Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Чили и Аргентина - технические вопросы путешествия

В ноябре 2017 года я, утомленная русской тоской, купила билет в один конец до Сантьяго. План был таков: приехать, попутешествовать сначала обычными способами (в основном получилось автостопом), потом купить мотоцикл и продолжить поездку на нем. Мне казалось - что может быть проще, чем купить мотоцикл и отправиться на нем по Латинской Америке? Но когда начала гуглить, как это сделать, была озадачена. Многочисленные блоги, рассказывающие о подобном опыте, в основном фокусируются на местных красотах и туристических восторах. Практической же информации о том, как организовать поездку, кот наплакал. Тем более что в последнее время правила игры существенно изменились, и немногочисленные опубликованные how-to уже стали неактуальными. Поэтому я решила написать подробно о нашем опыте путешествия на мотоцикле по Латинской Америке, делая акцент на его технических деталях. Получилось весьма многословно, но для тех, кто всерьез планирует подобную поездку, думаю, что небесполезно.

Важно: в тексте я описываю исключительно личный опыт, как съездить по Латинской Америке по маршруту Сантьяго - Огненная Земля - Буэнос-Айрес - Сантьяго. Возможно, другие путешественники решали аналогичные задачи иными, более простыми или дешевыми способами, поэтому дополнения и уточнения возможны. Цены и прочие данные указаны мной по состоянию на февраль-март 2018 г. в примерном пересчете на рубли.

Итак, что нужно для путешествия по Чили и Аргентине

1) Получить RUT

Пожалуй, самое важное, чего мы не знали заранее - то, что если вы хотите купить мотоцикл в Чили, вам понадобится так называемый RUT. Это аналог ИНН, необходимый для совершения любых юридически значимых действий. Несколько лет назад процедуру получения RUT усложнили, и теперь вам понадобится поручительство гражданина Чили.

Ваша задача - найти такого человека (по знакомым, в русскоязычных группах Facebook, на Couchsurfing и т. п.). По большому счету, такое поручительство ни к чему не обязывает, за исключением того, что на почтовый адрес поручителя будут приходить разные уведомления и прочие официальные бумаги (и то - в теории). Предполагается, что он сможет передать их своему подопечному. Единственная сложность для поручителя - ему придется потратить несколько часов. Сначала он должен посетить с вами любого нотариуса (notaria) для составления доверенности, потом Registro Civil (аналог российских МФЦ) по месту его жительства либо SII (налоговая) для постановки на учет. Нотариусу придется заплатить в пределах 3000 руб., услуги чиновников бесплатны. От вас потребуется предоставить только загранпаспорт. Подробная инструкция о получении RUT на испанском языке здесь.

Есть компании и адвокатские бюро, которые помогают оформлять RUT иностранцам, но стоимость их услуг несоразмерна трудозатратам - она доходит до 25 000 руб.

2) Найти подходящий мотоцикл

Когда есть RUT, можно заняться выбором мотоцикла. В офлайне искать его можно у дилеров, начав, например, с Avenida Kennedy, где высокая концентрация магазинов с самой разной техникой. Сантьягинос (местные жители) утверждают, что покупка мотоцикла в престижном районе Las Condes - дело менее рискованное с точки зрения дальнейшего вылезания "косяков”. Кроме того, при покупке мотоцикла в магазине зачастую удается заранее договориться о trade-in по окончании путешествия.

Купить новый мотоцикл - не проблема. С подержанными мотоциклами дилеры связываются не так охотно. У них обычно достаточно широкий выбор кубатурной свежей техники. Но, возможно, она не вписывается в ваши планы или просто не по карману. Если вы хотите купить что-то с существенным пробегом или небольшим объемом двигателя, то, вероятно, искать такой мотоцикл придется по частным продавцам.

С ними риски примерно те же, что и в России: вы, по сути, покупаете кота в мешке. Предъявлять претензии в случае неожиданно вылезших "косяков” будет некому. Кроме того, платить, скорее всего, придется наличными, и на этом вы можете потерять кругленькую сумму (о порядке расчетов - ниже).

Основных площадок для поиска подержанного мотоцикла два: Yapo.cl и Chileauto.cl. Там выставляют на продажу технику и частники, и магазины. Опыт подсказывает, что перед визитом к последним лучше уточнять наличие конкретного мотоцикла. С некоторыми магазинами можно связаться по WhatsApp - но, вероятно, только по-испански. То же касается частников. К этому следует быть готовым.

