Антон Ткаченко,
Black Bears MC,
- Ярославль.
-
Пятая полярная экспедиция,
или Приключения одинокого Медведя на Кольском полуострове.
-
- Есть на свете места, однажды побывав в которых человек потом с удовольствием перебирает воспоминания, листая фотографии, и с гордостью говорит: "Да, я был там!" Планируя будущие путешествия, он прокладывает свой путь в стороне от них, полагая, что нет нужды дважды ездить одними дорогами. И он, безусловно, прав.
-
- Но бывают другие места. Они заманивают путешественника странными легендами и невероятными слухами, они заползают в его сердце из книг и интернета. И когда он, поддавшись любопытству искушения, приезжает - они безжалостно берут его душу в плен, опаивают ядом непонятной, сладостной энергетики и заставляют возвращаться к себе снова и снова, по капле наполняя чудесами и красотами бездонные глаза очарованного странника. Раз за разом они открывают ему новые свои глубины, и у него создаётся полное впечатление того, что он ездит всё время новыми дорогами.
-
- Для меня таким местом стало Русское Заполярье. Нынешним летом я совершил туда своё пятое путешествие.
-
- Как обычно, основа моего рассказа – путевые письма друзьям, написанные вечерами в палатке. После возвращения домой я лишь добавил к ним воспоминания и некоторые подробности, ставшие заметными на расстоянии.
-
* * *
-
- Первый день путешествия редко приносит нам новые впечатления и открытия. Я неторопливо катил по трассе, удаляясь от дома. Проехал Вологду, Кириллов, Липин Бор.
- Не доезжая Вытегры, у деревни Прокшино свернул на Старый Архангельский тракт. Плакат у дороги гласил: «Автодорога Архангельск – С.Петербург. Участок Прокшино-Солза. Ввод в действие сентябрь 2005». Вдаль уходила ровная и широкая гравийка. Это обнадёживало. Но километров через пять дорога ненавязчиво закончилась, превратившись сначала в узкую лесную дорожку с ветхими мостами через речки, а потом и вовсе в обыкновенное северное бездорожье, с многочисленными бродами, колеями, остатками лежнёвок и участками жидкой грязи. Вот вам и «автодорога»… До посёлка Солза, находящегося уже в Архангельской области, я преодолел километров тридцать этого оффроуда. Шёл их несколько часов... Мотоцикл и я сам стали равномерно-глинистого цвета. Некрасиво.
-
- После Солзы дорога превратилась в ровненькую приятную гравийку. Я полагал, что она останется таковой до самого Каргополя, но наивные ожидания не оправдались. Просто на границе областей по дороге мало кто ездит, а дальше, по мере приближения к цивилизации, она становится всё более и более разбитой. Однако, при этом вполне проезжей.
-
- Заночевал в посадке недалеко от дороги. Белые ночи здесь уже закончились, на улице темно, по тенту палатки стучит дождик... А внутри тепло, светло и есть интернет. Приёмничек бубнит о событиях в мире, оставшемся от меня настолько далеко, что я не понимаю смысла услышанных новостей.
-
-
Забытые миры.
-
- …Я чуть было не проехал мимо Неё. Разбитая лесовозами гравийка, изобилующая ямами и лужами, и накрапывающий с неба дождик не давали ни на секунду отвлечься от дороги. И вдруг справа боковым зрением я увидел Её. Серая свечка одинокой деревянной церкви в чистом поле, на фоне такого же непроглядно-серого неба. Неприметные, но явные колеи полевой дороги вели в Её сторону и говорили о том, что это место изредка посещается.
