Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
лебедка на мотоцикле, motorcycle winch

                         Лебедка или,   OFF-ROAD COVID-19

Помните, как на Новый Год планировали летнюю поездку? Помните, как пили за реализацию мечты в 2020 году? Что, не пили за мечту? А-а-а  вот, как вирус пришел! Сначала вирус принимал, как телевизионный шум, в марте думал, потеплеет само пройдет,  в начале лета еще надеялся, что Россия откроет границы, на Печорский тракт готовился,  в августе… ну – Украина  это не Лихтенштейн и не Израиль, где только разогнался, уже тормози, страна закончилась.  А где в Украине остался off-road? Карпаты.  Вспомнил 90-е.  Тогда  на Яве некоторые места по два раза в Карпатах проезжал. Перевалы туда,  сюда. «Говорят»  в интернете есть сейчас дорога вдоль по хребту?  Ы-ы-ы?  Да нет там дорог везде, так местами, в 1993  году  так точно почти не было. Хм? Посмотрел интернет карты, сравнил со старым  генштабом, новых дорог много. Накинул в телефоне маршрут, надо проверить, что там есть, что изменилось.

Более 30 лет увлекаюсь  мототуризмом, и  ищу идеальный  мотоцикл, что бы на бездорожье «где - хош», и что бы на асфальте без труда хоть 800 км,  а то 1000км в день. Прошел, все советские мотоциклы, и  японскую четверку от 50 кубов до 850,  по кругу два раза. КТМ SX и Harley-Davidson не рассматриваю, это крайности не пригодные  или на асфальте или на бездорожье.  Экспериментировал с протекторами резины. Пневмо – колесами.  Пробовал передний привод разных конструкций.  Да, он помогает в грязи, но на подъеме, где почти вся масса ложиться на заднее колесо, он малоэффективен. К тому же передний привод сложный в изготовлении, добавляет весу мотоциклу и не 100% гарантирует прохождение препятствия.  Наматывал трос на резину колеса, фиксируя ее на колесе, специальными грунто - зацепами, смастерил электролебедку в 2 кг под фарой, да и чего только не перепробовал.  И вот,  наконец,  нашёл 100% средство преодоления любого, как мне казалось,  препятствия.  На Эверест, на любом мотоцикле, хоть на Харлее, только б мотор не заглох. Стоит копейки, весу полкилограмма, надежное, как автомат Калашникова, нигде не торчит, не требует никакого обслуживания, а главное – проще простого! Решено, еду в Карпаты испытывать свое детище!

В советские годы старались в Карпатах планировать маршрут подальше от границы, чтобы не бегать за справками и разрешениями на проезд приграничной зоны. По тому сейчас, «когда можно без справки» начинаю маршрут с  границы, где дорога проходит в 100 метрах от Польши. Средина Августа, жарко и пока сухо. С собой 40 кг груза – на неделю полной автономки, естественно полный бак бензина, а это 23 литра, связь, продукты, одежда.  Минимум запчастей, ведь моя  ямаха серов одна надёжность проверенная поколениями.

 

Только съехал с асфальта, сразу лужи. Ну что пора ставить свою «примочку», делающую из любого мотоцикла вездеход. Ладно, теперь несколько слов о « примочке». Вы неверно знаете, что на автомобилях есть три системы увеличения проходимости. Протектор и давление колеса,  передний привод, и когда уже совсем плохо лебёдка. Вы видели лебёдку на мотоцикле? А ведь она дает возможность проехать где угодно, где может только пройти человек.  Моя идея в том, что бы лебёдка работала  от двигателя мотоцикла и отключалась от заднего колеса. Зачем? Когда работает колесо и намотка троса одновременно, натяжение троса постоянно меняется и торос путается. Транспорт идет рывками. Трос,  который наматывается под постоянным натяжением, не создает никаких проблем при наматывании.

 

При этом скорость движения меньше, ведь барабан с тросом  меньше колеса, а сила тяги пропорционально больше. Ехал ты,  ехал, тут препятствие. Отключил заднее колесо, включил нейтральную передачу, размотал трос, сколько надо, зацепил трос за дерево, например, включил передачу, перетянул себя через препятствие,  подключил заднее колесо и поехал дальше. При этом: без разницы,  какой протектор и поверхность грунта. Любого двигателя хватает вытянуть мотоцикл, груз и тебя верхом на любую гору, хоть на дерево.  Тормоза не зависят от лебедки.  И главное! Если ты не смог пройти препятствие пешком  и закрепить трос, то не фиг тебе туда лезть вообще, как предохранитель, от необдуманного преодоления препятствия, и такое бывает.  Минус один, надо потратить несколько минут на отключение и подключение колеса, но  это лучше чем не пройти препятствие,  или объезжать его,  кто его знает сколько времени. Но это в теории, а что будет на практике? Вот за этим я и приехал в Карпаты!

