Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
ПВД "Таганай-трип" или что можно успеть за один день.
Долго думал с чего начать отчет и пришел к мысли что надо начать с расшифровки названия.

ПВД
- поход выходного дня.
Туристский сленг.

Таганай - группа горных хребтов Южного Урала, в Челябинской области. Длина 25 км, высота до 1178 м (гора Круглица).
wikipedia.org

Таганай
— национальный парк в группе хребтов Таганай на Южном Урале. Расположен в западной части Челябинской области, вблизи северо-восточной окраины города Златоуст. Образован 5 марта 1991 года. На территории парка почти нетронутыми сохранились ценные экологические системы — горные тундры и луга, подгольцовые редколесья и реликтовые леса. По территории парка проходит граница водораздела между двумя крупнейшими речными бассейнами России — Волжско-Камским и Обь-Иртышским.
wikipedia.org


Trip
- путешествие, поездка, экскурсия или состояние аффекта, галлюцинирование.
Англо-русский словарь.


План-схема парка "Таганай"
Физическая карта парка "Таганай.

03.08.2011

Собственно заехал я на репетицию группы "apofeoz", в которой лидером Павел "Апофеоз", владелец Yamaha TT250R и предложил мне Павел прокатиться на Иремель в ближайшую пятницу, но предложение было воспринято мной в штыки. Но я взял на заметку что есть компаньон для поездки куда-нибудь. И с этой мыслью я ложусь спать, на грани засыпающего сознания проскакивает название "Таганай".

04.08.2011

И именно с этой мыслью я просыпаюсь и сразу сажусь за карты. Маршрут вырисовывается простой - пройти за день от озера Тургояк, доехать, вдоль восточной границы парка, до г. Ицил и, пересекая парк, выйти на пос. Магнитка, что находится с западной границы парка. Звоню Павлу и делюсь планами, с которыми он нехотя соглашается, уж больно Павлу не хочется ехать по труднопроходимым дорогам, которых ни я, ни он не знаем. Но что поделать, в планах на лето у меня было посещение парка "Таганай". Сходимся во мнении что пройдем маршрут за день, но будем готовы остаться на ночевку в лесу, если будет необходимость. Еще я узнаю что с нами поедет второй Павел, на Honda XR250 Motard с внедорожной резиной, на нашем местном форуме известен как "pz". В целом маршрут и состав группы определен. Планируем старт на 10:00 завтрашнего дня, опоздавших не ждем. Закупаюсь продуктами и еду домой спать. В голове постоянно прокручивается намеченный маршрут.

05.08.2011

С утра забираем с Павлом "Апофеозом" мой мотоцикл, грузим в рюкзак продукты с горелкой и долго решаем по экипировке, так как по прогнозу ясный и жаркий день, а ночевать мы не особо и собираемся. Останавливаем свой выбор на легкой экипировке. О чем я потом пожалел не раз. Как и запланировано встречаем на крайней, по отношению к маршруту, заправке второго Павла, заправляемся по полной и только начинаем уезжать, как звонит телефон и к нам присоединяется Дмитрий "Димонский" на Husqvarna TE450. Уходим вокруг озера Тургояк, объезжаем озеро Инышка, и доехав до Липового кордона пересекаем по квадровскому следу ЛЭП. Далее Варганова гора и сразу после нее первый на сегодня брод, через реку Куштумгу. Хороший брод, не сильно глубокий и без течения, но с залежами крупных камней и небольших бревен. Преодолели без потерь.

 
Брод через реку Куштумга в районе Варгановой горы.

После брода едем вдоль реки Сухокаменки и потихоньку забираем в сторону Уральского хребта. Переезд через хребет изобилует каменными россыпями на дороге, и это очень опасно, так как до этого держишь хорошую скорость и не сразу оцениваешь степень опасности от преодоления камней. Пару раз приложились на ровном месте. И снова идем вдоль хребта, только уже с западной стороны. На дороге начинают появляться громадные лужи, преодоление которых является лотереей, ведь неизвестно что может ожидать тебя в такой луже. В одной из них мы и засадили Хускварну, которая встала между двух бревен.

 
Дорога вдоль Уральского хребта.

Гора Ицил остается справа, а дорога начинает спускаться в низину и тут же мы выскакиваем на поляну, с которой открывается вид на хребет Большой Таганай, который обозначен на схеме как "Дальний Таганай". И такой разительный контраст после плохой дороги впечатляет и ты на секунду замираешь, не в силах оторвать взгляда от открывшегося вида на эти скалы. Где-то внизу ревет квадроцикл, штурмуя бездорожье, а ты стоишь и смотришь на Дальний Таганай, пытаясь осмыслить размеры горы. Для большего эффекта желательно подняться на гору Ицил, оттуда открывается еще более чудесный вид, но у нас нет времени на этот маленький рывок.

