Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Турецкий Гамбит

В качестве предисловия

Перебравшись на ПМЖ в Краснодар, вопросов с планированием маршрута для очередного мотопутешествия особо не возникало. Я до сих пор ни разу не был в Турции, а путь до Турции пролегал через Грузию, где я также не бывал. Вновь разразившийся кризис стеснял в средствах, поэтому поездка планировалась под девизом: "Антикризисный мотопробег". Изначально маршрут разрабатывался под 3-хнедельный отпуск, но осталось только две недели. Поэтому я решил взять за основу уже проработанный маршрут и на месте сориентироваться, что из него вычеркивать. Забегая вперед, скажу, что был исключен Стамбул.
Итак, одиночное путешествие на Honda CBR 1100XX Super Blackbird, которое, не мудрствуя лукаво, я назвал "Турецкий Гамбит".

День 1. 06.09.2015
Старт в 5 утра из Краснодара. По дороге до Кропоткина встречаю рассвет.

В Кропоткине встаю на трассу М29 и довольно бодро двигаюсь в сторону Владикавказа. В Кабардино-Балкарии нарываюсь на злых гайцов. Вменяют обгон под запрещающий знак при отсутсвии разметки. Все снято на бытовую камеру спереди при большом увеличении. Понимаю, что просто так не отпустят, предложил тыщу рублей. Гаец помялся, но согласился. На следующем посту тормознули 3-х мотоциклистов из Москвы, нарушение то же самое. Остановился пообщаться. В это время тормознули еще один мот. Короче, не любят нашего брата в КБР. После обеда въезжаю во Владикавказ.

Еще немного и я на границе в Верхнем Ларсе. Сразу за мной подъезжают и остальные мотоциклы, которых тормозили гайцы. Все едут в Грузию. Несмотря на то, что объехали всю очередь, задержались примерно минут на 40 из-за того, что сначала начали пропускать фуры. Мотоциклы конечно проходят без очереди, но велосипеды проходят еще более без очереди :) И группа из 8-10 велосипедов задержала нас еще минут на 30. Итого, на прохождение границы ушло часа полтора. Дальше идет живописная военно-грузинская дорога.
Встретил источник минеральной водички, набрал две полторушки.

Арка "Дружбы Народов" и восхотительные пейзажи.


В горах довольно холодно, поэтому пришлось надеть дождевик. По мере снижения высоты температура постепенно повышается. Выехал к крепости Ананури, которая стоит на берегу Жинвальского водохранилища. Поскольку время близится к вечеру, надо искать место для ночлега. Решил заночевать в этом живописном уголке. Заехал под мост, и не успел слезть с мотоцикла, как тут же меня стала зазывать к себе компания, остановившаяся тут на пикник. Угостили меня шашлыком, пообщались немного. Позитивное начало путешествия.
Компания уехала домой, а я разбил палатку и завалился спать.

День 2. 07.09.2015
Ночью немного шумел дождь, но утром было солнечно. Помыл мотоцикл и устроил ему фотосессию.


Позавтракал из личных припасов и поехал в Тбилиси. По пути заехал в Мцхету. Раскрученное туристическое место. Кто-то сравнивает его с европейскими городками. Ничего общего не нашел. Один центральный собор заслуживает внимания, а в остальном ничего особенного.

Дальше по навигатору заехал в центр Тбилиси, оставил мот и пошел гулять. По пути поменял евро на лари. Меня интересовала старая часть города. М-да, не этого я ожидал: разруха, мусор. Туристический центр немного наряднее. На подъмнике забрался на гору. Вид оттуда хороший, но делать там нечего.



