Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
В поисках нырнувшей реки
У горной речки говор страстный,
И сил безудержных стремленье,
Покорность водорослей красных
И берегов сопротивленье…
Ольга Альтовская

Введение

В рамках предыдущего похода (Последний перегон) не удалось достигнуть одной из целей маршрута: Атыш-Сумгана. 
 Атыш-Сумган переводится как «Атыш нырнул» - здесь река Атыш уходит под землю, что бы через несколько километров низвергнуться красивейшим водопадом нашего региона в долину реки Лемезы. Некоторые источники утверждают, что Атыш-Сумган – подземный водопад. 
Плюс к этому, соратники по увлечению, планируя летний рейд по периметру Челябинской обл., включили в него участок практически того же района: Катав-Ивановск - Искушта – Инзер. Участок был под вопросом для тяжелых эндуриков путешественников – требовалась проверка на проходимость.
Объединив обе задачи, стал собираться в поход выходного дня...
Отчет получился своеобразным – с уклоном в сторону описания путей для мотопутешественников.

День первый. Индеец

Что бы за короткие выходные все успеть, выехал в пятницу вечером. От родного города Миасса до свертка на Катав-Ивановск бодро дожужжал по трассе М5 - тут ничего интересного. От трассы до города идет отличная асфальтовая дорога, совершенно не загруженная.
Катав-Ивановск симпатичный горный городок, раскинувшийся на берегу большого пруда в окружении интересных скальных выходов… Красиво, особенно со скал, на которые я, неудержавшись от соблазна, заехал…

На выезде из города в сторону Лемезы начался грейдер. Только встал в стойку и приготовился дубасить, как опять пошел асфальт.  

Дорожка вьется среди невысоких гор. А запах! Какой здесь густой, насыщенный хвойный аромат! Давно такого не встречал – неспешно ехал, наслаждался.
Ближе к поселку Лемезы пошел грейдер. Широкий, укатанный, с ямками, но ехать можно на все деньги. Пылища столбом – лечу вперед. Сразу перед поселком сворачиваем налево – здесь дорожка пошла поуже и поразбитей. Немного проехав от Лемезов , важно не пропустить правый сверток к первому броду (всего их будет четыре). Дорога идущая от развилки прямо – 14 километров в никуда…
Брод не сложный – дно твердое, глубина не большая, валунов на дне не замечено.

Кстати, на полянке у развилки неплохое место для лагеря.
Дальше идет на удивление твердая и не разбитая дорожка. Узкой лентой вьется она по склону горы, А слева, в небольшом ущелье весело журчит по камням прекрасная Лемеза. Красота!
Долго ли коротко ли – подъезжаем к броду через Лемезу. 

Здесь когда-то был мост, но года 4 назад его смыло. Река, в верховьях, не так коварна как в нижнем течении, но брод перед переправой лучше осмотреть. Форсировать следует не по основной дороге, а чуть правее (ближе к остаткам моста) – здесь и валунов нет и помельче будет.
Солнце клонится к закату – встаю на ночлег прямо за бродом. Вокруг высокая трава, а в ней наверняка толпы клещей. Поэтому располагаюсь на небольшом каменистом пяточке прямо у дороги, полагая, что до деревень далеко, и ночью вряд ли кто-то сюда прискачет. 

Искупавшись и сытно поужинав, с закатом солнца отправился на боковую. Не успел залезть в палатку, как слышу «стук копыт» по дороге. Индейцы едут – подумал я. 
Индеец прискакал на коне марки «Восход» с противоположной стороны реки и спрятался за кустами. Сижу – смотрю, что дальше будет. Вот загорелся фонарик и таинственная тень, перейдя реку в брод направилась ко мне.
За индейца я принял жителя Катав- Ивановска. Он так же как и я выехал пораньше на выходные – ловить рыбку в горных речках. Постояли, поговорили… Обрадовал меня штормовым предупреждение на ближайшие дни, рассказывал как всего месяц назад этот брод было невозможно взять на мотике.
Переезжать реку ночью он не стал, и отправился ночевать на свой берег. Ну и я потянулся к палатке. Отбой.


День второй. Черные джиперы.

Утром меня разбудил рев мотоцикла штурмующего реку. Новый мой знакомый дальше выдвинулся – подумал я. Спать уже не хотелось – стал собираться.
По ощущениям – часов пять утра. По ощущениям – потому что часы, как вредное человечеству явление, я оставил дома.
Позавтракав и собравшись – еду дальше.

 Вот и следующий брод.

Как и Лемезинский его лучше тоже брать правее, ближе к бывшему мосту. 

Был еще брод через последнюю речку/ручей, но в него даже заезжать не пришлось – для мотика был вполне проезжий мост.
Потихоньку дорожка вышла на широкий грейдер и повела меня в сторону поселка Искушта.

