Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Вокруг Эльбруса на эндуро или мототрип по "Народным курортам" Кавказа--1-я часть.Старт на Пхию.
                                                                     

Полный  интернет-вариант  статьи о эндуротрипе по Кавказу  в журнале  "МОТО" №1 2014г.



               Вместо эпиграфа:
                                                                 "Едем по хотелкам Лотоса до Дагестана"-- Иван "Чип".


 Это было девятое путешествие на горный Кавказ за последние шесть лет, что говорит об определенной привязанности к интересному горному краю.В плохие места не возвращаются.Трижды путешествовал с горными туристами по Приэльбрусью, когда с рюкзаками в тридцать кг уходили в автономные двухнедельные походы по горным ущельям с перевалами.Пять раз делали попытки восхождения на Эльбрус, две оказались успешными в 2008 и 2010 годах.Еще трижды доходили до 5000м, но снежные бури сгоняли нас вниз, когда до вершины казалось совсем ничего.
 



Последний пеший поход 2010г,с руководителем группы Сергеем Фроловым.После расстрела в Приэльбрусье  московских туристов в 2011г ходить в пешие походы стало "стремно".


 На фоне белоснежной  "женской груди",так  с местного переводится ЭЛЬБРУС. Этот вид  Горы  сделал  для меня "кавказскую горную болезнь-- неизлечимой"! Практически-- горный наркоман.

Остальные пять поездок--зимний горнолыжный отдых в Домбае—российской Мекке лыжного туризма.

 


 С детьми на лыжах в марте 2009г 

 Такой симбиоз зимне-летнего отдыха привел к желанию приехать на Кавказ на мотоцикле, чтобы в одночасье проехать по тем местам, где зимой катался на лыжах, летом ходил с пешими туристами.Естественно,на обычном мотоцикле такими местами не проедешь, стал вопрос выбора байка для путешествия.Участвовал в разного рода обсуждениях по выбору мотоцикла на мотосайтах. Пришел к выводу, что идеальным будет вариант покупки легкого эндуро Сузуки ДРЗ-400,но решение это пришло не сразу. 

На сайте "МотоКиев" еще осенью 2010 года создал тему "Вокруг Эльбруса на эндуро", чтобы найти возможных единомышленников для такой поездки.Немного пообсуждали этот вопрос, потом все заглохло, не было желающих ехать на мотоциклах по горному Кавказу. В 2011г купил для этих целей Хонду-Доминатор 650, со временем оказалось, что надежный,как автомат Калашникова, Доминатор слишком тяжел для езды по горным дорогам.Следующей весной  2012г приобрел в Германии, привез в Украину , растаможил более современный, легкий эндуро-- 400-сот кубовый Сузуки-ДРЗ. 
Но  снова не нашел попутчиков для поездки в Приэльбрусье на мото, одному в горы ехать не хотелось, достаточно рискованно.Наконец в этом году нашелся попутчик,как всегда в интернете,даже не представляю чтобы мы делали сейчас без «всемирной паутины».Им оказался Иван «Чип» с далекого Мурманска.Для него это была вторая поездка на мото по горному Кавказу.В 2011г Иван проехал на Хонде XR250 через весь Кавказ,от Дербента на Каспии до Сочи(через перевал Грачевского) на Черном море. 
 Несколько раз списывались,созванивались по телефону и скайпу,уточняя будущий маршрут, сроки поездки.Ориентировочно договорились на 10-11 августа встретиться уже на Кавказе.Тема снова обсуждалась на «МотоКиеве» и «Мототревелсе»,в итоге, желающих присоединиться не нашлось. 
 Иван отправил свой КТМ690 железной дорогой с Мурманска до Пятигорска.Сам прилетел в Минводы на самолете.У меня немного по-другому.В Новочеркасске под Ростовом живут родители жены,куда мы регулярно пару раз в год ездим в гости.Решил совместить полезное с приятным.Загрузил в микроавтобус Тойота-Hi-Ace свой ДРЗ400,правда, пришлось снять переднее колесо,чтобы вместить и закрепить эндуро в салоне микроавтобуса.Жена с ребенком сели рядом,загрузили все нужные вещи,8-го августа поехали маршрутом Глухов-Харьков-Новочеркасск =800км . Новошахнинскую таможню проехали без особых проблем,только пришлось выписывать два временных ввоза-- на микроавтобус и мотоцикл.Три дня гостил у родственников,за это время несколько раз связывался с Иваном,он в это время гостил в Пятигорске  у Олега «Агронома»,обкатывали гору Машук и местные эндуротрассы.На 12 августа договорились встретиться в предгорном Псебае,на юге Ставрапольского края.Мне 500 км хода,Ивану в два раза меньше,но ехать с Пятигорска, как-бы против хода.

