Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Тропой мопедиста часть 1
Тропой мопедиста


Вот уже десять лет я смотрю на трехметровую карту европейской части России, которая висит у меня дома. Посередине карты красное пятно - Москва. Чем от Москвы выше, тем карта зеленее - лесов больше, а черных надписей, названий населенных пунктов - меньше. А южнее Москвы, все белее и белее, и черных надписей все больше. Не тянет меня на юг. Да и если ехать на юг, то нужно иметь возможность большие расстояния за день проходить. Короче, собрался я в этом году опять на север и опять на мопеде. Не то, чтоб я фанат мопедов, просто для моих целей, с моим весом, ростом и запасом времени, они наиболее удобны. Вот уже второй сезон я езжу на замечательной эндурке Yamaha DT 50.
Ездил я на север много раз раньше, ездил и в прошлый год. В прошлый год я съездил как-то не очень интересно. Проехался по своим старым стоянкам и чувствовал себя каким-то дачником, переезжающим с одной дачи на другую. И все мне на этих дачах было знакомо, и никаких ночевок в непредсказуемых местах по дороге, и никаких особо приключений. В этот раз я маленько подготовился и не только побывал в паре интересных новых мест, но и занимательно провел время вблизи своих старых стоянок.
В этот отчет я так же вставлю все интересное, что вспомню из прошлогодней поездки.
На некоторые места, я буду давать точные описания и ссылки на карты, чтоб читать было интересней и чтоб места эти, при желании, можно было найти без лишних сложностей.

В районе озера Городно.


Хоть я и наметил много мест, куда хотел бы попасть в этот раз, но мог бы вполне остаться на первом месте, шибко оно мне понравилось, и уезжать мне оттуда не очень хотелось. Как найти это место мне объяснил один человек, которого я встретил в лесу лет семь назад. Когда-то давно, ища духовного просветления, он прожил там то ли 6, то ли 9 месяцев. Место это находится не далеко от озера Городно, многим известного после прошедшего там слета MOTOTRAVELS. Человек, с которым я беседовал, рассказал, что место это не простое и имеет свою историю. Высокий холм, на котором была его стоянка, находится недалеко от деревни Молодильно, но поскольку между ним и деревней идет цепочка карстовых озер, короткая дорога к этому месту затоплена в большинство лет.



Кстати, рядом самое узкое место, где пешему лучше переплыть, чем идти в обход больше десяти километров.



А в деревне этой, еще очень давно, была церковь (нынче восстановленная).



Так вот с этого холма был виден купол церкви с крестом, и на холм приходили замаливать грехи те, кто не мог перебраться через озера, беглые и разбойники, боящиеся быть схваченными. Вот такое необычное, намоленное место.



Место это я нашел без особого труда. Костровище прожившего здесь так долго человека, совсем мхом заросло. Хорошее место, спокойное. Жил там пока продукты не кончились. Конечно, я не сидел на месте все время, а часто оставлял лагерь на целый день и уходил побродить пешком или прокатиться лесными дорожками.

Болото по дороге к моей старой стоянке N 58°48.754' E 034°04.579' на берегу озера Клетно. Пару лет назад, когда ездил на 4т Пилоте, я стоял там. Муравьи там злющие.



Дождь над озером Клетно



Если не поворачивать за этим болотом, а проехать прямо, то можно подъехать к озеру Дриздино. Там тоже место для стоянки есть N 58°49.627' E 034°05.184', только там гнуса бывает много.

Пока я жил на холме, за водой и купаться ходил на красивое лесное озеро Синица.



Синица славится своей прозрачной, голубоватой водой и многие считают это озеро чуть ли не уникальным, но я встречал много таких озер, все они похожи как близнецы, и ближайшее в 10-ти километрах от этого. Вот интересная запись и фотки, сделанные мной раньше.

Дорога к «Синице-2».
От Синицы ехать как на Городно. Километра через 2, на развилке наезженная дорога повернет налево к стоянкам на Городно. Здесь нужно повернуть направо и ехать около 4х км до раздолбанного моста. Рядом несложный брод. Сразу за мостом будет отворот налево. Дальше дорога идет еще 4км. По дороге будет отворот направо к маленькому озерку.




Потом будет длинный брод (выше колена), который проходил правее.