 
Вид от подножья горы Ицил на Дальний Таганай.

Начинаем спуск вниз и перед нами встает препятствие в виде брода через реку Большой Киалим и сразу за рекой находится Киалимский кордон. Брод довольно опасный из-за глубины и скорости течения, а так-же крупных камней в броде. Я знаю случаи когда в нем топили мотоциклы, но если пройти брод ногами, прикинуть траекторию и только потом штурмовать его, то есть шансы пересечь брод и в одиночку. Но мы перестраховались и проехали брод с подстраховкой, один едет, второй помогает, идя рядом, в борьбе с течением. Вода в реке изумительной чистоты, но воду можно набирать не в ней, а, поднявшись чуть выше по течению, во впадающем в реку роднике. Через брод есть пешеходный мост, но его сложность в подъеме по лестнице. Мотоциклы проще переправить в брод, чем затаскивать по лестнице на мост. Хотя если идти пешком, то это идеальный вариант для переправы через реку.

 
Подъезд к броду через реку Большой Киалим.


Разведка брода ногами.



Пешком за вещами.

Еще как вариант заезда в парк - заехать со стороны города Карабаша по квадроцикловским дорогам вокруг горы Ицил и спуститься к Киалимскому кордону. Большинство квадроциклистов так и поступает, но нам была интересна именно дорога от озера Тургояк и претило перемещение по асфальту.
Но возвращаемся к самому отчету - как только мы начали пересекать брод, к нам подошел человек в камуфляже и представился смотрителем парка. Из беседы с ним я выяснил что нахождение в парке любых видов техники запрещено. Разворачиваться обратно не очень хотелось и пришлось проявить чудеса дипломатии, которые привели к избежанию штрафа, а он был неминуем, так как мы уже пересекли границу парка. Сошлись на покупке разовых пропусков. Дмитрий "Димонский" уже опаздывал домой и мы договорились что ему ни пропуск, ни штраф не нужен и он спокойно уехал домой. Дальше мы продолжим движение втроем, и вот на трех человек мы и получили пропуска.
Решив обсохнуть и сразу пообедать, мы воспользовались гостеприимством и остановились на кратковременную стоянку на кордоне. Еще узнали что на территории парка находится большое количество приютов, в которых можно разместиться и узнали цену за ночевку в парке. С палатки берут 30 рублей, за проживание в приюте под крышей - 150 рублей с человека. Вполне гуманные цены. Хотя это можно было выяснить и на сайте парка, но мы не готовились к поездке и не собирали информацию по парку. Считаю что в этом и есть прелесть таких путешествий - спонтанность и полное отсутствие информации о месте поездки. В общем встали мы на обед, неторопливый такой обед, без суеты и спешки. Кто-бы знал что нам будет не хватать именно этих пары часов, чтобы выполнить задачу поездки - выйти за день на поселок Магнитку.

 
Киалимский кордон.

Кстати, на Киалимском кордоне нам рассказали что стоит посетить Дальний Таганай и приют "Метеостанцию", а заодно объяснили как проехать. Отобедав и немного починив мой мотоцикл и его сломанную ножку переключения скоростей, мы отъезжаем в сторону от намеченного маршрута и по хорошей дорожке, натоптанной квадроциклистами поднимаемся на вершину. Вид чудеснейший. Серия фотографий и мы уже спускаемся обратно. Спуск не сложный, главное не очень активно прыгать с камней и не набирать высокую скорость.


Трое мотоциклистов на Дальнем Таганае.


Приют "Метеостанция" или же метеостанция "Таганай Гора".

И вот мы снова в пути по маршруту, а он пролегает по старой Киалимской дороге, идущей вдоль ЛЭП "Златоуст - Карабаш". Дорожка то идет по камням, то по ручьям, то по гатям, местами дорога сильно размыта и появляются препятствия в виде глубоких промоев. Но мы не унываем, так как точно знаем что впереди нас ждет очаг цивилизации - приют "Таганай". И вот на пути мы встречаем двух путниц, несущих рюкзак с грибами, они то и говорят что приют совсем рядом и перегружают нам свой рюкзак с грибами. Полный газ и через десять минут мы уже выезжаем к приюту, главное что интуитивно выбрали нужную дорогу, так как тропа к приюту уходит в сторону от Киалимской дороги и не очень натоптана.


Старая Киалимская дорога.

