Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Чудеса Заполярья. Часть 2.

Продолжение, начало тут

 
 
5. Красные дороги Кольского.

 

Движемся обратно к югу. Нас ждет вторая цель нашего путешествия, устье реки Варзуги на южной стороне Кольского полуострова, места, о которых с таким вдохновением рассказывал Алексей Гарагашьян. Там нет ни погранзон, ни секретных районов, и только бездорожье может доставить нам серьёзные трудности в достижении этой цели. К вечеру доезжаем до Кандалакши, города у Белого моря, обрамленного с севера Хибинскими горами. Улицы пустынны в поздний час, что не мешает нам заблудиться в их переплетении. Спрашиваем дорогу у милицейского патруля, и получаем подробный доброжелательный ответ. Желают удачи. Похоже, на Белом море люди добрее, чем в Мурманске… Выбрались из города, и преодолев перевал среди величественных гор, по отличному асфальту полетели в сторону поселка Умба. В деревушке Лувеньга, на мосту, запоздавшая парочка с улыбкой помахала нам руками. Действительно, другие люди. Слава Богу, мы вновь в России!

Наутро, переночевав на берегу бурной реки Колвицы, приезжаем в Умбу. Чистый уютный поселок, спокойный и несуетный. Пополняем запасы продуктов, фотопленки и бензина, узнаём дорогу до Варзуги. Местные предупреждают, что асфальта там нет, но нас такие мелочи не пугают. Едем! Километров через тридцать асфальт, действительно, кончается, уступая место довольно разбитой щебёнке. Жестокий трясунец. Пытаемся ехать быстро, но подвески молят о пощаде. А ведь где-то правее, по самому берегу моря, должна проходить старая дорога, ныне заброшенная. Находим съезд на неё. В самом деле, дорога хоть и немного поросла травой, но ровная и в очень хорошем состоянии. С удовольствием катим по ней, любуясь видами морского отлива. Местами море уходит так далеко, что теряется из виду, оставляя после себя пучки водорослей и огромные валуны. Внезапно упираемся в разрушенный мост через очередную реку. Рядом с ним к воде спускается след от трактора «Беларусь». Прикидываем: нет, «Уралам» такой брод не по зубам. Приходится опять выезжать на новую дорогу, мосты которой в полной исправности. Но через несколько километров вновь возвращаемся к берегу, к неторопливому одиночеству старой дороги. Под колесами хрустят камушки красного сланца, красная чешуя устилает русла рек, красная пыль всё плотнее покрывает наши сапоги и мотоциклы. Царство красных камней… Вокруг кипит жизнь: летают утки, глухари, вальдшнепы, пробегают зайцы. Периодически останавливаюсь и достаю ружьё в надежде добыть дичи к обеду. Но дичь в мгновение ока исчезает, даже мелкие птички перестают чирикать. Должно быть, опытные они здесь. Какая досада; ну я ведь не ковбой, чтобы стрелять на ходу, бросив руль! Приходится обедать привычной тушёнкой.

Уже за полночь въезжаем в Варзугу. Старинное поморское село, большое и основательное. Никаких намеков на бедность и запустение, напротив, достаток и благополучие видны в каждой мелочи. Импортные трактора – не такая уж невидаль, но импортные тележки к тракторам на Руси встретишь не часто. Большие красивые дома, лодки с моторами «Ямаха», внедорожники «Мицубиси» и последние модели УАЗов, бесплатный круглосуточный перевоз через реку. Не было дороги к внешнему миру? Построили дорогу. Вышла из строя ветхая, ещё с советских времён, линия электропередач? Не беда, за околицей пыхтит дизель собственной электростанции. Чудеса! В центре села – старинная деревянная церковь 1674 года постройки. Рядом церковь более современная, а неподалеку – строящаяся колокольня в лесах и с куполом под целлофаном. Строят её так же, как строили прадеды: тот же шестиугольный сруб, та же технология без единого гвоздя. Удивленно спрашиваем у местных: «Откуда такой достаток, мужики?» Мужики лаконично улыбаются: «Сёмга!» Вот так, богатство природы да исконное трудолюбие, да ещё толковый предприниматель – глава местной администрации. Нехитрый секрет, а ведь живут же люди!

