Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Вокруг Эльбруса на эндуро или мототрип по "Народным курортам" Кавказа--2-я часть.Срезка Пхия-Архыз.
                                  "Изначально было глупо ехать на тяжёлом моте в компании с лёгким по горным лесовозкам"--
                                                                             еще один эпиграф от  "Чипа". 


Вернулись назад в поселок,поехали по улице, в одном из дворов увидел пару ИЖей,мотоцикл из "другой жизни",стоит дома у меня ИЖ-Планета-5,как раритет,а здесь на них еще катают.Кстати, как свернул с трассы М29 мототехники по дороге еще не встречали,может быть по этому обратил внимание на эти ИЖи.
В конце Пхии,как нас предупреждали пришлось форсировать реку.Сначала походили посмотрели где лучше проехать достаточно глубокое водное препятствие.Потом местные ребята на велосипедах показали место брода,река горная,течение быстрое,если заглохнешь посередине, может запросто унести по течению--наверняка, утопишь эндуро. 
Проехали брод на скорости, от которой поднялась куча брызг--обдало водой по пояс.Однако дальше не легче: накануне в горах прошли грозовые дожди,дорога пошла  вверх с набором высоты, глубокие колеи от грузовиков, заполненные водой, продолжали окатывать нас кучей брызг.По-пути встретили пару груженных лесовозов,больше никакой техники.Что-то берет сомнение,что по этой «дороге» ездят в Архыз.





Прем просто по дикой грязи с лужами все время вверх,встретили группу пограничников в маскхалатах с автоматами—посмотрели на нас удивленно,но не останавливали. Подъехали к развилке:одна дорога дальше вверх с колеями,другая вниз влево.Поехали прямо,но вскоре уперлись в глиняный глей с крутым подъемом вверх.Видно, что ездят только лесовозы—тяжело будет подняться по такой «дорожке» дальше.



Устраиваем перекур—Иван идет назад,посмотреть, куда пошла нижняя дорог. Я пошел вверх разведывать возможность проезда по «нашей» лесовозке. Минут через 15 снова встретились у  мотоциклов,у Ивана весть более радостная:есть мостик через ручей,дальше остатки дороги.У меня инфа грустная:впереди затяжной крутой подъем с глубокими  колеями, мокрой глиной.Устроили на импровизированной поляне небольшой привал.Слева от нас в направлении Архыза просматривались горные хребты,именно там проехали встреченные пару часов назад велотуристы. Как же нам попасть на те альпийские луга,до которых кажется рукой подать.Вполне возможно,что за пару часов туда можно выйти пешком,но как на мотоциклах,вот вопрос? 



 Пейзажи вокруг один лучше другого:рядом густой хвойный лес,внизу слышен шум горной речки,чуть дальше альпийские луга с пасущимися на них овцами,на расстоянии, кажется, склоны покрыты маленькими движущимися точками.Рядом щебечут птицы -- тишина, покой,немного перекусили на цветущей природе.Никакого комарья и гнуса так раздражающего на севере России,Иван сам с Мурманска знает, как надоедают летом местные насекомые.Я с компанией был в июле в Карелии,на Соловках и Терском берегу Белого моря--тоже с лихвой хватили "комариного террора".Здесь же на Кавказе--только радость от общения с природой,но в нашем сиюминутном состоянии на душе суета,пока не совсем ясно,что делать дальше.
Главное, мы уже знаем, какая просто "дикая" дорога нас ждет в случае возвращения назад.Поэтому с новыми силами на поиски кратчайшего пути в Архыз. 
 Развернулись, уехали назад вниз,маневренность Сузуки-ДРЗ позволила в один прием с глубокой колеи переехать на нижнюю дорогу,у КТМ690 угол поворота руля не дает это сделать в один прием.Иван с большими потугами в несколько приемов разворачивает байк между глубоких колей на нижний путь. 
 Здесь у меня впервые начала зарождаться крамольная мысль: такой ли это идеальный эндуро КТМ690 для езды по ебеням? Пока мне на ДРЗ400 более комфортно(если это вообще можно  назвать комфортом!!) ездить по этим горам,даже на стоковой резине К76  Хейденау.