Найти мотоцикл, уже подготовленный к путешествию, можно и на форуме Horizons Unlimited. Однако следует иметь в виду, что многие продают на нем технику, зарегистрированную в других странах. От ее покупки лучше воздержаться. В противном случае, чтобы продать ее в дальнейшем, вам придется сначала заплатить ввозную пошлину - до нескольких тысяч долларов.

Мы в итоге нашли BMW G650 GS на Chileautos.cl. Не имея инструментов и знаний в достаточной степени, проверку его технического состояния делали в сервисе. GS Service специализируется на этой модели, осмотр каждого из трех "кандидатов” стоил нам около 3500 руб. Связывались с сервисом также по WhatsApp. Механики, как правило, по-английски не говорят, менеджеры - худо-бедно. А устный испанский в Чили просто ужасный.

3) Купить мотоцикл

Если удалось найти подходящий мотоцикл в салоне - считай, с оформлением покупки повезло. Менеджеры берут большую часть бумажной работы на себя (хотя, в целом, она не слишком обременительна). Однако вне зависимости от того, покупаете вы мотоцикл у частного лица или у дилера, договор заключается в нотариальной конторе. Ее сотрудники составляют текст договора, после чего нужно внимательно проверять данные мотоцикла, а также сведения о сторонах сделки. Эти же люди же отправляют сведения о сделке купли-продажи в Registro Civil, где регистрируется переход права собственности. Для посещения нотариальной конторы понадобится RUT и загранпаспорт.

Покупатель оплачивает услуги нотариуса (ориентировочно 3000 руб.) - к оплате принимаются, как правило, только наличные. Передача денег частному продавцу обычно осуществляется там же, в нотариальной конторе. Дилеру можно заплатить в его кассу - наличными или картой.

Денежные расчеты с продавцом - самый накладный момент процесса покупки мотоцикла. Какой способ вы бы ни выбрали, вы потеряете в деньгах.

  • Банковский перевод. Если ваш банк и разрешает трансграничные операции, вы потеряете несколько процентов за проведение операции (мой банк берет 5%). Кроме того, перевод может быть зачислен в течение нескольких дней. До этого момента продавец, вероятно, откажется передавать мотоцикл, даже если нотариус уже удостоверил переход права собственности.

  • Другие виды безналичного перевода: PayPal, Western Union, Transferwise. Каждый из этих сервисов требует процент за проведение операции. Кроме того, например, в Western Union есть ограничение по размеру единовременного перевода.

  • Наличные песо. Получить их можно в банкомате, но большая часть чилийских банкоматов берет таксу от 400 руб. и выше за одну операцию с российскими картами. Максимальная дневная сумма снятия для владельцев карт российских банков - 20 000 руб. Бесплатно снять деньги с российской карты можно только в банкомате Banco Internacional в районе метро El Golf (работает только в будние дни и до 14:00).

  • Наличные доллары и евро можно обменять на песо, но обменники себя также не обижают. Так что 2-3% от суммы вы все же, вероятно, на этой операции потеряете. Местные рекомендуют сеть обменников Afex. Не всегда самый выгодный в городе курс, но считается, что меньше вероятность нарваться на неприятности. По возможности, внимательно проверяйте купюры в пунктах обмена валюты - вероятность наткнуться на подделку сравнительно невелика, но рваную купюру подсунуть могут запросто.

  • Наличные доллары. Вероятно, самый выгодный способ проведения расчетов. В этом случае морока с обменом и прочим - забота продавца мотоцикла. Но, разумеется, не каждый согласится продать его за доллары. Евро как валюта для расчетов в Чили не котируется .

4) Подготовить мотоцикл к путешествию

Мы воспользовались услугами того же сервиса, где осматривали мотоциклы перед покупкой. Там мы заменили расходники, жидкости и т. д.

Оставался вопрос с багажом. Нам достался мотоцикл с комплектом из трех кофров. Однако по непонятной причине большинство мотоциклов, даже туристических, в Чили оснащают задним кофром размером четко под шлем-интеграл, не больше. Мы же ехали  вдвоем на одном мотоцикле и с полным комплектом туристического оборудования: палаткой, спальниками и т. д. Поэтому этого оказалось мало.

Проблему с размещением багажа на мотоцикле решили покупкой двух герметичных баулов в магазине MotoMundi. Там же купили багажные стропы для крепления баулов и разную туристическую мелочь. Там же можно заказать изготовление площадки под кофр (1300 руб.) и прочие металлоработы. Мы, впрочем, воздержались.

