Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Тропой мопедиста часть 2


Как рассказал один местный мужик, раньше туда хорошая дорога шла, а потом проехали штук двадцать шестьдесят шестых, было у них что-то типа пробега, и нормальной дороги не стало. Теперь эта дорога - Мекка эндуристов и прочих внедорожников. Было бы мне лет двадцать, наверное я бы эту дорогу попробовал, а нынче я себе уже все доказал. Честно говоря, я бы вообще на Бесов нос не ездил петроглифы смотреть, если бы не собрался в этот раз побывать в Пегреме и посмотреть там на сделанную тысячи лет назад каменную черепаху. Но об этом после.
На Бесов нос я добрался, не меся грязи, с комфортом. Вначале в Нигижме я купил себе на обед большую копченую рыбу и потом свернул к деревне Каршево, где без труда нашел человека, у которого оставил свою технику, и который повез меня на своей моторке по реке Черная. Дорога в одну сторону занимает где-то час. По дороге я вкусно пообедал и искупался.

Устье реки Черная.


Бесов нос.







Честно говоря, никакого благоговейного трепета, глядя на петроглифы, я не испытывал. Ну нацарапал кто-то фигню всякую тысячи лет назад. Кстати, петроглифы в Интернете можно посмотреть в гораздо лучшем качестве, чем вживую. А вот фото каменной черепахи на поляне идолов я не нашел, и она будоражила мое воображение гораздо сильнее.

На Бесов нос возил меня Василий 8 921 624 пятьдесят один 28.

Потом я накупил продуктов и поехал постоять недельку на Онеге, на месте, которое я открыл для себя в прошлом году.











В том году я нашел здесь интересный лабаз, причем в тридцати метрах от палатки видео.



Вычитал я где-то, что к этому озеру с чудным названием, идет откуда-то тропа древняя как сам мир. И что на тропе этой стоит вырубленное из дерева идолище, которому уже лет сто. Рядом лежит еще одно полуистлевшее идолище, которое по-видимому стояло здесь раньше. И еще одно сгнившее в труху, и еще труха. Я во всякое такое не верю, тем более, что не видел ни фото, ни координат. Но название озера все же странное, на спутниковых снимках я рассмотрел прерывающуюся ниточку-дорожку, близко подходящую к Карме, и решил попробовать.

На трассе ближе к Кеми было много дыма от лесных пожаров. На ночь я встал на Подужемском водохранилище. Там тоже стоял сильный запах гари, и я сомневался ехать ли дальше, и вообще было непонятно куда ехать.



Но потом всю ночь шел дождь, и к утру дым рассеялся.



ГЭС по дороге.



До точки N64°58.216' E033°44.395' я доехал без проблем.



А дальше дорога была такой





Обожрался я на этом болоте голубики и поехал дальше. А дальше мне было интересно посмотреть, что может выглядеть из космоса, как красный квадрат с черной точкой.
Это изображение для навигатора с прорисованными дорогами.



Правда сейчас снимки обновились, и это место смотрится не так загадочно. И вот как это выглядит на снимке с земли



Красный квадрат - это уже заросшая кустарником вырубка, а черная точка посередине - это оставленный на рассаду островок леса. Не знаю почему квадрат красный был, я думал, что может это карьеры по добыче камня. Наверное, снимок сделан, когда на свежей вырубке иван-чай цвел.

Еще я в этом районе хотел разведать нет ли относительно хорошей дороги к озеру Левицкое. В прошлом году я встречался там с Колхозником.



Кстати о поездках на мопедах. 9го сентября 2006го года, Колхозник приехал на Караван на Пилоте, пройдя за двое суток 1500 километров. Мировой рекорд, наверное.

