Для авторизации в аккаунт, вам необходимо восстановить пароль с помощью почты, которая была привязана к аккаунту на старом форуме. ПРОВЕРЯЙТЕ ПАПКУ СПАМ!
Если в течении 10 дней аккаунт будет не подтвержден - он удаляется.

Jump to content

TRAVELS

  • entries
    1,005
  • comments
    191
  • views
    23,557

Contributors to this blog

Мотопоход "Русское Заполярье – 2007" Часть 4.


OSS

93 views

Продолжение, начало тут. 

 
Часть  четвёртая

Полуостров Рыбачий

13 июля 2007г. На моём одометре …ну вот снова не посмотрел на него  в нужный момент…

 

«Утром» (в 15:45) я проснулся от сильного грохота - это нефтянники бульдозером волоком тащили по дороге вагончик. Думаю, что если бы они почаще пользовались таким изобретением человечества как колесо, то дороги на полуостровах были бы намного лучше.  Погода разгулялась, мы никуда не торопились т.к. во-первых надо было просушиться, а во-вторых вообще приятно посидеть в хорошую погоду за столом да на свежем воздухе в хорошей компании.

Дальше наши пути с Антоном расходились, т.к. на Рыбачий ехать он уже не планировал, он там был, и не раз. Ну дальше как обычно фото на память, прощания, последние наставления и в путь.

На перешейке между полуостровами перед нами выехал Урал с нефтяниками и один из них медленно поднял руку с неприличным знаком. Дебилы....  Сразу за поселком нефтяников дорога кончилась, а началось «направление» состоящее из луж и крупных гладких камней.  В паре километров от поселка,  мы заправили баки под завязку и спрятали канистры с остатками бензина в придорожных кустах. Еще через пару сотен метров мы уперлись в первый брод, долго ходили промеряя дно, и даже убирали некоторые камни!

Как ни хотела Таня одевать бахилы ОЗК, но пришлось. Иначе никак... Потом уже переехав брод мы долго уговаривали ее сделать то же, а она стояла и твердила «я не смогу»... Конечно смогла! После 4-го  или 5-го брода уговарать уже не приходилось.  А дальше были броды, причем разные и  в большом количестве.

Броды это наше всё! На этом немного забегая вперед хочу остановиться. Бродами мы называли любое водное препятствие шириной от нескольких метров. Любая река, ручей, или даже лужа таили в себе камни, ямы колеи, илистое дно и т.д. Каждой сколько-нибудь большой и глубокой луже приходилось уделять внимание, т.к. одно дело упасть и что-то сломать рядом с домом а другое дело за 2000 км где кроме нас на десятки километров нет никого.. Права на ошибку не было, поэтому приходилось осторожничать, особенно в первое время, пока не появился должный опыт. Броды следовали один за другим  иногда по десятку подряд, иногда следующий был метров через 100 или 200 и тогда мы даже ЕХАЛИ! Тяжелее всего было, когда преодолев сложный брод и поднявшись на пригорок перед глазами открывался  еще больший и еще более сложный,  а за ним еще десяток издалека непонятно еще каких...  А броды были действительно разные. В основном их глубина не  превышала  проходимости наших бахил ОЗК  (а это  по цилиндры).  Дно тоже разное, в основном каменистое, зачастую с крупными булдыганами. Несмотря на предварительные промеры дна в сложных случаях, мы всё равно на них наскакивали и тогда руль пытался выскочить из рук... Когда наезжали на большой камень под прямым углом то большое переднее колесо чаще всего через них перескакивало, а дальше как карта ляжет. Если повезет, то проскакивали, а если нет, то либо следовал удар по защите картера (дорожный просвет у меня 24см), либо  застревало заднее колесо, а дальше буксование, снос или перепрыгивание. Часто попадались  броды с илистым дном,  и это был самый худший вариант, т.к. с большого разгону его пройти нельзя (камни и колеи никто не отменял), а на малой скорости есть большая вероятность застрять, а вытаскивать мотоцикл  и тем более поднимать упавший груженый мотоцикл из ледяной лужи как-то не очень... Такие старались объезжать, но эти объезды давались очень тяжело и отнимали слишком много времени и сил... Раньше, еще дома разглядывая фотографии  Антона Ткаченко снятые им на Рыбачьем я наивно полагал, что почти все эти броды можно легко объехать по тундре! Как же я ошибался!  Как правило те броды, которые хочется объехать, объехать как правило сложнее, чем их преодолевать(за редким исключением), т.к. «берега» были либо крупнокаменистые, либо крутые, либо поросшие кустарником, либо заболоченные.