Маленькое озеро с прозрачной водой будет слева. Дорога в этом месте проходит высоко, и спуск с дороги к озеру крут. Потом будет отворот направо к стоянке с вытекающим из Городно ручьем. Дальше дорога кончается тупиком со стоянкой. От стоянки вдоль Городно идет тропа на юго-запад.
Дорога от раздолбанного моста очень интересная. Местами кажется, что едешь по руслу внезапно обмелевшей реки. На дне лежат вымытые водой камешки, ракушки и водоросли. Стоит запах тины.


Должно быть вода на той дороге - это следствие каких-то карстовых явлений. Нужно сказать, что лето тогда было засушливое. Вот так выглядела дорога к Городно, а обычно там бывает воды по оси.



Вроде я понимаю, где описанные в моей старой записке места на карте, но мне было интересно в этот раз съездить туда с навигатором и дорогу эту чудную посмотреть еще раз. Однако прошли дожди, дорогу здорово развезло, и какой-то квадрик все это дело усугубил. Не доехав 2км до раздолбанного моста, я решил отложить это мероприятие до следующего раза. Когда-то, на 2т Пилоте, я проезжал этой уделанной лесовозами дорогой от Ракитино за 8 часов, но нынче я езжу удовольствие получать, а не подвиги совершать.
На обратном пути я заметил на карте маленькое озерко и решил до него прогуляться. Озеро оказалось с плавающим островом. Я залез в воду и, упершись ногами, оттолкнул его от берега. Хоть островок и маленький, но тяжеленький и не шатается, когда по нему ходишь. В принципе палатку поставить можно, только сыро, конечно.



От дороги до озера идти недалеко N 58°49.802' E 034°00.867' И, кстати, вода в этом озерке тоже не чайного цвета, а такая же, как в Синице.

А еще на той стоянке на холме интересно, лежа в тени, смотреть как плывут облака.



Почему-то всегда, если долго смотреть на облако, то видно, как оно растворяется в небе, а вот если смотреть на чистое голубое небо, то никогда не увидишь, как из ничего рождается облачко. Наверное, облака рождаются там, где я еще не был…







Земляники там много, но не за ней я туда заехал. А приехал я на это озеро, чтоб проверить одно интересное предположение.
Во-первых, когда я был здесь два года назад, то проходя вдоль берега озера, заметил несколько холмиков сложенных из камней. Видно было, что камни были сложены очень давно и совершенно непонятно для чего.
Во-вторых, Березорадинское - озеро карстовое, и периодически вода из него уходит. Сейчас у меня был космоснимок, на котором было отмечено место, где образовалась воронка, в которую когда-то ушло озеро. Снимок у меня от очевидца этого редкого явления, Александра. Из этого изображения я сделал растровую карту, которая теперь у меня в навигаторе. Причем снимок более точно привязан к реальной местности, чем базовая карта. Файл в формате KMZ.
Итак, вооружившись навигатором, я прошел вдоль берега и у каждого такого тура ставил точку на карте. После я углубился в лес и нашел там этих рукотворных холмов очень много, не менее пятидесяти. Там я точку ставил не у каждого тура, а в местах их скоплений. Причем, отходя от крайних точек до 500 метров, я не встречал уже ничего подобного, а идя к середине скопления, туров становится много, стоя у одного можно рассмотреть еще несколько.
Вот как это все выглядит на экране навигатора.



Зеленые точки - маленькие – один, большие - скопление туров.
Желтая метка – место слива озера.
Светло-красная линия – нарисовано Александром, он предполагал, что так идет дорога к стоянке.
Темно-красная линия – трек, т.е. так дорога проходит фактически.
Крестики – предполагаемое и фактическое место стоянки.

