Для авторизации в аккаунт, вам необходимо восстановить пароль с помощью почты, которая была привязана к аккаунту на старом форуме. ПРОВЕРЯЙТЕ ПАПКУ СПАМ!
Если в течении 10 дней аккаунт будет не подтвержден - он удаляется.

Jump to content

TRAVELS

  • entries
    1,005
  • comments
    191
  • views
    23,638

Contributors to this blog

Вокруг Эльбруса на эндуро или мототрип по "Народным курортам" Кавказа--4-я часть.Черкесские Джиласу.


LOTOS

138 views


 В пятницу,16 августа, с утра выехал в направлении аула Хурзук,потом искать дорогу в сторону  Черкесских  Джиласу 
С Домбая по живописной горной дороге,с новым асфальтом.По пути заехал в рыбное хозяйство,купил пару рыбок,форель.Одну при мне сжарили,здесь же с аппетитом съел,по ходу общаясь с местными рыбоводами  о жизни.Мужик моего возраста,служил когда-то в Украине.С теплотой вспоминал времена Союза--много туристов было,все работало,люди жили в радость,дружили между собой.Теперь все не так,все делят,воюют,все мало денег.Искренние рассуждения простого человека,практически те же слова могу сказать о жизни в Украине.
Получили НЕЗАЛЕЖНОСТЬ,чтобы  строить дачи в Подмосковье и убирать горшки с дерьмом за итальянскими пенсионерами.За 20 лет население Украины уменьшилось на 8 миллионов человек,причем никакого голодомора.Только политика доморощенных "панов-депутатов". 
--Я то думал,вы процветаете,как раньше,а у вас и без войны нет нормальной жизни,с удивлением прокомментировал мои слова местный карачаевец.
На кого уповать? Что нам хохлам,что народам Кавказа? Как там у А.С. Пушкина:
--Нет правды на земле,но нет ее и выше.
Дальше переключились на личное:как семья,дети,работа.Что привело на Кавказ,почему один? не опасно?  С удивлением отметил мой  51 год. У нас в таком возрасте уже деды без зубов,а ты на мотоцикле, в путешествии.
--Я то что,мой напарник поехал в Пятигорск,вот с него надо пример брать--60 лет,а он все по горному Кавказу ездит,вспомнился мне Иван.
 Пожелав друг-другу всех благ,местный ушел обслуживать новых подъехавших клиентов.Я забрал другую чищенную форель,завернутую в бумагу,чтобы не протухла в дороге,поехал в Карачаевск.







В городе снова на заправку ЛУКОЙЛ,спросил магазин мотозапчастей,чтобы  купить про запас любой рычаг сцепления.Местные сказали,что  таких магазинов нет,надо ехать в Черкесск.Назад от маршрута ехать не хотелось.




Поэтому поехал в сторону  Хурзука по намеченному плану.Дорога неплохая,асфальт почти без ям,только в селах высокие «лежащие полицейские».Дорога проходила вдоль реки Кубань по долине,чем ниже опускался к истокам реки, тем выше становились горы по бокам от дороги.В некоторых местах противоположные горные хребты так сужались,что казалось едешь в каком-то каменном мешке с круто нависающими над узкой дорогой горными скалами.




Новая школа и мечеть  в Узулкане,куда приехал по ошибке.Потом назад,направо в Хурзук. 

Сначала приехал в аул Узулкан,указателей на дороге нет,транспорта совсем мало—глушь,спросить не у кого, куда правильно ехать.Вернулся немного назад,на развилке поехал влево,если по ходу движения ехать с Карачаевска.В самом Хурзуке встретил русскую семейную пару велотуристов. Они рассказали,что на Джиласу перед мостом в центре аула влево вдоль реки по ущелью дорога убитая,но проехать можно. Поехал по разного рода каменному грейдеру,с большими и малыми камнями,несколько мостиков стремных.Но по сравнению с лесовозкой с Пхии в Архыз этот путь уже не казался чересчур уж трудным--именно дорога для эндуро-мотоцикла..Наверное, так и надо путешествовать:сразу залезть по самые уши в дерьмо,чтобы потом в сравнении все остальное казалось легкой ездой в свое удовольствие.Снова по ущелью вдоль реки все выше и выше,несколько мостиков уложенных  деревянными колодами в вперемешку  с булыжниками для безопасного проезда на автомобиле.Только для  двухколесного мотоцикла такой мостик наоборот оказывался более трудным в переезде через достаточно большие камни.Пару раз слезал с мотоцикла чтобы в руках аккуратно провести байк через такой мост.