          Поставив  лебедку,  мотоцикл еще и уменьшил скорость в полтора раза за счет большой звезды на 80 зубов, скорость 120 на ухабах мне не нужна. Теперь на первой передаче можно спокойно перебирать ногами, страхуя себя на неровностях. Дорога поползла вверх. Мотора на первой передаче хватает в любую горку.  

Общий характер  дороги такой: если дорога идёт по открытой местности – это еле заметная дорожка  в высокой траве, если дорога заходит в лес – это не высыхающие лужи и колея, но так сухо, что проблем на дорожной резине нет никаких.  Главный гребень хребта Карпат разделяет Закарпатскую и Львовскую области. Высота здесь около 1000 м над уровнем моря с вершинами до 1400м.  Ширина водораздела от нескольких  сантиметров до нескольких сот метров.  Часто,  можно не сходя с мотоцикла видеть оба склоны одновременно,  любуюсь и всматриваюсь в села лежащие, где-то внизу, всё, как на макете.

 

Каждые полчаса встречаю собирателей черники. Обязательно останавливаюсь и говорю,  здравствуйте, такой здесь обычай.  В ответ каждый тебе отвечает тем же. Когда-то подходили,  здоровались за руку и говорили, сейчас из-за коронно вируса все мельком и на дистанции.  Одна из  тетушек  попросила поделиться водой. Конечно да, здесь это само собой, ведь на хребте воды нет.  В  благодарность, мне  рассказывают, где набрать воды по дороге.

 

Под горой Старостина 1229м дорога переходит в тропу с торчащими камнями. Прохожу пешком около 100 метров на разведку. Местами ширина гребня и тропинки 20 сантиметров над обрывом, местами камни по колено. Внизу вижу, идет дорога, метров 300 от гребня. Хм? 20 сантиметров. Над обрывом? Но у меня лебедка! Внутри минутные прения. Риск должен быть оправданный! Это аксиома!   Решено еду в объезд через лес, там,   на 10 градусов прохладней и тенёк, а у  меня от солнца уже нос обгорел.

Дорога в лесу хоть постоянно,  то вниз, то вверх,  но работы для лебёдки нет, мотоцикл легко справляется с препятствиями.  Тут попадаю на широкую дорогу, которая опять выводит на гребень.  Кругом кучи людей и транспорта в виде китайских тракторов и мотоциклов. Все собирают чернику. Пытаюсь поговорить. Это у людей  единственный заработок в году. За  несколько недель работы по 16 часов в сутки можно заработать до 1000$, а потом целый год люди живут на  эти деньги.  Те,    у кого есть свой мотоцикл, сами сдают внизу урожай, так выгодней, те,  у кого транспорта нет,  приезжают сюда в кузове трактора, и собирают ягоду на «папу», для них, это тоже заработок.

 

Нахожу камень с водой, о котором говорили.  От него немного в сторону родник. Пью как верблюд впрок, а напиться не могу, вода вкусная, только зубы сводит, холодная, как лёд. Пытаюсь умыть лицо, больно!  Я  весь уже обгорел. В горах ультрафиолет особенно злой.

 

   На вершину  Нондаг  1303м  идет  две дороги, одна в лоб подъему, другая в объезд. Наверно пришло время проверить лебёдку, ведь якорь, что бы специально зацепится,  для этого у меня сделан. Иду в лоб. Уклон около       30%, легкая колея в не высокой траве. Решаю, где мотоцикл остановится, оттуда пойду дальше на лебедке. Но не тут, то было. Мотоцикл в пол газа лез вверх, пока не вышел на гору полностью. Температура под свечой 144 градуса, а это  меньше, чем на трасе при затяжных обгонах. У меня стоит электронный термометр, это единственный прибор на мотоцикле. Так же стоит вентилятор. Он эффективен, когда скорость меньше 20 км/ч.

 

На вершине Нондаг хорошо видно гору Пикуй 1408м. Это высшая точка здешних мест до не ещё 2,5 км по хребту, но кажется, что это совсем рядом, и можно достать рукой. В горах  много визуальных иллюзий.  Вот видно цель, а между ней и тобой непреодолимый обрыв,  или пропасть которою не видно, вроде пасмурно, а обгораешь за час, кажется,  вроде едешь в низ, а мотор еле тянет.

 

На вершине Пикуй куча туристов. В основном местное население с детьми. Несколько групп папаш объединившись в неприкасаемую касту, пьют водку. Их дети тоже перезнакомились  и,  рискуя жизнью,  лазят без присмотра по скалам на вершине. Жены,  ненавидя взглядом всех, пытаются вытянуть своих мужей с компании, приговаривая: «Нам еще вниз три часа идти, я тебя нести не буду». Я же уединившись, испытываю катарсис, всматриваясь вдаль, благодарю Бога, что живой и здоровый.  Хоть на последние деньги и на несколько дней, но опять вырвался из жизни в рай.

