Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Последний перегон
Последний перегон


Введение


Никого… Стук колес тишину разрывает.
Вы представьте все это, глаза на мгновенье закрыв.
Только что это? Стойте, опомнитесь. Так не бывает…
Вдруг разрезал ту ночь оглушительный огненный взрыв…


Крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошла 4 июня 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер-Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь—Урал—Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, ранены более 600.

Через несколько лет на месте трагедии был воздвигнут монумент.



День первый. СУ «третья траверса» и просека имени Ганса.


4 июня в 6 часов утра, пробуждая славный город Миасс ревом прямотоков, четверка снаряженных эндуро выдвинулась на маршрут памяти. Четверо это: Александр "Борода" Honda XR400R, Алексей "Кепыч" Yamaha TTR250, Андрей "ganz74" Honda XR650L и Дима "crusoe" Suzuki Djebel 250. Идем мы на мемориал Башкирской железнодорожной трагедии, почтить память погибших в ту роковую ночь 22 года назад. Идти мы планируем, как и подобает эндуристам, подальше от дорог с покрытием, параллельно железнодорожной ветке, по которой следовали погибшие поезда.
От Миасса второстепенными и гравийными дорогами шустро достигаем город Златоуст. Утро хмурится, но настроение у всех бодрое – рвемся в бой. Поэтому здесь мы покидаем дорогу и выходим на трассу нефтепровода. Это направление удивительно красивое – трасса пересекает горы по прямой – в лоб. Едешь – то ныряешь в утренний туман низинок, то выскакиваешь на чистые вершины с отличными видами – красота!

Но только вышли на нефтепровод, как по рации раздается голос замыкающего: «Ганс лег». Еще не раз звучала эта фраза в эфире. Да, тяжелый, снаряженный в автономку мотик, скользкие колеи, лужи, наполненные недельными дождями – есть от чего прийти в отчаянье. Но Андрей не сдается - падает, поднимается, снова падает, но не отстает и не жалуется. Мужик!

Долго ли, коротко ли – выбираемся к поселку Куваши. Переводим дух, подсчитываем потери и выясняем что Дима «подпалил» сцепление в топкой низинке, Андрей подмочил электрику, искупавшись в бездонной луже. Устраняем неисправности и движемся дальше.
От станции Тундуш выходим на технологическую дорогу, идущую прямо по краю ж/д путей. Дорожка скоростная, но, благодаря дождям, с сюрпризами, на которых приложились почти все.
Еще на нефтепроводе заметил, что у Хонды Андрея, дополнительная третья траверса собирает под себя липкую глину, подтормаживая переднее колесо. На перекуре ампутируем лишнюю деталь, и мчим дальше – на Бердяуш.

С Бердяуша по лихому грейдеру делаем радиалку в поселок Пороги на действующую электростанцию, которой более 100 лет.

В горах идут дожди - воды много, и плотина, сбрасывающая ее излишки, смотрится потрясающе! Та же большая вода в реке (со слов местных, подъем уровня около метра), отметает мысли форсировать Большую сатку и Ай в брод – возвращаемся тем же грейдером. И вот мы уже летим берегом лунной красавицы – реки Ай. Проехав через руины Кургазакской шахты, выхотим на красивейшее место на реке – Большие притесы. Передышка, фотосессия, и выдвигаемся далее.

Пора уже и подкрепиться – едем на обед к еще одному уникальному месту на реке – артезианскому фонтану. Я, Дима и Андрей уже любуемся его, сверкающими на солнце, брызгами, а Алексея все нет…. А вот и он подкатывает с кислой миной – порвал трос сцепления. Ну что ж, ремонт в таком месте – удовольствие. Пока чинится трос, Андрей на чистейшей фонтанной воде готовит вкусный суп.
Трос починен, но что бы уберечь его от повторного обрыва, выжим сцепления делаем лишь наполовину. Дальше Леха поедет на «ведушем» сцеплении, но главное поедет!