-
- Я подъехал ближе. Сретенье-Михайловская церковь, построенная в 1655 году, когда-то стояла посреди села Красная Ляга. От села не осталось ничего: ни фундаментов домов, ни погребов, никаких следов жизни – ничего! Лишь какой-то прах в едва заметных углублениях грунта, да деревья, растущие характерными правильными группами. А церковь стоит так, будто силы разрушения почтительно обошли её стороной, не смея прикоснуться к старым, полуистлевшим доскам. Чудо? –скажете вы. –Чудо, соглашусь я, не найдя другого объяснения…
-
- На воротах висел большой ржавый замок, но нижняя филенка двери была выбита, образуя небольшой квадратный лаз. Через него, на коленях, как кающийся грешник, я вошёл в Храм. Небогатое убранство, пустой иконостас, и в уголке над алтарём – две маленькие современные иконы: Сретения Господня и Архангела Михаила, неизвестно кем сюда принесённые. Так, не вставая с колен, я произнёс вслух немногие известные мне молитвы, и осенил себя Крестным Знамением, и сам удивился тому, насколько искренне сделал это. В действующих храмах у меня никогда так не получается… В самом деле, кого мне было стесняться ЗДЕСЬ, где кроме меня и Бога никого нет на много вёрст? В заключение я попросил Господа немного умерить дождь, потому что для путешественника на мотоцикле он очень неприятен. И выйдя из Храма, я в изумлении увидел Солнце! Остатки лиловых туч ветер быстро уносил за горизонт. –Снова чудо? –скажете вы. –Да, это действительно чудо, твёрдо скажу я в ответ.
-
- …На стене церкви я обнаружил ржавую табличку, в которой с трудом читалось: «Охраняется государством». И подумалось: а государство ли хранило триста пятьдесят лет это деревянное здание от пожара и разрушений, от безбожных времён, от неизбежных весенних палов сухой травы, в которых дотла сгорали дома и деревья? Окружающий мир превратился в туман и развеялся, будто не было его, а она стоит себе, как огонёк свечи, заботливо прикрытый ладонью от ветра. Нет, не государством охраняется эта церковь, братцы. Не государством.
-
* * *
После Красной Ляги следы лесовозов ушли куда-то в сторону, и дорога стала ровной и спокойной. Через семь километров я въехал в ещё один Забытый мир: село Кучепалда.
Когда-то это было большое процветающее село. Посреди него раскинулась гладь карстового озера, и все дома выходили окнами на него, образуя окружность. Довольно редкая планировка… Но однажды, а случилось это где-то в 70-х годах прошлого века, вода из озера ушла за одну ночь. Странное, непонятное явление; учёные до сих пор не знают точных причин, почему уходят карстовые озёра. Люди проснулись утром – а озера нет. После ухода воды Кучепалда стала быстро угасать: люди уезжали в другие места, оставляя свои дома, да и политика государства, направленная в то время на «укрупнение» деревни, немало способствовала этому. Последние жители покинули село в начале 80-х, и с тех пор оно так и стоит – нетронутое, но мёртвое. Говорят, в селе продолжает жить один единственный чудак, но мне его увидеть не довелось.
Я бродил по деревне, заходя в дома. Многие из них и сейчас стоят в неплохом состоянии. Внутри – почти нетронутая обстановка, кое-где сохранилось изрядное количество утвари и имущества. Корзина с углём, проросшим травой, чей-то висящий на гвозде пиджак, чайник на столе, школьные тетрадки, исписанные ручкой с железным пёрышком. Стоящий у печки ухват. Было впечатление, что люди, уезжая, ещё надеялись вернуться и забрать оставшееся; но почему-то уже не вернулись.
Сильное впечатление оставило кучепальдское кладбище. Заросшее травой, оно почти неприметно в лесу у дороги. Но среди полусгнивших деревянных и проржавевших железных крестов порой встречаются памятники современной внешности. Выбитые на них даты относятся к 90-м годам и даже позже. То ли эти люди доживали свой век в брошенном селе, то ли, находясь на чужбине, завещали детям похоронить их на родине. Неизвестно.
Кучепалда. Осиротевшая земля.
-
-
- Терский берег.
-
- Справка: Терским берегом Белого моря называется полоса вдоль южной части Кольского полуострова, от посёлка Умба до реки Поной. Слово «тер» означает «лес»; и действительно, эти места густо поросли настоящим «полноразмерным» лесом, в отличие от остальных просторов Кольского, лежащих севернее. Издревле в этих местах жили поморы, занимавшиеся рыбной ловлей и промыслом морского зверя. Их уклад и неповторимый стиль жизни во многом сохранились и поныне.
-
- Итак, свернув с трассы М-18 и проехав большой город Кандалакшу, я по хорошему асфальту устремился на восток, в сторону посёлка Умба, райцентра Терского района. Дорога вынесла меня на вершину перевала, с которой открылись восхитительные виды Кандалакшского залива с множеством островов, а затем спустилась вниз и углубилась в лес.