Ориентир на Архыз--избушка погранцов.Правда сразу за ней тропу перегородили упавшие деревья.
 

Радовались  мы недолго, через полкилометра после моста увидели новую пограничную сторожку,дорога после которой фактически терялась—никаких следов,только свежие копыта от лошадей.Пошли с Иваном пешком вверх по тропе.Пришлось перепрыгнуть несколько поваленных на тропе деревьев.Как тут можно ехать—никак.Мы вдвоем даже байк, наверное, не перетянем через лежащие деревья.Иван пошел еще дальше по тропе,я вернулся к мотоциклам.
Солнечная теплая погода,горная дикая природа,отсутствие каких-либо признаков человеческой деятельности,даже бывшая горная дорога "растворилась" в лесной чаще.Куда мы все торопимся? Может есть смысл разбить на этой полянке палатки,сходить вниз к реке за водой,сварить суп и устроить выражаясь языком туриста--"дневку".Посмотрел на встроенный в часах альтметр:2000м над уровнем моря,мы находимся фактически на высоте горы Говерла,высшей точки Украины.Причем приехали в эти красивые дебри на мотоциклах,а надо подняться еще выше к перевалу на 2300м . Из этого сумбурного состояния меня вывел шум  возвращающегося Ивана, со словами,что дальше тропа еще сужается,идет над рекой вверх,реально вывалиться в пропасть,даже если везти байки руками.
Нам это надо? Конечно нет.Вся эта суета с поисками пути совсем выбила из головы такие "сладкие" мысли о палатке и привале на местной природе  до утра.




 Куда тут ехать?

Что делать? Дорога назад в Пхию и  Псебай еще хуже, все равно возвращаться не хочется.Повернули назад снова на «свою» лесовозку.По глиняному глею надо только темп движения,езда на грани фола,первая передача почти на весь газ,один подъем прошел,на втором переднее колесо начало отрываться от земли,грозя перевернуть байк назад,дает о себе знать закрепленная на багажнике сумка килограмм на тридцать.Торможу,заглушив мото,кричу во все горло Ивану,чтобы не ехал за мной.Он глушит свой КТМ,бежит на помощь,вместе выталкиваем ДРЗ в другую колею,дальше, не сбавляя газа, на всех парах прохожу еще два крутых подъема,выезжая на небольшую полянку.
 


 Оставляю байк,иду вниз толкать товарища.Картина неутешительная: Иван застрял в колее—глухо сел на боковые сумки.  
 КТМ690 тяжелее ДРЗ , сумок с поклажей у Ивана поболее, чем у меня, явный перегруз для такого пути. Толкнул его, но метров через пятьдесят КТМ снова увяз в колеи.Нам уже жарко, Иван снимает шлем, дополнительный рюкзак со спины.Наверняка он не увлекался велотуризмом.  К чему это я? 
 Те, кто участвовал в туристических велопоходах, знают прописную истину:спина всегда должна быть свободной, никаких сумок, рюкзаков на теле при движении на велосипеде. Как правило, такая поклажа вам натрет тело со всеми вытекающими последствиями.Ездя на мото, всегда придерживаюсь этого "золотого" правила велотуристов.


 

Пока еще весело,потом  будет не до веселья...