Две канистры для бензина Givi объемом по 2,5 л каждая мы купили в магазине Procircuit (2800 руб.). Там же был куплен расширитель подножки (широкая "подошва” для парковки на мягких поверхностях).

За недостающим инструментом, запасной резиной, ремкомплектами и прочей необходимой в путешествии мелочью мы отправились на улицу Lira. Это целая мотоулица, сплошь состоящая из мото- и в меньшей степени автомагазинов. Из техники на ней продают в основном китайскую и бразильскую, а также подержанную японскую. Впрочем, делать на Lira сколько-нибудь существенные покупки не рекомендуется. Найти оригинальные запчасти на ней тоже весьма маловероятно. Но если нужно купить что-то не очень важное и при этом сэкономить, то улица Lira для этого отлично подходит. Здесь же расположены гаражные мотосервисы, по виду - как российские. Вероятно, качество ремонта в них аналогичное, поэтому мы так и не решились к ним обратиться.

5) Отправиться в путь

Оплата дороги

В Сантьяго действует собственная система платных дорог. Если вы купили подержанный мотоцикл, то, возможно, на нем уже установлен транспондер для автоматической оплаты - TAG. Если нет, то есть несколько возможностей оплатить проезд (официальное разъяснение на английском тут).

  • Онлайн. Оплатить можно за месяц до поездки или в течение двадцати дней после нее. Существенный минус один: плата производится в системе WebPay. Она неохотно работает с банковскими картами, выпущенными российскими банками (мы проверили карты трех разных банков, раза с десятого оплата прошла).

  • В Servipag. Это кассы, принимающие оплату за самые разные услуги (например, коммунальные платежи). Они обычно бывают в торговых центрах, крупных супермаркетах.

  • На заправках Copec. Оплатить проезд можно только на крупных заправках Сорес, где есть магазин Pronto (с красной вывеской). На заправках Сорес с магазином Punto оплату за проезд не принимают.

Важно: дешевле заплатить за поездку заранее - тогда она обойдется примерно в 580 руб. Оплата постфактум будет стоить 900 руб. Очень дорого, поэтому мы совершили несколько поездок по Сантьяго без оплаты, штрафы так и не пришли.

В Чили есть платные федеральные дороги, в частности - Ruta 5, главная транспортная артерия страны. Избежать ее вряд ли удастся вне зависимости от того, куда вы едете - на юг или на север страны. Проезд оплачивается наличными каждые 50-100 км, средняя стоимость - 70 руб. с мотоцикла. На других трассах пункты оплаты дороги могут попадаться значительно реже.

Если вы движетесь к югу Чили по Ruta 7 (продолжение Ruta 5 в южной части страны), то после Пуэрто-Монта вам предстоит поездка на нескольких паромах. Купить билет на паром можно на пристани либо на сайте перевозчика. Мы покупали билеты на сайте Somarco и Transportes Austral, получалось в полтора раза дешевле. Однако в Чили действует внутренняя система платежей Red Compra (она же WebPay, о которой я писала выше), наши банковские карты она принимала не с первого раза.

Ремонт

Чили не изобилует мотомастерскими и мотомагазинами в любом поселении, поэтому важно тщательно подготовиться к путешествию на берегу, а также выяснить, где есть станции техобслуживания на вашем пути. В случае с нашим BMW это было тем важнее, что для работы с этим мотоциклом нужны специфические запчасти и навыки механика. В Осорно и Пунта-Аренасе мы заезжали в Motoaventura - это официальный партнер BMW Motorrad с офисами на протяжении Ruta 5 и Ruta 7 и негуманными ценами. Но зато в этом сервисе худо-бедно можно объясниться по-английски, потому что он специализируется на организации турпоездок для американцев и европейцев.

Впрочем, ноунейм-сервисы как экстренная мера найдутся почти в каждом райцентре. Там же - шиномонтажки, которые в Чили называются gomeria или vulcanita (vulca).

В городе Консепсьоне мы правили угол наклона боковой подножки и проверяли состояние колесных дисков в гаражном сервисе Walter Motos. Его нам посоветовали еще в Сантьяго, в магазине Dos Ruedas. Walter Motos специализируются на BMW, но стараются помочь и всем остальным, и очень недорого.