 Но иногда другого выхода не было. Еще броды были песчаные с плотным дном и это был самый желанный (хотя и редкий) вариант, поэтому даже если глубина слегка зашкаливала, мы в таких бродах руководствуясь ставшим богатым опытом иногда рисковали. Тактика преодоления бродов у всех троих была тоже разная. Лёша теперь был самым быстрым - соотношение веса мотоцикла к его собственному весу было наименьшим, и у него сзади  была кроссовая резина, поэтому многие броды он проходил с хорошего хода.  Таня из-за природной осторожности свойственной женщинам проезжала все препятствия на самом малом ходу перебирая ногами. Мой стиль преодоления бродов из-за большого веса мотоцикла, как правило был чем-то средним между Лёшиным и Таниным.

 Как-то после одного из Лешиных скоростных прохватов  через брод, я подошел и сказал ему, что «ты же не знаешь какое там дно,  и мало ли что там лежит и что так форсировать броды мол это детство». На второй или третий день, когда мы большинство бродов (кроме самых сложных на вид) проходили уже не перемеряя, Леша подошел ко мне и не менее серьёзно чем я тогда, с издёвкой  сказал: «Ваня это детство». Долго смеялись, т.к. перемерять каждый брод или лужу было просто немыслимо, в день мы проезжали их сотни! Иногда мы ехали по водопадикам вверх или вниз - это когда ручей сбегал вниз сотнями каскадиков прямо по дороге, по уступам скал из которых в основном она и состояла. При этом дорога часто имела еще и приличный уклон.

Так вот, дорога наша пролегала на север по западному побережью Рыбачьего к самой северной точке.  Поскольку дорога шла вдоль побережья, то  мы иногда не могли,  не остановиться чтобы и сделать красивый снимок.

По пути, практически на голом склоне холма нам попался брошенный гарнизон, решили заехать. Зрелище, которое нам открылось, было каким-то жутким - полуразрушенные строения с выбитыми стеклами, пограничный столб с облупившейся краской, предметы обихода, ржавый детский трёхколесный велосипед, ржавые качели, полузасыпанная кирпичом эмалированная ванна...  

   

И хоть мы пытались веселиться, но в голове мелькали отрывки из разных фильмов про атомную войну и апокалипсис. Мы в мотоэкипировке и бахилах ОЗК похоже тоже вписывались в окружающий пейзаж, как будто вокруг было все чем-то заражено и мы ходим в защитных скафандрах.  Так мы бродили от одной развалины к другой, заглядывали в сломанные окна и двери, открывали всё что открывается пытаясь угадать что здесь было. Например бывшую столовую вычислили по обилию солдатских кружек на полу. Там же нашли люк в подпол. Открывая, надеялись найти что-то интересное (клад разумеется), но нашли всего лишь кучу открытых ржавых консервных банок. Где-то угадывалась баня, где-то погреб, железный бункер, котельная... Потом мы поднялись на вершину холма, где были строения уже военного характера - огневые точки, сторожевые вышки, доты, гаражи или ангары и красивейшие панорамные виды с высоты.  Нашли череп оленя с рогами, но брать правда не стали, зато Таня нашла красивый рог северного оленя, который и увезла домой в качестве сувенира.

После заброшенного гарнизона дорога привела нас на берег океана с идеально ровным плотным песком, хотя попадались и волнистые участки.

   

Посетили береговой ДОТ утопающий в цветах выше колена. Война и мир честслово. Такое буйство жизни на фоне уже примелькавшихся мхов и лишайников удивляло, а на фоне заброшенного ДОТа это смотрелось еще и символично…