В приюте нас встречает дежурный по приюту - Андрей и начинает поить нас настоящим кофе, заодно предлагает остаться переночевать, но мы настроены сегодня достичь поселка Магнитка и получаем ценную информацию по маршруту. Дальше уже никто на технике не ездит, дальше будет только подъем в гору по пешей тропе, и что немного настораживает, никто не знает состояния тропы с той стороны хребта. А подниматься мы будет к поляне между Откликным гребнем и горой Круглицей. Подъем, по словам местных, будет сложным, но... "Вы там проедите!" и именно эта фраза толкала нас в дальнейшем не останавливаться и не разворачиваться обратно.


Приют "Таганай".

Проезжаем между домиками и по совету Андрея выходим на пешеходную тропу, которая представляет собой трассу для мототриала, нагромождение камней, по которой ходко идут встречные пешие туристы, а мы неплохо так едем, точнее скачем с камня на камень, в надежде что дальше будет лучше, но куда там, дальше только хуже, тропа начинает забирать вверх, периодически попадаются просто громадные камни, тропинка расходится и сходится, обходя препятствия, но мы узнаем о них только свернув в неправильном направлении, но бьемся и идем вверх. Точнее толкаем мотоциклы, чистим дорогу, прокладываем местами новую. До верха полтора километра, подъем процентов так 30, местами круче, местами просто отдых, так как тропа чистая и нужно просто ехать вверх. Местами тропа петляет и даже идет на спуск. 3 часа мы убиваем на этой тропе и только наверху замечаем что уже окончательно стемнело.


По пути на Откликной Гребень и гору Круглицу. Важное для мотоциклиста указание "Снять лыжи".

Вот мы и на верху. Перед нами камень как в сказке "Налево пойдешь - мотоцикл потеряешь, направо пойдешь - сам потеряешься, прямо пойдешь - никуда не дойдешь". И мы начинаем искать заветную тропу вниз, в сторону Магнитки, а ее просто нет, точнее есть, но какая-то невидимка, а не тропа. На всякий случай проезжаем в обе стороны, на Откликной Гребень и в сторону Круглицы. Явной тропы нет и нужно что-то делать, так как желания ночевать под открытым небом отсутствует напрочь, то решаем не спускаться на ночевку к приюту "Таганай", а ехать в сторону Откликного.


Мы на хребте. На GPS завораживающая цифра 1000 метров над уровнем моря.

Тропинка снова идет по камням, но очень радует отсутствием подъемов и спусков и в конце тропа упирается в нагромождение камней и неплохой подъем по ним. Решаем что надо пройтись пешком и произвести разведку местности и только мы поднимаемся наверх, как сразу видим костер и палатку. У туристов, вставших тут на ночевку, выясняем что есть следующий приют, под названием "Гремучий Ключ" и до него всего 2,5 километра. Берем подъем своими силами, видимо нас подгоняет желание ночевать в уюте. Проходим до самого Откликного Гребня и тут же получаем сигналы фонариком. Снова туристы и снова информация - "До приюта 3 км!". И вот тут трип из путешествия начинает превращаться в галлюцинацию, снова болит рука, снова проблемы с лапкой КПП, в какой-то момент мне кажется что я переключаю пяткой скорости, останавливаюсь и вижу что лапка обернулась вокруг подножки, на одном из прыжков через камни, и я действительно нажимаю ее пяткой. Кратковременный ремонт с помощью камня и взятого с собой куска проволоки и мы снова спускаемся вниз. А передо мной, в свете беснующейся фары, мелькают только камни, камни, большие камни, корни деревьев и в какой то момент спуск выполаживается и, о чудо, я замечаю домики и палатки по правую руку. Ставим мотоциклы и идем брать языка. В конце концов выясняем в которой из частей приюта живет дежурный и как его зовут. Беру фонарик и иду узнавать по поводу ночевки.
Владимир Валентинович, он же "Дядя Вова" встает, узнает что нам негде ночевать, что мы на мотоциклах приехали от Откликного Гребня, выдает нам одеяла, показывает нам номер "Купе", который действительно шикарен из-за отсутствия у нас палаток, и уходит кипятить чай. Через десять минут мы уже развешали вещи на просушку, и почти легли спать, как открывается дверь и со словами "Идиотов на мотоциклах я тут еще не видел, я ведь сходил - проверил. Вы действительно на мотоциклах!", заходит дядя Вова с горячим чайником и тарелкой полной печенья. Чай, шоколадка из н.з. и печенье - скромный, но питательный ужин, а потом байковое одеяло и беспокойно-замерзающий сон. В эту ночь мы все не то спали, не то дремали, не то бредили, но всем казалось что в руках руль мотоцикла, а впереди только камни, камни и снова камни.