Так вот, судя по всему, Александр ошибся с точкой стоянки где-то на 500 метров, что без навигатора не мудрено. И если предположить, что он настолько же ошибся и с точкой слива, то получается, что воронка находится где-то рядом с загадочными каменными кучами.
А так же, возможно, что место слива может сместиться, ведь на дне озера не труба с вентилем.
Не знаю, как эти карстовые дела работают, но я себе «вентиль» представляю как прослойку песка между двумя более плотными породами. Нижняя плотная порода потихоньку проседает, а верхняя плотная порода от нее отстает. В прослойке песка между этими породами появляется слабина, он насыщается водой и как бы разжижается. Через какое-то время в этом слое появляется маленькая протока. Процесс прогрессирует и за часы маленькая протока вымывает в песочном слое целый тоннель. Потом, когда вода из озера уходит, давление падает, верхний плотный слой породы догоняет нижний и «вентиль» закрывается.
Я замечал следы проседания грунта вблизи карстовых озер. Вот, к примеру, на том же Городно, на его южном берегу, конкретно на месте слета MOTOTRAVELS, за пару лет до этого, метрах в ста от воды, я заметил трещину в земле, идущую десятки метров вдоль берега. И здесь, на Березорадинском, в основном эти кучи камней находятся на возвышенности, но есть и в небольших низинках, есть и развалившиеся по склону. Может быть, раньше так не было, что так здесь грунт проседает.
Интересно, конечно, сколько эти камни лежат здесь. Некоторые кучи развалены восьмидесятилетними деревьями.
Так вот, если представить, что раньше, в какой-то период времени, здесь леса не было, а холм был чуть выше, то может с этого места было видно озеро? Может не сто лет назад, а тысячи? А теперь остается только представить себе зрелище уходящего за часы озера и как к этому относились тогда люди. Вообще-то это явление редкое, но может быть на этом месте, на поверхности воды происходили аномальные явления, связанные с малым, но частым уходом воды?..
Все это лишь мои предположения. Конечно, вряд ли это культовый комплекс, наверно был здесь когда-то лагерь, и заключенные занимались заготовкой камня для какой-нибудь стройки светлого будущего. Хотя в это тоже не верится, уж очень трудоемко получается в этой местности собирать и вывозить камень.
Фото у меня оттуда много, но на них как-то не очень эти кучи видно. Но и в лесу они не очень в глаза бросаются.















По дороге обратно, проезжая по деревне Заозерье, я, к сожалению, никого не встретил и не стал искать, чтоб порасспрашивать. Хотя деревня жилая, видно, что почти в каждом доме живут. Правда, там всего домов пять наверное.
Ехал я туда из Хвойной через Жилой бор. Под конец дорога уделана лесовозами, глубокие лужи завалены досками, но была одна яма глубже, чем по колено. Сразу после отворота на Заозерье брод метров 50 длиной. С самого начала и в конце он глубокий, почти по седло. После разведки проходил его первую половину по левой колее (в колее вязко, а вне колеи совсем плохо), потом правее, там уже камешки и просто смотришь, где не шибко глубоко.
В конце деревни отворот вправо, и скоро еще один не мелкий брод, который удобно проходить правее. Дальше самой наезженной дорогой. После того, как дорога пройдет по высокому хребту, будет развилка, где нужно повернуть налево, но есть дорога и направо. Направо я немного ездил раньше, кому нужно подвиг совершить – туда.
Ежели кто туда соберется, так я прошу сообщить мне, если станет известно что-нибудь интересное или неинтересное. И обязательно химию брать нужно, говорят, что клеща там бывает много. На стоянке там тоже гнуса немало.

На реке Песь.