В придорожных деревушках людей не видно (спят?), только коровы недоуменно смотрят на меня, не спеша уступить дорогу.
 Над головой висит не то облако не то туман, да так низко что, кажется, можно рукой дотянуться. 

Вот дорожка пошла вверх и я оказываюсь в этом облаке – кругом бело…
От поселка Ассы, дорога серпантином поднимается из долины реки Инзер. Здесь уже асфальт. 
Виды наверняка красивые, но сейчас вокруг одно молоко.

Выскочив на Белорецкую трассу в районе поселка Инзер, пожужжал в сторону Архангельского. Только здесь встретил солнышко из-за гор.  
Дорога симпатичная – серпантином вьется между гор.

От Архангельского повернул на поселок Михайловка, а от Михайловки – на поселок Верхние Лемезы, к броду, где в прошлый раз затонули.
Сегодня у меня хитрый план – переправляться не вброд, а по пешеходному мостику, который узрел на космоснимках.
Еще на подъезде к реке вижу мостик, появляются сомнения, выдержит ли он мотик.

 Но доехав до реки обнаруживаю отличный автомобильный мост! Истинный подарок судьбы.

От Верхних Лемезов карабкаюсь через гору Ташлытау к свей цели – Атыш-Сумгану.

Переодически моросит, сыро, но едется хорошо.

На открытых участках высокая густая трава отлично маскирует бревнышки лежащие, как правило, по диагонали. Пока не навернешься – не заметишь. Накувыркался от души…

Взобрался на плато и вышел на здоровую Атышскую поляну к Слепому логу. Спешился, спустился к реке Атыш –вода есть, значит и водопад должен быть. Лазить в полной экипировке по крутым склонам через кустарник – то еще удовольствие, а раздеваться лень . Поднялся обратно к мотику и поехал вдоль лога, пока не уперся в гору. Кругом карстовые воронки. Подумав, что логично здесь и должен быть Атыш-Сумган, опять полез в лог.
Увы, низвергающихся потоков воды в черную пропасть я не обнаружил – река Атыш тихо, мирно уменьшалась до размеров ручья, просачиваясь под землю. В конце концов, в последнем поноре, исчезал и этот ручеек.

В логе много других сухих поноров, действующих в половодье.

А судя по количеству бревен, принесенных водой, весной здесь очень бурно.

Пора двигаться дальше – сегодня в планах подобраться поближе к самому водопаду Атыш.
Для начала заезжаю на саму горку под которую ныряет река. 

Нахожу здесь два следа от квадриков – один в сторону старой дороги на Искушту (туда мне не надо), другой явно в сторону Атыша. Начинаю спускаться по второй. Довольно быстро колея оборвалась в зарослях. Поискав направление, нашел еле читаемую пешую тропку – стал пробиваться по ней. Пришлось попотеть. Тропа вывела в лог Мрачный – далее, увы, не проезжабельно. 

Возвращаюсь опять на Атышскую поляну и пытаюсь с нее найти тропы в сторону Атыша (судя по картам они есть).  
До этого моросящий, дождь перешел в полноценный. Здесь то и подвела меня моя резина. Хоть и была она когда-то «злой» кроссовой, но сейчас уже здорово «подобрела» и не в силах была зацепиться за мокрую землю – постоянно повисал на подъемах и руслах ручьев.

Так и не найдя читаемой тропы стал возвращаться обратно к Верхним Лемезам. Едется легче – в проторенной колее уже хорошо видны притаившиеся бревнышки. Опять стараюсь найти тропу в сторону Атыша, но безрезультатно. 
В какой-то момент, неудачно поднявшаяся из под переднего колеса палка, толщиной в руку, пробивает боковую сумку и выбрасывает меня из седла. В сумке – месиво.
Спустился в поселок, перевел дух и полетел вдоль Лемезы через мертвые поселения на недостигнутый водопад.

Колея идет полями. Местами появляется аномально скользкая почва, как на льду – объезжаю по целине. Дорожка нырнула в лес, колея углубилась, заполнилась местами водой – зато не так скользко! 

Обгоняю группу пеших туристов – тоже на водопад идут.
А вот и брод через Лемезу. Там, где летом были островки – пенится на камнях вода. В одиночку сюда лезть не следует – еду пешей береговой тропой. Вдоль тропы недавно пробивались и квадрики – хорошо видны их следы.
Над головой сверкает и грохочет – льет дождь. Очки постоянно потеют – видимость никакая. Частенько приходится спешиваться и разведывать направление.
В какой-то момент замечаю отсутствующую трубку вентиляции картера – видать, перескакивая очередное поваленное дерево, оторвал. Полевой ремонт и движемся дальше.
Опять из-за резины зависаю в ручьях и на подъемах. Ручьи бегут в ложбинках, и, спустившись к ним со склона, переднее колесо еще перескакивало русло, а вот заднее намертво увязало.

