Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Кавказ Плюс, или По следам неспокойных дней - 1

Антон Ткаченко,

Неукротимый Драйвер.
 
  

Кавказ Плюс, или По следам неспокойных дней.

 

 

Я изрядно поколесил просторами Европейской части России, порой забираясь в самые глухие и неизведанные места. Но вот полноценно поездить по Кавказу мне доселе как-то не доводилось. Прошлогодний краткий прохват в Адыгею на плато Лаго-Наки в расчёт брать не будем: место это хоть и замечательно интересное, но для того, чтобы составить мнение обо всём Кавказе, явно недостаточное. И вот нынешним летом возникла мысль исправить упущение, и совершить вояж по кавказским республикам. Попробовать на себе перевалы и серпантины, увидеть снежные вершины, испить воды горных рек и попытаться понять дух и мудрость многовековой истории этого региона.

Покуда идея зрела в голове, случилось важное и страшное событие: война в Осетии. С волнением следя за развитием ситуации, я увидел пример, запавший мне в душу: мировая знаменитость, дирижёр Валерий Гергиев, сам осетин по национальности, не желая оставаться безучастным к событиям, изменил свой концертный график, пригласил оркестр Мариинского театра, и дал концерт на развалинах Цхинвала. Он не умел держать в руках оружие, но умел играть МУЗЫКУ. Музыка была его оружием в этой войне, и так он  оказал поддержку своему народу. Что же оставалось делать мне, как путешественнику? Ясно, садиться на свой мотоцикл и ехать в Осетию, чтобы тем самым выразить осетинам солидарность и единство духа. Маршрут не был подробно продуман; знаковой точкой пути должен был стать Владикавказ, а уж вопрос, куда занесёт нас дорога по пути до него, мы оставили решать самой дороге. Путешествие назвали «Кавказ Плюс», подразумевая под этим «плюсом» возможность незапланированных поворотов судьбы.

«Как получится – так и поедем» (с)

И вот на шестнадцатый день после начала войны, 24 августа 2008 года, мы с женой Татьяной сели на наш верный и не стареющий Урал «Чёрный Кугуар», и взяли курс на юг по трассе М4.

 

* * *

 

Первые два дня пути я описывать не буду: мы просто перемещались в пространстве по знакомой до скуки дороге, стремясь быстрее добраться до места, откуда и начнётся собственно Путешествие. В Ростове-на-Дону нас ждали друзья, Володя и Оля Шестаковы; и мы с удовольствием отдали себя их гостеприимству.

 

В основе дальнейшего повествования - мои путевые заметки, написанные в дороге и отправленные в виде писем друзьям. Сухие и сжатые впечатления этих заметок я постарался разбавить подробностями и размышлениями, написанными уже после возвращения домой.

 

 

 

26 августа 2008.

Вот и завершён третий день нашего путешествия. После ночёвки в Ростове, как нетрудно догадаться, выехать рано утром с бодрой и светлой головой не удалось... Пребывание в гостях у Шестаковых не прошло впустую... Помню только, что накануне вечером я геройски погиб на боевом посту за праздничным столом, и был отнесён соратниками к месту временного погребения, то есть в баню. Но остальные присутствовавшие и после этого веселились ещё довольно долго.

Утром, однако, я воскрес как ни в чём ни бывало. Володя перед отъездом на работу выдал развёрнутые и аргументированные рекомендации о том, куда нам дальше следует поехать. Всё это было иллюстрировано на карте и принято к сведению.

Выехали из Ростова мы уже после полудня. И к ночи остановились в довольно живописной посадке на Ставрополье. Поле с кукурузой в человеческий рост, на поляне – густая сухая трава. С великой осторожностью разжёг костёр, дав сгореть траве в радиусе пары метров вокруг него и тщательно её потом потушив.