Потом был совершенно засадный брод - илистый и глубокий... Долго промеряли болотистые колеи и в результате решились объезжать. Леша поехал первым и застрял в глубочайшей колее. Мотик просто заклинило в ней. Сообща выдернули наверх. Таня сказала, что она проехать не сможет и поехал Леша. Проехав чуть больше половины он упал, но без последствий. Я решил ехать сам, но предварительно полностью разгрузившись. Проехал на одном дыхании, гордость за самого себя в тот момент переполняла мою душу, но недолго, т.к. теперь метров 100-150 надо было по тому же болоту перетаскивать вещи.  Сообща перетащили, вспотели, устали... На тепло двигателей налетели комары. их было столько, что сказать что их было много - значит ничего не сказать.  Репелленты действовали, но комары «кусали» психологически, убивало их количество. Мне оставалось только упаковаться, поэтому чтобы не кормить зря комаров ребята укатили на ближайший продуваемый пригорок. Когда я потянул последний жгут с правой стороны, мотоцикл охотно подался за ним и упал на противоположную от подножки сторону. Поднять не смог, ребята где-то за пригорком... Ждать их в обществе комаров глупо, да и драгоценный бензин из под крышки потихоньку вытекал. Пришлось снова разгружать, поднимать Тенеру, снова всё упаковывать. Когда натягивал последние жгуты на пригорке появились ребята и с досадой смотрели на меня мол «чего он там копается»...

Уже практически на самом крайнем севере мы попали не на ту дорогу... Дорог было несколько, выбрали ту, направление которой больше всего совпадало со стрелкой навигатора. В результате уперлись в какие-то болота, забор воинской части и прочие непреодолимости. Ломиться или искать дополнительных приключений на свои задницы не стали... Самое обидное, что нужная дорога проходила рядом с нашей, но в виду очень высокой насыпи выехать на нее не было никакой возможности ... Пришлось возвращаться несколько километров до развилки...

На мысе Немецком стоит какая-то радиолокационная воинская часть. На всякий случай фотографировать с близкого расстояния ее не стали, хотя там есть огромные сферы, к которым  ведут огромные пандусы, как будто внутрь этих сфер должно что-то огромное заезжать. Доехали до точки, которая геокешерами указана как самая северная, хотя до Океана было еще несколько сот метров. Тут  обнаружили, что у Леши почти оторвалась одна из боковин велосумки. Таня достала швейный набор и пока Леша шил на ледяном ветру, мы осмотрели и полазили поблизости. На мысе Немецком кроме воинской части есть еще маяк, несколько домов видимо служителей маяка и развалины старых построек и маяка, и повсюду много всякого хлама.

Когда подъезжали к посёлку при маяке, видели маленьких ребятишек (хотя было уже за полночь), которые при нашем приближении тут же почему-то скрылись. Больше мы никого не видели.

И вот мы доехали до самой северной континентальной точки РФ в европейской части. Дальше в отливной полосе склизкий «морской изюм» и еще дальше расположенные под одним углом гребни скал. Мы решили продвинуться на север еще на несколько десятков метров, но уже пешком. Был отлив, и  мы по «изюму» перебрались на скалы. По пути к крайней точке, Таня нашла в отливной полосе останки морского ежа, я раковину...

    

Долго карабкались по скалам, потом я тоже долго пристраивал штатив. С гордостью развернули наш флаг, сделали пару дублей на фоне «самого крайнего севера», и стали созерцать океан, «закат», и всё что нас окружало... На душе творилось нечто невообразимое - жуткое смешение чувств. Это была самая главная цель нашего путешествия, у наших ног грохотал Океан, цель достигнута, гордость, радость, значимость момента переполняла душу!

    

  Глаза впивались в каждый элемент окружающего мира, а мозг разгоняя тысячи мыслей напрягался, стараясь еще запомнить хоть часть увиденного... В то же время была  какая-то грусть т.к. то, к чему мы так стремились последние месяцы, к чему так долго и с таким трудом добирались, достигнуто, и в ближайшем обозримом будущем с нами ничего подобного не случится...

Попробовали из расселины морской воды, почему-то показалась не очень солёной... Морской изюм вызывал неприятные чувства т.к. хрустел под ногами и сам по себе очень скользкий. Меньше всего хотелось  упасть в эти сопли... Почему-то возникали ассоциации с фильмом «чужой»... Вернулись к мотоциклам, достали рюмки, закусь, разложили на ближайшем камешке, хорошо так отметили, кажется кричали «ура»!

Главное мы согрелись, т.к. дул пронизывающий холодный и сырой ветер с Океана... Термометр на Тенере показывал что-то около +9, но ветер… . Подъехали к самому маяку, так и никого и не увидев. Неподалёку тарахтел дизель, зачем-то горел свет, сушилось белье, но людей не было... Где-то неподалёку от маяка находится древний лопарский колодец, но координат у нас не было, спросить не у кого, искать пёхом уже не было желания, т.к. к тому времени мы уже подустали.