Подивившись, снова пускаемся в путь, ведь до намеченной цели, устья реки Варзуги, до села Кузомень, ещё около двадцати километров. Увидев грунтовку, уходящую вдоль реки в нужном направлении, едем по ней. Песчаная дорога уводит нас все дальше в лес, по краям её подступают болота, страшные своей непроходимостью, часы показывают третий час ночи – ох уж этот полярный день, совсем сбивает с толку! Подыскав подходящую возвышенность, покрытую белым мхом, мягким, как перина, ставим палатку метрах в десяти от дороги.

Утро порадовало ярким солнышком и возможностью спрятать надоевшие дождевики. На обочине дороги сделали странную находку: почти новенькая покрышка «BARUM» размера 4,0х8 с внедорожным протектором-«ёлочкой». Интересно, откуда она здесь взялась?  На ум пришла трагическая легенда:

 

                      Легенда о Питерских Скутеристах.

«Группа питерских скутеристов, оснастив свои мотороллеры внедорожной резиной, предприняла попытку штурма Кольского полуострова. Но храбрая экспедиция потерпела фиаско: часть участников была смыта приливной волной, другая часть съедена жестокими медведями. Последние остатки группы, не теряя присутствия духа, продолжали борьбу, но и их поглотили бездонные болота. Вот всё, что от них осталось…»

 

 Прикололись… Воздав должное славным Пилотам Маленьких Машин, седлаем свои Большие Машины и двигаем дальше, минуя ветхие мосты и броды через реки. Песок дороги становится всё глубже, всё злее. Но мы тёртые калачи, у каждого за плечами опыт пустынных походов. Саня встаёт в стойку, я подгружаю заднее колесо, и мы «даём коксу» моторам. Мотоциклы ужасно колбасит. Сане становится всё труднее держать груженый «Соло», и после очередного драматического падения мы отступаем назад…

Отступаем, но не сдаемся! Изучив карту, решаем сделать крюк километров в пятьдесят, и подъехать к Устью Варзуги со стороны Белого моря. Помнится, Гарагашьян говорил, что там можно проехать во время отлива, по отливной полосе. Вперед, «мы пойдем другим путём!» И снова красные дороги, осторожное петляние по лесу среди красных камней, соленый ветер побережья. Внезапно дорога упирается в …пустыню. Да, настоящую пустыню с барханами! Опять чудеса. Колея действительно уходит к морю, но вот незадача: сейчас прилив, и до начала отлива ещё несколько часов. А разве настоящие герои могут ждать? Конечно, нет. Вперёд! Спускаемся прямо в полосу прибоя и мчимся по волнам. Километр, другой, …десять километров. Вдали уже показались постройки в Устье. Внезапно Сашкин мотоцикл влетает в коварную яму с солёной водой. Брызги, пар! И система зажигания отказывается работать. Искра ушла в море. Хорошо ещё, что с собою была канистра пресной воды, с её помощью вернули искру на место. Всё, пора выбираться на сушу, тем более что там уже видны наезженные следы. Для этого нужна сущая малость: перемахнуть через бруствер песка, намытый волнами. Шустрый «Соло», взревев мотором, перепрыгивает препятствие, но моя тяжелая колесница с размаху садится в песок на брюхо. Долго копаем лопатой, подкладываем под колеса бревна, выброшенные морем на берег. Победили. Теперь последний рывок, и через несколько минут мы в Устье.

Вот и достигли. Маленькая пристань, около неё затонувший корабль, на берегу несколько старых построек. Вдали виднеются дома старинного села Кузомень. Некоторое время стоим, наблюдая процесс впадения реки в море. У берега из воды высовывается усатая морда тюленя. Смотрит на нас с таким видом, будто он страшно удивлен нашему приезду. Привет, дружок, мы тоже рады тебя видеть! Тюлень не спеша купается, то ныряя, то показываясь вновь. Странные мотоциклисты на берегу его не пугают.