 Днём мы видели на дороге большое количество грузовиков с надписями на бортах: "Южной Осетии от..." и далее названия городов и регионов: Вологда, Ярославль, Архангельск, Удмуртия и т.д. Возвращаются на север пустые, уже какой-то груз туда отвезли. Вспомнились слова дирижёра Гергиева, сказанные в Цхинвале: "Не падайте духом, за вами - огромная страна". Мы видели собственными глазами: это и вправду так. Реальная помощь идёт со всей России.

Вечером послушали радио и узнали о решении Президента о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Думается, после всего что произошло, это - правильно. А уж дальше жизнь покажет, так ли оно на самом деле.

Завтра мы планируем достичь Кавказских Гор. Сначала думаем поехать в сторону Эльбруса, попробуем подняться на подъёмнике до того места, куда он нас подымет, и оттуда посмотреть на мир свысока. Разумеется, пешком лезть на гору мы и в мыслях не держим; мы всё-таки байкеры, а не альпинисты какие-нибудь; да и опыта восхождений не имеем. Возможно, сделаем в районе Эльбруса днёвку.

И лишь потом, если всё будет хорошо, поедем в Осетию.

 

 

Карачаево-Черкесия, Перевал Гумбаши.

 

27 августа 2008.     

            Утром, проснувшись среди посадок на Ставрополье, особенно спешить мы не стали, потому что практически достигли места, где намерены путешествовать, и теперь не было нужды следить за соблюдением дневного пробега, да и за временем тоже. Просто едем в свое удовольствие, и всё.

Выехали в 10.30 на трассу М-29, и через некоторое время достигли Невинномысска. Здесь, вместо того, чтобы ехать прямо, к Баксану, мы свернули направо, вдоль ущелья реки Кубань, в сторону Черкесска, и вскоре доехали до него. Миновали город не останавливаясь, но внимательно глазея по сторонам и замечая достопримечательности. Город несколько суетный, но в целом оставляет приятное впечатление, довольно чистый и яркий... Едем дальше вдоль Кубани, крутя головами во все стороны и периодически щелкая фотоаппаратом. Ущелье красивое, широкое, горы интересной формы тянутся по сторонам, становясь к горизонту всё выше. В ущелье деревни, поля, коровы гуляют вдоль дороги, и по самой дороге тоже. О, про кавказских коров следует рассказать отдельно! Эти величавые создания повсюду монументально стоят на дорогах, или с олимпийским спокойствием идут по ней, не меняя направления и не реагируя на других участников движения. Сигналить и моргать им фарами бесполезно. Отчасти это плюс, так как даёт возможность рассчитать траекторию движения и избежать столкновения. Местные водители привычно проносятся мимо, не притормаживая, и коровы даже не поворачивают головы в их сторону. Порой они пасутся на почти отвесных склонах, вызывая удивление тем, как они вообще там держатся. Кажется, что вот один неверный камушек, и огромная туша с торжественным мычанием сверзится на голову проезжающего мотоциклиста. Но этого почему-то не происходит, и лишь коровьи лепёшки, тут и там лежащие на пути, с чавканьем разлетаются из-под колёс мотоцикла.

Так доехали мы до Карачаевска. Здесь, по логике правильных путешественников, нам следовало бы ехать прямо, на Домбай, воспетый многими поэтами, бардами и прочими деятелями искусств. Но подробно про Домбай нам никто не рассказывал, и опасаясь не увидеть по незнанию всей красоты, решили оставить этот уголок Кавказа для следующего путешествия; а сейчас поехать другим маршрутом. Залив в Карачаевске полный бак бензина, мы свернули налево и направились через горы в сторону Минеральных Вод и Пятигорска, через перевал Гумбаши.

Вот где нам открылась подлинная красота! Вот где он, Настоящий Кавказ! Неширокая дорога, машин мало, серпантины, дух захватывающие виды, словами сложно описать! Местами дорога столь круто карабкалась вверх, что Кугуар, напрягая весь свой крутящий момент, с трудом брал подъёмы на второй передаче. С возрастанием высоты становилось всё заметнее, что мотору не хватает воздуха: работает он как-то «ватно», неохотно раскручивается и с трудом реагирует на ручку газа. Такое впечатление, что компрессия в его цилиндрах резко снизилась, и приходится переключаться на передачу вниз, заставляя дышать его на средних оборотах.