Спустился обратно. Зашел в кафешку чего-нибудь съесть и связаться по Wi-Fi с родными. Больше оставаться в этом городе не хотелось. Добрел до мотоцикла, жара. Решил попить кваску. В надписях на бочке с квасом ничерта не понятно. Дал тетке 1 лари, она налила мне два поллитровых стакана. Пришлось выдуть литр кваса :)
Собрался и поехал дальше, по пути посмотрев центральную улицу. Скорее хотелось выбраться из этого суматошного города. Двигаюсь в направлении Вардзии (через Тсалку). Постепенно дорога неважного качества становится гладкой и вертлявой, ехать становится интереснее. Догоняю местного мотоциклиста на Suzuki Bandit 650. Сначала немного проехал за ним, потом обогнал. Смотрю, не отстает. Проехали так какое-то время. Потом я немного сбавил темп, он поравнялся со мной и машет, чтобы я остановился. Познакомились, байкера зовут Нику, едет на работу в попутном со мной направлении (до Тсалки). Предложил заехать к ним, пообщаться. Мне торопиться некуда, зарулил в Тсалку. Там меня накормили, напоили домашним вином, обо всем расспросили, сами все  рассказали, и спать уложили. Вот это я понимаю - гостеприимство! При этом на следующий день Нику и еще один мотоциклист Георгий изъявили желание прокатиться со мной до Вардзии.

День 3. 08.09.2015
С утра новые друзья накормили меня завтраком, мы собрались, и выдвинулись в Вардзию.

По пути останавливались и фотографировали красивые пейзажи.


В Вардзии Нику провел мне небольшую экскурсию, поскольку в молодости он провел здесь много времени на восстановительных работах.


После экскурсии ребята снова угощали меня обедом. Уточню, мне не давали ни за что заплатить!
Обед окончен и настал грустный момент расставания. Нику и Георгий возвращались в Тсалку, а я дальше через Ахалцихе до границы с Турцией в районе Вале.
В Ахалцихе был во второй половине дня, где зашел в крепость Рабат.


До границы с Турцией совсем недалеко, поэтому решаю пересекать границу вечером. Эх, знать бы, что этот переход похож на дурдом...может быть вообще не сунулся бы туда. В Интернете вычитал, что на границе не проблема купить страховку (Грин карту) и стоит дешевле, чем в России. Поэтому без зазрения совести заехал на таможенный досмотр. Сколько я границ перешел в предыдущие поездки уже трудно сосчитать, но такого идиотизма я не встречал нигде. Ни по английски, и уже тем более по русски никто не говорит, и помогать никто не торопится. Оформление проходит в отдельном здании, где надо поочередно пройти паспортный контроль, а потом таможенное оформление. На таможенном оформлении у меня спрашивают сикорту (или сигорту?). Я понимаю, что это гринкарта и уточняю где ее купить. Машут куда-то в второну. Хожу по этому зданию как идиот, пристаю ко всем, одетым в форму таможенников с вопросами про эту сикорту. Такое ощущение, что меня просто не замечают. Вышел на улицу, уже собрался обратно возвращаться, ибо помощи никакой. Там походит таможенник с вопросом: "Контрол?". Я ему говорю: "Нифига не контрол, сикорда где?". Он мне машет за ворота, за которыми начинается Турция. Ну я и пошел в Турцию. Возле ворот очередной таможенник на английсуком сообщил, что до будки, где продают сикорты 30 метров и он пустит меня туда, если я пешком схожу. Ура! Очередным обломом было, что эта гринкарта обошлась мне аж в 58 баксов, и выдали аж на 3 месяца! Хотя просил на две недели. Да и черт с вами, мне ехать надо, а то темнеет уже, а тут курды где-то бегают по лесам :)
Короче купил сикорту, оформился у таможенника, потом на улице прошел "Контрол" и все, я в Турции! Решил пока светло ехать подальше от границы, ибо постоянно встречал местные силовые структуры с автоматами и бронетехникой. Одно дело решить, другое воплотить! Дорога ужос-ужос. Мегаперевал без асфальта засыпан гравием. 30 км за полтора часа! Вот уже и темно. Хорошо, что дорога стала получше. Увидел отель, ура! Не, не ура. Я к нему подъехал, стеклянная дверь, закрыта. Вижу на ресепшене человека, я стучу, машу. Он посмотрел на меня, как буд-то с той стороны зеркало, а не стекло и продолжил заниматься своими делами. Может меня нет? Раздумывая над этим, решил ехать пока не доеду до какого-нибудь большого населенного пункта. Вот в каком-то городишке я и заночевал, поставив палатку у заправки.

День 4. 09.09.2015
С утра собрал вещи, привел себя в порядок в уборной АЗС, и поехал дальше. По дороге наблюдаю красивейшие пейзажи.