На открытых участках растительность настолько густа и высока, что мотик практически не видно с двух шагов.
Попыхтев выбрались к нужному месту – водопад в 200 метрах, но на другой стороне реки. Пробую ножками прошагать перекат – не глубоко, но скольские «живые» камни и течение. Встаю лагерем на каменистой отмели перед перекатом, а на водопад иду пешком.

Атыш, как и всегда, прекрасен. 

Но в такие дожди я ожидал от водопада большего, а он практически такой же как летом.
Созерцанию что-то мешало, толи мокрая одежда и наполненные водой бахилы, толи усталость от насыщенного дня – побрел я обратно к своему лагерю.

Не успел поставить палатку, как из-за горы вышла туча и опять ливануло.
Чуть позже стали появляться туристы, которых я обогнал на дороге. Шли они почему то по другой стороне реки, где никаких троп и дорог нет. Кто-то страшно ругался, кто-то смеялся. Растянулись очень сильно – не мог дождаться когда же они все пройдут, что бы мне искупаться и переодеться уже в сухое.
На ужин подавали картошку с сазаном. Отужинав и полюбовавшись наступающим вместе с сумерками туманом, отправился в палатку. Отбой.
…Средь ночи меня разбудил рев моторов. Сразу и не понял сон это или явь.
Вылез – смотрю противоположный берег опять штурмуют люди. На этот раз на трех внедорожниках.

 Громыхают по камням, ревут моторами, лебедятся но упорно лезут вперед. Кричу – не слышат. Дал сигнал ракетой – заметили. Объяснил что там дороги нет – они начали переправляться на мою сторону. Во время переправы засадили один из джипов – вытащили лебедкой. 

Оставаться ночевать у меня отказались – пошли дольше. Упертые ребята! Скоро опять все стихло, как ничего и не бывало…


День заключительный. Измученный нарзаном.

Утром поднялся, когда солнце было уже высоко (еле проглядывало из-за туч). Собрался, позавтракал и, уже знакомой, тропой поехал обратно. Вчерашние джиперы сначала тоже пытались по ней идти размесив первые метров 100, и наоставляв мне сюрпризов.

Шустро пролетели и лесная колея и скользкие полевые дорожки.

Выхожу на Архангельское, дозаправляюсь, и выдвигаюсь в сторону Инзера. Сегодня в планах разведать альтернативный путь Инзер – Катав-Ивановск.
Надо сказать, что еще в предыдущий день стала подклинивать ручка газа. Но то что мешало на бездорожье сейчас превратилось в развлечение: выставляешь ручку газа в положение 100-110 км/ч, убираешь руки и рулишь лишь изменением положения тела. Так и развлекался всю асфальтовую дорогу.
Проезжая поселок Ассы не удержался и заехал на горочку над поселком.

На вершине паслись горные коровы, удивленно смотрящие на меня.
Сам поселок знаменит своей минеральной водой.

Здесь, на источниках, стоит большой санаторий. Воду из источника пить невозможно – соленущая, но ничем не пахнет.

 С Ассов грейдером иду на Искушту, а потом сворачиваю на Мулдакаево. До Мулдакаево тоже отличный грейдер. Далее идем на Бедярыш – здесь уже просто лесная дорожка, местами с колеей, местами мокровата, но везде легко проезжая и без сюрпризов.

Бродов нет. 
Интересно это направление тем, что здесь (прямо вдоль дороги) добывают Лемезит – отделочный камень.

Ровные каменные пластины уже подготовлены природой – нужно лишь извлечь из земли.

Колея, проходя через невысокие горочки с приятными видами, выводит в Бедярыш.

 А от него уже хорошим грейдером до славной реки Катав, на которой стоит не менее славный горный городок.

Ну а дольше – «ароматная» М5 и до заката я дома.




Источник: http://www.chelextreme.ru/forum/index.php?showtopic=1196

Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: _a_v_p_ (30.06.2011) | Автор: Борода
Просмотров: 1538 | Комментарии: 6
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 6

6  
Приятно что отчет понравился.
БАД, спасибо за приглашение, но, увы, не смогу - на конец августа запланирован поход.

5  
Спасибо за отчет! biggrin

4  
привет Борода! 19-20 августа будет слёт за Меседой. Приезжай! ну а здесь инфа по слёту -
http://www.tracermcc.ru/smf/index.php/topic,1059.0.html

2  
класс.
Мотоцикл XR400 или 250? smile радует то, что XR и хоязин достойно вышли из слякотных испятаний!

молодец

3  
XR400R

1  
respect очень причтно читать, спасибо за отчет smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]