Таможня

Неважно, куда вы едете - на север или на юг Чили, с большой долей вероятности вам понадобится пересечь границу. Мы пересекали границу только с Аргентиной, но четырежды. В том числе один раз с приключениями (на таможне на острове Огненная земля). Поэтому теперь мы знаем, как важно иметь все документы в порядке.

Это связано с тем, что некоторое время назад поток иностранцев, покупающих технику в Чили и продающих ее в соседних странах, стал слишком уж бурным. Тогда Чили ужесточило порядок вывоза транспортных средств . Теперь чилийские таможенники хотят гарантий возврата транспорта в страну. Если у вас нет статуса резидента Чили, обязательно получите у нотариуса Declaracion Jurada - можно одновременно с оформлением покупки мотоцикла. Этот документ обязует вас вернуть мотоцикл в Чили. Его нужно показать таможеннику, если тот отказывается вас пропускать через границу. В подкрепление своих слов можно вежливо, но твердо сослаться на пункт 17.2.3 закона, регулирующего временный вывоз транспортных средств туристами. Не работает - подождите часок, пока не сменятся сотрудники таможенного поста, и повторите попытку.

Перед отъездом из Сантьяго нам сказали, что на границе нам обязательно понадобится Padron - это карточка, которая свидетельствует о том, что именно вы владелец мотоцикла (вроде российского СТС). Обычно она бывает готова через 2-4 недели после покупки, однако наше путешествие выпало на февраль-март. В это время многие государственные служащие уходят в отпуск, и документооборот замедляется. В итоге мы смогли получить Padron только по возвращении в Сантьяго. Хорошая новость: даже на таможенном посту с самой строгой проверкой Padron с нас не требовали. Достаточно оказалось продемонстрировать нотариально заверенный договор купли-продажи.

Прочее

  • Плохое топливо в Чили и Аргентине нам не попадалось. Оно было плохо только ценой - от 80 до почти 100 руб. за литр бензина марки Super (аналог 95). Почти всегда можно было оплатить его картой, кроме некоторых деревенских заправок.

На Ruta 5 и Ruta 7 заправок не очень много, но если у вас туристический мотоцикл с соответствующим объемом бака, то их вполне достаточно. Если едете на мотоцикле в пампасы, то не лишним будет захватить с собой канистру с бензином. А особенно это важно в Аргентине. На двух главных дорогах страны - Ruta 40 и Ruta 3 - от одной заправки до другой может быть 300 км, а то и больше.

  • Я настоятельно рекомендую брать с собой ремкомплекты и инструменты для покрышек, если вы планируете съезжать с асфальта. В один из дней мы трижды прокололи колесо на грунтовке - и было это не где-то, а на федеральной трассе Ruta 7.

  • Также я рекомендую скачать приложение iOverlander. Оно работает даже без интернета, показывая, где можно заночевать, починиться, заправиться, поесть и т. д.

  • Кроме того, рекомендую купить местную сим-карту. В 2016 г. в Чили принят закон, по которому работать она будет, только если телефонный аппарат куплен там же, в Чили, или зарегистрирован в местном Роскомнадзоре. Поэтому некоторые продавцы в салонах отказываются продавать сим-карты иностранцам. Смело идите в ближайший киоск и покупайте сим-карту там. На практике новый закон работает криво, и нам в итоге удалось воспользоваться чилийской сим-картой без регистрации. 

    В Аргентине сим-карты продаются по паспорту без всяких проблем.

6) Вернуться и избавиться от мотоцикла

Наконец, когда путешествие завершено и вы вернулись в точку отправления, нужно продать мотоцикл. Если есть время, мало-мальское владение испанским языком и желание сэкономить, можно заняться продажей самостоятельно. Где это делается:

  • На Yapo.cl и Chileauto.cl. Механизм продажи на них точно такой же, как на auto.ru и всех других сайтах по продаже автомобилей и мотоциклов. Объявления размещаются бесплатно. Единственная сложность - объясниться с потенциальным покупателем, который, вероятно, не говорит по-английски. Вам нужно будет проделать ту же процедуру, которую мы описывали в разделе о покупке, и заключить сделку в нотариате.

  • На Horizons Unlimited. Костяк форума - путешественники, которые ищут уже подготовленные к путешествиям мотоциклы и при этом могут испытывать сложности в общении с местными испаноязычными продавцами. Поэтому если вы уже закончили путешествие, а сезон еще в разгаре, есть хорошие шансы быстро продать мотоцикл именно там.

