Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Мотопоход "Русское Заполярье – 2007" Часть 3.

Продолжение, начало тут. 

 

Часть  третья

Мурманск

11 июля 2007г. На моём одометре 31280 км.

 

Сборы опять затянулись. От подъема до отъезда прошло аж 3,5 часа...

В пос. Зеленоборский, рядом было 2 моста и один из них не рабочий, мы на нем шикарно расположились для отдыха, потягивания кофейку и подтягивания цепей. С одной стороны был Кандалакшкий залив, с другой ГЭС на Княжегубском водохранилище. Всё чаще дорога проходила между скал, уходила всё выше, и всё дальше просматривался горизонт.

  

За десятки километров до Мончегорска сквозь полуголые деревья начинают проглядывать мертвые стволы. Одно, два, три, десятки… Еще несколько километров и уже живых деревьев в этом оазисе смерти почти нет. Наконец, по обе стороны дороги стоит совсем мертвый лес. На сколько хватает глаз – один сухостой. Особенно, катастрофично смотрятся вековые ели с пустыми ветками. Еще пару километров и апофеоз. Нет веток, нет, листьев, стволы стоят как спички, обломанные на высоте нескольких метров. А внизу черная пустая выжженная земля. Казалось, что смотришь фильм про апокалипсис. Кстати пожары здесь ни при чем. Это результат работы градообразующего предприятия города Мончегорска «Североникеля».   

Побочный продукт предприятия - сера спокойно выбрасывалась через системы вентиляции в заводские трубы и рассеивалась в атмосфере, где под воздействием влаги превращалась в серную кислоту. Результат ужасает... Кстати «Монча» переводится с саамского как  «красивый»!!! Видимо до строительства комбината так и было...

А дальше была гонка до Мурманска (причину гонки см. ниже) и поэтому мы даже не заехали в населенный пункт со столь сказочным названием Лапландия…

Дело в том, что нам надо было успеть к 15:00 на улицу Туристов, где находится воинская часть пограничников и где мы должны были получить наши пропуска в погранзону, в противном случае их можно было бы получить только через день. Карты Мурманска у нас не было, поэтому въехав в город, мы остановились у поворота на первую улицу. Телефон  местного мотоциклиста Саши был у Тани, а она вместо того, чтобы искать его номер и звонить занималась чем-то совсем другим. Тут у меня сдали нервы, и я сорвался и накричал на Таню (виноват, каюсь)...

Дозвонились, но Саша  мог подъехать чуть позже. Было решено, не теряя времени искать дорогу самим. Один из автомобилистов взялся нас туда проводить чуть ли не через весь Мурманск за что ему огромное спасибо, т.к. пропетляли мы в конце пути  изрядно и сами бы к 15:00 скорее всего не успели... Правда водитель авто видимо очень боялся, что гости отстанут, и ехал очень медленно, так что я от нетерпения чуть ли не упирался ему в бампер. Поскольку ехали мы медленно, а дорога шла вокруг города на приличной высоте, то нам удалось полюбоваться городом с высоты, а виды отрывались красивые.

Прибыв на место, мы остановились у КПП (чтоб присмотр был) но суровый полярный майор прогнал нас на стоянку. Невеселое начало… Не мешкая пошли получать пропуска, которые выдавались не в каком-то там окошке, а в помещении типа актового зала, с табличкой на двери «клуб». На сцене клуба за столом заседали  два разнополых веселых пограничника, с которыми мы  вдоволь нашутились и вскоре уже расслабленные и счастливые ждали приезда Саши. Ждать пришлось недолго  и вскоре к нам подъехал мотоциклист на свежем Рэйде. Познакомились, прикинули, что делать дальше.  Решили  съездить в кафешку, перекусить и пообщаться в кафешке при АЗС. Кафе было при АЗС, и так получилось, что мотоциклы были с одной стороны АЗС, а мы сидели с другой и их не видели. Саша сказал, что тут никто не тронет... Я окончательно успокоился, когда убедился, что он даже ключ из замка зажигания не вынул!!!

 

Потом подъехал Витя с Юлей, долго общались как старые знакомые после чего мы двинули в Гараж Гены, который сам катался с финнами по Хибинам. Саше с Витей надо было отъехать по делам и нас оставили на попечение молодого эндуриста Вовы (Вова-1). У нас было много времени мы немного прогулялись по городу и сходили в супермаркет и купить продукты на весь поход по Рыбачьему. Леша не мог не попробовать местного пива «Кольское поморское». После нашего возвращения в гараж Вова уехал на покатушки по сопкам. Тут маленькое отступление... Вова-1, а потом и второй Вова (Вова-2) с которым они пытались в тот день  прорваться в закрытый город Североморск  ездят на 200-кубовых «Болтах» - эндурах Балтмоторс. 