Дальнейший наш путь лежал на восток в сторону мыса Кекурского через самую незабываемую и грандиозную техногенную помойку, до которой нас сопровождали ласковые полярные собаки из посёлка. Отличалась эта помойка от привычных тем, что тянулась она справа и слева от дороги на километры, и вместо пластиковых бутылок и всякого рода упаковок там валялась военная техника, строительный мусор, "дары океана", военная тара,  и даже ГТСки зачем-то перевёрнутые вверх днищем.

Больше всего удивил опять же перевернутый кузов «москвича» неизвестно как и зачем туда попавшего.

 По дороге посетили еще один ДОТ и мемориал. Поскольку это было несколько в стороне от дороги, то мы ломанулись по тундре напрямую. Тут был преодолён один из психологических барьеров - нужно было спуститься с  уступа скалы, не очень длинного, но крутогооо ...

Дальше мы уже без остановок двинули на мыс Кекурский, надеясь найти там место для ночёвки. Заехали в удивительный по своей красоте тупик, с дорогой через расселину в скалах выходящей на берег океана. Впрочем, дороги дальше не оказалось, да и место для ночёвки нам не понравилось, и мы поехали в ночном тумане искать место более подходящее. Мыс  Кекурский на мой взгляд самое красивое место из всех тех, что мы видели на Рыбачьем. К сожалению так уж получилось (см.ниже) но собственно на Кекурском мы не фотографировали… Всего несколько фотографий на подъездах к мысу…

Когда мы ехали уже по самому мысу, был густой туман и периодически из этого тумана появлялись самые причудливые очертания скал. В тумане вообще всё воспринимается иначе... В который раз, появилось ощущение нереальности происходящего. То, что я видел вокруг, было похоже только на картины художников-фантастов про другие планеты... Несмотря на холод, сырость, промозглый ветер, и уже жуткую усталость, душа как губка снова старалась впитывать все, что видели глаза, тщетно стараясь запомнить как можно больше. К сожалению усталость, холод и желание скорее найти ночевку так и не позволили вспомнить о фотоаппарате. Ни одного сказочного кадра с мыса Кекурский не оказалось... Всем было уже не до того…

Наконец остановились у какой-то скалы с желанием устроиться тут на ночлег, тем более что рядом были техногенные дрова - кажется телеграфный столб. Пока я ездил за водой к близлежащему озеру, ребята успели передумать, а Таня вообще наотрез отказалась тут ночевать, т.к. повсюду гуляли неслабые сквозняки. Я оттуда уезжал с большой неохотой, т.к. знал, что на Кекурский мы уже не станем возвращаться. Долго ли коротко ли, но через некоторое время, ориентируясь в густом тумане по остаткам дорог и стрелке навигатора, мы выехали на возвышенности из тумана и попали к каким-то разрушенным постройкам рядом с посёлком Губа Скорбеевская. Сам поселок виднелся внизу как на ладони, но через несколько минут его поглотило облако тумана.

    

Это бывший гарнизон ракетчиков. Лет 10 назад здесь еще жили люди…  Спустились к посёлку.  Опять ощущение нереальности происходящего, только «кино» теперь другое. Теперь это было кино про последствия атомной войны…

 

Многоэтажные дома с выбитыми стёклами, магазин, сохранные дороги, повсюду мусор. Как и в предыдущем гарнизоне попадались детские вещи, усиливавщие весь этот сюрреализ. Прямо у дороги, где мы присели немного отдохнуть на брёвнышке и решить, что делать дальше,  лежала ржавая и сломанная детская машинка...

Густой туман и никого... Мертвый город с подходящим названием. Жуть. Особенно эта жуть усиливалась туманом и музыкой несущейся откуда-то из тумана... Осталось только «мутантов» увидеть... Поскольку мы тут планировали остаться на ночь, то решили сначала выяснить что у нас за соседи. Мутантами оказались заготовители труб - они вырезали автогеном трубы систем отопления и водоснабжения и вывозили куда-то на грузовике. Возле их вагончика зачем-то горела покрышка... Мы с удивлением и недоверием смотрели на них, они на нас... Поговорили «ниочем» и не задерживаясь у этих  местных опять уехали в город. Как тонко заметил Донох мотоциклы тоже сделаны из труб... В общем решили мы там не оставаться на ночевку, а только найти геокешерский тайник, заложенный в одном из домов. 