Через пару часов проголодался, остановился у исчточника воды, коих тут довольно много у дороги. Приготовил завтрак из собственных припасов, "полюбовался" кучами мусора и покатил дальше. На повестке дня обзавестись местной валютой, то бишь лирами в обмен на доллары. Эту операцию без банка не провернуть, а банки, как известно, бывают в городах. Ну что ж, едем в ближайший крупный город, которым оказался Эрзурум. В город въехал, в навигаторе выбрал один из банков. Но вот незадача, чтобы проехать к самому банку надо преодолеть шлагбаум взимания платы за проезд по платным дорогам системы OGS, с другой стороны шлагбаум системы HGS. И осталось-то метров 300. Подхожу к охраннику этого самого шлагбаума OGS и объясняю, что мне нужно. Он не в зуб ногой, инглиш нот ферштейн. Некоторое время чесал репу, потом звонит по телефону и дает мне трубу. Там со мной пытаются говорить по-английски, объясняю суть проблемы. Возвращаю трубу владельцу. Он что-то там обсуждает, потом делает еще один звонок и показывает мне в сторону системы HGS. Ну ок, еду туда, там выходит другой охранник, ногой втаплывает шипы, через которые нельзя прозжать и поднимает для меня шлагбаум. Я в шоке, но возле банка! Деньги поменял, вырулил обратно на свою дорогу и полетел дальше. Ну как полетел, смотрю местные валят 170-180 км/ч. Ну я за ними и тоже слегка лечу. Смотрю впереди бежит человек от здания с надписью "Полис" и машет мне рукой. Долетался думаю. Остановился. Он мне че-то лопочет, показываю, что на местном не понимаю. Догадываюсь, что ему нужны документы, достал отдал. Он отошел, что-то там записал, вручил мне мои доки, видимо пожелал счастливого пути и удалился. Хм, а где же штраф на 25000 евро? Ну ладно, поехал дальше. К вечеру въехал в Каппадокию и пришвартовался в городке Гёреме на постой в кемпинге под названием "Panorama Camping". Название свое оправдывает полностью. Вид шикарный. Плюс есть туалет, душ, кухня, кафешка и даже бассейн. Поужинал из собственных припасов, полюбовался ночными пейзажами и завалился спать.

День 5. 10.09.2015
Утром, проснулся от какого-то непонятного шума. Вылез из палатки  обомлел. Это нагнетатели воздушных шаров шумят вокруг. И шаров этих тьма тьмущая вокруг летает. Устроил фотосессию.


Позавтракав, решил посвятить день пешим прогулкам по окрестностям. Сначала направился в Goreme Open Air Museum, иначе потом там будет куча народу. Дошел быстро, благо от центра всего 1 км. Сам музей меня не сильно впечатлил, поскольку все это можно увидеть прямо на улицах, а за вход надо платить.

Дальше у меня был маршрут вокруг Гёреме по долинам и по взгорьям. Весь маршрут должен был составлять около 15 км, но, забегая вперед скажу, что прошел я в тот день около 28 км! По дороге мне встречались причудливые формы, я шел через сады фруктовых деревьев (яблоки, айва, сливы), виноград уже созрел.




Часто встречал сухопутных черепах, иногда парами и постанывающих в кустах.


Частенько я плутал, возвращался обратно, пролезал по каким-то туннелям, кустам. Вывел на нужную дорогу парочку из Австралии! С собой у меня была 1,5-литровая бутылка воды, которая закончилась примерно через 2 часа. По пути нашел источник воды, откуда пополнил запасы. Вышел на дорогу, и дальше путь лежал в другую долину. Я без зазрения совести нахожу тропинку и спускаюсь вниз. Опять непролазные кусты, постепенно выхожу на тропинку и уверенно топаю дальше. Километра через четыре снова заканчивается вода, а вокруг какая-то глушь. Запустил навигатор...и обалдел. Я ушел совсем не туда, куда мне надо было. Ничего не поделать, возвращаюсь обратно. Жара около +35С, воды нет. Плетусь кое-как на подъем. Выполз к месту спуска, там купил 2 полторушки воды, одну из которых выпил тут же. Присел отдохнуть, пофотографировал местных детишек.