Приют "Гремучий Ключ". Утро в номере "Купе".

06.08.2011

Вот и утро, нам выдают подробную рукописную схему проезда и карту парка. Дядя Вова рассказывает об особенностях местных тропинок-дорог, а заодно показывает картины и фотографии Таганая. Очень впечатляет и впечатляют не сами фотографии, а то как старательно все сделано. Смотреть фотографии в интернете и листать такой альбом, это диаметрально противоположные вещи. Приятно держать в руках чей-то многолетний труд.


Схема выезда из парка. Автор - Дядя Вова.

Снова попив чаю и закусив шоколадкой с печеньем мы выдвигаемся в путь домой, точнее в сторону города Златоуста и официального входа в парк "Таганай". Тропинка, так называемая "Нижняя Тропа", идет по камням, и так как ночью шел дождь то ехать по ней довольно сложно, но мы не отчаиваемся и идем отмеренные нам 8 км довольно ходко. Тем более по тропинке ходят квадроциклы и самодельные вездеходы. На одной из развилок мы сворачиваем не по квадроциклетному следу, а по пешеходной дорожке, она казалась более ровной и менее сложной и через несколько десятков метров понимаем что попали в настоящий ад. Возможно это и была когда-то дорога, но теперь это стволы деревьев, камни, ручьи, да еще и усталость от вчерашнего рывка на хребет, а потом и ночного спуска вниз. Едем медленно, но уверенно, никуда от схемы не сворачивая, периодически сверяемся с GPS.

И вот перед нами река Большая Тесьма и мост через нее. Переезжаем мост и попадаем на мокрую дорогу до входа в парк. После всех приключений и езды по камням, горам и скалам, эта дорога кажется нам асфальтом и мы разгоняемся до неплохих скоростей, радостно пролетаем лужи и колеи. До нормального асфальта совсем чуть-чуть. И вот уже виднеется шлагбаум на входе в парк. Проскакиваем его ходом и останавливаемся за территорией парка только чтобы сфотографироваться.


Златоуст. Пушкинский. Вход в парк "Таганай".

Следующая остановка - ближайший магазин, где мы с радостью покупаем горячий чай, пирожки булочки и другие сытные блага цивилизации. И именно у магазина я понимаю что могу только стоя на месте, отогнув лапку кпп в сторону, включить передачу и ехать только на ней. Включаю 3-ю или 4-ю, и сжигая сцепление трогаюсь. Пересекаем Златоуст почти без остановок и уходим на Миасс. Средняя скорость по дороге чуть больше 60 км/ч, где-то через 15 минут мне надоедает и я, исполняя хитрые акробатические трюки на мотоцикле включаю более высокую передачу, скорость увеличивается до 70 км/ч, что уже радует, но не радует начавшийся дождь. Как вы помните, в самом начале поездки мы выбирали экипировки и вот именно в этот момент я понял что ошибся. Только доехав до Миасса я смог оторвать закоченевшие руки от руля мотоцикла, попрощаться с парнями и поехать домой, где меня ждала супруга, горячая еда и долгожданная баня. После которой наступил долгожданный сон в теплой постели.

П.С. Огромное спасибо обоим Павлам за компанию, за способность выслушивать мои глупые советы и наставления, за их непоколебимую волю к достижению намеченной цели, за способность не отчаиваться в критических ситуациях, за их желание ехать куда угодно. Если бы не эти их качества, то мы бы ехали по маршруту еще дольше. Конечно если бы мы умели грамотно расставлять приоритеты, то цель - пересечь парк "Таганай" за один день мы бы достигли, но маршрут сменился и я считаю что пересечь за сутки весь парк и увидеть большинство его достопримечательностей тоже неплохо. Я, потом, обязательно сюда вернусь и возможно без мотоцикла, возможно на несколько дней, ведь как сказал Дядя Вова - "Таганай - место где начинают свои походы новички и место куда приходят ветераны туризма, чтобы отдохнуть." И я согласен с Дядей Вовой. Еще огромное спасибо смотрителям парка и дежурным по приюту, очень гостеприимные люди, с которыми я буду рад встретиться в следующий раз.

П.П.С. Прошли чуть больше 100 км по маршруту Миасс - парк - Златоуст - Миасс, расход бензина не больше 8 литров.

Источник: http://www.chelextreme.ru/forum/index.php?showtopic=1258

Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: Кепыч (09.08.2011) | Автор: Кепыч W
Просмотров: 1546 | Теги: круглица, откликной гребень, таганай
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]