Достаем термос и бутерброды, перекусываем. Собственно говоря, других дел у нас здесь нет, можно и обратно ехать. За прошедшие пару часов море успело уйти на десятки метров, оставив нам ровную, как хороший асфальт, полосу мокрого песка. Катим по ней без напряжения. Горизонт бежит за нами, не отставая, поглощая в мутной дымке и реку Варзугу, и её устье, и тоненькие ниточки мотоциклетных следов на зыбком песке. Вдали, на месте ушедшего моря, показалось странное сооружение. Подъехав ближе, видим вросший в дно рыбацкий сейнер, печально накренившийся на бок. Во время прилива мы не обратили на него внимания, полагая, что судно просто стоит на якоре невдалеке от берега, но теперь ясно, что остановилось оно здесь навсегда. «Сгнили борта, нет парусов на реях» - память услужливо включает подходящий мотив. Неподалёку от сейнера стоит, покрытый водорослями, старинный бульдозер. Видимо, с его помощью пытались вызволить попавший в беду корабль, но прозевали прилив, который и поставил точку в биографии сухопутной машины.

…Вскоре мотоциклы вновь мнут колёсами хрусткие камушки старой дороги. Мы встаём на ночёвку у самого побережья, раньше обычного, чтобы хоть часок-другой просто побродить по берегу, послушать шум волн, подышать запахом ветра и простора. И постараться надышаться им. Позже, зимой, в душном уюте городских квартир, мы будем порою, закрыв глаза, глубоко-глубоко вдыхать воздух, стремясь услышать в себе отголоски этого запаха – ветра и простора – увезённого с Белого моря.

Утром дождь, стучащий по палатке, уговаривает нас не вылезать из теплых спальников. Мы пытаемся прогнать его с помощью большого костра из старых брёвен, оставленных морем. Короткий переход до Умбы, прохват по асфальту до Кандалакши, и вот уже под колёса вновь бежит трасса Мурманск-Петербург. Позади остаются Хибины, Имандра и незримая линия Полярного круга. До свидания, Заполярье. Ты нас зацепило, хотя умные люди предупреждали, что так оно и будет. Мы обязательно вернёмся, чтобы снова, подобно мотылькам, лететь на свет полярного дня. Чтобы, не раздумывая променять санаторно-курортный рай Чёрного моря на дождь и комаров моря Белого. И не надо искать в этом логики, любовь бывает нелогична…

 

 

                       6. Возвращение.

Говорят, обратный путь всегда короче. Во всяком случае, он знаком. Но разве жизнь наша настолько длинна, чтобы позволять себе ездить дважды одной и той же дорогой? Эта мысль глухо бродила в наших душах, покуда асфальт магистрали М-18 с шуршанием ложился под колеса мотоциклов. К тому же, где-то впереди маячил совсем нежеланный призрак трассы Е-95. Нет уж, неправильно мы поступаем. Вот, скажем, подъезжаем мы к Медвежьегорску. А ведь этот город, между прочим, считался столицей Беломоро-балтийского канала, одной из грандиозных строек сталинской эпохи. Да и сам канал здесь неподалёку, в каких-нибудь тридцати километрах. Как же можно проехать мимо? И мы, неожиданно для самих себя, резко сворачиваем в сторону.

Беломорканал ранее представлялся мне грандиозным сооружением огромной длины, которое миллионы людей копали долгие годы. В действительности он оказался системой озер и рек, соединенных между собою, а непосредственно рукотворное русло имеет в длину всего пару десятков километров. У города Повенец купаемся в легендарном Беломорканале, фотографируемся на фоне шлюза с одноименной папиросой в зубах, обедаем на берегу. За обедом не спеша рассматриваем карту: от Повенца к восточному берегу Онежского озера обозначена дорога, по которой можно выехать на Вологду… Стоп! Взгляд наткнулся на знакомое название деревни: Гакугса. Мы с Саней люди относительно грамотные, журнал «МОТО» читаем давно, и помним, как несколько лет назад в нём был опубликован целый цикл статей под общим названием «Пьяные Вытегоры». Речь шла о том, как различные группы мототуристов,  путешествуя вокруг Онежского озера, раз за разом пытались преодолеть участок от Вытегры до вот той самой Гакугсы. Они там тонули в болотах, гробили технику, да так, кажется, и отступили ни с чем. Что же получается, мы тоже едем в это адское место? Страшновато. Но всё же решаемся ехать. Лето, мол, в этом году жаркое, может, все болота временно пересохли. А если вдруг окажется что-нибудь не так, развернемся и поедем на Каргополь, в Архангельскую область. Там уж точно проехать можно.