Их бабушка угостила меня виноградом, а продавец воды вынес мне яблочный чай. После такого приятного отдыха появились силы для окончательного рывка. Уточнив маршрут, направился в нужном направлении. Не пожалел, что пошел в эту Love Valley.


Под конец ноги уже отказывались идти. К вечеру вошел в Гёреме и увидел два желтых мотоцикла BMW серии GS. Подошел, познакомился. Это пара Norman и Maggie Magowan, мотопутешественники из Ирландии. Едут в Индию. Планируют кататься целый год. За плечами уже есть путешествие от Чили до Аляски. Поболтали немного, они подарили мне значок, и я пошел в свой кемпинг.

В кемпинге обнаружил, что у меня появился сосед, мотопутешественник из Испании по имени Альберто. Едет до Грузии. Пожаловался мне, что в Турции очень злые гаишники, которые за превышение на 16 км/ч оштрафовали его на 48 евро. Я рассказал ему про свое превышение примерно на 70 км/ч, за которое меня наверное должны были, как минимум пожизненно посадить в тюрьму. Он искренне удивилися, что меня просто так отпустили. Ужинал я снова из своих запасов, ибо никуда идти уже не хотелось.

День 6. 11.09.2015
С утра еще немного пофотографировал воздушные шары, они тут каждый день за негуманный ценник в 100-150 евро катают всех желающих.


Дальше душа, а еще больше тело, требовали моря. Ну раз хочется, значит едем к морю! По пути заехал в город Конья, желая увидеть что-то интересное. Ничего интересного не увидел, и, отведав местной Крошки-картошки поехал дальше.
Вот и побережье. Это Анталия на горизонте. Решаю, что в крупный город мне не хочется и еду дальше. В навигатор забил координаты кемпинга на берегу и он привел меня в Адрасан. В магазине купил пива местного разлива, почти 500 рублей за 3 бутылки Эфес 0,5 (!). Пока ставил палатку и утолял жажду пивом уже стемнело, и я залез в море уже под звездами. Часик порелаксировал в теплой воде, лежа на спине, и завалился спать в палатку.

День 7. 12.09.2015
Утром обнаружил, что палатка стоит прямо возле гранатового сада.

Пока жара была не сильная немного покупался. В обед решил прокатиться до соседних Чирал и посмотреть что там. Ехать всего 20 км, и вот я уже на пляже в Чиралах.


Место мне понравилось, равно как и Адрасан. Ближе к вечеру, когда спала жара, полез на гору Химера. Газ выходит из горы и горит в режиме 24/7. То есть 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Можно сосиски прям тут жарить.

Вернулся в кемпинг, где обнаружил, что моя палатка растяжками привязана к каменным валунам. Сосед жестами показал, что поднялась буря и платку снесло. Он ее вернул на место и привязал. Спасибо доброму дядьке. Поужинал овощами, купленными в магазине, и завалился спать.

День 8. 13.09.2015
Все, морем я сыт, душа жаждет дороги и новых эмоций. Решаю ехать в Помуккале. Сначала хотел проложить маршрут вдоль моря, но получалось слишком далеко. Поэтому проложил попрямее, тем более, что все-равно дорога для меня новая. Она оказалась тоже довольно живописная.

К обеду уже был в Помуккале. Это такие травертиновые ванны природного происхождения (хотя может и человек руку приложил, не знаю). Забавное место, но заполненное толпами туристов, процентов на 70 русскоговорящими. Ходить тут принято босиком. Кто-то в купальниках ползает под ногами и фотографируется. Селфи, шмелфи и прочие позы.



 

Наверху были еще развалины древнего города и амфитеатра. Но я не пошел, не прусь я от развалин. Мне больше целые здания нравятся :)
Ну что, куда дальше? - Спросил я себя, намекая на Стамбул. И сам себе ответил - Поближе к дому! О_о. Не, ну а что, бывет и такое. Сел на своего железного коня и проскакал на нем 1000 км. По пути, проезжая по МКАДу Анкару, даже мысли не возникло в нее заехать. Как представил себе кучи машин, толпы людей, так только посильнее ручку открутил :) Еду значит и думаю, а где же мне спать. Все отели в городах, а на дороге только заправки. Один мотель видел днем, и это все! За 1000 км всего один мотель! В общем, центральная Турция ни разу не приспособлена для путешествий без предварительного бронирования. Но спать-то где-то надо. Очередная заправка с деткой площадкой, уютная такая. Заправщику жестами задаю вопрос, мол можно ли тут палатку поставить? Он с радостью ведет меня и показывает местечко, где я могу это сделать. Тут и ночую.