  

Как они ездят и что на них вытворяют!!! Я к такого рода технике относился очень  скептически, но посмотрев позже как они ездят в оффроуде и как ребята на них зажигают на улицах, проникся уважением к этим маленьким эндуркам. Попробовал прокатиться - тянет неплохо, а вес менее 80кг. создаёт впечатление, что ты едешь на велике и можешь крутить его и перекладывать как хочешь... Например, мне с первого раза и легко дался разворот вокруг ноги.  К тому же оба Вовы убеждали, что техника, несмотря на жесточайшую эксплуатацию  надёжная...

В гараже приколола необычная картина. Я ее назвал «эндуристы на луне».

Оставшись в Гараже одни, решили не терять времени даром и заняться техобслуживанием. Мне нужно было  поменять звёзды и цепь, но  не смотря на все наши усилия (в т.ч. с помощью метровой трубы), мы так и не смогли отвернуть гайку ведущей звездочки. Я поехал на поиски автосервиса и когда остановился поменять батарейки в навигаторе (чтоб не плутать потом по незнакомому городу), ко мне подъехали два мотоциклиста. Познакомились.  Андрей на новеньком КLE и Костя на Вулкане 1500. Костя подтвердил моё мнение что чопперы не для Мурманских дорог показывая на мощную алюминиевую деталь, лопнувшую от вибрации... Поскольку все сервисы были уже закрыты (полярный день меня сбил с толку) то мы с Андреем  съездили в гараж к одному рукастому мастеру, который быстро всё открутил, причем рычаг был меньше раза в 3!!!. Фокус в том, что трубы надели на обе стороны воротка - век живи, век учись! Как выяснилось, мастер этот видел нас на мосту в Зеленоборске. Мир тесен!

Поскольку Андрей хорошо знаком со всеми остальными, то в гараж мы поехали вместе. А там уже собралась толпа народа и поступило предложение покататься по городу. Хоть мы весь день на ногах и вечер был поздний, но разве можно отказываться от такой возможности увидеть город? Леша разгрузился полностью, я частично, а Таня уже очень устала и поехала в машине с Юлей и Наташей - женой Саши. Осмотр города правда получился в духе супермотард и светофорных гонок, и я мало что успел разглядеть...  Посидели в кафешке стилизованной «под всё советское» с названием RED PUB.

За время, что мы там сидели, подъехало около 20-30 мотоциклистов! Чопперы эндуро, спортбайки. Загадочную тягу к спортбайкам мы так и не поняли, т.к. дорог там для них мало, а спортов  там чуть ли не три четверти! Всего, как нам сказали, в Мурманске зарегистрировано  около 300 мотоциклов, на открытие приехало 160, а активно ездит около 70 человек...  После Паба решили поехать к одной из главных достопримечательностей города - огромному памятнику русскому солдату, стоящему в городе на высоком холме. В народе называется «Алеша». Второй такой вроде установлен в Болгарии и даже песня есть «Стоит над горою Алёша...». Эндуристы решили ехать не по асфальту а по тропе. Что это была за тропа! Крутизна подъёма такая, что моя эндурная резина частенько буксовала и  сносилась в сторону, камни, каменные уступы в виде лестниц, песок и грунт, кусты, и повороты на пятачке чуть ли не на 180 градусов.  Триал одним словом. В тот момент я с благодарностью вспомнил московский вечер, посвященный  катанию по лестницам. Легкие мотики конечно усвистели вперед, а я изо всех сил стараясь «не ударить лицом в грязь» на тяжелом полуразгруженном (ну не ждал я такого) мотоцикле старался осилить эту гору. Спасибо Вове-1, который ехал сзади, и мне было хоть немного спокойнее. Уже наверху он протянул потерянную мной сумочку с инструментом. Оказывается, что я в спешке забыл застегнуть молнию и сумочка на хорошем уклоне выскользнула...  После такого мастер-класса многие препятствия на Рыбачьем уже казались не настолько страшными...

Размер памятника внушал уважение к его создателям, а виды на город с горы были тоже потрясающие…

  

Оттуда не хотелось уезжать, но второй Вова показывая через залив предложил съездить на Абрам-Мыс к водопаду. Было уже что-то около полуночи, но на водопад поехали почти все, т.к. никто кроме Вовы-2 там не был!!!  Кстати после столь долгих покатушек и общения Вова-2 всех здорово повеселил, когда спросил нас «А вы что не местные?» 