В следующей точке маршрута (поселок Ерал) берем «языков» и, разузнав у них состояние дорог, немного меняем маршрут – на Миньяр идем через Сим. Дорога Сим - Миньяр очень живописна – вьется зажатая меж скалами и рекой Сим. Отдельным украшением этого пути является Никольский каменный железнодорожный мост, перекинувшийся над рекой и дорогой.

С Миньяра пилим на Ашу, любуясь тучами, зацепившимися за горы, закатом и таинственным туманом. За все время пути моросило постоянно, но ни в один серьезный дождь мы так и не попали.
В Ашу прибываем пол одиннадцатого. Внештатный корреспондент Челэкстрима проводит сеанс связи и мы выдвигаемся к монументу. Грейдер укутанный туманом, освещенный последними отблесками заката и тишина вокруг – все это очень точно передает те ощущения которые испытываешь, приближаясь к тому роковому месту…

Навигатор показывает, что монумент от нас в восьми сотнях метров, но в сторону от грейдера. Встали, начали сверяться с картами – можно идти в объезд через поселок Красный Восход, а можно рискнуть напрямки, по еле заметной колее. Пока думали – окончательно стемнело. Как известно, настоящие герои всегда идут в обход… но мы то не герои – мы простые уральские эдуристы… Так подумали мы и свернули в лесную чащу. Первым пошел Ганс, да так пошел, что догнать его было невозможно. Недолго дорожка была проезжей - впереди лесные завалы. Андрей берет топор и начинает расчищать путь. Рубка продолжалась полтора нескончаемых часа. В условиях стопроцентной влажности (в низину спустился густой туман) сидеть на пышущем жаром мотоцикле в полной экипировке – как в парилке.



Потихоньку просека имени Ганса была готова. Выходим к железнодорожной ветке в район печально знаменитого 1710 километра.
После небольшой передышки мотик Андрея отказался заводиться. Дело в том что освещали нашу лесорубку мы именно установленным на нем ксеноном – он то и высосал весь аккумулятор. Кика нет, стоим на мягкой почве – в таких условиях вручную запустить 650 кубов нереально. Отключаем все оставшиеся потребители, даем передышку минут 10, и о чудо двигатель запускается!
Вскарабкавшись на железнодорожную насыпь, доезжаем до платформы 1710км.

С интервалом в несколько минут мимо пролетают поезда – напряженный трафик.
Напротив, в темноте за путями, угадываются черты монумента – нам туда. Начинаем переволок мотиков через рельсы. Только успеваем перевести один мотик, как из-за поворота слышится приближение очередного состава. Ближе к двум часам ночи полностью перебрались – цель достигнута.

Минута молчания.
Темная ночь, тишина и лишь едва слышно приближение поездов из-за поворота… Так, наверное, и было в ту роковую ночь 4 июня 1989 года за минуту до прохождения двух поездв…
Съездив в близлежащий поселок за водой, находим подходящую полянку и встаем лагерем. Сил готовить ужин не остается – пьем чаек и к четырем часам разбредаемся по палаткам.

Карта маршрута первого дня.


P.S. Еще немного фотографий первого дня.












День второй. Не зная броду…


После ночного этапа проснулись поздно - с 9 до 10 часов утра. Ночью шел дождь, который замкнул проводку на Хонде Андрея и зажег его мощный ксенон, направленный в сторону поселка. Такая вот светомаскировка. Естественно к утру аккумулятор уже не подавал признаков жизни. Покормив себя и комаров, общими усилиями запустили двигатель.

Перед отбытием вновь поехали на монумент. Сейчас здесь совсем не так как было ночью: солнце ярко светит, птицы поют, бабочки порхают – жизнь идет своим чередом и ничего не напоминает о трагических событиях 22-х летней давности. Еще раз почтили память погибших.