 Оставляя шлем с рюкзаком на обочине, Иван предлагает мне сесть за руль КТМ, попробовать выехать вверх.Никогда не думал, что в таких условиях буду принимать участие в тест-драйве 690-го.Пару раз глохну на месте, сцепление работает по другому.Наконец улавливаю ритм работы "австрийца", не помня себя, выскакиваю на полянку, где стоит ДРЗ.  
Слишком короткий, но экстремальный тест-драйв.Как говорится, почувствуйте разницу:большой запас мощности, низов практически нет (в сравнении с ДРЗ).На таком эндуро прекрасно "летать" по сухому грейдеру, а не месить грязь в лесовозных колеях на крутейших подъемах. 
Пришел, выжатый как лимон, Иван,  высота сказывается, физически очень тяжело.Пока он отдыхал, пошел вниз за оставленными шлемом и рюкзаком--грязь непролазная, уже все равно, лишь бы дорогу найти.Иду с рюкзаком вверх, догоняет лесовоз ЗИЛ-157, техника 60-х годов еще трудится.Водитель остановился :
 --Ты здесь откуда?Садись, поехали. 
 Рассказал нашу историю, парень говорит, что зря сюда ехали--тупик.Доехали до байков, забрали Ивана, поехали дальше в кабине грузовика, там подъем еще круче, ЗИЛ еле карабкается на пониженной, но медленно заезжает к лагерю лесозаготовки.Поговорили с ребятами, те говорят, что дороги нет, надо только по другому берегу, показывают на противоположной стороне дорогу на альпийском лугу,мы  ее уже видели,да что толку? Даже машина какая-то просматривается вдали на той стороне, но как на нее выехать?

 
На телефонном навигаторе записал трек наших мытарств "взад-вперед" в  поисках дороги. Пошел пешком к бригадиру дальше на участок,метрах в пятистах от базы, возможно, он подскажет.Там тоже удивленные лица:как сюда попал? Снова объясняю, но говорят, дороги нет, только верхом на лошади по тропе, но очень крутой подъем
! 

Дальше,сначала поехали на лесовозе,потом ходили только  пешком.



В общем находился по грязи, но толку никакого. Оставаться здесь ночевать нет смысла:глухой лес,везде по колена грязи,работающая,гремящая,дымящая техника! А какая природная идиллия была всего пару часов назад,на полянке вблизи горного ручья.Тем более совсем непонятно как заехать в лагерь лесорубов,на мотоциклах будет очень тяжело,придется наверняка разгружать сумки.Световой день на исходе,уже почти сумерки.Еще до мотоциклов идти с километр.Вдобавок  передавали, в горах будут ливневые дожди, значит  завтра плавать в лужах по дороге назад.Пришел к мотоциклам минуя лагерь лесорубов,Ивана нет,жду полчаса--нет.Сейчас бы назад побыстрее,пока еще не стемнело,а у нас какая-то нестыковка,хотя вроде бы договаривались встретится у мотоциклов.Снова по грязи шагаю вверх,на полпути встречаю гусеничный трак с лесорубами на "борту"--конец работы,народ едет на базу.Наверху встречаю Ивана,говоря,что почти час его ждал у байков. Говорит, пил чай с лесорубами,немного передохнул--тоже надо.
Пошли вместе вниз.По дороге обговариваем ситуацию,он предлагает остаться на базе,переночевать у мужиков.Байки оставить прямо в лесу,ясно,что никто их в этой глуши не угонит. Спрашиваю: а как вещи,сумки? Тянуть их вверх--накладно как-то.Оставить здесь,ночью, точно гроза будет,небо уже потихоньку затягивали тучи,все промокнет до нитки.Он тоже начинает  понимать,что лучше ехать вниз сейчас,да вот только свой шлем с рюкзаком оставил у лесорубов.Эх мать-перемать и т.д. Говорю,что один раз уже ходил за его рюкзаком,второй--пусть сам идет.В конце-концов у нас же не детский сад,чтобы свои вещи по всему лесу оставлять.


Ходить по таким хлябям на высоте 2000м занятие не из приятных,ездить  на груженых мото-эндуро-- просто не реально.