  На полпути уперся в стремительный горный ручей,следы машин уходящих в воду видно,но ехать самому боязно,горные реки очень коварные.Заглушил байк,походил посмотрел вокруг,все глухо—никакого объезда.Тут еще дождь усилился,сама природа подсказывала,надо отсюда валить.Развернулся, уехал назад,смотрю поворот вправо на дорогу через реку с  хорошим мостом.Ну, думаю, поеду посмотрю куда ведет эта дорога.
Всего-то надо было без суеты посмотреть карты местности,которых у меня было достаточно.Да только по начавшемуся дождю было неохота распаковывать вещи,знаю, что по прогнозу будут дожди (в Домбае посмотрел интернет-- на 5 дней неутешительная погода,причем чем ближе к Эльбрусу,тем дождливее оказывался прогноз),поэтому бумажные карты спрятал подальше в багаж.Именно дорога через мост уходила в другое ущелье на воды Джиласу.Путь через «бродик» вел в тупик к летнему лагерю пастухов.Хорошо,что в брод не полез с ходу…век живи,век смотри,учись. 





 Все эти мысли потом само-собой образовались.Пока же ехал неизвестно куда по накатанной дороге вдоль обрыва все выше и выше.Конечно стремно, особенно если голова закружится,но ехать можно без особых препятствий. 
 По этому поводу очень метко с юмором высказался Миша «Pate» на "МОТОТРЕВЕЛСе" после покатушек по тропам Алтая: «Проехать можно,в худшем случае без байка можешь остаться!».




Вид на "не нужный бродик" с верхней дороги.Все же лучше смотреть карты местности более внимательно перед такими прохватами по дорогам без указателей.



 Когда за очередным горным отрогом вдали  показался домик, тут  уже воспрял душой! Значит правильная дорога на Черкесские Джиласу. Тучи немного разошлись, через облака стала снежная шапка Западного Эльбруса проступать.Надо  было подробно расспросить у велотуристов про дорогу, езжай себе прямо к цели без волнений,точно зная куда едешь.  


Западная вершина Горы  казалось "нависает" над источниками,более близко на авто-мото транспорте к Эльбрусу вряд ли  подъедешь с какой-то другой стороны.

 Несколько небольших домиков,с десяток разного рода авто повышенной проходимости с палатками возле них,вот все Черкесские Джиласу. Эльбрус совсем рядом,как говорится на расстоянии вытянутой руки.Встретил велотуристов,оказывается спускаются с перевала Палнбаши,задал вопрос о проезде на мото :
--Не может быть  речи,только если несколько человек на руках будут тащить вверх…


 
Снова те же оценки ситуации,что рассказывали черкесские ребята на стоянке в Пхии. Захотелось подъехать поближе к перевалу.Поехал вперед,не оглядываясь.Когда уже пришлось переключиться на первую передачу,приостановился,хотел байк на подножку поставить,а его вниз тянет.Оглянулся назад, нахожусь на достаточно крутом склоне,когда едешь вперед эта крутизна как-бы не заметна.Осторожно установил мотоцикл для фотосессии,посмотрел на навигатор—2750м,сделал несколько снимков на фоне Эльбруса.Потихоньку спустился вниз,не заводя мотор—на двух тормозах.С такого склона спускаться тормозя двигателем бесполезно—слишком быстро едет байк вниз на первой передаче,дороги нет,только тропа с камнями.Такие особенности езды по горным склонам. 



 Остановился рядом с велотуристами,поставил палатку.Местные предупредили,чтобы мотоцикл на подножку не ставил.Рядом пасется худоба,какой-нибудь бык или корова захотят «почухаться» о стоящий байк,он станет лежащим.Подставил мото к большому самодельному столу --так будет надежней. Надо заметить здесь,рядом прямо с бьющими из-под земли минеральными источниками было оборудовано что-то наподобие горных туристических стоянок с местами под палатки,самодельными столиками,такими же самодельными туалетами.Учитывая отдаленность и труднодоступность горной местности, руки государства  и большого бизнеса сюда еще не дошли.



Такая своеобразная первозданность здешних мест, недаром в интернете источники Джиласу рекламируются …. курортом 19-го века,почти все осталось так,как в середине позапрошлого столетия.На водах в основном лечится местное население—приветливые,добродушные люди в общении.Подошло несколько человек,завязалась непринужденная беседа:удивились что приехал с Украины на мотоцикле, еще больше,что приехал сам.Рассказали какой источник от чего лучше помогает,когда,сколько надо пить воды и т.д. Посоветовали обязательно принять нарзанную ванну,которая находилась в специальном оборудованном «сарайчике»--недаром курорт называется НАРОДНЫМ,все просто,доступно,бесплатно! 






Вы еще не купались в  природном натуральном нарзане? Тогда ваш путь обязательно должен привести на Черкесские Джиласу.Впечатления от легкого покалывания "иголочками" всего тела--просто не забываемые.
  