Так вот, к Левицкому дорога идет от трассы напротив отворота к Куземе, и стала она совсем плохая (для эндурки нормально). Кстати, был у меня в прошлом году забавный случай на этой дороге. Свернул я на нее где-то в час ночи, была уже осень, и было темно. Первую большую лужу я разведал и благополучно проехал. Подъехав к следующей луже, мне было лениво слазить с мопедки, к тому же в слабом свете фары часть лужи смотрелась как заваленная хворостом. Я мысленно поблагодарил человека, навалившего в лужу хвороста, и поехал по нему. Не, не хворост это был, просто ветки здоровенного бревна, лежащего на дне. Бревно лежало под 45 градусов, и падения в лужу избежать не удалось. Вдобавок слетела цепь. Но это все мелочи, конечно. Когда нет серьезной травмы, все остальное - ерунда. Ну и малый вес мопедки - это ее большой плюс в ситуации, когда она после падения лежит на ноге. Однажды один крепкий парень из группы иностранных мотоциклистов, взявшись за раму моей груженой ДТшки, без особого труда смог подорвать от земли оба колеса. Сказал, что она весит не более ста килограмм. А еще они рассказали, что недавно у них погиб товарищ. Он был один, не смог освободиться из-под квадрика и захлебнулся.
Так вот, я хотел посмотреть есть ли дорога к Левицкому с юга. Дорога есть, и проехал я по ней до точки N65°19.642' E032°51.471', а потом пошли скользкие грязи, я решил, что первая дорога все же лучше, и вернулся.
Полазив еще немножко лесовозными дорожками, я встал на озере Кивиярви





Никакая киви на Кивиярви не растет, и даже рыба не плещется, но зато стоянка с удобствами.



И опять кстати о мопедах. На следующий день с другого берега Кивиярви приплыл рыбак Александр. Рыбалка в этом озере плохая, а Александр оказался интересным собеседником. Так вот, он приехал сюда на выходные из Рабочеостровска, за 120 километров, на Дельте! И помимо всего снаряжения, как у меня, он еще и лодку привез.



Тут я простоял пару дней и попробовал решить несколько проблем с электрикой. Реле поворотников удалось починить, разобрав его и почистив зажимы-контакты электронных деталей.



Бибикалка тоже починилась после вскрытия.



Эти неполадки, конечно, в связи с возрастом, все-таки мопедке 17 лет. Однако, современных аналогов такой техники я не знаю.
В этом походе всплыли еще две проблемы: перестал заряжаться аккумулятор, и стали перегорать лампочки в фаре. Я еще не разобрался с этим, но, наверное, я что-то перепутал, когда перепаивал катушки в генераторе.
Когда издох аккумулятор, то от бортовой сети перестал работать навигатор. Но в этом не было ничего страшного. Не знаю, как работают другие навигаторы, у меня навигатор Garmin Oregon 450, и с такими батарейками



в экономичном режиме, когда экран загорается от прикосновения или когда заданный маршрут требует маневра, он работает очень долго. Да и не всегда ведь навигатор нужен. Мне на весь поход хватило трех пар батареек. Кстати, эти батарейки вдвое легче аккумуляторов. Я брал с собой аккумуляторы, но они мне не пригодились, а когда я, вернувшись домой через два месяца, попробовал их использовать, то их заряда не хватило, чтобы навигатор включился. Аккумуляторы были самого большого объема и хранились нормально. В домашних условиях они, конечно, экономичней, но брать их с собой я больше не буду.

Пока возился с мопедкой, заметил, как одно насекомое похожее на осу, но похудее и более длинное, тащит по земле гусеницу. Насекомое шустро вырыло нору, стащило туда гусеницу и через минуту засыпало. Потом долго кружило рядом, по-видимому рассматривая место своего клада со стороны, возвращалось и перетаскивало мусор на этом месте. Несмотря на старания насекомого спрятать свое сокровище, я все же место приметил и на следующий день аккуратно отрыл гусеницу. Гусеница была жива, а к ее боку намертво присосались два сокровища…



Зарыл я эту жуть обратно. Пожалуй, вот еще пара более жизнеутверждающих фоток из жизни насекомых.











Вот интересно! На туловище паука путешествуют паучата. Дотронулся я до них веточкой, и они моментом разбежались в разные стороны. Никогда такого не видел.





А еще я замечал, что комаров тоже какой-то паразит жрет.



Озеро Нижняя Кювикандра или поход к голове змея.


Идея родилась в моей больной голове долгими зимними вечерами, когда я, рассматривая космоснимки, заметил некую странность.



Сейчас снимки в Яндексе обновились, и картинка выглядит чуть иначе, а в Гугле пока осталось также. Вообще-то, когда я готовился, то одновременно рассматривал карты и снимки на трех сайтах, самый полезный был Космоснимки.

Конечно, эта странная закорючка похожа на старое русло реки Кювикандра, но все-таки…. И вот что интересно, озеро Нижняя Кювикандра имеет выход в море и кажется очень подходящим местом для скрытного поселения промышляющих на море разбоем. Не сейчас, а когда-то давно, конечно. А тут еще эта аномалия в километр длинной…
Поехал я туда от Амбарного Чем дальше в лес, тем больше дров, но все как-то объезжается.



