Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
КАВКАЗСКИЙ КРУГ. Часть 4
Подъехав ближе к Черному морю дорога начала выпрямляться. Покрытие очень хорошее. И опять эти священные в Грузии животные – коровы. Пасутся везде, в полях на обочинах на дорогах. Хотя на дорогах они просто отдыхают и спасаются от мух и насекомых. Долго искал ответ на этот вопрос, почему коровы так любят лежать на дорогах. Оказывается, ветер от мчащихся мимо машин отгоняет от них этих паразитов, несмотря на то, что асфальт в жару раскаляется до страшной температуры.




Вот и получается, что несмотря на крутость автомобиля, корова здесь всегда главная на дороге. Чувствуется уже близкое дыхание Черного моря. 

Прошли Курортный городок Кобулети. В Батуми останавливаемся заправиться и помыть Володину Панночку. Они так и ехали немытые с Крестового перевала. Знакомимся с польскими эндуристами. Отец Джигаш и его сын едут с западной части в Грузию путешествовать по горам, а именно в Ушгули. Передвигались они на гусях – 1200 и 800. Джигаш очень хорошо говорил по-русски. Душевно пообщались и разъехались в разные стороны.





Курс мы взяли на грузино-турецкую границу. Вскоре доехали до пограничного пункта Сарпи. По привычке объезжаем очередь из автомобилей. Без досмотра проходим сначала грузинскую сторону, потом турецкую. Покупаем турецкую страховку за 45 лир. Прыгаю на мот и первым выезжаю за шлагбаум. Сразу же останавливаюсь, жду Вовку. Проходит минут десять, его почему то нет. Подходит какой-то турецкий «командир» в погонах и что то начинает бормотать мне на своем. Английского, конечно, ни хрена не знает.  Догадываюсь, что останавливаться здесь нельзя. Проезжаю еще дальше - метров триста. Вовки до сих пор нет. Беспокоюсь. Звоню – не берет трубку. В общей сложности проходит минут тридцать.  И вот он появляется. Оказывается, после прохождения границы турки у него устроили дополнительный шмон. Вывернули все кофры и сумки. Меня же почему то не тронули. Наконец то мы вместе. Время было около 18 часов и нам нужно пройти до Трабзона около 200 км. Краткий инструктаж от Вовки по правилам езды по турецким дорогам (он в Турции не в первый раз) и выезжаем на идеальнейший турецкий автобан, идущий вдоль самой кромки моря. Я опять первым. Приходилось ездить по европейским дорогам, но этот турецкий автобан мне показался лучше и ровнее. Хотя куда уж ровнее.  Асфальт ровный гладкий как стекло. Высокие качественные отбойники. Широкая разделительная полоса засажена цветами, красивыми южными растениями. Яркие информативные дорожные знаки и разметка. В общем, лучше дорог я не встречал. Слева пустынный морской берег без намека съездов к нему, слева изредка встречаются небольшие деревушки. И этот воздух, насыщенный жарким южным климатом и… ароматом свежих томатов. От идеального покрытия полотна скорости порой не замечаешь и вспоминаешь наставления Володи где можно гнать, где нет – штрафы за превышение в Турции просто огромные. Ехать старались не больше 160. Хотя по такой дороге это просто ничто. Основные участки проходил с круиз-контролем. От монотонности начинало рубить в сон. Морской берег то исчезал, то вновь появлялся у самой дороги. Попадаются красивейшие тоннели. Прошли Ризу, Сюрмен. Начало темнеть. Не доезжая до Трабзона начали появляться пробки. Пробираемся в междурядье – автомобилисты спокойно пропускают. Однажды попытался обойти пробку по обочине и тут же был глухо прижат к отбойнику микроавтобусом, чудом не снёсшего мне зеркало. Вспомнил наставления - в Турции не опережать автотранспорт по обочине. Почему то не любят турки этого. А в междурядье можно.
Стемнело. Показался Трабзон – большой портовый город. Жара и усталость давала о себе знать. Силы на исходе. При въезде в Трабзон останавливаемся у отеля на берегу моря. Судя по интерьеру отель дорогой. Но уже было все равно на цены – хотелось бы пристроить свои тела в горизонтальное положение и насладиться отдыхом. Но мест не было вообще. Едем дальше толкаясь в пробках. Возникало желание съехать к морю и упасть прямо на берегу под открытым небом. С левой стороны показался отель. Идем на разворот. Этот отель оказался ну просто шикарным. Но ценник номера снял почти всю усталость – 2000 долларов за ночь. Вышли на улицу. Ко входу подъехали два представительских автомобиля. Из одного вышли два араба, со второй около пяти арабских женщин. Ну теперь стало понятно для кого предназначен этот отель. У молодого портье, кстати говорившего по-английски и вошедшего в наше положение, узнали, что через пару километров будет недорогой отель. Поехали дальше. Увидев надпись «Hotel» останавливаемся. Оказывается мы попали в целый квартал бюджетных гостиниц. Но мест практически нигде не было. Тут к нам подходит мужчина, и видя наши русские рожи на русском языке спросил – чем он может нам помочь. Услышав нашу проблему, тут же предложил помощь. Мамука - грузин по национальности, перебравшийся жить в Турцию много лет назад. Он помог нам найти жилье, поставить моты в безопасном месте под присмотром на стоянке такси, поменять доллары на лиры и найти недорого перекусить. Заселились в какую-то не очень свежую общагу с душем и туалетом на этаже. Комната маленькая – едва помещались две кровати. Но было уже все равно. Принимаем душ и в койки. Володя свой подъем наметил на пять утра – за следующий день он хочет дойти до Анталии – около 1300 км. Кто первым уснул не помню, но Вовкин храп я уже не слышал. 
День 7. Трабзон-Батуми
И в пять утра от громкого толи стона, толи воя, доносившегося непонятно откуда, мы проснулись. В этом мусульманском городе каждое утро с восходом солнца и каждый вечер по улицам ездит грузовичок с громкоговорителями из которого громко читаются утренние и вечерние молитвы. Забавно. Прощание с Володей и я уснул еще на пару часиков. Проснувшись, оделся и вышел на улицу. Немного побродил по узким улочкам, хаотично застроенными непонятно чем и как.