-
- Вот и Умба. Заправив полный бак бензина, я не стал задерживаться в посёлке, а поехал в сторону старинного поморского села Варзуга. Впрочем, доезжать до самой Варзуги в мои планы не входило. Если вы впервые оказались на Терском берегу, то съездить туда просто необходимо, хотя бы лишь для того, чтобы посмотреть деревянную церковь 17 века, построенную в своеобразном стиле. Но я уже бывал здесь в 2001 году, и поэтому собирался исследовать другие достопримечательности, расположенные в основном в безлюдных местах. Я знал, что неподалёку от столбовой дороги, по самому берегу моря проходит старая дорога, ныне почти заброшенная, и от этого ещё более интересная. Вот по ней я и намеревался проехать.
-
- За селом Масеево я остановился у знака, говорившего о том, что я пересекаю Полярный круг и покидаю Заполярье. Шёл дождик, я слез с мотоцикла и зашёл под небольшой навес передохнуть. Вдруг на дороге остановились старенькие Жигули-«шестёрка». Парень, сидевший за рулём, опустил стекло и удивился: «Надо же, БМВ с коляской. Никогда не видел… А давай, дружище, выпьем по маленькой?» Почему-то такое предложение другого участника дорожного движения меня не удивило. «Давай». И он рассказал, что через пару километров справа будет малозаметный съезд, с которого я и попаду в самое начало старой дороги. Поблагодарив собеседника, я направился туда.
-
- Здравствуй, Старая Терская дорога! Мы не виделись восемь лет… Ты ничуть не изменилась: так же хрустят камушки красного сланца под колёсами, так же хрустальна вода твоих бродов, такое же чувство неторопливого одиночества охватывает путника, едущего тобою. Временами ты бежишь так близко к морю, что можно остановиться, пройти пять шагов и потрогать воду. Можно постоять полчасика, покурить и послушать шум волн, нисколько не заботясь убрать мотоцикл на обочину: он никому не помешает проехать. Потому что никто не проедет здесь за это время.
-
- Впрочем, изредка дорогой всё же пользуются. По берегу время от времени встречаются рыбацкие тони, и многие из них действующие. Тонями здесь называют летние становища с избой и подсобными помещениями, где в сезон рыбаки живут и занимаются промыслом. Сейчас тони официально оформлены как ИП, ЧП или ООО, но традиционного поморского смысла эти новые аббревиатуры не меняют.
-
- Я заночевал на берегу большой бухты, которая во время отлива («малой воды», как говорят здесь) превращается в огромную грязную пустыню с множеством валунов разного размера. За дровами для костра я сначала, по среднерусской привычке, направился в лес, но потом вспомнил, что у моря всегда полно дров, которые прибой выбрасывает на берег. Эти выбеленные и просоленные морем дрова прекрасно горят и в сухом, и в мокром виде. Как же сладко пьётся водка и крепкий чай с дымком, под весёлый треск костра и солёный запах Белого моря!
-
- Наутро я выбрался на ровный гравий новой дороги, и по ней быстро докатил до села Кашкаранцы. Заехав в село, я полюбовался с берега на морские виды, на новую церковь и маяк, а после вновь направился по старой дороге вдоль берега. Пейзажи вокруг становились всё краше, всё интереснее, светило солнце и душа радовалась окружающему великолепию. Вот вдалеке показалась часовня, стоящая у самого моря. Я подъехал, и пошёл посмотреть. Оказалось, что на этом месте произошла примечательная история. Однажды, в давние времена, некий рыбак нашёл здесь выброшенное морем на берег тело утопленника в монашеском одеянии. Тело было совершенно не тронуто тлением, и ни один из окрестных монастырей не признал в найденном монахе своего собрата. Так его и похоронили, как Безымянного Инока Терского. И вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста, установленного на берегу, неизменно хороший улов рыбы, а молитвы, обращённые к иноку, всегда помогают в делах. Позднее здесь была поставлена часовня, которая в 2004 году была полностью обновлена и освящена. Святыня почитаема среди местных жителей, и тропинка к ней, идущая от новой дороги, остаётся протоптанной даже в полярную зиму.