Танюшка очень устала и с нами не пошла оставшись кажется на том самом брёвнышке. Внутри дома выглядят не лучше чем снаружи. Всё что не растащили, то сломано или разбито, валяются какие-то вещи, старые газеты... Дети в этих краях не водятся, а стёкла выбиты. Видимо это суровые полярные мужики, больше некому. Вообще этот посёлок – это настоящий памятник нашей традиционной российской бесхозяйственности и вандализма. Построить такой посёлок в этом месте - это ж какие деньги надо затратить, т.к. каждый кирпичик, каждую доску сюда надо привезти из-за тридевять земель... Потом наша военная доктрина изменилась, все снялись и уехали бросив всё как было… Мы страна богатая, у нас такого добра…Вобщем нашли мы тайник и поспешили поскорей убраться из этого угнетающего места, ничего кроме каких-то глобальных грусти и тоски не вызывающего.

В нескольких километрах была еще одна геокешерская точка на реке Скорбеевская неподалёку от ее впадения в океан, рекомендованная геокешерами как хорошее место для ночёвки, вот туда и  двинули... Вскоре каменистая дорога к реке  сменилась на песчаную. Тяжелые груженые мотоциклы становилось удерживать всё сложнее. Усталость дикая, т.к. мы в оффроудном пути больше 10 часов. В какой-то момент мы обнаружили на песке огромные следы. Методом исключения пришли к умозаключею, что это следы оленя. Как выяснилось позже мы угадали.

Когда мы подъехали к броду через реку Скорбеевская до места ночёвки оставалось несколько сот метров... Брод был очень широкий, но не глубже и не сложнее сотни тех, что мы уже преодолели сегодня. Мы с Лешей преодолели его достаточно легко, а потом долго кричали Тане с другого берега, чтоб она не тянула с преодолением. А она кричала, что не может. Дальше случилось то, чего мы не ожидали - Таня развернулась и уехала в тундру... Понятно, что это был нервный срыв из-за дикой усталости, но мы не знали что делать дальше, т.к. группа наша была заведомо неделимая (каждый вез часть необходимого снаряжения  и продуктов) и отпустить ее в одиночное плавание мы никак не могли, т.к. в том поле любой из нас в одиночку был точно не воин...

Решили подождать, т.к. гнаться за ней вдогонку уже не было ни сил ни желания... Бесконечно сидеть тоже было глупо, глаза сами собой закрывались, и чтобы не уснуть сидя, я решил сходить на разведку к месту предполагаемой ночёвки. Место оказалось действительно классным - ровная поляна, рядом река и красивый водопад. 

Когда возвращался, увидел Танин мотоцикл, который стоял в полукилометре от брода.  Придя обратно к броду, я попросил Лешу её вернуть, на что он спросил:
- А что ей сказать?

- Говори что хочешь, только верни...

Леша уехал и поступил радикально - приехал на ее мотоцикле, пересек брод и пошел за своим. На вопрос «как Таня?» сообщил, что она лежит на земле и только твердит «я больше не могу»...  Таня, всё-таки пришла, приехал Лёша, и мы в  молчании доехали до места стоянки, поставили палатки. Неподалёку стоял УАЗ со спящими браконьерами (напротив нашего лагеря через всю реку была натянута сеть) но нам уже было пофигу... Приготовили ужин. Таня от еды отказалась, залезла в свою палатку и мы ее не видели очень долго...

Разумеется в том, что довели девчонку до такого состояния - полного физического и нервного изнеможения была наша вина. Мы равняли ее по себе, забыв, что с нами всё-таки девушка, а девушки это существа гораздо более нежные и ранимые... Сами мы правда на тот момент были не намного лучше, и из-за дикой усталости не переехали на ее мотоцикле брод как это делали раньше в самых сложных случаях (думали тогда что просто вредничает, т.к. брод был обычный ), не нашли для нее ни ласкового слова уже на той стороне реки (вот зараза и так устали, а она еще и уехала), ни сочувствия уже в лагере... (так ей и надо)  Мы были слепы и чувствовали только раздраженность и злость... Танюшка, прости нас засранцев за это…

Ночью  проснулся от чьих-то голосов (странно что вообще смог проснуться). Выглянув из палатки увидел еще один УАЗ и трёх людей около сети. Один был с ружьем, другой в форме... Но мне по-прежнему всё было пофигу. Засыпая думал о том, что разница между браконьерами и теми кто их должен ловить у нас зачастую очень условная...

Читать продолжение

0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...
Вверх