Случайно встретил Мамуку. Отвел меня в кафе, где я неплотно позавтракал. Получил его наставления как еще раз вести себя на турецких дорогах и с местными гайцами. Прощаюсь с Мамукой. Спасибо тебе брат – ты очень нам помог и выручил. Даже здесь на далеком берегу турецком можно встретить добрых, отзывчивых и бескорыстных людей.
Ну что ж домой.  Конечная цель моего прохвата – турецкий Трабзон была достигнута. Перед отъездом прорабатывал маршрут о возвращении в Россию из Трабзона на пароме в Сочи, но с этого года все рейсы Трабзон – Сочи были отменены. Говорят, в связи с ухудшением политических отношений наших стран. Через Абхазию путь тоже закрыт. Хотя в Батумском морском порту можно было бы узнать про паром на Россию. 
Курс взял на Батуми. Надо заправляться – до Грузии не дотяну. Заправляю 15 литров. Бензин в Турции очень дорогой – около 100 руб./литр. Через пару десятков километров вдалеке замечаю патрульную машину турецкой полиции. Находившийся при ней полицейский без жезла делает мне взмах рукой для остановки – оттормаживаюсь. Что то начал лепетать на своем, после чего приглашает в машину. В машине другой коп на попытки продолжить диалог хотя бы на английском отвечал своим бормотанием, среди которого я услышал два слова - спид-радар. Тут понял, что попал на скорость. Он начал быстро составлять протокол. Вспоминаю наставления Мамуки – не расплачиваться с копами наличными и не спорить. Отдает протокол вместе с документами и что булькнул на своем. Я проверил все ли доки на месте. Еду дальше. В мыслях закралась мысль, что проблемы будут на границе – ошкурят по полной. И вот граница. Перед КПП большой хвост машин. Как обычно объезжаю его. В очереди тишина – никаких возражений. Замечаю в этой очереди байкера из Голландии. Делаю жест чтобы следовал за мной – смотрю поехал - жарко ведь стоять в экипе. С формальным досмотром прохожу турецкую границу, затем без условностей грузинскую. Останавливаюсь на попить, покурить. Следом подъезжает голландский байкер на гусе. Тоже закуривает электронную сигарету. Разговорились - едет в Казахстан. У меня же планы немного отдохнуть и отмокнуть в Черном море. 
Остановиться планировал в Кобулети - курортный поселок с чистым, незагаженным пляжем. Трогаюсь и дохожу до Батуми. На стоянке такси интересуюсь как добраться до морского порта. Одной из задач на сегодня – узнать ходит ли грузовой паром из Батуми в Россию. Узнав о моей цели один из таксистов сказал, что в порту у него работает родственник, и тут же позвонил ему. Ответ был отрицательный – в Россию ходит только пассажирский морской транспорт и Панночку мне никак не переправить. Ну что ж, бешенному байкеру 1000 верст не крюк – придется опять огибать почти всю Грузию.    Немного потолкавшись в пробках по Батуми через 30 км въехал в курортный поселок Кобулети. Быстро нашел гостиницу. Хозяин отеля Георгий очень хорошо говорил по-русски. Оказывается в советские времена он работал на Дмитровском автополигоне – вот это совпадение, практически земляк. Все же мир тесен, земля маленькая. В честь этого он сделал мне хорошую скидку, и за 100 лари я заселился в очень уютный чистый двухместный номер с питанием. Мотоцикл комфортно расположил во дворе гостишки, под окнами охраны.













Расположился, сходил на море. Несмотря на разгар сезона, песчано-галечный пляж оказался пустой, море удивительно чистое. Больше полутора часов находится там не смог. 



После пляжа сходил погулял по поселку. Очень много старых постсоветских строений. Из отдыхающих, в основном грузины и зажиточные армяне. Из русских не встретил никого.    Вернулся в отель плотно поужинал и моментально утонул в объятиях морфея. Все-таки многодневная усталость и жара дала о себе знать.