Часа через два я встал на ночевку на Ланозеро возле брода.



Здесь я наблюдал странное явление. Вечером, когда солнце почти село, озеро стало наполняться туманом, медленно льющимся из проема речки. Кстати, завтра эту речку нужно было проходить вброд.





Туман, вытекая с речки, медленно разливался по озеру. Я стоял у самого устья этой речки и вдруг заметил среди клубящегося понизу тумана, столб из того же тумана. Столб был тоненький, 10-15см в диаметре и не больше двух метров высотой. Через минуту столб, пройдя несколько метров, растворился. А еще через минуту вышел еще один столб, и так несколько раз. Я подумал, что как забавно в почти неощутимом движении воздуха создаются такие маленькие смерчики. Было еще достаточно светло, я подошел очень близко и хорошо разглядел очередной столб. В субстанции, из которой сформировался этот столб, не было вращения! Это открытие сильно удивило меня, я не мог понять какая сила удерживает и придает туману форму вытянутого цилиндра.
И все-таки это явление можно попробовать объяснить. Наверное я видел последние минуты жизни этих маленьких смерчиков, когда движение в них уже затухло, а как они рождались я не видел, в том месте уже было темно.
Однако я вспомнил случай с туманом, о котором я писал раньше и который, по-моему, никак объяснить нельзя. Когда вышли в море, прилично штормило, потом наблюдали чудное природное явление. Над берегом и морем очень густой туман образовался. Он висел, не касаясь воды и берега, будто бы пленка натянута была и он на ней лежал. Потом как будто кто-то огромными пальцами пленку проткнул в нескольких местах, через образовавшиеся дыры туман столбами опускаться начал и понизу разливаться. В течение получаса видимость стала не более 15 метров и море, как будто увязнув, успокоилось до полного штиля.
На следующий день выяснилось, что пунктирная линия на карте навигатора - это действительно существующая дорога, которая близко подходит к «голове змея». К тому же проходимая, хотя и не везде просто. Стремно было другое, по мере продвижения в сторону моря становилось все больше дыма в лесу.
Космоснимок, загруженный в навигатор, оказался идеально привязан к реальной местности. На порядок точнее, чем базовая карта, смотри трек



В общем-то это оказалось болото такой странной формы и с четко выраженной линией берега. Вряд ли тысячу лет назад викинги согнали сюда тысячу рабов болото рыть.





Иногда дыма становилось очень много, и я останавливался в нерешительности, не зная ехать ли дальше. Страшное это дело. И все-таки я доехал до Нижней Кювикандры.



Ручей рядом



Дорога к озеру подходит в точке N66°04.273' E034°18.928' Там дорога и заканчивается. Место это не подходит для длительной стоянки и по-видимому служит отправной точкой для водного маршрута. Однако сомневаюсь, что туда проезжают хотя бы дважды за сезон. Основная сложность дороги в том, что она сильно заросла. Не только посередине деревца растут, но и здорово мешают ехать ветви с боку дороги. Из-за незащищенных рычагов на руле, было несколько казусов, связанных с блокировкой тормоза переднего колеса и некорректной работой сцепления. Пришлось надеть перчатки и открутить зеркала. А в остальном, как обычно - броды, болотца и прочие вполне проходимые, но изматывающие засады.





Когда ехал обратно, ветер поменялся, и дым уже рассеялся. На ночевку встал на озере Пиземское.



На следующий день, под дождичком, я вернулся в Амбарный.



В Амбарном договорился со знакомым на счет бани. В бане же и остался на ночь. Сергей, хозяин бани, рассказал, что дым в лесу был от большого пожара на берегу моря. А еще показал видео, где он, можно сказать, с руки, кормит медведя. Оказывается, что на питерской трассе есть место, где если остановиться и позвать, то из леса за лакомством выйдет годовалый медведь.
На следующий день я поехал дальше на север и из интереса нашел это место. Место это будет справа, чуть не доезжая до столба 998й километр. На обочине валяются клочки от многих упаковок всякой вкуснятины, и тропинка в лес уходит. Но я не знал, как зовут медведя, и он ко мне не вышел.
Оно, конечно, интересно медведя покормить, но вот только у меня одна из любимых стоянок в нескольких километрах от этого места… На озере Плотичное, где такие красивые закаты.