 Пока пришел Иван, стемнело полностью,наверное, путь пешком вверх-вниз "добил" его психику полностью.Снова ругань непонятно в чей адрес и кто виноват.Затем категорическое заявление: -"Я уже здесь ездил,мне все это не интересно.Завтра еду в Пятигорск,потом  в  Махачкалу к друзьям."    Так, значит так, мы же взрослые люди,тем более приехали, чтобы прокатиться для души,это же не работа.Зачем мне слушать эту истерику.В такой ситуации лучше действительно разъехаться без скандалов и выяснения отношений.Тем более, выяснять нечего.Сам согласился,как писал в интернете,проехаться по "хотелкам" LOTOSa,но одно дело говорить,другое ехать.Без каких-либо комментариев с моей стороны, молча собрались,развернулись, снова по лесовозной дороге вниз.
Спускаемся уже по ночи  к Пхии,как же не хочется снова ехать завтра по убитому каменному грейдеру назад в Псебай.Пока двигались вниз,в башке вихрем носились мысли.К чему эта ссора,а какая ссора? Если молча слушал всю хрень с уст Ивана.Завтра он уезжает.Может поговорить с утра,эмоции схлынут,мы снова поедем вместе по маршруту.Ведь идею такой поездки вынашивал три сезона,никто не соглашался.Теперь,после одного дня пути и первых трудностей,получается снова остаюсь один.
С другой стороны задело даже не предположение,а прямое обвинение в том,что здесь никто не ездил,но с моей подачи приехали на эту срезку,по которой в прошлом году проехали Крымские эндуристы,я с ними связывался перед поездкой по телефону,говорили что дорога-тропа есть.Причем скинули фото с ресурса "ВКонтакте"--сам  смотрел.
Первые горные  трудности,нам бы их вместе преодолеть,а тут поиск "виновных".Зачем тогда вообще вместе путешествовать с таким настроением? С этим сумбуром мыслей в голове,по ночной дороге  с  2000 м по высоте приехали вниз  на 1300м, проезжая мимо по дороге,  в деревьях над рекой  в свете фар увидели костер и палатки .Начали разворачиваться,Иван снова дважды на ровном месте "приложился" на каменном грейдере, при крутом развороте.
--Может чем помочь,спрашиваю у него.
--Да нет,я сам.
--Что-то устал за сегодня.Услышал  в ответ его голос.
Действительно,наверное  надо разъезжаться без сожаления,не получилось у нас крепкой компании,хотя я то уж точно планировал на месяц совместных покатух.Нет,лучше по своим интересам.Дальше в Приэльбрусье  выше высоты, "горнячка"  хватанет,будет еще хуже.Все таки для горного мототуризма "физуха" требуется в первую очередь--иначе в горах запросто можно "загнуться".

 

 Туристами оказались велосипедисты с Черкесска - наматывают километры по местным красотам.Приютили, угостили ужином и чачой. Поставили рядом  свои палатки,еще пару часов сидели у костра,рассказывали байки путешественников,затем уснули в своих палатках под шум горной реки. 
Утром в общении с ребятами узнали о интересной местной достопримечательности--источнике Кислый, практически на границе с Грузией, но для проезда к целебным водам надо погранпропуск, оформляется только в Черкесске, по другому никак--рядом стоит погранзастава.
Завязалась непринужденная беседа за чаем у стола,костер уже не разжигали,на газовой горелки быстро приготовил маккофе и чай.Высокий мощный турист с их компании(оказалось бывший офицер  спецназа),имени уже не помню,спросил:
--Что это вы,уже далеко не юноши,поехали на Кавказ,да еще в такие дикие места.Не боитесь?
 -- Да нет,не боимся,уже не первый раз в этих местах.Иван вообще два года назад весь Кавказ проехал по горам от Каспия до Сочи.Ну а мне пешком приходилось не один раз ходить по Приэльбрусью.Так что очередной раз возвратились осознано в красивые места.
 --Да только,со стороны вижу,продолжает "офицер",что напарник у тебя какой-то жесткий(хотелось возразить футбольной шуткой--"жесткий,как у пожарника штаны",но сдержался,промолчал).Да нет говорю,что все окей. 
--Нет не скажи,вы же вместе в такое дерьмо в горах поперлись,должны поддерживать друг-друга.А он все на тебя--"хохол-хохол",как-то это не по людски. У тебя же  имя есть,да лет уже немало,ведь не пацан...Нет думаю,надо переводить разговор в другое русло.К чему это самокопание в душе,по факту со случайными,хотя конечно отличными ребятами-туристами.
Спросил за Кислый,что за такое "кавказское чудо".Оказывается дорогу   к источнику проложили еще немцы в период войны, когда лечили своих раненых на местных целительных водах.Сейчас дорога почти разрушена, мост только один, дальше часть пути проходит по руслу реки с проездом по высоким бродам.Люди едут также как на источники Джиласу на полноприводной технике.В отличии от Черкесских и Кабардинских вод, на Кислом 26 разных источников, у каждого табличка с подписью от каких болезней лечит.
 Эффективность лечения очень высока, но добраться еще труднее, чем под Эльбрус на воды Джиласу. 