Дальнейший путь наш лежит на юг – вглубь Башкортостана. Без приключений добираемся до трассы М5, и поворачиваем в сторону поселка Нижние Лемезы. Опять берем «языка» и, к сожалению, узнаем что переправы через красавицу Лемезу в поселке нет. Долго изучаем карты, обдумывая альтернативные пути. Андрею и Диме сегодня нужно быть в Челябинске, потому они решают не рисковать и возвращаться домой по трассе. Подкрепляемся в кафе на трассе М5, прощаемся и разъезжаемся: они на Восток домой, а мы на Юг на поиски приключений.

Солнце греет, твердый грейдер шустро бежит под колесами – мы летим к Лемезе. Каково же было наше удивления, когда в поселке увидели мост! Красивый подвесной мост! Пешеходный, но без труда нами преодолимый.

И опять под колесами бежит прекрасный грейдер – в мыслях крутится: жаль что ребята с нами не поехали… Дорога покрыта стаями белых бабочек – проезжаешь, а они взлетают и кружатся как снег. Мне то нравится, а вот Кепыч, едущий позади, и собирающий из под меня всех бабочек, мнения моего не разделяет.
В поселке Манагора жители делятся с нами чистой водой и рассказывают про дорогу на следующий наш пункт - Михайловку. Кто бы знал, что сегодня нам не суждено преодолеть этот небольшой отрезок. Но сейчас нам кажется, что все идет по плану, и к вечеру мы дойдем до Стерлитамака.
Итак, до Михайловки 2 пути: первый идти дальше через горы и урочище Чижовский пруд, второй – вернуться в Нижние Лемезы, дойти до поселка Тау, а там через мост на Михайловку. Первый путь они описали как трудный, а второй легкий.
Горки на горизонте смотрелись не серьезно – идем этим путем. Движение как-то сразу не задалось. Долго не могли найти нужную дорогу. Несколько раз начинали штурмовать гору по ложным колеям, которые в итоге или терялись в зарослях, либо упирались в делянки.
Вдруг выскакиваем на накатанную колею, которая приводит нас на пасеку. Радушный хозяин Айнур и его помощники поят нас чаем, угощают медом и объясняют, как найти нужную нам дорогу. Воодушевленные, с новыми силами начинаем вновь штурмовать гору.

Но какая странная здесь почва! Только что прошел дождь и колеса не проваливаются, а скользят по «намыленной» поверхности, не в силах зацепиться. Мотик с трудом забирается даже в легкий подъем, постоянно подламывается и заносит. Путь выжимает все силы.
Не прошло и получаса, а дорожка уперлась в делянку – дальше пути нет. Наверно где-то не заметили основной дороги и свернули не туда… Начинаем спускаться и обследовать все ответвления. Все бесполезно – везде тупики. Неужели пчеловоды ошиблись?

Спустились обратно в долину. Леха ругается, показывает вывернутый от падений руль и требует идти обратно на Лемезы и Тау (2-й легкий путь описанный нам в Манагоре).

Еще немного поискав дороги в долине, так и поступаем.
Долетаем до Нижних Лемезов, пересекаем обратно реку по мостику, и мчим по отличному грейдеру в Тау. Там узнаем что ни мостов, ни дорог на ту сторону Лемезы здесь нет (вот и верь после этого местным).
Опять берем «языка» и он рисует нам новую схему продвижения.

Опять леса, поля, лесовозные дорожки (но уже не такие скользкие)… Передышка у пруда в заброшенной деревне и мы выдвигаемся к броду через Лемезу.