Солнце и луна









А еще там добрая кукушка живет.
Вообще-то у меня все стоянки, с которых хорошо закат виден – любимые. Может быть меня и тянет на север потому, что здесь закаты очень долгие. Все, что начинается, когда-то кончается, у всего есть рассвет и есть закат. Здесь же закаты оптимистически долгие, а иногда солнце так и не садиться.

Фоток с Полярным кругом у меня как у дурака фантиков, вот еще одна.



Кстати, коротенько расскажу, как я съездил на северный берег Белого моря в прошлом году.
Так вот, если повернуть от Кандалакши на восток к Варзуге, то можно пересечь Полярный круг еще раз. Там он отмечен более скромно, и его можно не заметить.



На полпути от Умбы до Варзуги есть большая вероятность встретить медведей. А если свернуть направо возле столба 117 километр от Умбы и потом ехать дальше рядом с берегом моря, то можно увидеть странный камень - местная достопримечательность.



Еще там видны следы добычи аметиста, но найти там что-то на память маловероятно. Если ехать дальше, то перед Лодочным ручьем, есть стоянки, где часто стоит много туристов, но в этой местности это не плохо. Дальше ручей легко проходится в брод, и если заехать в приблизительно третий отворот налево, то можно подъехать к каменоломне в лесу и там попереворачивать камни. Может быть, найдется что-то. Конечно, если я не собрал последние.

Так кончается дорога к каменоломне.





Если проехать вдоль моря еще немного дальше и опять повернуть налево, то откроется очень необычная местность, большие поля, как будто выложенные плоскими камнями. И ехать по ним несложно большая фотка
Там вообще дороги несложные и все отвороты разведать недолго.

Сейчас же я ехал дальше на север к Сейдозеру.

1202й километр





Когда я свернул с мурманской дороги в сторону Ловозера, было уже поздно, шел мелкий дождик, я устал и начал искать ночевку. Вскоре, свернув с асфальта, я подъехал к какому-то небольшому озеру. В поисках ночевки я объезжал озеро и вдруг, на одной из стоянок мелькнула машина, палатка и надувной диван! Мрачная лесотундра, дождик и диван! Объехав все стоянки, я решил здесь не останавливаться, место мне показалось слишком доступным и не безопасным. Когда я ехал обратно, меня остановила женщина с той самой стоянки с диваном. Остановила и попросила помочь разжечь костер.
Две веселые тетеньки из Мончегорска приехали отдохнуть на выходные. Тетеньки выпивали, и было много вкусной еды. Скучно не было. Три часа я все же поспал.





Ревда



По высоко понимающейся дороге доехал до какого-то заброшенного комбината. Там
как будто специально смотровая площадка сделана, и оттуда открывается вид на Умбозеро и Хибины. Однако погода стала неподходящая для красивых снимков.





Там я оставил технику и пошел дальше наверх к снежнику. Шел туда минут сорок. Дошел, умылся снегом и, конечно, сделал фотку.







Ночевка на Умбозере





Это озеро у многих стало культовым. Причем и у любителей спортивных походов, и у верящих в то, что именно здесь была Гиперборея. Для многих священно известное изображение на скале. Причем одни видят в нем Христа, а другие шамана.
К озеру есть два основных пути. Я был рядом с началом более трудного, но зато бесплатного пути. Он начинается у проходной горно-обогатительного комбината карта

По дороге к проходной



Там я встретил две возвращающиеся группы и поговорил с вахтером. Вахтер сказал, что технику можно оставить здесь, перед воротами проходной, не опасаясь, и, судя по номерам, приезжают сюда люди, чуть ли не со всей страны. Но не все приезжают на машинах, одна группа шла на автовокзал пешком.
Проход по территории комбината для туристов свободный. Далее до озера нужно идти 12 километров. На сколько я понял, идущий налегке человек в хорошей форме, проходит этот путь за 2 с половиной часа, а обычные туристы с рюкзаками идут 5 часов. Я пошел другим путем.



.

Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: Максим (22.10.2011)
Просмотров: 2787 | Комментарии: 1
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 1

1  
Придется теперь,стараниями Максима, обязательно побывать на Сейдозере.Столько разговоров о Гиперборее ...надо ехать и смотреть.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]