На реке Песь я периодически бываю уже около двадцати лет. Моя любимая стоянка на высоком берегу реки в сосновом бору. Бывало, раньше здесь стояло по несколько групп, а сейчас редко человека встретишь. В костровище трава растет, а рядом видно лежанки, какой-то зверь приходит сюда отдохнуть от гнуса.
И вот, на закате, сижу я на дереве и пишу смски. Связь там такая, только с дерева работает. В этот вечер в лесу было тихо наредкость, даже комар притих. Кстати, я замечал, что комар в момент, когда солнце подходит к горизонту, пропадает ненадолго. Не знаю почему, может ему горизонтальный свет не нравится или еще что. Ну вот, тихо было в лесу. Я еще заметил, что сосновая шишка, падая, перед самой землей свистит в воздухе. И вдруг слышу, как по лесу идет кто-то в мою сторону. Вначале был слышан хруст веток, а потом и отчетливый шорох быстрых шагов. Я подумал, что только лось со своими рогами может идти так шумно. Сижу тихо, пишу и смотрю в ту сторону краем глаза. Но ничего я не увидел, шаги резко прервались. Наверное, зверь дым почуял. Сижу, пишу дальше. Через какое-то время я закончил переписку, и на дереве стало нечего делать. И тут я понимаю, что зверь-то не ушел! И не испугался ведь, и зачем-то стоит рядом. Стало неуютно. Слезаю с дерева. Возле костра лежит большой ржавый кусок жести. Поднимаю и бросаю его на камни. Получается очень громко, как выстрел. В ответ - тишина. Я начинаю ругать зверя. Громко, с уверенностью в голосе и угрожающими интонациями. Тишина. Еще железо кидаю, толкую, чтоб он, олень тупорылый, шел другой дорогой. Слышу – пошел! Не спешно так. Через минуту становится ясно, что зверь не уходит, а просто повернул и обходит лагерь. Опять ругаюсь, кидаю в его сторону камни. Животное опять замерло. Вот корова-то безмозглая! Тут я придумал говорить разными голосами, типа нас много. Короче, ушел зверь не сразу.
На следующий день я решил устроить дневку. Было жарко, и от воды уезжать не хотелось. Пошел посмотреть следы зверя. Не надо быть следопытом, чтобы увидеть, где прошло животное, но я не нашел ни одного следа! После я рассказал эту историю старому охотнику, и он сказал, что это был медведь. Что именно он, умея двигаться по лесу тихо, любит шуметь, выходя на открытое пространство. Так он провоцирует, чтобы проявил себя тот, кто здесь есть. И, что любой другой зверь, учуяв человека, сразу ушел бы.
Я не знаю, но приятно думать, что я все-таки медведя прогнал, а не какого-то енота или припозднившегося грибника из соседней деревни.
Сейчас я вам расскажу, как туда доехать, а то чего я один деревья на дороге рублю и медведей гоняю.





Пожалуй, лучше от Юбилейного ехать, но я обычно езжу от Минцов, по левому берегу Песи до моста от разобранной узкоколейки N58°55.766' E035°00.377' и потом по правому берегу. До стоянки N58°56.809' E035°07.210' идет две дороги, одна вдоль реки, другая подальше и попрямее. На первой возможны глубокие лужи с жестким дном, на второй – глубокая колея. Кто из них милее – хрен их разберет. Дальше моей стоянки дорога совсем завалена деревьями, и какое-то время можно ехать только вдоль железной дороги. Видео. Потом будет два никак не приспособленных переезда N58°58.324' E035°09.247'



Где-то между этими переездами, если подойти к реке (туда ведет дорога и тропинка), то можно найти родники. Однажды я наблюдал, как в струе ледяной воды периодически появлялся мусор типа прелых листьев. Казалось бы мелочь, но я никак не могу понять, как такое возможно.
После переезда, чтоб добраться до асфальта держаться нужно наиболее наезженной дороги, идущей левее.
Можно проехать и только левым берегом Песи, от Минцов до Бортниково. На обоих берегах реки есть стоянки.

Дальше по дороге на север, я заехал к мужику, у которого ночевал в прошлом году, когда мой моторчик по дороге домой клина словил. По всему выходит, что маслонасос отказал. Есть видео про то, как это возможно. Но тогда все сложилось на редкость удачно. Произошло это на месте, где была связь и рядом с деревней. Я, конечно, мог бы и в поле переночевать, но мужик видел, что я на дороге полдня ковыряюсь и позвал к себе. Тем вечером я позвонил друзьям и уже утром за мной, за 700 километров, приехал Слава на джипе.
Все у мужика хорошо и баня замечательная, но живет он один и шибко поговорить любит. На жизнь он зарабатывает тем, что срубы рубит и печки кладет и говорить об этом может вечно. Даже рассказал мне великую тайну про регулировочный кирпич, который можно вынимать и укорачивать, добиваясь лучшей работы печи. И про то, как на крыше курить и за дымом смотреть, чтобы определить правильную высоту трубы. И еще про тюрьму, про жизнь свою нелегкую рассказывал. Короче, спать лег в четыре утра.

Андома гора

Фотка ознакомительного стенда.





На нижней фотке видно большой песочный пляж на горизонте. Если проехать мимо Андома горы дальше, то упрешься в переправу через реку Андому. На этом берегу стоит много машин. По-видимому, многие оставляют здесь машины и переправляются на тот берег. С рюкзаками и палатками, конечно. Извозом занимаются несколько лодок.