С утра 12 августа выехал в направлении Кавказа,Ростов проехал по объездной,затем еще километров 50 движение тянулось в направлении юга России довольно медленно: ремонтные дорожные работы и плотный южный трафик не давали особо разогнаться.Но все же преимущество легкого мотоцикла в плотном трафике ощутимо.Практически нигде,кроме светофоров, не стоял:объезд по обочине справа и вперед навстречу горному Кавказу.Мотоцикл непринужденно держал крейсерскую скорость 110-120км/час, что позволило  к  вечеру успеть, после нескольких телефонных звонков, на  долгожданную встречу на окраине городка Псебай с Иваном  и его изрядно навьюченным багажом   "рыжим" 690-м. Расспросили у местных о ночлеге,нам подсказали, как найти турбазу,расположение которой оказалось фактически в центре поселка.

По дороге пару раз перепаковывал багаж,пока не нашел  свой "идеальный" вариант.

Поселились в номер со всеми удобствами по 500 руб. с человека с завтраком—отлично,цена вполне приемлемая,палатки не надо распаковывать,завтрак на утро уже будет готов.
 Предгорная местность,отличный воздух,вокруг спокойная обстановка,тишина,хорошая компания—трип начался успешно! 
 Рядом с нашим номером припарковали мотоциклы.Первым делом спросил у Ивана:--Рычаг привез?
Когда еще общались с Иваном по телефону,попросил его обязательно взять(купить) у Олега «Агронома» рычаг сцепления.Свой родной сломал в Карпатах,на «эндурорейде Ковпака»,потом были другие заботы,совсем забыл,что у меня стоит временный китайский переточенный мопедный рычаг сцепления.Тем более был телефонный ответ Чипа,что у Олега этих рычагов «целое ведро стоит». Вот думаю, замечательно,привезет Иван нормальный рычаг,его сразу поставлю. 
Так вот: 
 --Рычаг привез? 
 Совсем странный ответ: 
 --Не нашли! 
 Не то что звонил, даже в Фейсбуке письмо написал,что надо обязательно рычаг сцепления,ЛЮБОЙ! 
Раз нет,так нет.Потом с этой рядовой ситуации была большая проблема,к тому же чуть в два ДТП не попал,ездя по Кисловодску без сцепления.Все это будет еще впереди. 


Наверное это личный пофигизм с таким китай-рычагом сцепления ехать на Кавказ.Понадеялся на попутчика,а надо надеяться на себя.Наука на все времена.

Естественно, пошли осмотры байков, что у кого как сделано,дополнительно прикручено и т.д. Понравилось у Ивана решение задачи с перевозкой ключей и инструмента: пластиковая труба диаметром 100мм(с обычной канализации) ,в нее вложены все инструменты,нужные запчасти,хомутами надежно закреплено в задней части мотоцикла,под сидением—все просто,четко ,доступно.Надо обязательно сделать такую конструкцию себе на ДРЗ400.Вообще мне было интересно присмотреться к КТМ690,мотоцикл нового поколения,известной фирмы сделанный именно для внедорожных покатушек.Судя по отзывам мотолюбителей, очень хорошая перспективная модель,как раз присматриваюсь на будущее,как на возможную замену своего ДРЗ400 на более современный внедорожный байк. Единственное,что не совсем устраивало в Ивановом байке,так это отсутствие какого-либо ветрового щитка.Имея собственный отрицательный опыт езды без ветрозащиты,когда ранней весной 2009 г.  ехал с Мюнхена в Украину  на спортбайке  Сузуки –Катана750.От встречных холодных потоков воздуха так замерз во время той поездки,что вместе с байком  «привез себе» воспаление легких.Целый сезон лечился от неприятной для мототуристов болезни.С тех пор на все свои мотоциклы в обязательном порядке ставлю пусть даже небольшой ветровик, для защиты груди от воздушных потоков. 
 Вечером прошлись по территории турбазы,в соседнем магазине взяли пивка и продуктов для нехитрого ужина.Поразил своей обыденностью свежий монумент погибшим российским воинам,  расположенный здесь же в центре турбазы.Памятник молодым ребятам внутренних войск России, погибшим в наше современное время,всего на граните 17 фамилий.Напротив десяти из них указано звание—рядовой,значит молодые призывники 18-20 лет. Даже как-то стало не по себе.За что погибли молодые ребята?  
 Иногда в прессе,на телевидении приходится слушать часто задаваемый вопрос : 
 –Как вы относитесь к развалу Союза? Дальше—пустая болтовня. Вот он развал, его цена—ушедшие жизни молодых ребят, призванных в армию не по контракту, по обязанности.Обязанность быть убитым в 20 лет…