Конечно захотелось это чудо увидеть своими глазами, но ребята повторили, что без пропуска никто не пустит, еще арестовать могут за нарушение режима охраны границы. 
 Общение с велотуристами оказалось очень интересным и содержательным.Старший их группы очень много прокатил на вело по Кавказу, на мой вопрос о проезде на эндуро по горным пешим перевалам, высказался категорически: 
 --Еще не раз не встречал мототуристов, даже на легких эндуро на пеших горных тропах.Там велосипедисты не ездят, тянут велики через перевал в руках! А ты попробуй самый легкий мопед в горах потягать? Помрешь точно от усталости и бессилия. 
 Ездил он через перевал Эпчик,по срезке Архыз--Хурзук (куда мне надо), но ехать там на мото не получится:большие камни по тропе вперемешку с "сыпухой", в которой даже ноги грузнут, не то что колеса мотоцикла, да еще груженого.К тому же на 2500-3000м уже будут первые признаки горной болезни, т.е. физические нагрузки организм будет переносить намного хуже, чем на равнине.Такая правда жизни. 
Часть утреннего разговора бывалого велотуриста, буквально в этот же вечер, мною была проверена в Домбае на собственной шкуре и "шкуре" ДРЗ400--когда только по счастливому случаю мой байк  кувырком не скатился в пропасть.


Мост по дороге на источник Кислый,был буквально рядом с нашим мото-вело лагерем.

 Затем снова заговорили с "офицером" за жизнь.Он очень уважительно говорил о Путине,что президент много помогает военным,стало совсем другое отношения к тем,кто закончил нелегкую службу в армии.Хорошие пенсии,нормальные,не нищенские зарплаты.Конечно риск на службе есть,но  в обеспеченной всем американской армии убивают солдат в Ираке.
Рассказал,что после выслуги лет,взял в банке кредит + хорошая пенсия,построил дом в Черкесске.Только теперь бывшие друзья смотрят,как на "буржуя",то есть пока под пули лез,когда они водку на гражданке "локали"--так было надо, теперь когда у меня новый дом,построен собственными руками,то я уже "буржуй". 
 Что мог ему возразить,что сам  тоже больше 10-ти лет строил  дом,что еще дома двое несовершеннолетних детей,третья дочь в Киеве в универе учится,за учебу платить надо + общага и т.д. Что четвертой дочери,уже взрослой, на квартиру в Сумах скинулись.Да мало ли жизненных проблем у всех нас.Такая душевная беседа,со случайно встреченным человеком,практически на границе с Грузией в горах Кавказа как-то само-собой вернула хорошее настроение,забылась вчерашняя истерика теперь уже точно--не попутчика.По времени было раннее утро,Чип еще спал в палатке.  Запали в душу слова "офицера":
--У тебя остались старые друзья,после того как дом построил? 
Действительно,где они? Пока строил,некогда было вверх голову задрать, бабки только на стройку,все смеялись,сколько ты еще строится будешь? Теперь когда появилась возможность путешествовать,все говорят,мол везет тебе! В чем везет,в том,что лет пятнадцать пахал как "папа Карло" ? 
  Затем снова поговорили о веломаршрутах и путешествиях.
Приятно в 2000 км от дома встретить родственные души.Замечательно,что вчера спустились вниз.Встреча с такими ребятами в дороге--просто подарок судьбы. 