Атлека и Тихмангозеро.

Атлека - это высота, являющаяся водоразделом Атлантического и Ледовитого океанов, и Каспийского моря. Малопосещаемое и очень редкое на планете место. Найти это место оказалось труднее, чем я думал.
Тихмангозеро находится в том же районе и интересно тем, что из него вытекает два ручья. Причем вода одного ручья в итоге впадает в Каспий, а другого – в Белое море. По-моему, это место еще более удивительно, и знают о нем единицы.

В тот район вроде есть дорога лучше, но я ехал так







На ночевку встал на озере Купецке



На следующий день я проехал несложный брод через реку Сойду карта точка «1» и оставил мопед в точке «2».



До точки, с которой по утверждению имеющегося у меня описания, начинался пеший маршрут, пришлось идти 600 метров. Даже не верится, что этот отрезок когда-то можно было проехать. Дальше нужно было идти по просеке 800 метров на север. Просека еле различима, тропка вроде есть, но давно не хожена и тоже постоянно теряется. Я думал, что в этом году иду первый, но потом увидел сломанную ветку с засохшими листьями. Очень хорошо, что у меня были координаты квартального столба, стоящего на пересечении этой просеки с другой, по которой нужно было идти на восток.



На столбе еле различимая надпись «атлека» и стрелка на восток.
Дальше у меня координат не было, по описанию нужно было пройти по этой просеке на восток до квартального столба 55-56-85-86. В описании говорилось о том, что на этом участке нужно будет пройти через болото и ручей. Через ручей пройти несложно, а вот болото… какое-то расстояние я смог пройти по кочкам и поваленным деревьям, но потом пришлось возвращаться обратно и идти в обход. Дальше идти прямо по просеке было очень трудно, местами она здорово завалена и иногда ее просто не видно, даже если ты стоишь на ней.
Красивый и по-настоящему дремучий лес. Здесь как-то особенно ценишь навигатор и заряд его батареек, ибо понимаешь, что по компасу можно выходить неделю.







Кстати, на этом снимке просека тоже посередине.





Столб я пока не искал и шел не всегда по просеке, а там где полегче. Дело в том, что к сожалению, у меня было два описания, в одном нужно было просто идти просекой до столба, а в другом автор написал, что столб должен был появиться через четыре километра от точки, с которой я свернул на эту просеку. В какой-то момент, тропинка, которая иногда находилась, перестала попадаться совсем. Идти и искать просеку становилось все труднее. Я часто терял ее и потом долго искал, ходя кругами. Вот так иногда выглядел трек.



Пройдя чуть более четырех километров, я нашел столб, но номера были не те 57-56-86-87.



Я решил пройти вперед еще один километр, но больше никакого столба не нашел и полез обратно. Именно полез, по-моему, там и десяти метров нельзя было пройти спокойно. Трудно описать, как тяжело пробираться по заваленному лесу, это другие километры, совсем не те, к которым мы привыкли в обычной жизни. Раз, когда я перелазал через очередной завал, нога провалилась между бревнами, и я упал. Застрявшая нога опасно пошла на излом. За долю секунды я осознал насколько реально уйти в лес и не вернуться, но, как можно догадаться, обошлось. Видать дал мне Бог крепкие кости, а на суставах схалтурил. Из-за больного сустава я уже десять лет на пенсии. Я выпил обезболивающих таблеток и решил отдохнуть подольше, пока роба не просохнет от пота. А жара была под тридцать и большая влажность в лесу. Однако комары чувствовали себя вполне комфортно.
Вернувшись к тому неправильному столбу, который я нашел, я решил, что возможна ошибка в имеющихся у меня квартальных номерах, что может быть столб все-таки правильный, и что это нужно проверить. Тогда Атлека должна была быть в пятистах метрах на север от этого столба. Пройдя двести метров, я чуть не вляпался в медвежье дерьмо. Ткнул его палкой, пытаясь определить свежесть, и свежесть мне не понравилась. Подумалось, что хищный зверь чует усталость своей потенциальной жертвы, и она его привлекает. На всякий случай бодренько крикнул пару раз что-то матерное. Пройдя пятьсот метров, я не нашел никакого знака. Здесь я решил возвращаться и уже дома разбираться, в чем ошибка.
На обратном пути совершенно случайно я нашел тот самый, правильный столб. Оказывается, что до него было не четыре, а чуть больше двух километров! И кстати, наверное, правильно писать не 55-56-85-86, а 56-55-85-86.