На следующий день позавтракав, решил прохватить по поселку. Съездить в центр и, конечно, на местный рынок – очень захотелось свежих местных фруктов – груш, персиков и конечно же винограда.





Но, к моему удивлению практически все фрукты были привозными из Турции (один торговец как русскому брату признался). Да и ценник мало чем отличался от московского.
Уже возвращаясь перед гостиницей заметил несколько байков – в основном спорты. Не мог не остановиться. Познакомились. Парни оказались из Батуми. Один из них - Бека строил здесь в Кобулети гостевой дом. Разговорились. Пожаловался на стук в вилке. Бека тут же сделал звонок по телефону и минут через двадцать на R1 подъехал парень – по словам Беки – Томаз это лучший мотомеханик в Грузии, несмотря на то, что мотоциклов в Грузии раз два и обчелся. Осмотрев Панночку Томаз сделал заключение, что стук идет из траверсы. Люфт небольшой ездить еще можно. Тут же предложил прокатиться до Батуми в его гараж подтянуть траверсу, благо весь инструмент у него имеется. Еще раз таким теплым, даже горячим грузинским гостеприимством я был в очередной раз шокирован. Отказываться здесь, как я уже говорил не принято, и мы колонной стартанули в Батуми. Почетное место в колонне мне предоставили вторым после Томаза. Заехав в гараж, Томаз быстро подтянул траверсу, порекомендовав в межсезонье перебрать и смазать ее. Пока Томаз занимался ремонтом, на столе появились фрукты и, конечно большая бутыль настоящего грузинского вина. Отказываться нельзя. По словам парней, местная полиция более менее лояльно относиться к одному-двум бокалам вина. За душевными разговорами о жизни, мотодвижении в России и Грузии незаметно прошло два часа. Пора ехать. Бека пообещал меня навестить вечером в гостинице. Парни вы супер. Еще раз убеждаюсь – есть же еще на белом свете такие открытые, добрые, честные доброжелательные люди на свете. Настоящие мотобратья… Прощаюсь. 





Батуми




После ужина зашел Бека и принес мне в подарок десять литров настоящего вина и два литра чачи. Брат спасибо тебе, но как я все это повезу – кофры ведь и так полные. Уговорил взять меня только чачу. А часть вина, за душевным разговором мы выпили в уютном дворе гостиницы. Бека приглашал меня на следующий год к себе в гостиницу просто погостить. Пообещал, что когда-нибудь все равно приеду к ним. Простились. Немного посмотрев на выступления местных аниматоров, проводимых на грузинском языке (забавно), отправился в номер, где обнаружил выстиранную и отглаженную мою одежду. Вот это приятно. Спасибо тебе Георгий.
На утро сходил на море, покупался в бассейне. Днем пошатался по поселку. Понял, что это не мой отдых, дорога снова зовет меня и завтра надо ехать дальше в сторону дома. С вечера собрался, заказав завтрак на 7-00. 
Трогаюсь. Еще не жарко. Цель на сегодня пересечь грузино-российскую границу и дойти до Владикавказа. Вот она дорога домой. Пролетает она всегда быстрей и незаметней. Незаметно пролетел Кутаиси, свернул на Военную Грузинскую дорогу. Перед подъемом на Крестовый Перевал остановился перекусить. Заказал пять штук хинкалей и салат. Одолел только с трудом три штуки. Вкусно очень по-домашнему. И дальше. Прошел перевал. Опять от неимоверной красоты чуть не свернул себе шею, еле успевая вращать ей на 360 градусов.  
Грузия… как не хочется уезжать от тебя. Что самое замечательное в этой стране? Это все-таки три вещи - Море, Горы, Люди. Ну и что море – ответит обыватель, море есть во многих странах и оно везде одинаковое, да – соглашусь с ним. Горы – они тоже есть во многих странах, но в Грузии они самые красивые. Люди – они есть везде, но таких людей как в Грузии нет нигде.

На спуске сделал несколько фоток.











Продолжение следует...


Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: Lexan (28.12.2016)
Просмотров: 686 | Комментарии: 4
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 4

3  
отлично написано ) как будто сам прокатился. А подскажи, что за правила движения по турецким дорогам? интересно знать, в планах было до Турции доехать.

4  
Главное пытаться соблюдать скорость - 130 км - по их идеальным дорогам это почти нереально... Засады с гайцами попадаются часто. Штрафы большие. На месте денег не давать. Пусть протокол пишут и все. В пробках ехать можно только в междурядье - и то осторожно. Ни в коем случае по обочине - турки этого не любят, прижмут или вытолкнут в кювет, не пожалев свою машину, тем более тебя. Сам испытал это - чудом не притерли к отбойнику - слава аллаху...

2  
Я ездил всегда в августе. Если не сидеть в Тбилиси, то не угоришь. Грузия небольшая, но очень разная. В горных местах прохладно, да и у моря тепло приветствуется. Под каждым словом автора подпишусь. Молодец, хорошо написал.

1  
Комрад,красиво прокатился! Но жара преследовала постоянно! Считаю что в Грузию кататься комфортно в Сентябре и в Мае!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]