 
Утром зашли в местную столовую на оплаченный легкий завтрак:молочный суп,чай,хлеб с маслом. Не спеша собрались, чтобы выдвинуться на первый день совместного маршрута: Псебай—Пхия—Архыз.Часть дороги прошла по асфальту,затем уперлись в интересный дорожный щит,информация на котором гласила,что дальше дорога в аварийном состоянии и дорожные службы не несут никакой ответственности за возможные аварии транспорта.Интересно,такого еще не приходилось встречать на дорогах Мира! 



Грязью полностью забрасывало стекло фары,днем--все равно,но ночью--проблема.

Первых 20км до поселка Рожкао был вполне приличный каменный грейдер,затем еще 30км сплошные дорожные ямы по направлению до Пхии—дорогой назвать это покрытие можно только с большой натяжкой,правда, были в этом и свои плюсы: радовало практически отсутствие автомобильного трафика.Изредка навстречу попадались груженые лесовозы,еще обогнали несколько авто повышенной проходимости, ехавших, по всей видимости, на народный курорт--источник Кислый,расположенный практически на границе с Грузией.
По своему доставляла удовольствие живописная окружающая природа,извивающаяся среди начинающихся гор река Верхняя Лаба,вдоль которой по ущелью проходила дорога в направлении Пхии. У моста с указателями расстояния до Пхии и  источника Кислый остановились на перекур.Пока разворачивались в поисках места для привала, Иван «приложился» на ровном месте,сломал зеркало—первая потеря.




Попутчик оказался юморной...


  
Дальше в пути встретили велотуристов, ехавших через перевал с Архыза. Остановились  побеседовать, ребята рассказали,что шли по верхней тропе,по перевалу велосипеды тянули волоком,на эндуро не пройти—слишком крутой склон и «сыпуха»(мелкий камень вперемешку с песком)—мотоцикл просто увязнет на такой тропе,тем более груженые байки. 
Проехали погранзаставу,раньше здесь был пост контроля,надо было оформлять пропуск,но с 2013г вышел новый Закон о границе:пропуск нужен только в 5-ти км зону от госграницы России.Наконец-то Пхия,два года назад Иван пытался проехать здесь до Архыза,но уперся в смытую горным селем дорогу.



Снова пошли влево от села по маршруту в его навигаторе.Уперлись в лесоразработки,дорога с большим количеством грязи и глиняного глея,все расквашено лесовозами и гусеничными траками тягающими деревья с лесной зоны на дорогу для погрузки.Местные рассказали,что по верху дороги нет,надо возвращаться назад в село,ехать через брод реки по «лесовозке»,справа останется мост на источник Кислый, нам брать левее вверх в горы к перевалу,якобы там есть дорога в сторону Архыза.

Здесь дороги для мотоциклов нет.





Альпийские луга красивые,но где же дорога?
Вернулись в Пхию,по дороге нельзя не остановиться возле советской мототехники ИЖ--других мотоциклов вообще никаких не встречал начиная от Лабинска.



Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: LOTOS (02.02.2014)
Просмотров: 2383
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]