Атлека была от меня в пятистах метрах! Но времени не оставалось…Дело шло к вечеру, и небо затягивало облаками. Возвращаться в сумерках я посчитал слишком опасным.

Если считать по прямой, то я прошел четырнадцать километров. Семь из них лишние.
И вот, спустя десять часов я вернулся к мопедке.



Не захотел я искать новую ночевку и вернулся на вчерашнюю. Только в час ночи я поставил палатку и поужинал вчерашней кашей. Потом долго сидел на берегу и, глядя на лунную дорожку, вспоминал давно прочитанную книжку с названием похожим на «недостигнутая мечта». Там два мужика вначале с большими трудностями готовились к походу, а потом шли на Северный полюс. Но из-за очень плохого прогноза погоды спасатели сняли их с маршрута, не дав дойти совсем немного. Очень интересная книжка была и запомнилась. А так бы, что? Ну шли, ну дошли…
Второй раз я пошел через день. По собственным следам шлось легко, в навигатор смотрел мало. К тому же, теперь у меня были координаты злополучного столба и трек обхода болота.





Рядом со знаком я нашел всю в прилипших прелых листьях пластиковую бутылку, на которой с двух сторон было написано фломастером «водка». На дне было грамм пятьдесят. Очень понимаю тех, кто оставил здесь эту бутылку, но у меня итак настроение было праздничное, пусть этот приз достанется кому-то другому.



В этот раз я ходил пять часов и это с большими перерывами на обжорство черникой и морошкой.

Описание пути к Атлеке, первоисточник. К сожалению, автор первоисточника просит не публиковать координаты злополучного столба: «...прошу посетителей не публиковать координаты второго столба и самого знака Атлека». По треку видно как я прошел рядом с этим столбом.



Все-таки ниже я дам описание, достаточное, чтобы не повторить мою ошибку.
Итак, технику можно оставить в точке N61°28.499' E037°40.706' . Кстати, туда можно проехать и без брода, смотри ниже фотку с прорисованными дорогами. Дальше 600 метров на северо-восток-восток до просеки. Точка на просеке N61°28.694' E037°41.375'. По этой просеке 800 метров до точки N61°29.136' E037°41.315'. Здесь будет столб с еле различимой надписью «Атлека» и стрелкой направо. Отсюда нужно идти по просеке на восток. Скоро будет болото, которое можно обойти так.



А N61°29.141' E037°41.553'
Б N61°29.087' E037°41.902' Здесь старое русло ручья нужно перейти по бревну.
В N61°29.151' E037°41.954'

От столба с надписью «Атлека» до столба с квартальными номерами 56-55-85-86, 2.1 километра по прямой. От него до знака «Атлека» идти по просеке на север 500 метров.

После Атлеки я поехал к Тихмангозеру. Дорогу, близко подходящую к нему, я рассмотрел на спутниковых снимках. Спутниковый снимок с прорисованными мной дорогами. Тоже изображение в формате KMZ. Картинка не очень четкая, но привязана к координатам вполне прилично, по крайней мере те дороги, по которым я там проезжал.



Правда где-то там мой трек проходит через стремный мостик, но не сейчас, не по дороге к Тихмангозеру.



Дорога вполне проходимая, и идти от нее до озера всего 300-500 метров.



На дне озера водоросли чуть ли не по грудь.



Вообще-то я планировал найти оба ручья и лично убедиться, что они из озера вытекают, но сил на это не осталось, и я ограничился программой минимум. Купался я и в Каспии и в Белом море, вполне логично было искупаться и здесь.

На дорогу Р5 я выехал у поселка Октябрьский. Должна быть дорога лучше.



.

Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: Максим (20.10.2011)
Просмотров: 7127 | Комментарии: 1
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 1

1  
Классное повествование,читал с большим интересом т.к. по некоторым местам маршрута Максима проезджал и сам.Тем более интересно знакомые места увидеть как бы глазами другого путешественника.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]