С тем и двинулись в путь. Дорога ведет нас вдоль берега Онеги, и мы неторопливо любуемся проплывающими мимо красотами. Почему-то в мозгу постоянно вертится дурацкая байка: «Однажды отец Онуфрий, отслужив обедню, отправился осматривать окрестности Онежского озера…» А вот любопытная примета здешних мест: все дорожные знаки, попадающиеся по обочинам, деревянные! Аккуратно сбитые из досок и раскрашенные в полном соответствии с Правилами дорожного движения. Видимо,  алюминиевые знаки злоумышленники давно сдали в металлолом, но дорожники оказались людьми смекалистыми. Здорово!

В Пудоже на заправке спрашиваем у местного водилы про Гакугсу. Мужик что-то долго и подробно объясняет, показывая жестами правильный путь, но главного мы так и не поняли: есть ли там дорога? Ну ладно, поедем, сами посмотрим, хотя, конечно, спасибо за важную информацию.

А вот, наконец, и Гакугса. Проезжаем село, и что же мы видим? Боги небесные! Впереди – ровный, как стол, новенький асфальт! Здесь только на спортбайке кататься. Потрясающе; мы будем первыми, кто похоронит страшную легенду под названием Пьяные Вытегоры. Со скоростью мысли долетаем до поселка Октябрьский, и здесь, на границе Карелии и Вологодской области, сказка кончается вместе с асфальтом. Дальше идет разбитая щебёнка, которая, впрочем, всегда здесь и была. Ну, «Уралы» щебёнкой не напугаешь: едем потихоньку, трясёмся, понемногу покрываемся белой пылью. То один из нас, то другой выезжает вперёд, и тогда тот, кто сзади, пылится интенсивнее. Так мы стойко одолели первую сотню километров, вторую, да уж, наверно, тыщу вёрст не кончается этот вибростенд! Но, наконец, у посёлка Липин Бор мы с облегченной икотой выползли на настоящий Асфальт. Как справедливо заметил кто-то из классиков, слово это нужно писать только с большой буквы. Какой прогресс, какая цивилизация! Подобно белым привидениям, с которых ветер сдувает излишки пыли, мы доехали до Вологды, а дальше… А что дальше? Приближение к дому – это магнит, к которому чем ближе подходишь, тем сильнее он притягивает. За Вологдой мы попали в магнитное поле, и с этого момента наше движение приобрело тот неукротимый драйв, который не даёт остановиться. МЫ ДОМОЙ ЕДЕМ. Там нас ждут. Там наши женщины по телефону меж Москвой и Волгоградом пересказывают друг другу обрывочные весточки от нас. Там ярче солнце, лучше бензин и вкуснее пиво. Поэтому мы без остановки пролетаем мимо городов Золотого Кольца – Ярославля, Ростова Великого, Переславля Залесского. Мы обязательно приедем сюда, и всё посмотрим, но в другой раз. Сейчас сундуки наших душ полны пережитым, и нам некуда сложить новые впечатления.

…Вот и всё, брат. Всего через мгновение ты окажешься дома, и в этот миг магнит переключит свою полярность. Ещё в полумраке гаража будет потрескивать остывающий мотор, и тебе непривычно будет видеть мир вокруг себя неподвижным, но в глубине подсознания уже возникнет новая Мечта. И тихонько засосёт под ложечкой, и первой книгой, которую ты вновь возьмёшь в руки, будет Атлас дорог. И тебя самого это не удивит.

…Ведь даже избитую фразу инфарктников: «Движение – это жизнь», мы понимаем немного по-своему
 
 *   *   *

Путешественнику на заметку.

 

 

 Время путешествия:      Отправляться в Заполярье лучше всего в период с конца июня по середину июля. Раньше – ещё очень холодно, позже – велика вероятность дождей.

Техника:      При выборе мотоцикла для заполярного рейда учитывайте большие расстояния и низкое качество дорожного покрытия. Однозначно не подходят варианты с малокубатурными аппаратами, а также большие круизеры с мягкими подвесками. Лучше всего отправляться в путь на эндуро с объёмом от 250 кубов. Отечественная техника с объёмом свыше 200 кубов в ухоженном состоянии – Ижи, Явы, а если вы не намерены лезть в совсем уж жестокое бездорожье, то и оппозиты – вполне подойдет для этой поездки.