-
- Я помолился в часовне, и поехал дальше вдоль берега. Проезжая мимо одной из тоней, я заметил человека, который бежал ко мне, улыбаясь и махая руками. Остановился. Как выяснилось, этот человек – Вадим Новицкий из Витебска, мотоциклист, который приехал к родственникам в Умбу и они вместе направились сюда на рыбалку. Вадим очень скучал в отпуске без мотоцикла и общения с себе подобными. И тут вдруг из леса выезжаю я. Конечно, он зазвал меня в гости, мужики до отвала накормили свежей рыбой, зажаренной на углях, под водочку и разговоры обо всём подряд… Столько благородной рыбы за один раз я, пожалуй, никогда не съедал. Горбуша, сиг, камбала, треска… Сёмгу, которая тоже была в улове, жарить не стали. Сёмга – это заработок; перекупщики в Умбе платят рыбакам хорошие деньги за каждый килограмм этой рыбы. Остальное можно съесть.
-
- Рыбаки звали меня остаться с ними на ночёвку, но я поблагодарил их за радушный приём, и поехал дальше. Меня ждал мыс Корабль, и его знаменитое на всю страну месторождение аметистов. Собственно, мыс получил своё название из-за одинокой скалы неподалёку от берега, которая издалека похожа на приставший к берегу корабль.
- В советские времена добыча аметиста была организована здесь промышленным способом, причём довольно варварским методом: взрывом. Говорят, при этом множество камней разлеталось, в том числе в море, и если сейчас спуститься у берега под воду с аквалангом, то многое можно найти. Позже месторождение оскудело, и было оставлено. Сейчас часть штокверков засыпана пустой породой, а часть зияет разрытыми ямами, некоторые из них заполнены водой. Здесь и теперь можно отыскать небольшие щётки аметистов, не пригодные для ювелирных работ, но красивые. Я тоже нашёл себе несколько камней на память...
-
- За мысом Корабль старой дорогой совсем не пользуются. Она становится каменистой, трудно проходимой и тяжёлой. Если ехать по ней далее, то она упирается в болото и кончается. В этом месте можно спуститься к морю, и по полосе отлива доехать до устья реки Варзуги и села Кузомень. Но я не собирался туда ехать: во-первых, в устье Варзуги я уже бывал, а во-вторых, дорога по отливу опасна коварными зыбучими песками. Я предполагал выбрать красивое место на берегу, вблизи конца дороги, и там заночевать. С этими мыслями я и катил, подыскивая взглядом подходящее местечко. Преодолел брод через реку, дно которой было устлано плоскими пластинами сланца, которые громко ломались под колёсами, как кафельная плитка. Углубился в небольшой лесок. И тут, буквально в сотне метров от себя, я увидел… МЕДВЕДЯ. Он тоже увидел меня, и неторопливо переваливаясь, удалился в лес. Знаете, друзья, те медведи, которых каждый из нас видел в зоопарке или цирке - полная ерунда. В дикой природе этот зверь внушает столь безотчётный ужас, что мне сложно описать! Естественно, ночёвка в этот момент немедленно отменилась. Потому что и имеющееся у меня ружьё, и патрон с 30-граммовой пулей будут бесполезны, когда ты спишь в палатке. А на бодрствующего человека, да ещё сидящего на мотоцикле с незаглушенным двигателем, медведь нападать и не станет.
-
- Я мигом долетел до места, где дорога кончалась. Оглянулся. Лес с медведем совсем недалеко. Чтобы продолжить путь, необходимо было спуститься на полосу отлива и ехать по мокрому песку. Я без колебаний дал газу: вперёд! Сначала ехалось вроде бы нормально. Но потом песок стал рыхлее, мотоцикл начал в нём вязнуть. Я прибавлял газ, но песок становился всё более зыбучим. Скорость достигла почти 90 км/ч, но я чувствовал, что бумерскому мотору не хватает всех его 80 лошадей. Сбросишь газ - и мотоцикл мгновенно увязнет по оси, а через пару часов начнётся прилив, и похоронит его... Теперь представьте себе: ночь, справа море, слева огромный вал очень рыхлого песка, преодолеть который шансов нет, и только скорость является спасением! Лужи солёной воды обдавали меня брызгами с ног до головы, камни и брёвна на пути я объезжал, не сбрасывая газа! Я горячо молился Всевышнему и особенно Преподобному Иноку Терскому, чтобы помогли мне выбраться невредимым из этой опасной ситуации. Но вот впереди показалось устье реки Варзуги, а проходимого для меня выезда из полосы прилива так и не было. Слева по-прежнему песок, справа - море, а впереди река. Западня! И вдруг - о, чудо! Впереди показался островок относительно твёрдого мокрого песка. Соблюдая величайшую осторожность, я медленно остановил мотоцикл. Вроде не вязнет... Короткая минута на размышление. Ну, а что было делать, кроме того, как рвать изо всех сил обратно тем же путём? Я развернулся, разогнался на твёрдом островке столь быстро, сколь позволила динамика мотоцикла, и помчал обратно по своим же следам, с ужасом замечая, что вода-то прибывает, успеть бы! Через семь километров я достиг спасительного выезда на сушу. Миновал лес, в котором видел медведя, преодолел несколько бродов и каменистых участков. В одном месте передо мною выскочил заяц. Я удачно выхватил ружьё и застрелил его.