Последние километры перед самым водопадом были каменисто-грязевым оффроудом и мы с Андреем на эндурной резине в самую жуть на мотоциклах спускаться не стали, иначе вытаскивали бы нас до утра (по часам J).

  

Пешком тоже было скользко, поэтому до водопада ТНК и Наташа так и не дошли... и Танюшка похоже даже немного на нас с Донохом обиделась, что мы без нее усвистели вперед… По дороге с Андреем вытащили первого Вову, который соскользнул в канаву и когда мы с Андреем подбежали помочь, он держал своего коника почти над головой... 

Первый наш водопад действительно впечатлил и красотой и мощью, и весь этот оффроуд стоил того, чтобы это увидеть... Необычно наблюдать, как зеркально-спокойная гладь реки через несколько секунд и метров низвергается на камни ревущим потоком...

 

Когда я наконец-то добрался до асфальта, увидел Лешу на котором «лица не было». Леша сообщил жуткую новость - «у меня сцепление ведет...». Что означают эти слова сказанные в день отъезда, в жестокий оффроуд на несколько дней, да еще на краю земли, надеюсь объяснять не надо… Разбираться и решать, что делать дальше решили утром на свежую голову...

Потом было застолье у Саши дома в составе Саши с Наташей, Вити и Юли. Просидели мы где-то до 5 утра т.к. водка была очень кстати, всем нам было о чем поговорить, и за окном было очень светло. Как раз где-то в эту ночь мы окончательно потеряли ощущение времени... Единственным отличием  дня от ночи было отсутствие машин и людей на улицах... Мы очень устали, т.к. день наш растянулся почти до суток и пока я поливал себя из ковшика в ванной (ну максимум 3-4 минуты), Леша уже успел уснуть в комнате, хотя когда я уходил, он еще сидел на кухне...
  

Великое и ужасное Заполярье.

11 июля 2007г. На моём одометре …ну не посмотрел я в нужный момент, не до того было…

 

В районе обеда, когда я проснулся, за окном шел холодный заполярный дождь и вставать абсолютно не хотелось, хотя и спать тоже, т.к. давил груз проблем, которые сегодня надо было решить.  Пока все еще спали, мы долго сидели с Наташей на кухне и я надоедая ей своими вопросами, слушал о житье-бытье в этом суровом краю...

Далее, пока я пишу про Заполярье, под словом утро я буду иметь в виду время подъема, под словами день и ночь – время, когда мы ехали и спали соответственно. Наши биоритмы, по которым мы жили до этого, перестали работать. Слова «время», «день» и «ночь» приобрели новый смысл. И если в пространстве мы еще ориентировались, то во времени уже нет. Поэтому до выезда из «Великого и Ужасного»  даты и время будут указываться достаточно условно...

Потом всеобщий подъем, завтрак и в гараж. Починились на удивление быстро. Звезды и вытянувшуюся цепь я заменил новым комплектом, который вёз с собой, а Леша под диски сцепления подложил шайбы. Как показала практика метод простой,  и эффективный, т.к. к сцеплению мы больше не возвращались....

Все, кто сидел с нами ночью за столом, проводили нас до заправки.

 

Мы с Татьяной в магазине при АЗС купили по 10-ти литровой пластиковой канистре, Леша купил аж 20-ти литровую... Заправили всё под завязку, и попрощавшись, почти в десять вечера двинули покорять неведомый и пугающий нас своей неведомостью Крайний Север.
И Север не заставил себя долго ждать... Дорога поднималась, и с каждым километром становилось всё холоднее. Усиливала холод какая-то промозглость и сырость...   По пути мы с Лешей посетили обозначенную на генштабовской карте пещеру, которая оказалась заброшенной штольней. Вглубь лезть не стали, т.к. лаз был узкий, грязный, а опоры гнилые и не внушали доверия.  Вернувшись, с удивлением обнаружил, что аккумулятор в моем боевом слоне сел. С толкача завести не удалось. Пока прикуривали от Лешиного мотоцикла, у него отвалилась какая-то важная клемма и Леша начал громко сердиться матом… Сгущались туманы и местами приходилось ехать со скоростью велосипеда... По пути часто останавливались у многочисленных ухоженных (об этом ниже) памятников и целых мемориалов, воздвигнутых в честь защитников этих мест.
 