Снаряжение:      Будьте готовы столкнуться с большим количеством комаров и гнуса, поэтому не забудьте вооружиться хорошим репеллентом. Очень полезная деталь экипировки – накомарник, причем, чем мельче его сетка, тем лучше. Не пренебрегайте тёплыми и непромокаемыми вещами. Наш опыт говорит о том, что даже в разгар лета погода в Заполярье бывает непредсказуемой, и температура воздуха может внезапно упасть почти до нуля. В окрестностях Рыбачьего я на полном серьёзе жалел о том, что не взял с собой зимние синтепоновые штаны.

Бензин:      Ситуация с бензином на Севере неоднозначная. Заправки вдоль трассы М-18 расположены редко, расстояние между ними может доходить до 200 км. Поэтому очень рекомендуем захватить с собой канистру, объём которой зависит от ёмкости бензобака и аппетита вашего мотоцикла. Заправиться можно и в городах: Кандалакше, Апатитах, Мончегорске, Оленегорске, но они находятся в стороне от магистрали, и придется специально заезжать туда, теряя время. С другой стороны, все АЗС, указанные в Атласе, на местности действительно присутствуют, и на каждой бензин есть в ассортименте. Цена на него летом 2001 года колебалась от 6 рублей в Ленинградской области до 8,40 рублей в Мурманске за литр «семьдесят шестого».

Сервис:      Мотоциклов в Мурманске и окрестностях крайне мало, рынка запчастей для них в городе нет, и это необходимо учитывать при подготовке к поездке. Мелкие неисправности помогут устранить в автосервисах, но цены за работу жителя Центральной России могут шокировать. На Кандалакшском берегу Белого моря дела обстоят иначе: здесь по дорогам колесит изрядное количество мототехники (в основном ИЖи и оппозиты), соответственно, запчасти и помощь в ремонте при необходимости можно отыскать. Мотоциклов иностранного производства, а тем более сервиса для них мы в Заполярье не встречали.

Продукты:      Везде, где живут люди, можно найти и магазин или ларёк с продуктами, ассортимент которых весьма разнообразен. Харчевни вдоль трассы встречаются редко, и цены в них остались для нас загадкой, поскольку их услугами мы не пользовались.

Вода:      На Севере есть повсюду. Река, озеро или ручей непременно окажутся рядом, где бы вы ни остановились. Вода в них пригодна для питья даже без кипячения. Но всё же советуем захватить какую-нибудь ёмкость для воды, чтобы быть совсем уж независимыми при выборе места для ночевки.

Ночлег:      В городах на пути следования, естественно, есть гостиницы. На природе подходящее место выбрать удаётся не сразу: среди камней, болот и леса палатку поставишь не везде. Зато нет проблем с дровами для костра, который служит отпугивающим средством от комаров и возможных диких зверей.

Местные жители:      В основном приветливы и доброжелательны, за исключением северной части Заполярья и Мурманска, где народ нелюбопытен и негостеприимен. Впрочем, откровенной враждебности мы не встречали нигде.

ГИБДД:      На трассе практически не встречается. Единственный стационарный блокпост мы видели при въезде в Мурманск. Других встреч с дорожными блюстителями в Заполярье не было.

Пограничная зона:      Если у вас нет однозначной договоренности с пограничной службой (и только с ней!) и чёткого плана действий, то в погранзону лучше не соваться. Проехать туда «на авось» не получится, это проверено. В лучшем случае вам придется просто отправиться назад, в худшем – арест и штраф за нарушение пограничного режима. При себе необходимо иметь не просроченный паспорт с российским гражданством и безупречные документы на мотоцикл.

Фото и видеоаппаратура:      Не забудьте взять её с собой! Причём, сколько бы много плёнки у вас не было – отснимете всю без остатка, и будете потом гордиться неповторимыми кадрами. При въезде в погранзону спрячьте технику поглубже, и в ответ на вопрос отрицайте её наличие у вас. Обыскивать багаж, скорее всего, не станут.

 

Фотографии к статье лежат здесь: http://foto.mail.ru/mail/nd-anton/665/

 



Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: OSS (24.12.2007) | Автор: Антон Ткаченко
Просмотров: 2068 | Комментарии: 1 | Теги: Рыбачий, Карелия, север, Заполярье
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 1

1  
Прошу прощения у всех кто оставил свои комментарии к предыдущей версии этой статьи, но по просьбе Антона ту версию удалил и выложил этот свежий вариант. Соответственно удалились и комментарии.
Антон, спасибо за фотки их теперь раз в 7-8 больше. smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]