Только отъехали – Леха обнаруживает недостающий элемент на своем шлеме. Приходится возвращаться и искать. Что-то не пускает нас вперед весь день…
И снова вьется под колесами колея. Выскакиваем из леса на простор и начинаем спускаться в долину прекрасной Лемезы. Солнце катится к закату – сегодня дальше уже не пойдем, будем ночевать на реке. А вот и противоположный берег как раз для этого подходит, подумал я, подъезжая к броду.
Брод – быстрый перекат. На глаз воды не на много выше колена, правда течение быстрое. Но разум затуманен сегодняшними трудностями – иду на перекат груженый и без разведки…
Весело забурлила под колесами водичка. Еду любуюсь – как красива Лемеза! А она так и шепчет, так и манит – давай искупаемся… Мощным течением тянет к себе… Останавливаюсь не добравшись и до середины. Воды уже почти до воздухозаборника - стоп машина, глушусь. Еле удерживаюсь, борясь с течением. Ору Кепычу на берег: Хочешь сплавиться со мной - беги скорее. Он начал натягивать ОЗК…
Опять ору: Еще чуть чуть и поплыву без тебя… Смотрю – бежит. Подбегает, подтолкнул за багажник и мы поплыли… Течение быстрое – хорошо идем: я рулю, Леха подгребает сзади. Периодически с головой погружаемся. Пытались хором петь «из-за острова на стрежень» но вода заливает рты и песни не получается… Смотрим – справа берег хороший, да и помельче там будет , загребаем туда и зачаливаемся. Проплыли метров 100 от переката.
Переводим дух, в воде разгружаемся и пытаемся вытащить утопленника. Не тут то было – в бахилах ОЗК, наполненных водой, даже самому вылезти нереально – опасная штука.





И вот сидим мы мокрые, все на том же берегу, подсчитываем потери, а ведь знаки - не ехать в эту сторону, были весь день… В воде безвременно погибли обе рации, телефон, карты, мокрые вещи не в счет.
Вечером Леха занимался бытовыми делами, а я принялся за увлекательный аттракцион «откачай утопленный мотик» . С заходом солнца на костре уже варилась каша, а моя Хонда бодро тарахтела наслаждаясь свежим маслом.



Еще долго любовались звездным небом, травили байки, слушали песни Лемезы. Часам к трем расползлись по палаткам – отбой.


Карта маршрута второго дня.


День третий. Куда ты ведешь нас Сусанин Иван…


Проснулись в 6 утра. Несмотря на то, что палатку поставил прямо на каменистой отмели, выспался отлично. Быстро позавтракав и скидав вещи, двинули на встречу новым приключениям.

Отступать не собираемся – нужно достигнуть Михайловки. Купаться в броду желающих нет – возвращаемся на первый путь через горы. Знакомая дорога Тау-Лемезы-Мост-Манагора пролетела махом и мы вновь на знакомой пасеке. За кружкой чая еще раз расспрашиваем по дорогу. По всем признакам вчера ехали верно… Но почему не нашли дороги?
Вчерашняя дорожка в гору за ночь просохла и сейчас едется значительно легче. Упираемся в уже знакомую делянку – дорога теряется. Уже хотели поворачивать и искать продолжение в другом месте, как замечаем за поваленными деревьями еле заметный путь. Нашли!

Радостные летим по давно не езженой дороге в нужном направлении. Выскакиваем на лесовозку, с колеями по бак, которая и выходит нас из леса –впереди виднеется Михайловка!

Опьяненные удачей, в деревне сворачиваем не в ту сторону, не посмотрев на навигатор, и улетаем километров на десять. Приходится возвращаться.
Грейдерами доходим до Архангельского, а от него едем на абзановский водопад. Несмотря на обилие воды кругом, водопад выглядит более чем скромно. Не задерживаемся.

Домой решаем идти длинной дорогой - старым Екатерининским трактом. Но до тракта еще надо доехать – жужжим асфальтом. Асфальтовая дорога, обозначенная на карте, переходит в грейдер, а потом и в полевую дорожку с уже знакомой нам мегаскользкой грязью…

К вечеру, проскочив мимо Салаватской пещеры, приезжаем к жемчужине тракта – водопаду Кук-караук. Полюбовавшись водопадом, продолжаем путь.