 Мои соседи по палатке тезка Володя и его жена Нина из Пензы. До Кисловодска доехали поездом с велосипедами в спецсумках. Дальше своим ходом по дороге на Кабардинские Джиласу, туристы со стажем,еще в советское время ездили на вело по Памиру.Что говорить — молодцы,1955 и 1956 г.р., они на вело по горному Кавказу наметили пройти от Кисловодска до Сочи, через перевалы напрямик! Есть на кого равняться в нашей непростой жизни.У вечернего костра,на котором жарили купленную по дороге с Домбая форель,Володя рассказал, что к походу готовился три года.Никак не могли найти попутчиков,сами ехать не решались.Через интернет предлагали всем желающим,но только этой зимой договорились со своими земляками,тоже из Пензы,но более молодая пара.
Уже на Кавказе общность интересов дала трещину,как итог - рассорились.Молодежь поехала быстрее,куда-то торопится.Как раз встретил эту молодую пару в ауле Хурзук,когда искал дорогу к источникам.На удивление, история похожа на мою:тоже в интернете три года искал попутчиков на эндуро-Кавказ,только в этом году нашел,но оказалось всего на два дня,вместо планированных 3-4 недель.Володя рассказал, с какими трудностями переехали перевал Палнбаши. Пришлось проходить в несколько заходов,сначала пустые велосипеды,затем возвращались за рюкзаками и снова на перевал.Тащить сразу велосипеды вверх к перевалу очень тяжело: крутой подъем,"сыпуха",затем такой же спуск.Высоты уже не шуточные--3500-3600 м.
Такой рассказ от первого лица,а я все тешил себя надеждами возможно проехать там на мотоцикле.


 
Спалось на высоте 2600м хорошо,бодрящий воздух с температурой ночью 8-10 градусов и периодически срывавшимся небольшим дождем.Под дождик всегда крепкий сон.Утром была возможность буквально на 15-20 минут посмотреть на западную вершину Эльбруса,потом снова небо затянуло облаками.Местные ребята рассказали,когда в прошлом году с Эльбруса в эту сторону сошла большая снежная лавина, от грохота ударной волны в расположенных рядом простеньких домах-отелях повыбивало стекла.Все испугались,думали война,бомбежка! 






 Нарзановая ванна в этом домике.

 Попил целебной воды,пятнадцать минут поплавал в 22-х градусной ванне с нарзаном. Начал  собираться ехать дальше на север в обход Эльбруса,по лесным дорогам до более доступных,потому знаменитых Кабардинских источников Джиласу. Напрямую пешком через перевал Палнбаши до них всего километров 15.Назад вокруг по горным дорогам будет 150-170 км,такое расстояние по асфальту за 1,5-2 часа легко проходится,но только не по горным дорогам-тропам. 
 Тепло попрощались с Володей и Ниной,они даже чуть раньше меня выехали,потом их обогнал на небольшой водной переправе-ручье.Проехал одним махом,а им пришлось снимать обувь,чтобы босиком перевести груженые велосипеды через ручей.У каждого свои заморочки,со своим видом туристического транспорта.В Хурзуке посмотрел на спидометр,проехал от источников 18 км,но времени заняло ровно один час,это без единой остановки. 
 Когда отъехал всего километров 5-6 от Джиласу,то по горной дороге навстречу попалась интересная пара на ИЖе без переднего щитка: парень лет тридцати,видно, местный,на заднем сиденье вез пожилую худощавую женщину,лет под 70.Хотел написать бабушку,но вспомнил, у меня есть в знакомых одна «бабушка» 39-ти лет… 
Для местных это родные дороги,где каждый камешек знаком--ездят как хотят, на чем хотят.


Большие камни на горной дороге настраивали на очень аккуратную езду.Здесь банальное прилаживание может закончиться срывом с дороги в обрыв метров на 30-40,а то и больше.


Горная дорога подходит почти впритык к подножию Эльбруса.Подъем от аула Хурзук с 2000м до 2700м на Черкесских Джиласу. 


Поворот направо,перед этим домом--направление дороги на  источники Джиласу.Сначала проехал мимо,никаких указателей.Потом от моста развернулся,поехал в правильном направлении.
 Неказистые домики аула Хурзук.Почему то не в Греции не в Испании не встречались такие "хибарки" в красивой горной местности.Природа Кавказа даже краше чем в Европе,но вот жизнь как-то не так,радоваться нечему...

 Снова асфальт до поселка Эльбрусский,где поворот вправо,по аварийному мосту через реку Кубань,вдоль реки есть дорога-срезка на так называемый «Сырзавод»,от которого одна полевая дорога уходит в Черкесск,другая на Кабардинские Джиласу. 
 Перед мостом камень-достопримечательность:упавший с неба метеорит,достаточно внушительных размеров.Все возле него фотографируются ложа две ладони на сам камень, при этом   задумывая желание.Желание у меня оказалось самое простое—доехать назад домой без приключений,своим ходом. 




Вначале дороги вдоль Худеса стоят 5-6 полуразрушенных коттеджей с черепичной крышей, на которой выложен год—1950,когда-то были очень симпатичные домики,наверное, турбаза.Сейчас все в запустении.
Хороший ориентир для тех,кто хочет попасть по срезке на Бесчанское горное плато к "Сырзаводу".



0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...
Вверх