 

С вершины Пикуй еду по тропинке  на север. Если верить карте Open Topo Map установленной в телефоне, средний уклон 40%, длина спуска метров 600. Концентрация такая, что сейчас кроме спуска вспомнить не могу ничего. Движение медленное, но остановиться не могу, ровного участка ни сантиметра.  Иногда не понимал, это мотоцикл делает «вили» или я ещё еду на двух колесах.  Резина хоть дорожная, но из-за правильного давления – спереди 1, 2 сзади 1, 8  удерживала мотоцикл, на сухой, почти без камней земляной тропе в невысокой траве. Когда выехал на дорогу,  меня от напряжения покинули силы, а дрожь в руках, как у старца.

Дорога запрыгнула в лес,  уклон уменьшился, и начался слалом между деревьев, луж, и туристов идущих вверх. Каждый путник спрашивал, далеко ли до вершины Пикуй, от чего я со временем, запутался так, что начал, отвечать не помню, но далеко.

 

Помотавшись еще несколько часов по лесу, выехал на перевал дороги Львов Чоп, а оттуда в деревню Латирка, где опять мой путь вверх по гребню.  По карте дорогу вижу, вроде стою на ней, а дороги нет. Еду по траве с большим уклоном, пока не начинаю находить остатки дороги. Я знаю, что на карту можно полностью положиться,  и если дорога нарисована, значит, она есть. И точно, только начался лес появилась… нет не дорога – промоина. Оставив мотоцикл,  иду пешком в разведку. Уклон 30-35%, иногда напоминающий промытый водой окоп. Но через полкилометра этот окоп еще  и завален упавшими деревьями и так почти  километр.  Пройдя два  километра за 2 часа,  понимаю, здесь не пройти и с лебедкой. Нужно бензопилой пропиливать дорогу с месяц.  Пришлось возвратиться.  Вывод:  против бурелома лебёдка не поможет.

Возвратившись в деревню, мне рассказали, что дорогу смыло боле 10 лет назад, и туда даже на лошадях не ездят из-за бурелома. Еду в объезд,  через Верецкий перевал.  Внизу села живут своей жизнью. Воскресенье. Люди идут с церкви. Все женщины обязательно  в платках, без разбору на возраст или статус, профессию, или состоятельность.

Закрыто всё, от мастерской до рынка. В воскресенье, можно купить продукты и только.  Спросите почему? На западной Украине не просто христианство, а ортодоксальное христианство, независимо от четырех концессий. В обществе церковь это не второе,  а скорей первое государство, где в церковной общине, совместно решают за кого голосовать на выборах, или  банально  - жениться   Ванне на Маше или Тане. Может,  я немного утрирую, но суть приблизительно такая.

 И никакая советская власть не смогла с этим ничего сделать, скорей наоборот, закалила эту ортодоксальность, ведь настоящая вера это скрытость от  большинства и гонение от власти. Сегодня христианство одна из дисциплин в школе. Отказаться можно, но это все равно, что при советской власти заявить в школе, что ты верующий. 



Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: pm (29.12.2020) | Автор: роман мартынюк
Просмотров: 77 | Комментарии: 2 | Теги: мото лебедка
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 2

2   Материал
Присоединяюсь к предыдущему комету и вправду интересно, тем более на Майские 2015 в компании эндуристов прокатили по всему Карпатскому хребту от польской границы, практически до границ Румынии.
Вершины и спуски попадались иногда такие крутые, что заезжало 2-3 рейдера на КТМ-ЕХС из десятка мототуристов, а остальные шли траверсом после 1-2 "курвы".
Одно смущает, Роман, резина на твоем байке... sad
У нас у всех стояла исключительно "злая", типа Митас-С-02 или Митас-754, а на перед Митас-С-19.
Но, правда, лебедки на наших эндуро точно не было. smile
P.S.
Интересно было бы посмотреть трек твоего пути, насколько он отличается на нашего путешествия. Тем более с тех пор в Карпатах ездим каждый год вместе с местными эндуристами из закарпатского городка Великий Бычков, подымались на вершины: Петрос, Поп-Иван, Дземброня, спускались с хребта к озеру Несамовыте на 1750 м.

1   Материал
Очень интересно, виды шикарные, но я так и не понял как происходит отключение заднего колеса (выкручиванием 6-ти болтов?) и переключение с большой тяговой звезды на скоростную, цепь должна соответственно удлиняться.
Как вся эта система работает, по прошествии времени когда скоростная звезда уже изношена, гребни звезды не загибает?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]