Если времени или желания заниматься продажей нет, то вы можете прибегнуть к услугам посредников. Именно так мы и поступили. Где их искать?

  • Наилучший вариант - продать мотоцикл тому же магазину, где вы его покупали. Это возможно, если при покупке вы договорились с магазином о дальнейшем выкупе. В этом случае вы имеете все шансы быстро заключить сделку и потерять не больше 10% от цены покупки.

  • Нам удалось найти несколько мотосервисов, готовых в тот же день выкупить мотоцикл на Avenida Presidente Kennedy в Сантьяго. Но примерно за полцены. Взять мотоцикл на комиссию они отказались. Кстати, продать по этой схеме мотоцикл можно и не возвращаясь в Сантьяго. Если ехать обратно лень, можно продать его на юге, еще в Пунта-Аренасе. Там много компаний, которые выкупают автомобили и мотоциклы и отправляют их морем на север. При этом будьте готовы потерять на сделке примерно столько же, сколько и в Сантьяго - до половины цены.

  • Мы посчитали, что самый простой для нас вариант будет сдать мотоцикл на комиссию в GS Service, где мы готовили его к путешествию. Эти люди произвели впечатление благожелательных и честных, поэтому решено было оставить им мотоцикл, а самим уехать обратно в Россию.

Перед этим нужно было сделать нотариальную доверенность на право продажи, а также подписать договор. Нотариальную доверенность можно оформить не в любой нотарии, а, как правило, только в крупных офисах. Мы делали ее в Notaria Camilo Valenzuela Riveros на Avenida Providencia, прождав при этом в очереди более получаса. Для оформления доверенности нужно иметь при себе паспорт и номер RUT, если он у вас есть, а также ФИО будущего продавца и номер его RUT.

Договор о передаче на комиссию (Compromiso de venta) можно составить в свободной форме, главное для вас - четко указать обязанности продавца: как он должен продавать ваш мотоцикл и как потом передаст вам деньги. В нашем случае договор выглядел вот так. Наверное, можно было составить его грамотнее и подробнее, но скромный уровень владения мной испанским языком не позволил мне этого сделать. Как видно из текста, мы договорились, что каждый месяц продавец будет снижать цену на 2%, его гонорар составит 5% от суммы продажи, а остальное он перечислит мне через Western Union. Договор должен быть составлен в двух экземплярах.

Для продажи все документы на мотоцикл должны быть в порядке, поэтому мы также оплатили страховку и транспортный налог. Получилось около 6000 руб. за все с учетом того, что транспортный налог мы заплатили только за полгода (в Чили он оплачивается дважды в год равными частями). Сделать это можно в ближайшем municipalidad (районная управа, если по-русски) в порядке живой очереди и заплатив картой. Также для продажи должен быть действительным талон техосмотра. Делается это в специализированных учреждениях, однако деталей процедуры я рассказать не могу, так как у нас на момент продажи талон был действительным.

После подписания Compromiso de venta мы передали продавцу все имевшиеся у нас документы на мотоцикл. Продавался наш мотоцикл там же, на Yapo.cl, а также его предлагали клиентам GS Service. Однако наш расчет продать его за пару недель не реализовался. Выставили его на продажу в апреле,  когда в Чили был конец сезона, а сделка совершилась только в июне. К этому времени продавец по согласованию с нами снизил цену до 3 800 000 песо с первоначальных 4 250 000 песо (примерно до 380 000 руб. с 425 000 руб.). Полагаю, что в Чили, как и в России, тоже есть фактор сезонности - попробуй продай мотоцикл зимой и не вылети в трубу.

Чилийские компании, как правило, отказываются отправлять деньги в Россию с помощью банковского перевода из-за возможных вопросов налоговых служб. Самый популярный способ перевода денег за рубеж у чилийцев - Western Union. Однако это весьма накладно. Мы потеряли на ней 7% от суммы перевода плюс еще сколько-то еще на невыгодном обменном курсе. Если есть возможность, попросите вашего продавца обменять песо на доллары перед отправкой. Или сразу назначьте невысокую цену за мотоцикл, чтобы продать его быстро и увезти с собой наличные.


Все! Вы вернулись домой, получили деньги и можете строить планы на следующие путешествия.


English version is forthcoming.




Категория: ПОЛЕЗНОЕ | Добавил: Twiggy (26.08.2018) | Автор: Мария К E
Просмотров: 156
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]