Нам очень повезло с погодой: всю дорогу светило солнце, и Таня, вооружившись фотоаппаратом, отсняла на ходу добрую сотню классных снимков. По пути нам встретились аулы Верхняя Мара и Нижняя Мара. Верхней Маре уже более двухсот лет, и село это знаменито своим минеральным источником и особенно целебным горным воздухом, который врачи рекомендуют для исцеления от всяческих болезней.

Высота перевала 2144 метра, и местное название его, Кум-Баши, означает «песчаная вершина». Наверху было довольно свежо, в отличие от изнуряющего зноя, царящего в низине. Дорога пошла вниз, и хотя крутизна спуска на глаз казалась небольшой, местами я просто глушил двигатель за ненадобностью и ехал накатом по нескольку километров, наслаждаясь лёгким горным ветерком и тишиной, нарушаемой лишь шорохом шин и поскрипыванием подвесок на неровностях дороги.

Двигаясь после перевала дальше по ущелью реки Подкумок, мы заметили на одной из скал пещеры, расположенные высоко над землёй и оборудованные в виде крепости, с зубчатыми стенами и бойницами. Заинтересовавшись, мы подъехали ближе, оставили Кугуара внизу и поднялись, чтобы посмотреть. Выяснилось, что крепость эта относительно современная, была построена с применением асфальта и бетона, в стенах казематов мы обнаружили электрические провода; из увиденного сделали вывод, что сооружение относится ко времени Великой Отечественной, и построено было при битве за Кавказ... Сверху, со стен, открывался прекрасный вид на место слияния воедино двух ущелий, что давало возможность эффективно простреливать местность и контролировать оба ущелья. Хорошо было бы узнать подробнее об этом месте, очень уж оно интересное…

Покинув крепость, вскоре мы достигли Минеральных Вод. И понеслось без перерыва: Минеральные Воды, Ессентуки, Пятигорск... Город на городе, толпы людей, ужасные пробки на дорогах, какие-то бесконечные рынки и торговые центры... Ну прямо хуже Москвы, честное слово! Мы просто не чаяли, как бы выбраться оттуда поскорее. В общем, район Кавказских Минеральных Вод оставил о себе довольно мрачное впечатление. Курорт, одним словом. Цивилизация. А мы на неё и дома насмотрелись до отвращения.

Выбравшись из этого ужасного мегаполиса, мы снова встали на трассу М-29, и поспешно полетели по ней в сторону Кабардино-Балкарии, потому что день уже клонился к закату, а нам еще предстояло доехать до Баксанского ущелья. О том, чтобы достичь Эльбруса, мы уже перестали мечтать, потому что объять необъятное ну никак не получалось. Да и нужно ли это делать?

В итоге доехали мы до Баксана, и повернув направо вдоль одноименной реки, поехали по ущелью в строну Эльбруса, до которого оставалось чуть более ста километров. Но тут уже совсем завечерело, и пора было спешно искать место для ночевки. А где же тут искать его, если ущелье заселено как муравейник, яблоку упасть негде! С одной стороны реки тянется одна бесконечная деревня, время от времени меняющая своё название, а с другой стороны – столь же бесконечные возделанные поля. В итоге съехали мы с дороги, пересекли какое-то поле и слегка поднялись вверх на ближайшую гору. Здесь, среди невысоких деревьев, и раскинули палатку. Костра разжигать не стали в целях конспирации. И полюбовавшись с высоты на вид освещённого ночными огнями ущелья, улеглись спать.

                                                                                                               Продолжение



Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: OSS (31.10.2008) | Автор: Антон Ткаченко
Просмотров: 2161 | Комментарии: 2
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 1

1  
прикольно

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]