День 9. 14.09.2015
Чуть солнце взошло, а я уже в седле. Двигаюсь в направлении Самсуна. По пути проезжаю соленое озеро и красивые пейзажи


Но ближе не подъехать, охраняемая территория, добывают соль.
Вот и Самсун. Решил заехать. Узкие улицы, ничего интересного. Пилим дальше. На подъезде к Трабзону угрожающе нависают тучи и накрапывает дождик. Понимаю, что в такую погоду ночевать в палатке совсем не хочется, и решаю заехать в Трабзон пообедать и забронировать жилье в районе грузинского Батуми. Да-да, я сегодня планирую пересечь границу Турция-Грузия. Ну и заехал я в этот Трабзон, и чуть не поседел. Движение - черт ногу сломит, пешеходы-машины, все куда-то ломятся, сигналят, мамашки с колясками бросаются под колеса, и все это на ужасных наклонных дорогах, где передний тормоз не держит мотоцикл в стоячем положении. В общем, кафешку с вай-фаеем нашел, перекусил, отель в Батуми забронировал и валю подальше от этой кутерьмы. Выехал из Трабзона, и на меня разверзлись небеса. 3 часа под проливным дождем до самой границы, и перед границей дождь закончился. Выгнал он меня из Турции. Границу прошел минут за 15. Забил адрес гостницы Djincharadze, 7 в навигаторе. Въехал в центр Батуми и не пойму, где тут может быть гостевой дом. Закрадываются смутные сомнения насчет странной надписи Makhindjauri перед названием улицы в адресе отеля. Ну чего поделать, звоню хозяину. Ну естественно, находится он не в Батуми, а в Махинджаури. Благо это всего в 5 км от места моего нахождения в данный момент. Смущает только, что в навигаторе весь этот Махинджаури обозначен одной точкой, и никаких улиц. Приезжаю в эту точку, и у таксистов уточняю адрес, тут рядом. Все, ночлег найден. Поужинать рещил местными хачапури, да с голодухи взял два штуки. Один я еще кое-как съел, а второй остался на потом.

День 10. 15.09.2015
Проснулся, позавтракал вчерашним хачапури. Скажу, что я им потом еще и пообедал. Собрал вещи, и поехал побродить по Батуми, предварительно забронировав номер в Кутаиси. Батуми мне понравился. Чистый, красивый город. Но у дождя были свои аргументы, и побольше погулять он мне не дал.

 

Ну ладно-ладно, поехал я в Кутаиси. По дороге встретил 4-х байкров из Москвы. Они направлялись в Местиа, что не по пути. Приехал в Кутаиси, с трудом опять нашел нужный адрес, оставил мот и пошел прогуляться. В противовес Батуми, Кутаиси полная дыра. Все очень уныло. Вечер скрасил себе ужином в кафешке, которую нашел с трудом.


День 11. 16.09.2015
С утра возник вопрос, куда дальше? Ну сначала я планировал съездить в пещеру Прометея, а дальше планов не было. Ну раз байкеры поехали в Местиа, то наверное и мне стоит туда прокатиться. Забронировал номер в Местиа направился в Прометею. До пещеры совсем близко, около 25 км. И я уже в составе первой экскурсионной группы погружаюсь в волшебное царство подземелья. Пещера мне понравилась, особый шарм создает разноцветная подсветка. Жаль, что со штативом не разрешили снимать.

Выбрался на поверхность забил в нафигатор адрес следующего пункта назначения и поехал в горы. Навигатор проложил маршрут локальными дорожками, иногда уводя меня на грунтовые дороги, на которые я не съезжал. Путь получился длиннее, но я нисколько не жалею. Живописная дорога, созревающие мандарины, лимоны, хурма. Красота! Последние 110 км до Местиа - это горный серпантин, последняя половина которого - бетонка довольно плохого качества. Еду не спеша, наслаждаюсь природой.

