от Москвы. Место довольно интересное, но после той же Вардзии, смотрится, мягко говоря, скромно. В такие места надо заезжать, когда едешь туда, а не обратно.
Дальше пошли платные дороги. На въезде в первую стояла здоровенная пробень. на скоростях Джебела, конечно, нечего делать на магистрали и мы скучали всю дорогу. Москву посчастливилось пройти субботним вечером. У меня был какой- то панический страх перед столицей. Я ее представлял, как пробку, размером с город. Скорей всего, так оно и есть, но если вовремя приехать, проскочить вполне реально. Часов в 6 вечера воскресения мы уже въезжали в Питер, точней до него оставалось километров 40. Встретили парня из Донецка. он протаранил машину и загнул перья вилки. Машина уже уехала, а ему нужно было провернуть перья, чтоб колесо пластик не цепляло. тут уже стоял гусь, ехавший со слета мототревелс. Я достал инструменты, но у новоросса тоже был порядок с ключами, да и с руками в целом, поэтому помощь нужна оказалась минимальная. Дали все контакты, которые нашли и разъехались. Гусь помог обойти пробку с Московской трассы и вывел на Мурманку, по которой, уже привычным маршрутом вернулись домой.
пройдено 14500 км за 41 день. Потрачено денег, примерно 65к на человека.
По технике: сутенер хоть и сыпался всю дорогу, но заслужил только переборку движка зимой, чтоб масло не текло. Джебел же, скорей всего, будет продан и заменен на мелкогуся f650, поскольку в таких больших пробегах он крайне неудобен.
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now