После дождей грунтовый тракт достаточно скользкий – не разгонишься. Уже темнеет, а мы все еще не вышли на асфальт – да, переоценил я возможности…
С наступлением темноты в свете наших лампадок уже не разобрать колеи – скорость еще больше падает. Леха ругается, клянет Екатерину, меня (Сусанина) и этот чертов тракт…
Выскакиваем на асфальт, но скорость не увеличивается – кругом густой туман. Визор моментально потеет – открываю, следом наглухо запотевают очки – снимаю. Так без зрения в непроглядном тумане и шли «по приборам». Переодически не было видно реально ничего – лишь белая пелена… Куда еду?… зачем?... и еду ли вообще?….
В третьем часу ночи доползаем до Белорецка – дальше идти бессмысленно. В каком-то заведении на окраине, за нескромные деньги, нас пускают поспать 4 часа на диванчике в бильярдном зале. Достаю спальник – дальше ничего не помню…

Карта маршрута третьего дня дня.


День заключительный. Горе шиномонтажник…


Не успел сомкнуть глаз, а хозяйка уже расталкивает – 6 часов, пора выметаться. За окном сыро и холодно. Натягиваем мокрую экипировку, благодарим на ночлег.

Шустро жужжим в сторону дома – надо еще сегодня на работу успеть. За очередной горочкой Леха теряется в зеркалах. Останавливаюсь, жду – может замерз и приодевается. Минут через десять еду искать. Вот он стоит грустно смотрит на спустившее колесо. Как не вовремя!

Делать нечего – разбортовываемся и видим, не прокол, а диверсионную работу предыдущего шиномонтажника, надорвавшего камеру. И как точно рассчитал!
Дальнейшая дорога пролетела без приключений – крутили головами, любовались пейзажами, угощались живительным кумысом.

Вот и закончился наш мини рейд, целью которого было не дать забыть то место и событие, которому он был посвящен.

Карта маршрута четвертого дня.


Автор текста - Александр "Борода", редактор - Алексей "Кепыч"


Источник: http://www.chelextreme.ru/forum/index.php?showtopic=1182

Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: Кепыч (15.06.2011)
Просмотров: 2756 | Комментарии: 8
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 8

8  
ДА! ЗАААШИБИСЬ Ваша живопись! respect

Андрей ГАНЗ, третья траверса, как и предпологалось в её конструкции, была больным местом в управлении на грязевых участках. А при снятии её не было блокировки боковыми стаканами? На каких звёздах ты ехал?

Молодцы!

7  
спасибо! молодцы!

6  
Салаватская пещера не совсем около Салавата - километров 100 от него. По легенде великий башкирский герой скрывался в ней от врагов. Вообще в Башкортостане очень много природных объектов связанных в именем Салавата, почти как севернее на Урале многое связанно с именем Пугачева

5  
Скалу Калим-ускан омывает р. Сикася. Вход в пещеру Салавата Юлаева (Называемую так в простонародье и получившая такое название после сьемок фильма о Салавате Юлаеве) находится на высоте около шести метров над руслом.

Пещера трехуровневая, нижний уровень более обширный, чем средний и верхний, представляет собой грот с высотой входа 7-10 метров. Слева пол поднимается и там виден проход в очень маленький зал. На его потолке проход на второй этаж в виде вертикального хода диаметром около метра. Оттуда узкая щель ведёт в верхнюю часть пещеры, а далее виден ещё один глубокий узкий проход диаметром 60-70 см.

Истинная же пещера Салавата Юлаева расположена на правобережье р.Юрюзань, в 4 км к Ю.-В. от с.Малояз Салаватского р-на РБ.

4  
Здорово! Спасибо! И вопрос, а что за Салаватская пещера, первый раз слышу, хотя часто бываю в Салавате? smile

3  
Класс, здорово вы прокатились,молодцы.Отчёт очень понравился. smile

2  
respect очень понравился отчет smile

1  
Зашибено! Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]