-
- Около пяти часов утра я подъехал к знакомой стоянке рыбаков. Они не спали, сидя у костра, и я сказал им: "Мужики, вы угостили меня рыбой, а я теперь хочу угостить вас мясом". Заяц был немедленно разделан, и оказался довольно большим. Половину его мы приготовили с картошкой и съели, а второй половиной я потом ещё два дня питался.
-
- Вот так. Как потом я узнал у местных, на том участке, где произошла моя Ночная Гонка По Отливу, в год стабильно гибнет три-четыре машины. Их потом, конечно, вынимают, но что с ними делает море, мне даже представлять не хочется.
-
-
Хибины. Доброта суровых исполинов.
-
- …За моей спиной сопки медленно скрывают город Мурманск. Позади тёплая встреча с друзьями и поиски задней резины для мотоцикла, которая вдруг непредсказуемо быстро износилась. Друзья отыскали и бескорыстно подарили мне нужную покрышку, что позволило мне продолжить путь. Спасибо вам, Гена и Андрей! Позади полуостров Рыбачий; находясь всего в сотне километров от него, я не смог удержаться и заехал поздороваться с Гранитным Линкором, немного прокатившись его каменистыми дорогами. Позади интересные встречи и новые лица. По серой ленте асфальта мотоцикл несёт меня на юг, в сторону дома. Но время окончания моего путешествия ещё не наступило...
-
- Недалеко от Мончегорска я замечаю на обочине мотоцикл. Это мои новые знакомые, Саша Лис и его жена Маша из Нижнего Новгорода. Они выехали из Мурманска раньше меня, но в пути случилась проблема: отказала система зажигания. Звонок друзьям в Апатиты уже сделан, помощь скоро должна прийти, и я остаюсь с ребятами ожидать приезда «спасательной команды». Вскоре приезжает Слава Казначей из клуба Северные Бродяги, привозит новую катушку зажигания. Замена её не помогает, и поэтому принимается решение отправить мотоцикл в Апатиты на грузовичке, чтобы в гараже спокойно разобраться и устранить неисправность. Едем все вместе. По пути встречаем Сергея и Лену, мототуристов из Москвы, и тоже берём их с собой. Большой шумной компанией ставим мотоциклы в гараж и обосновываемся в квартире у Славы. Подтягиваются другие гости, общение и дружеское распитие напитков продолжается до глубокой ночи.
-
- Кстати, название апатитского клуба, «Северные бродяги», на их жилетках по-английски пишется как «Nothern Vagans». Я постеснялся спросить, что же это такое: Vagans, но позднее, приехав домой, задал такой запрос словарю. Выяснилось, что ни в одном европейском языке этого слова нет! Ответ нашёлся в нашей исторической литературе: оказывается, ваганами поморы называли выходцев из Архангелогородской губернии, и вообще людей пришлых, то есть действительно бродяг! Ваганы не были бездельниками и тунеядцами, напротив, они шли на север, чтобы обрести волю и найти достойное применение своим мастеровым рукам. Замечательное название для клуба. Очень местное, и отражающее суть настоящего мотоциклиста.