Приехал в Местиа, по навигатору нахожу нужный адрес. Причем прочитал в отзывах, что есть две улицы с такой фамилией но разными именами, поэтому четко знал куда ехать. Но там меня никто не ждет. Выходит тетка, еле-еле говорящая по-русски, и всячески отмазывается на вопросы про гостевой дом. Ну думаю, не туда приехал. Еду на другую улицу с той же фамилией, ищу дом №4. Есть номера 1, 2, 3, есть два 5-ых, 6, 7. Но 4-го нету! Пытаюсь спрашивать у окружающих про дом №4 или гостевой дом. Никто ничего не знает. Сидит тетка, я у не спрашиваю, она предлагает мне другой гостевой дом. Я отказываюсь, мотивируя тем, что с меня могут взять деньги с букинга, если я не заеду в забронированный отель. Потом она позвала еще одну тетку, говорящую строго на английском. Я ей объяснил свою проблему. Она взяла мой телефон и набрала номер отеля. Поговорила с хозяйкой и сказала, что она сюда сейчас сама придет. Короче пришла дочь той тетки, которая отшила меня на первом месте. Я спросил, почему она так поступила, но объяснений так и не понял, ибо по русски очень плохо говорит. Ладно, ночлег найден. Встает вопрос, чем заняться? Ну пойду прогуляюсь. Дошел до магазина, а там Кинзмараули 3 литра за 400 рублей. Вот и нашли чем заняться.

День 12. 17.09.2015
С утра задаюсь вопросом, ехать дальше по бетонке до Ушгули (еще 46 км), или возвращаться обратно? Ответа дать себе не могу. Ну ок, доеду до развилки и там решу. Даехал до развилки, и, не задумываясь, поехал обратно в сторону дома. Да, так тоже бывает. Надоела разбитая дорога, надоели эти странные люди, которые не могут указать координаты своего отеля в букинге. А горы? А гор я уже навидался. В общем, держим путь домой.


Весь день в дороге, к вечеру доехал до того самого места, где я останавливался в первую ночь. Спустился чуть пониже, чтобы меня не сильно было заметно с дороги, поставил палатку, принял пару станканчиков снотворного Кинзмараули и уснул.

День 13. 18.09.2015
Ночью было холодно, выпала обильная роса. Собрал вещи, завел мотоцикл и начал выезжать из своего убежища. На подъеме по травке заднее колесо пробуксовывает и я лечу на бок. Приехали. Надо поднимать Дроздослона. Снял что смог из багажа, первая попытка - не удачно. Ноги скользят, рядом обрывчик. Вторая попытка согнутой спиной и прямыми ногами. Мот поднял, но спину надорвал. Болит. Делать нечего, надо выезжать и двигаться домой. Нашел менее крутой подъем, по нему уже без проблем выехал на дорогу. Спину намазал мазью из аптечки, и поехал к границе. Дальше снова красоты военно-грузинской дороги, их проезжаю без остановки. Границу пересек за 30 минут. Никаких вопросов по количеству вина мне не задавали. Помня о злых гаишниках в наших горячо любимых республиках, правил обгона не нарушал. Так без происшествий к вечеру и доехал до дома.

Послесловие
За 13 дней пройдено 6440 км. Что можно сказать о мотопутеществии по Грузии и Турции? Путешествовать можно, но с определенными оговорками. Дороги Турции плохо подходят для мотоцикла, они скользские. Туристический сервис в центральной Турции не развит, кафешки редко имеют вай-фай. Поэтому либо заранее надо бронировать отели, либо покупать местную симку с Интернетом. Все самое интересное находится в южной Турции, плюс Каппадокия и Помуккале. Дальше не ездил, судить не берусь. Дороги Грузии также не отличаются хорошим качеством, много дорог без покрытия. Поэтому надо ездить сюда не на спорт-туристе. Посмотреть что-то в Грузии есть, но в целом состояние страны навевает уныние. Разруха, мусор, все это встречаешь на каждом шагу. Вот такие выводы.



Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: Дроздофил (25.09.2015)
Просмотров: 531
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]