 

Очень впечатлила плита, на которой были выгравированы предсмертные письма бойцов, похоронки…

А ведь здесь немцы в войну так и не смогли пересечь нашу границу… Можно представить чего им это стоило. Мы в середине лета мерзли, а каково им было зимой, голодными да под пулями…

На подъездах к Титовке термометр на моём мотоцикле показывал от +7 до +10 градусов... Пока доехали до КПП, пальцы, несмотря на снегоходные перчатки, замёрзли настолько, что я с трудом смог достать документы... Ребята видимо замерзли еще больше, т.к. наотрез отказались сворачивать на Рыбачий, не посетив последний оплот цивилизации в виде мотеля с кафешкой. Чай-кофе и бутерброд с сёмгой для нас действительно были бы не лишними.

И вот в разгар согревания в кафешке нарисовался Антон Ткаченко! Вот это встреча!  Сколько было радости! Оказывается, Антон очень долго ждал нас у перевала на пьяном ручье и уже выехал нам навстречу, но на КПП пограничники ему сказали, что мы только что поехали в сторону мотеля. Там он нас и нашел. Антон был под маленьким градусом (сказал, что без этого тут нельзя) и под большим впечатлением от затерянного в хребтах Муста-Тунтури, разрушенного и заброшенного немецкого гарнизона времен войны. В общем, решил он нас туда проводить на экскурсию. С Антоном я разумеется забросил всякую навигацию и ориентирование на местности т.к. он  был проводником который тут «каждую лужу знает» и просто ехал за его «черным кугуаром»… Дабы не нарушать очень давнюю традицию, у «пьяного ручья» выпили водки.

Традиция такая родилась потому, что за ручьем начинался перевал, через который трезвому ехать было ну никак невозможно... Там для этого даже железный столик поставили и бочку для бутылок. Здесь случилась первая потеря. Танин Degree  продавив грунт, упал. Разбилось зеркало. Мы похватали ключи и мигом поснимали все зеркала.  Со слов Антона, с появлением нефтянников, дороги сильно изменились и суперэкстримальный в прошлом перевал, стал относительно неплохой дорогой, хотя и сильно петляющей.

Иногда с дороги открывались потрясающие виды, например как этот  с видом на реку Титовка.

Дороги в тех краях конечно разные но например на полуострове Средний, который  находится перед Рыбачьим, грейдер был местами такого качества, что мы не отказывали себе в удовольствии завалить стрелку спидометра немного за сотню. Вскоре мы свернули на дорогу, которую построили немцы во время войны (так называемая немецкая дорога). Качество ее постройки таково, что более чем за 60 лет ее так и не смогли разбить гусеничными тягачами и прочими тяжелыми вездеходами. При этом дорога со времен войны не знала ни одного ремонта!!! Просто камни, из которых она сложена укладывались вручную и все сложенные стенки даже у воды целые!  Дорога помимо всего прочего еще и красива, часто со склонов сбаегали ручьи, иногда по несколько сразу.

  

Так вот, свернув на эту замечательную дорогу, мы тут же уперлись в первый брод через ручей.  Брод был не очень сложный, но мне он запомнился тем, что  у меня это был первый брод с крупными камнями  на дне, а ведь готовясь к этой экспедиции я считал это нашей главной опасностью... Ошибался.

Немецкий город поразил тем, что находится в ущелье, по часам была ночь и поэтому всё было окутано зловещим туманом.

Опять около +7 градусов и ветер... Под ногами осколки, гильзы, хвостовики мин, полуразрушенные стены каких-то строений... Зловещая, неприветливая обстановка. Опять меня посетило ощущение нереальности происходящего... Особенно это ощущение усиливал туман. Задерживаться в этом жутком месте не стали. Опять вернулись в теплый и приветливый климат (всё относительно) равнинной части полуострова Средний и поехали к одному из памятников, возле которого и расположились лагерем. На месте лагеря во время войны была землянка, в которой издавалась самая северная фронтовая газета «Североморец» там же была написана песня «прощайте скалистые горы» про Рыбачий.

   

Танюшка где-то к восьми утра приготовила что-то типа праздничного ужина.

Сидя за столом мы еще долго раскрыв рты слушали рассказы Антона про его про его приключения на полуострове Немецкий (не путать с мысом), про прошлые поездки на Рыбачий, ну а потом уставшие от первых впечатлений разбрелись по палаткам. Биоритмы сходили с ума…

Читать продолжение

 



Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: OSS (09.01.2008) | Автор: Иван (OSS) E
Просмотров: 2120 | Теги: Рыбачий, Карелия, север, Заполярье
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]