-
- Наутро Саня отправляется в гараж чинить мотоцикл, а нас с Серёгой и Леной Слава ведёт в Кировск, показывать достопримечательности. До Кировска всего четырнадцать километров, но в отличие от города Апатиты, расположенного практически на равнине, он лежит среди мощных отрогов Хибинских гор. Апатиты – второй по величине город в Мурманской области, большой и современный. Он вырос вокруг горно-обогатительного комбината и других предприятий рудной промышленности. Кировск – городок небольшой, в его окрестностях находится несколько рудников, снабжающих сырьём упомянутый комбинат. Самый большой из этих рудников, Центральный, имеет глубину около полукилометра, а уходящая спиралью вниз дорога, по которой огромные БелАЗы вывозят руду, превышает в длину сорок километров! Но на Центральный рудник посторонних не пускают, поэтому мы ограничиваемся видами на город и горные пейзажи с двух смотровых площадок, куда обычно приводят всех гостей. После этого москвичи берут курс обратно, в сторону Мурманска, Слава уезжает в гараж помогать Сане, а у меня на примете есть ещё одно место, которое я собираюсь посетить.
-
- Выехав из Кировска, я добрался до его отдалённого микрорайона Кукисвумчорр. Налево уходит дорога, ведущая к одному из рудников, и проехав по ней несколько километров, я отыскиваю уходящую в сторону другую, неприметную и весьма необычную дорогу. Она проходит прямо по руслу каменистой реки; получается этакий длинный брод, который путник преодолевает не поперёк, как обычно принято, а вдоль течения. Впрочем, через километр дорога выбралась на сушу, и дальше пошла вполне традиционным способом. Она уводила меня всё дальше в ущелье между величественных гор, вершины которых кутались в облака, тут и там повсеместно на них лежал снег. На моём пути в изобилии встречались броды и участки мелких сыпучих камней, в которые мотоцикл так и норовил закопаться. Но я был внимателен, и не спеша продвигался всё дальше и дальше в горы.
-
- Какие же невероятные пейзажи мне открывались за каждым поворотом! Я не уставал раз за разом останавливаться и фотографировать, чтобы запечатлеть их во всевозможных ракурсах. Тем более что вскоре меж облаков начало проглядывать солнце, и сочетание окружающих красок и теней стало поистине феерическим! Хибины очень красивы. Это большие, серьёзные и необычайно суровые горы, не похожие ни на Урал, ни тем более на Кавказ, но обладающие неизъяснимым, особенным очарованием. Они не высоки, однако специфика Заполярья такова, что уже у подножия их лежит тундра, поэтому, поднявшись совсем немного вверх, вы оказываетесь в зоне голых скал и снега, и лишь изящные водопады из тающих ледников прочерчивают седыми прядями непроницаемо-серый гранит.
-
- Здесь относительно многолюдно… Я видел пеших туристов, идущих в горы группами и поодиночке. Видел джиперов на подготовленных внедорожниках с номерами Москвы, Питера и других регионов, которые ехали, чтобы дальше пробиваться труднопроходимыми тракторными тропами в сторону Имандры и Ловозёрских тундр. Видел даже велосипедиста, который натужно крутил свои педали, и тоненькие колёсики его велосипеда жалобно прыгали по камням. Кого только не встретишь в горах...
-
- Через некоторое время дорога пошла вниз, в долине начали появляться деревья: полярные берёзки и низкорослые ёлочки. Спустя несколько километров, путь привёл меня на базу МЧС "Кунийок". Дальше проходимой дороги нет, поэтому мне пришлось развернуться и направиться в обратную сторону. Но день уже клонился к вечеру, и отъехав от базы километра четыре, я решил встать на ночёвку на живописном берегу горной реки Кунийок, давшей название базе. Перебрался вброд на противоположный от дороги берег и поставил палатку на мягкий мох буквально в полутора метрах от воды. Вокруг меня теснились исполинские вершины, и до глубокой ночи я заворожено наблюдал, как облака причудливо перетекают с одной из них на другую. Почему-то не было сил оторваться от этого волшебного зрелища. А затем уснул в палатке безмятежным сном, как в детстве, под ласковое журчание близкой реки.
-
- Мой друг Гена Насыров из Мурманска, рассказывая мне об этих местах, говорил, что Хибины обладают странным свойством не просто снимать с человека стресс будней, но в буквальном смысле лечить его душу, наполняя её силой, придавать ясность мыслям, обострять чувства. Во время моей ночёвки в Хибинах я действительно испытал на себе эту магию Северных гор, и утром, уезжая, низко поклонился им за это.
-
Путь домой.