Затем  по дороге обогнали наших замечательных велопутников.

 Собирались утром не спеша,чувствовалась между нами с Иваном какая-то напряженность.Но решение уже принято,причем  теперь  обоюдное--каждый идет на свой маршрут.Велосипедисты уехали первыми,потом мы их обгоним по пути в Рожкау. Сделали пару совместных фото.Еще раз поймал себя на той же  мысли--замечательно, что встретил таких ребят:
во-первых узнал очень интересную информацию о источнике Кислый;
 во-вторых еще более ценная инфа из первых рук о перевале Эпчик. Значит даже нечего себе голову морочить прокладкой мотомаршрута по срезке через этот перевал.Так получилось два плюса на будущее: первый--обязательно доехать до Кислого. Второй,тоже плюс--не надо искать дорогу на Эпчик,потому что ее там нет.Тропа есть, ездить на мотоцикле по тропам за 1500 км от дома,не дай Бог форс-мажор--нет уж давайте лучше без этих "мажоров".


По приезду домой сделал карту-коллаж дороги на источник Кислый.Хочу летом 2014г обязательно туда доехать.

  Не доезжая Пхии река с бродом,как-то не хотелось с утра снова  быть мокрым, как вчера.Нашли рядом совсем стремный мостик для пешеходов,немного его подправили.Аккуратно перевели сначала Иванов КТМ,затем мой ДРЗ--немного больше затратили времени, зато снова по пояс в воде не вымокли.  
Вместе мы проехались  назад по аварийной дороге до Псемена,заехали на турбазу в Дамхурце,в  столовой пообедали,местный народ немного удивился   не совсем молодым мотопутешественникам,тем более с Украины и Мурманска.
Вкусно накормив,приглашали приезжать по чаще.Недаром назад всегда дорога короче.После Рожкао поехали быстрее,Иван оторвался вперед, учитывая характеристики его высокооборотного инжекторного байка,гнаться за ним не стал.Снова памятный плакат о аварийной дороге,только теперь он остался за нашими спинами.На асфальте  свернули в сторону станицы Преградная,где на заправке "Чип" меня очень удивил: залил 25л бензина в два бака эндуро, да 5л было! С запасом в 30л ездить по таким хлябям? 
 У него КТМ с двумя баками,запасом хода наверное до 600 км. Естественно, общая масса возросла,в такой комплектации ездить по крутым горным склонам дело неблагодарное,это тебе не легкая Хонда XR-250 на которой Иван исколесил весь горный Кавказ в 2011 году.  
 Пожелав друг другу удачи, мы разъехались каждый по своим интересам.Меня ждал по плану Домбай,Иван сказал,что в Домбае он уже был 2 года назад,делать ему там нечего, поедет в Пятигорск к «Агроному», дальше видно будет.
 
 
Таким образом взятая еще дома страховка на Турцию,в плане совместных покатух на целый месяц,накрылась "медным тазом".Голову пеплом посыпать не буду,поеду своим маршрутом,который вынашивал три сезона,так окончательно решил на заправке в станице Преградной.


 Свято место пусто не бывает.В Карачаевске встретил земляков-полтовчан с Украины.Вместе поехали в Домбай. 



Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: LOTOS (02.02.2014)
Просмотров: 1787
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]