-
- Почему-то каждое моё возвращение из Заполярья напоминает некое паническое бегство. Совершенно непонятно, куда я так всякий раз тороплюсь… Выехав поутру со своей стоянки в Хибинах, я проехал Кировск, Апатиты, полюбовался видами на озеро Имандра, и вскоре вышел на трассу М-18, по которой устремился на юг. Когда солнце начало клониться к закату, я подъехал к своей любимой стоянке на Лижмозере. Посмотрел на часы: около 8 вечера. Вроде бы на ночёвку становиться рановато… и решил ехать дальше, до реки Онигма. И ведь не хватило же сообразительности посмотреть в навигатор или карту: а сколько до этой Онигмы километров? Как позже выяснилось, двести пятьдесят, причём далеко не самого ровного автобана. Еду, лязгаю зубами на трещинах в асфальте, а Онигмы всё нет. Спустилась темнота, похолодало, да ещё традиционно забыл заправиться в Лоухах, соответственно, посреди дороги закончился бензин… Вылил в бак резервную канистру, еду в ночи; зубы лязгают всё сильнее, и уже не столько от трещин в асфальте, сколько от холода. Добрался я до Онигмы около часу ночи. Хорошо ещё, что место знакомое – пробраться к воде, лавируя между камней, и днём непросто, а в свете фары камни превращаются в каких-то лысых монстров, отбрасывающих страшные тени. Однако, благополучно поставил палатку и завалился спать.
-
- Утром следующего дня я быстренько домчался до Медвежьегорска, и здесь погода испортилась… Пошёл дождь, да такой, что конца-края ему не видать. Не смотря на это, решаю ехать не по кратчайшему пути, через Пудож и Вытегру, а направляюсь в сторону Петрозаводска, чтобы обогнуть Онежское озеро по его юго-западному краю. До этого мне не доводилось ездить той дорогой, хотя на карте она, в общем-то, нарисована. И я решил закрыть это «белое пятно».
-
- За Петрозаводском асфальтовая дорожка, петляя, побежала вдоль берега озера. Сосновые боры, многочисленные дачные посёлки, красивые места! Ближе к границе Карелии и Ленинградской области асфальт закончился, уступив место гравийке. В Ленинградской области она стала совсем разбитой, неровной, и изматывающей. Вечерело. Вокруг – мрачный густой лес, идёт непрерывный дождь, и совсем не понятно, где бы выбрать место для ночёвки. В посёлке Вознесенье я упёрся в широкую полноводную реку Свирь. Моста нет, последний паром ушёл в 9 часов вечера, следующий будет лишь утром. А дождик всё льёт… Подумалось: ведь издавна на Руси было принято пускать на ночлег странников, застигнутых в пути непогодой. Неужели откажут? И я пошёл к людям.
-
- Люди измучены безденежьем, загружены заботами, им нет дела до ближнего и его проблем. Но когда промокший одинокий мотоциклист обращается с простой и естественной просьбой: «Пустите переночевать», в их душах робко просыпается что-то, доставшееся в наследство от далёких предков. Мне не отказали. Бабушка Любовь Васильевна, живущая с внуком Егором вдвоём в большом доме, пустила меня к себе, напоила чаем, нашёлся для меня и диванчик, на котором я прекрасно выспался в тепле и сухости. Дай вам Бог здоровья, люди добрые! Наутро ранним паромом я переправился на другой берег Свири.
-
- Оставшиеся сто километров гравийки до Вытегры утомили меня изрядно. На этой «стиральной доске» подвески мотоцикла то и дело входили в резонанс, настолько неизбежный и мощный, что пейзаж перед глазами начинал рябить. Жидкая грязь начисто стёрла мотоциклу задние колодки, хотя тормозом я практически не пользовался. И когда вскоре за Вытегрой на дороге появился асфальт, его волны и трещины показались мне слаще самых ровных столичных магистралей! Не задерживаясь, я проехал мимо Липина Бора, Кириллова и Вологды. В Ярославской области дождь прекратился, и под ласковыми лучами солнышка я въехал во двор своего дома. Моя Пятая Полярная Экспедиция завершилась успешно.
-
-
-
-
- Фотографии к статье лежат здесь: http://foto.mail.ru/mail/nd-anton/1525
- К главе «Забытые миры» - здесь: http://foto.mail.ru/mail/nd-anton/1654
-
0 Comments
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now